РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
16 апреля 2021 года г.о. Самара
Советский районный суд г. Самары в составе:
председательствующего судьи Смоловой Е.К.,
при секретаре судебного заседания Зиминой Д.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело №2а-572/21 по административному иску Рудаковой А.В. к ИФНС России по Советскому району г.Самары о признании задолжности безнадежной ко взысканию,
установил:
Рудакова А.В. обратилась в суд с административным иском, в котором указала, что согласно справке № от ДД.ММ.ГГГГ о состоянии расчетов по налогам, сборам, страховым взносам, пеням, штрафам, процентам физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, за ней числится долг по уплате транспортного налога с физических лиц в размере <данные изъяты>., а также пени в размере <данные изъяты>. В ДД.ММ.ГГГГ находясь в гражданском браке с ФИО4, для семейного пользования был приобретен автомобиль <данные изъяты>, позднее в ДД.ММ.ГГГГ продан, был приобретен автомобиль <данные изъяты>. Оба автомобиля приобретены на имя Рудаковой А.В., однако их содержание, в том числе и транспортный налог, оплачивал супруг, как единственный работающий член семьи. Рудакова А.В. в тот период находилась в декретном отпуске по уходу за детьми и получала только государственное пособие на детей. В ДД.ММ.ГГГГ году ФИО4 был арестован и впоследствии осужден. Согласно постановлению от ДД.ММ.ГГГГ автомобиль <данные изъяты> на длительный срок был изъят в качестве улики, так как он находился в его пользовании. ДД.ММ.ГГГГ Рудаковой А.В. был продан автомобиль <данные изъяты> тогда же ею была оформлена на покупателя доверенность, он должен был переоформить автомобиль на свое имя, однако этого не сделал. Автомобиль <данные изъяты> после передачи Рудаковой А.В. изъятого в ДД.ММ.ГГГГ году, был продан ДД.ММ.ГГГГ, чтобы погасить образовавшиеся после супруга задолжности. О наличии задолжности административный истец узнала в ДД.ММ.ГГГГ году, зайдя на сайт «Госуслуги». В течение нескольких предыдущих лет никаких извещений, требований от ИФНС и судебных повесток она не получала, кроме того, считает, что бездействие сотрудников ИФНС нарушает ее права начислением пени на просроченную задолжность до настоящего времени. Считает, что в настоящий момент налоговым органом утрачена возможность взыскания задолжности в судебном порядке в связи с истечением сроков для взыскнаия налогов и пени и непринятием мер для взыскания. ДД.ММ.ГГГГ ею было подано заявление в ИФНС России по Советскому району г.Самары с прошением о признании невозможной к взысканию недоимки и задолжности по пеням, штрафам, процентам в связи с истечением установленного срока их взыскания и списании указанной суммы недоимки и задолжности по пени с ее лицевого счета, на что получила отказ и предложение обраиться в суд. Административный истец просит: 1) признать задолжность Рудаковой А.В. по уплате транспортного налога с физических лиц в размере <данные изъяты>., а также пени в размере <данные изъяты>. безнадежной к взысканию и обязанности по уплате прекращенной; 2) обязать ИФНС России по Советскому району г.Самары списать указанную сумму недоимки и задолжности по пени с лицевого счета Рудаковой А.В.; 3) взыскать с ответчика госпошлину в размере <данные изъяты>.
В судебном заседании административный истец заявленные требования поддержала в полном объеме.
Представитель административного ответчика по доверенности ФИО5 просила в удовлетворении иска отказать как в необоснованном, ссылаясь на основания, изложенные в письменном отзыве.
Заинтересованные лица МОСП по ИНП по г.Самаре, ИФНС России по Железнодорожному району г.Самары о слушании дела извещены надлежаще, представителей в судебное заседание не направили, отзыва не представили.
Выслушав явившихся участников процесса, изучив материалы дела, суд пришел к выводу об отказе в удовлетворении административного иска по следующим основаниям.
Согласно ч.1 ст.59 НК РФ безнадежными к взысканию признаются недоимка, задолженность по пеням и штрафам, числящиеся за отдельными налогоплательщиками, плательщиками сборов, плательщиками страховых взносов и налоговыми агентами, уплата и (или) взыскание которых оказались невозможными вслучаях:
1) ликвидации организации в соответствии с законодательством Российской Федерации или законодательством иностранного государства, исключения юридического лица из Единого государственного реестра юридических лиц по решению регистрирующего органа в случае вынесения судебным приставом-исполнителем постановления об окончании исполнительного производства в связи с возвратом взыскателю исполнительного документа по основаниям, предусмотренным пунктом 3 или 4 части 1 статьи 46 Федерального закона от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве", - в части недоимки, задолженности по пеням и штрафам, не погашенных по причине недостаточности имущества организации и (или) невозможности их погашения учредителями (участниками) указанной организации в пределах и порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации;
(в ред. Федеральных законов от 03.07.2016 N 240-ФЗ, от 30.11.2016 N 401-ФЗ, от 29.07.2018 N 232-ФЗ)
2) признания банкротом индивидуального предпринимателя в соответствии с Федеральным законом от 26 октября 2002 года N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" - в части недоимки, задолженности по пеням и штрафам, не погашенных по причине недостаточности имущества должника;
2.1) признания банкротом гражданина в соответствии с Федеральным законом от 26 октября 2002 года N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" - в части недоимки, задолженности по пеням и штрафам, не погашенных по итогам завершения расчетов с кредиторами в соответствии с указанным Федеральным законом;
3) смерти физического лица или объявления его умершим в порядке, установленном гражданским процессуальным законодательствомРоссийской Федерации, - по всем налогам, сборам, страховым взносам, а в части налогов, указанных в пункте 3 статьи 14 и статье 15 настоящего Кодекса, - в размере, превышающем стоимость его наследственного имущества, в том числе в случае перехода наследства в собственность Российской Федерации;
4) принятия судом акта, в соответствии с которым налоговый орган утрачивает возможность взыскания недоимки, задолженности по пеням и штрафам в связи с истечением установленного срока их взыскания, в том числе вынесения им определения об отказе в восстановлении пропущенного срока подачи заявления в суд о взыскании недоимки, задолженности по пеням и штрафам;
4.1) вынесения судебным приставом-исполнителем постановления об окончании исполнительного производства при возврате взыскателю исполнительного документа по основаниям, предусмотренным пунктами 3 и 4 части 1 статьи 46 Федерального закона от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве", если с даты образования недоимки и (или) задолженности по пеням и штрафам, размер которых не превышает размера требований к должнику, установленного законодательством Российской Федерации о несостоятельности (банкротстве) для возбуждения производства по делу о банкротстве, прошло более пяти лет;
4.2) снятия с учета в налоговом органе иностранной организации в соответствии с пунктом 5.5 статьи 84 настоящего Кодекса;
4.3) принятия судом акта о возвращении заявления о признании должника банкротом или прекращении производства по делу о банкротстве в связи с отсутствием средств, достаточных для возмещения судебных расходов на проведение процедур, применяемых в деле о банкротстве;
5) в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
1.1. В случае постановки иностранной организации на учет в соответствии с пунктом 4.6 статьи 83 настоящего Кодекса после снятия ее с учета в налоговом органе в соответствии с пунктом 5.5 статьи 84 настоящего Кодекса суммы недоимки по налогу на добавленную стоимость, задолженности по пеням и штрафам, признанных безнадежными к взысканию на основании подпункта 4.2 пункта 1 настоящей статьи, восстанавливаются и подлежат уплате в срок, предусмотренный пунктом 11 статьи 174.2 настоящего Кодекса.
2. Органами, в компетенцию которых входит принятие решения о признании недоимки, задолженности по пеням и штрафам безнадежными к взысканию и их списании, являются:
1) налоговые органы (за исключением случая, предусмотренного подпунктом 3 настоящего пункта);
2) утратил силу. - Федеральный закон от 29.09.2019 N 325-ФЗ;
3) таможенные органы, определяемые федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела, - по налогам, пеням, штрафам, подлежащим уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза.
3. Законами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований могут быть установлены дополнительные основания признания безнадежными к взысканию недоимки по региональным и местным налогам, задолженности по пеням и штрафам по этим налогам.
4. Суммы налогов, сборов, страховых взносов, пеней и штрафов, списанные со счетов налогоплательщиков, плательщиков сборов, плательщиков страховых взносов, налоговых агентов в банках, но не перечисленные в бюджетную систему Российской Федерации, признаются безнадежными к взысканию и списываются в соответствии с настоящей статьей в случае, если на момент принятия решения о признании указанных сумм безнадежными к взысканию и их списании соответствующие банки ликвидированы.
5. Порядок списания недоимки и задолженности по пеням и штрафам, признанных безнадежными к взысканию, а также перечень документов, подтверждающих обстоятельства, предусмотренные пунктом 1 настоящей статьи, утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела (в части налогов, пеней, штрафов, подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза).
6. Правила, предусмотренные настоящей статьей, применяются также при списании безнадежной задолженности по процентам, предусмотренным главой 9, а также статьей 176.1 настоящего Кодекса.
Согласно пункту 1 статьи 44 Налогового кодекса Российской Федерации обязанность по уплате налога или сбора возникает, изменяется и прекращается при наличии оснований, установленных настоящим Кодексом или иным актом законодательства о налогах и сборах.
Как следует из подпункта 5 пункта 3 статьи 44 указанного Кодекса, обязанность по уплате налога и (или) сбора прекращается с возникновением иных обстоятельств, с которыми законодательство о налогах и сборах связывает прекращение обязанности по уплате соответствующего налога или сбора.
В соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 59 Налогового Кодекса Российской Федерации безнадежными к взысканию признаются недоимка, задолженность по пеням и штрафам, числящиеся за отдельными налогоплательщиками, плательщиками сборов, плательщиками страховых взносов и налоговыми агентами, уплата и (или) взыскание которых оказались невозможными в случае принятия судом акта, в соответствии с которым налоговый орган утрачивает возможность взыскания недоимки, задолженности по пеням и штрафам в связи с истечением установленного срока их взыскания, в том числе вынесения им определения об отказе в восстановлении пропущенного срока подачи заявления в суд о взыскании недоимки, задолженности по пеням и штрафам.
Исходя из толкования приведенного выше подпункта 4 пункта 1 статьи 59 Налогового кодекса Российской Федерации, инициировать судебное разбирательство о признании задолженности по налогу безнадежной к взысканию вправе не только налоговый орган, но и налогоплательщик, в том числе путем подачи в суд заявления о признании сумм, возможность принудительного взыскания которых утрачена, безнадежными к взысканию. Такое заявление подлежит рассмотрению в соответствии с требованиями КАС РФ.
Правильность такого толкования подтверждена и выводом Конституционного Суда Российской Федерации, содержащимся в Определении от 26 мая 2016 года № 1150-О, о том, что налоговое законоположение не ограничивает перечень субъектов, имеющих право инициировать судебное разбирательство о признании задолженности по налогу безнадежной к взысканию; норма подпункта 4 пункта 1 статьи 59 Налогового кодекса Российской Федерации не содержит каких-либо непреодолимых препятствий в реализации возможности признания сумм налога, пени и штрафа безнадежными к взысканию - по инициативе как налогового органа, так и налогоплательщика.
В соответствии с пунктом 11 статьи 226 КАС РФ на административного истца возлагается обязанность доказывания того обстоятельства, нарушены ли его права, свободы и законные интересы оспариваемым решением, действием (бездействием) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями.
Заявляя административный иск, Рудакова А.В. ссылалась на то, что ей не было известно о наличии задолжности. Также административный истец ссылается на то, что согласно справке № от ДД.ММ.ГГГГ о состоянии расчетов по налогам и сборам за Рудаковой А.В. числится задолжность по уплате транспортного налога в размере <данные изъяты>., пени <данные изъяты>. Постановлением от ДД.ММ.ГГГГ транспортное средство <данные изъяты> было изъято в качестве улики. ДД.ММ.ГГГГ продано транспортное средство <данные изъяты> 163, однако, новый собственник не оформил право собственности на данное транспортное средство в соответствии с действующим законодательством РФ.
Данные доводы, по убеждению суда, не могут быть приняты во внимание по следующим основаниям.
Истцом не представлены справка о нахождении ТС <данные изъяты> в угоне. Представлен договор купли-продажи ТС <данные изъяты>. Однако, согласно данных запросов № и № от ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты> был зарегистрирован на ФИО6, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время, <данные изъяты> зарегистрирована на ФИО6 с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ переоформлена на ФИО7, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
Так, справка о состоянии расчетов по налогам и сборам, страховым взносам, пени, штрафам, процентам по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ № является документом, фиксирующим сальдо по налогу и пени на определенную дату.
Сведения, содержащиеся в справке о состоянии расчетов по налогам и сборам, страховым взносам, пени, штрафам, процентам должны подтверждаться первичными документами: налоговыми уведомлениями, требованиями, решениями о взыскании недоимки по ст.48 НК РФ, судебными приказами, решениями суда о взыскании недоимки и постановлениями о возбуждении исполнительного производства.
Материалами дела подтверждается, что административным истцом требования заявлены необоснованно.
В отношении административного истца ИФНС России по Советскому району г.Самары с ДД.ММ.ГГГГ года были сформированы и направлены в адрес налогоплательщика следующие меры взыскания:
- ДД.ММ.ГГГГ год: налоговое уведомление № от ДД.ММ.ГГГГ/налоговое требование № от ДД.ММ.ГГГГ – срок добровольного исполнении требования до ДД.ММ.ГГГГ, срок для обращения в суд с заявлением о выдаче судебного приказа до ДД.ММ.ГГГГ;
- ДД.ММ.ГГГГ год: налоговое уведомление № от ДД.ММ.ГГГГ/требование № от ДД.ММ.ГГГГ. ДД.ММ.ГГГГ взыскана сумма <данные изъяты>., <данные изъяты>., <данные изъяты>. Судебный приказ № от ДД.ММ.ГГГГ, выданный мировым судьей судебного участка №, определение об отмене судебного приказа от ДД.ММ.ГГГГ. Недоимка взыскана в полном объеме;
- ДД.ММ.ГГГГ год: налоговое уведомление № от ДД.ММ.ГГГГ/требование № от ДД.ММ.ГГГГ. судебный приказ № от ДД.ММ.ГГГГ, выданный мировым судьей судебного участка №. Возбуждено исполнительное производство ДД.ММ.ГГГГ №-ИП;
- ДД.ММ.ГГГГ год: налоговое уведомление № от ДД.ММ.ГГГГ/требование № от ДД.ММ.ГГГГ. Судебный приказ № от ДД.ММ.ГГГГ, выдан мировым судьей судебного участка №. Возбуждено исполнительное производство ДД.ММ.ГГГГ №-ИП;
- ДД.ММ.ГГГГ год: налоговое уведомление № от ДД.ММ.ГГГГ/№ от ДД.ММ.ГГГГ. Судебный приказ № от ДД.ММ.ГГГГ, выдан мировым судьей судебного участка №. Возбуждено исполнительное производство ДД.ММ.ГГГГ №-ИП;
- ДД.ММ.ГГГГ года: налоговое уведомление № от ДД.ММ.ГГГГ. Судебный приказ № от ДД.ММ.ГГГГ, выдан мировым судьей судебного участка №. Возбуждено исполнительное производство ДД.ММ.ГГГГ, №-ИП, производство окончено.
Согласно п.1 ст.45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по оплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.
Основания прекращения обязанности по уплате налога и сбора установлены ст.44 НК РФ.
В данном случае административный истец не доказал факт наличия пропуска срока налоговой инспекцией на взыскание транспортного налога в соответствии с требованиями статей 48, 69, 70 НК РФ со ссылкой на первичные документы образования недоимки.
Материалами дела достоверно подтверждается, что сроки, установленные НК РФ, соблюдены, возбуждены исполнительные производства, которые до настоящего времени не окончены, не приостановлены.
Учитывая, что предусмотренные законодательно основания для признания задолжности безнадежной к взысканию отсутствуют, административный иск удовлетворению не подлежит в полном объеме.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.175-180 КАС РФ, суд
решил:
Административный иск Рудаковой А.В. к ИФНС России по Советскому району г.Самары о признании задолжности безнадежной ко взысканию оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Самарский областной суд через Советский районный суд г. Самара в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Решение в окончательной форме принято 30.04.2021г.
Судья: