УИД 28RS0009-01-2019-000195-34
Дело № 33АП-2114/2019 Судья первой инстанции
Докладчик Бережнова Н.Д. Плотников Р.Н.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
31 мая 2019 г. г. Благовещенск
Судебная коллегия по гражданским делам Амурского областного суда в составе
председательствующего Бережновой Н.Д.,
судей Абрамовой С.А., Будковой Т.Н.,
при секретаре Филоненко П.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Ивановского района Амурской области, действующего в интересах Мехдиевой Аиды Тахировны, к администрации Ивановского района Амурской области о предоставлении жилого помещения,
по апелляционной жалобе администрации Ивановского района Амурской области на решение Ивановского районного суда Амурской области от 25 марта 2019 г.
Заслушав доклад судьи Бережновой Н.Д., пояснения прокурора Дегтяренко А.А., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Ивановского района Амурской области в интересах Мехдиевой А.Т. обратился в суд с иском к администрации Ивановского района Амурской области, указав, что Мехдиева А.Т., ДД.ММ.ГГГГ рождения, является лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Мать – Ф.И.О.7, отец – Ф.И.О.8 на основании решений Ивановского районного суда от 13 июля 2009 г., 16 июля 2010 г. соответственно, лишены родительских прав. Уведомлением Министерства социальной защиты населения Амурской области от 28 декабря 2018 г. подтвержден факт, включения Мехдиевой А.Т. в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, подлежащих обеспечению жилыми помещениями. До настоящего времени жилое помещение Мехдиевой А.Т. не предоставлено.
Прокурор требовал обязать администрацию Ивановского района предоставить Мехдиевой А.Т., благоустроенное применительно к условиям соответствующего населенного пункта жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений в соответствии с нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, установленной органами местного самоуправления на территории с. Ивановка Ивановского района Амурской области, площадью не менее 33 кв.м.
Представитель ответчика - администрации Ивановского района Амурской области Чернова С.Ю. в письменном отзыве и пояснениях в судебном заседании иск не признала. Указывала, что администрация Ивановского района Амурской области в пределах предоставленного финансирования предпринимает все усилия для обеспечения жильем лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жильем на территории Ивановского района. В то же время, принятие решения об удовлетворении иска в отсутствие надлежащего финансирования из средств областного бюджета не повлечет обеспечение жилым помещением Мехдиновой А.Т.
Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание суда первой инстанции не явились.
Решением Ивановского районного суда Амурской области от 25 марта 2019 г. иск удовлетворён. Постановлено обязать администрацию Ивановского района Амурской области предоставить Мехдиевой А.Т. по месту ее жительства на территории села Ивановка Ивановского района Амурской области по договору найма специализированного жилого помещения благоустроенное применительно к условиям данного населенного пункта жилое помещение специализированного жилищного фонда, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, установленной органами местного самоуправления, не менее 33 кв.м.
В апелляционной жалобе представитель ответчика - администрации Ивановского района Амурской области Чернова С.Ю. ставит вопрос об отмене состоявшегося по делу решения, принятии нового постановления об отказе в удовлетворении заявленного иска. Не оспаривает право Мехдиевой А.Т. на обеспечение жилым помещением как лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Считает, что в соответствии с положениями Бюджетного кодекса Российской Федерации в отсутствие соответствующего финансирования из средств областного бюджета, на администрацию Ивановского района не может быть возложена обязанность по предоставлению Мехдиевой А.Т. жилого помещения. Также указывает на наличие неисполненных судебных решений по аналогичным делам.
Письменных возражений на апелляционную жалобу не поступило.
В суде апелляционной инстанции прокурор считал оспариваемое решение суда законным и обоснованным.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о дне рассмотрения дела извещены, поэтому на основании ст. 167 ГПК РФ судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Проверив законность и обоснованность решения в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия пришла к следующему.
Как установлено судом первой инстанции, Мехдиева А.Т.. ДД.ММ.ГГГГ. рождения, относится к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей. Постановлением Главы администрации Ивановского сельсовета от 19 июля 2010 г. № Мехдиева А.Т. поставлена на очередь на внеочередное получение жилья. Уведомлением Министерства социальной защиты населения Амурской области от 28 декабря 2018 г. подтверждается, что Мехдиева А.Т. включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, подлежащих обеспечению жилыми помещениями на территории Ивановского района по дате постановки на регистрационный учет в органе местного самоуправления в качестве нуждающейся в жилом помещении – 19 июля 2010 г. До настоящего времени жилое помещение Мехдиевой А.Т. не предоставлено.
Разрешая спор и удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции дал верное системное толкование нормам права, регулирующим вопросы обеспечения жильем детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, пришел к выводам о том, что у ответчика имеется обязанность по предоставлению истцу жилого помещения.
Оснований не согласиться с указанными выводами суда у судебной коллегии нет.
В соответствии с ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
В соответствии с п. 8 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации.
Отношения, связанные с предоставлением детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений специализированного жилищного фонда, на территории Амурской области урегулированы Законом Амурской области от 11.04.2005 г. № 472-ОЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
Рассматриваемой категории граждан в соответствии с ч. 1 ст. 4 Закона Амурской области от 11.04.2005 г. № 472-ОЗ однократно предоставляются органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов области за счет средств областного бюджета благоустроенные применительно к условиям соответствующего населенного пункта жилые помещения (жилые дома, квартиры) специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений в соответствии с нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, установленной органами местного самоуправления, с учетом положений федерального законодательства.
Органы местного самоуправления наделяются на неограниченный срок государственными полномочиями по предоставлению детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых ими жилых помещениях признается невозможным, за счет средств областного бюджета благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта жилых помещений (жилых домов, квартир) специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений в соответствии с нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, установленной органами местного самоуправления (п. 4 ч.1 ст. 5 Закона от 11.04.2005 г. № 472-ОЗ).
Решением Совета народных депутатов Ивановского района от 19.04.2011 г. установлена норма предоставления площади жилого помещения для предоставления жилых помещений по договорам социального найма в размере 33 кв. метров.
Учитывая изложенное, выводы суда первой инстанции соответствуют фактической и правовой стороне дела.
Доводы апелляционной жалобы об отсутствии достаточного финансирования из областного бюджета для реализации полномочий по предоставлению жилых помещений лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не могут явиться основанием для отмены постановленного по делу решения, отказа в иске, поскольку не могут отменить социальных гарантий на указанной категории лиц на обеспечение жилым помещением.
Ссылка в апелляционной жалобе на наличие постановленных в отношении администрации Ивановского района Амурской области и неисполненных решений о предоставлении жилых помещений лицам, относящимся к названной категории граждан, также не влияет на правильность выводов суда первой инстанции, поскольку наличие у администрации неисполненных обязательств не может умолять право Мехдиевой А.Т. на предоставление жилого помещения.
С учетом изложенного, оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы судебная коллегия не усматривает.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Ивановского районного суда Амурской области от 25 марта 2019 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации Ивановского района Амурской области - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий
Судьи
УИД 28RS0009-01-2019-000195-34
Дело № 33АП-2114/2019 Судья первой инстанции
Докладчик Бережнова Н.Д. Плотников Р.Н.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
31 мая 2019 г. г. Благовещенск
Судебная коллегия по гражданским делам Амурского областного суда в составе
председательствующего Бережновой Н.Д.,
судей Абрамовой С.А., Будковой Т.Н.,
при секретаре Филоненко П.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Ивановского района Амурской области, действующего в интересах Мехдиевой Аиды Тахировны, к администрации Ивановского района Амурской области о предоставлении жилого помещения,
по апелляционной жалобе администрации Ивановского района Амурской области на решение Ивановского районного суда Амурской области от 25 марта 2019 г.
Заслушав доклад судьи Бережновой Н.Д., пояснения прокурора Дегтяренко А.А., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Ивановского района Амурской области в интересах Мехдиевой А.Т. обратился в суд с иском к администрации Ивановского района Амурской области, указав, что Мехдиева А.Т., ДД.ММ.ГГГГ рождения, является лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Мать – Ф.И.О.7, отец – Ф.И.О.8 на основании решений Ивановского районного суда от 13 июля 2009 г., 16 июля 2010 г. соответственно, лишены родительских прав. Уведомлением Министерства социальной защиты населения Амурской области от 28 декабря 2018 г. подтвержден факт, включения Мехдиевой А.Т. в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, подлежащих обеспечению жилыми помещениями. До настоящего времени жилое помещение Мехдиевой А.Т. не предоставлено.
Прокурор требовал обязать администрацию Ивановского района предоставить Мехдиевой А.Т., благоустроенное применительно к условиям соответствующего населенного пункта жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений в соответствии с нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, установленной органами местного самоуправления на территории с. Ивановка Ивановского района Амурской области, площадью не менее 33 кв.м.
Представитель ответчика - администрации Ивановского района Амурской области Чернова С.Ю. в письменном отзыве и пояснениях в судебном заседании иск не признала. Указывала, что администрация Ивановского района Амурской области в пределах предоставленного финансирования предпринимает все усилия для обеспечения жильем лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жильем на территории Ивановского района. В то же время, принятие решения об удовлетворении иска в отсутствие надлежащего финансирования из средств областного бюджета не повлечет обеспечение жилым помещением Мехдиновой А.Т.
Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание суда первой инстанции не явились.
Решением Ивановского районного суда Амурской области от 25 марта 2019 г. иск удовлетворён. Постановлено обязать администрацию Ивановского района Амурской области предоставить Мехдиевой А.Т. по месту ее жительства на территории села Ивановка Ивановского района Амурской области по договору найма специализированного жилого помещения благоустроенное применительно к условиям данного населенного пункта жилое помещение специализированного жилищного фонда, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, установленной органами местного самоуправления, не менее 33 кв.м.
В апелляционной жалобе представитель ответчика - администрации Ивановского района Амурской области Чернова С.Ю. ставит вопрос об отмене состоявшегося по делу решения, принятии нового постановления об отказе в удовлетворении заявленного иска. Не оспаривает право Мехдиевой А.Т. на обеспечение жилым помещением как лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Считает, что в соответствии с положениями Бюджетного кодекса Российской Федерации в отсутствие соответствующего финансирования из средств областного бюджета, на администрацию Ивановского района не может быть возложена обязанность по предоставлению Мехдиевой А.Т. жилого помещения. Также указывает на наличие неисполненных судебных решений по аналогичным делам.
Письменных возражений на апелляционную жалобу не поступило.
В суде апелляционной инстанции прокурор считал оспариваемое решение суда законным и обоснованным.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о дне рассмотрения дела извещены, поэтому на основании ст. 167 ГПК РФ судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Проверив законность и обоснованность решения в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия пришла к следующему.
Как установлено судом первой инстанции, Мехдиева А.Т.. ДД.ММ.ГГГГ. рождения, относится к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей. Постановлением Главы администрации Ивановского сельсовета от 19 июля 2010 г. № Мехдиева А.Т. поставлена на очередь на внеочередное получение жилья. Уведомлением Министерства социальной защиты населения Амурской области от 28 декабря 2018 г. подтверждается, что Мехдиева А.Т. включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, подлежащих обеспечению жилыми помещениями на территории Ивановского района по дате постановки на регистрационный учет в органе местного самоуправления в качестве нуждающейся в жилом помещении – 19 июля 2010 г. До настоящего времени жилое помещение Мехдиевой А.Т. не предоставлено.
Разрешая спор и удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции дал верное системное толкование нормам права, регулирующим вопросы обеспечения жильем детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, пришел к выводам о том, что у ответчика имеется обязанность по предоставлению истцу жилого помещения.
Оснований не согласиться с указанными выводами суда у судебной коллегии нет.
В соответствии с ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
В соответствии с п. 8 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации.
Отношения, связанные с предоставлением детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений специализированного жилищного фонда, на территории Амурской области урегулированы Законом Амурской области от 11.04.2005 г. № 472-ОЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
Рассматриваемой категории граждан в соответствии с ч. 1 ст. 4 Закона Амурской области от 11.04.2005 г. № 472-ОЗ однократно предоставляются органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов области за счет средств областного бюджета благоустроенные применительно к условиям соответствующего населенного пункта жилые помещения (жилые дома, квартиры) специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений в соответствии с нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, установленной органами местного самоуправления, с учетом положений федерального законодательства.
Органы местного самоуправления наделяются на неограниченный срок государственными полномочиями по предоставлению детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых ими жилых помещениях признается невозможным, за счет средств областного бюджета благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта жилых помещений (жилых домов, квартир) специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений в соответствии с нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, установленной органами местного самоуправления (п. 4 ч.1 ст. 5 Закона от 11.04.2005 г. № 472-ОЗ).
Решением Совета народных депутатов Ивановского района от 19.04.2011 г. установлена норма предоставления площади жилого помещения для предоставления жилых помещений по договорам социального найма в размере 33 кв. метров.
Учитывая изложенное, выводы суда первой инстанции соответствуют фактической и правовой стороне дела.
Доводы апелляционной жалобы об отсутствии достаточного финансирования из областного бюджета для реализации полномочий по предоставлению жилых помещений лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не могут явиться основанием для отмены постановленного по делу решения, отказа в иске, поскольку не могут отменить социальных гарантий на указанной категории лиц на обеспечение жилым помещением.
Ссылка в апелляционной жалобе на наличие постановленных в отношении администрации Ивановского района Амурской области и неисполненных решений о предоставлении жилых помещений лицам, относящимся к названной категории граждан, также не влияет на правильность выводов суда первой инстанции, поскольку наличие у администрации неисполненных обязательств не может умолять право Мехдиевой А.Т. на предоставление жилого помещения.
С учетом изложенного, оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы судебная коллегия не усматривает.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Ивановского районного суда Амурской области от 25 марта 2019 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации Ивановского района Амурской области - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий
Судьи