Дело № 2-3052 (2014г.)
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г.Пермь 01 октября 2014 года
Мотовилихинский районный суд г.Перми в составе:
председательствующего судьи Нигаметзяновой О.В.
при секретаре Поповой Т.В.
с участием представителя истца Мартемьянова А.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Даниловой Г.С. к Департаменту земельных отношений администрации г.Перми о признании отказа незаконным и возложении обязанности предоставить земельный участок в аренду
У С Т А Н О В И Л :
Данилова Г.С. (далее – истица) обратилась в суд с исковыми требованиями к Департаменту земельных отношений администрации г.Перми (далее – Департамент) о признании отказа незаконным и возложении обязанности предоставить земельный участок в аренду.
В исковом заявлении истица предъявленные исковые требования обосновала тем, что 19.05.2014 года она обратилась в Департамент с заявлением о предоставлении ей в аренду земельного участка, расположенного по адресу <адрес>, для индивидуального жилищного строительства. Полагает, что имеет право на первоочередное получение земельного участка для индивидуального жилищного строительства, поскольку является инвалидом второй группы, является нуждающейся в улучшении жилищных условий. В квартире, расположенной по адресу: <адрес>, проживает два человека, общая площадь квартиры составляет <данные изъяты> кв.м., а жилая – <данные изъяты> кв.м., на долю каждого проживающего в указанной квартире приходится <данные изъяты> кв.м., а потому нуждается в улучшении жилищных условий. Письмом Департамента от 16.06.2014 года № истице было отказано в предоставлении земельного участка. Истица считает доводы Департамента по отказу необоснованными, незаконными, противоречащими действующему законодательству РФ.
Просит суд признать незаконными действия Департамента земельных отношений администрации г.Перми по отказу в предоставлении в аренду земельного участка Даниловой Г.С. Обязать Департамент земельных отношений администрации г.Перми заключить договор аренды земельного участка, расположенного по адресу <адрес>, с Даниловой Г.С., сроком на 10 лет.
Определением Мотовилихинского районного суда г.Перми от 27.08.2014 года к участию в деле в качестве 3-го лица без самостоятельных исковых требований на стороне ответчика было привлечено Управление жилищных отношений администрации г.Перми (л.д.55).
Истица Данилова Г.С. в судебное заседание не явилась, извещалась надлежащим образом, представила заявление с просьбой рассмотреть дело в ее отсутствие.
Представитель истицы Мартемьянов А.В., действующий на основании доверенности (л.д.16), в судебном заседании на удовлетворении заявленных исковых требований настаивал в полном объеме, подтвердив доводы, изложенные в исковом заявлении.
Представитель ответчика в судебное заседание не явился, просил о рассмотрении дела в его отсутствие.
Согласно ранее представленному отзыву на иск, с требованиями истицы не согласны, свою позицию обосновывают тем, что на сегодняшний день земельное законодательство не содержит специального порядка предоставления инвалидам земельных участков для индивидуального жилищного строительства, истцом не представлено доказательств нуждаемости в улучшении жилищных условий, исходя из критериев, установленных ст. 51 ЖК РФ. Таким образом, нормы ст.17 Федерального закона от 24.11.1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», применимы быть не могут (л.д. 35-37).
Представитель третьего лица в судебное заседание не явился, просил о рассмотрении дела в его отсутствие, указав, что с Даниловой Г.С. заключен договор социального найма жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>.
Выслушав представителя истицы, исследовав материалы дела, суд считает, что заявленные исковые требования подлежат удовлетворению частично в силу следующего.
Судом по делу установлены следующие юридически значимые обстоятельства:
Истица Данилова Г.С. является инвалидом <данные изъяты> группы бессрочно, что подтверждено справкой МСЭ-2006 № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.10, 10-оборот);
На основании договора социального найма № от ДД.ММ.ГГГГ года, заключенного с Даниловой Г.С., последней передано во владение и пользование находящееся в муниципальной собственности жилое помещение, представляющее собой комнату в двухкомнатной квартире, общей площадью <данные изъяты> кв.м., в том числе жилой площадью <данные изъяты> кв.м., расположенное по адресу: <адрес>. совместно с нанимателем вселен и зарегистрирован Д.И.И., ДД.ММ.ГГГГ года рождения (муж);
По сведениям Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю от ДД.ММ.ГГГГ года, объекты недвижимого имущества в собственности истицы Даниловой Г.С. и Д.И.И. отсутствуют (л.д. 39-40);
согласно ответу Отдела адресно-справочной информации УФМС по Пермскому краю, истица Данилова Г.С. зарегистрирована по адресу: <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ года, ее муж, Д.И.И., зарегистрирован по указанному адресу с ДД.ММ.ГГГГ (л.д.33-34);
16.06.2014 года Департамент земельных отношений администрации города Перми письмом за № отказал Даниловой Г.С. в предоставлении земельного участка, расположенного по адресу <адрес>, для индивидуального жилищного строительства. В качестве обоснования отказа департаментом было указано следующее: на сегодняшний момент земельное законодательство не содержит специального порядка предоставления инвалидам земельных участков для индивидуального жилищного строительства; на территории города Перми отсутствуют сформированные и поставленные на государственный кадастровый учет земельные участки, подлежащие предоставлению в соответствии со статьей 17 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»; федеральным законодательством не предусмотрена обязанность органа местного самоуправления по формированию земельных участков для предоставления их в соответствии с указанной статьей; не предоставлены документы, подтверждающие нуждаемость в улучшении жилищных условий.
Не согласившись с данным решением, истица обратилась в суд с рассматриваемыми исковыми требованиями.
Проанализировав указанные выше обстоятельства и представленные доказательства, суд считает, что исковые требования подлежат удовлетворению частично в силу следующего.
Так, действительно статьей 17 Федерального закона от 24.11.1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» предусмотрено, что инвалидам и семьям, имеющим в своем составе инвалидов, предоставляется право на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.07.1996 года № 901 утверждены Правила предоставления льгот инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг.
В силу п.17 данных Правил инвалиды и семьи, имеющие в своем составе инвалидов, обеспечиваются в первоочередном порядке земельными участками для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства на основании заявления и приложенной к нему копии справки, подтверждающей факт установления инвалидности, выданной учреждением государственной службы медико-социальной экспертизы, подаваемых в установленном порядке в органы местного самоуправления.
Конституция Российской Федерации (статья 7), провозглашая Российскую Федерацию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие каждого человека, возлагает на государство обязанность обеспечивать государственную поддержку инвалидов, развивать систему социальных служб, устанавливать государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
К числу таких гарантий относится и положения п.14 ст.17 ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», закрепляющего право инвалидов на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства. Положения ст. 17 названного Федерального закона предусматривают права инвалидов и их семей на улучшение жилищных условий.
Из анализа указанного Федерального закона следует, что право на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства предусмотрено законодателем с целью установления дополнительных гарантий реализации инвалидами их права на жилое помещение. В связи с чем, первоочередное право на получение земельного участка для индивидуального жилищного строительства поставлено в зависимость только от нуждаемости инвалида в улучшении жилищных условий.
Согласно п.2 ч. 1 ст.51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются, в том числе, являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.
Решением Пермской городской Думы № 103 от 30.05.2006 года утверждена учетная норма площади жилого помещения в размере 12 квадратных метров общей площади жилого помещения на одного члена семьи (пункт 1 Решения).
Как установлено судом, истица не имеет на праве собственности жилого помещения. Она, являясь нанимателем жилого помещения, на основании договора социального найма № от ДД.ММ.ГГГГ зарегистрирована и проживает в жилом помещении, расположенном по адресу: <адрес>. Совместно с Даниловой Г.С., являясь членом семьи нанимателя, а именно супругом, вселен и зарегистрирован Д.И.И. Указанное жилое помещение представляет собой комнату в двухкомнатной квартире, общей площадью <данные изъяты> кв.м., в том числе жилой площадью <данные изъяты> кв.м. На праве собственности Данилова Г.С. и Д.И.И. иного жилья не имеют (л.д.39-40). С учетом общей площади указанной выше комнаты и количества лиц, зарегистрированных в ней, судом установлено, что на каждого приходится менее 12 кв.м. общей площади. Таким образом, суд приходит к выводу о том, что собранными по делу доказательствами нуждаемость истицы в улучшении жилищных условий установлена. Последняя хоть и не состоит на учете, вместе с тем является нуждающейся в улучшении жилищных условий в силу ч.1 ст. 51 ГПК РФ.
Учитывая изложенное, суд считает рассматриваемый отказ Департамента земельных отношений администрации г.Перми в части предоставления истице земельного участка является незаконным. При этом суд исходит из того, что отсутствие правового регулирования порядка льготного предоставления земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, указанной категории граждан, а также механизма применения закона не является препятствием для получения истицей предоставляемой ей социальной поддержки.
Сведения о зарегистрированной недвижимости за Даниловыми, представленные из ГУП «ЦТИ Пермского края» от ДД.ММ.ГГГГ года, судом проверены и не принимаются во внимание, так как они не относятся к данной истице (л.д.45).
Вместе с тем, суд не находит оснований для признания рассматриваемого отказа в остальной части незаконным, а также в удовлетворении требований истицы в возложении на Департамент земельных отношений администрации г.Перми обязанности предоставления истице в аренду земельного участка, расположенного по адресу <адрес>, для индивидуального жилищного строительства.
В данном случае суд исходит из того, что установленное ст.17 ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ» №181-ФЗ право инвалидов на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства не может быть истолковано как обязанность органа местного самоуправления предоставлять указанным лицам по их требованию бесплатно любой произвольно выбранный ими земельный участок.
Хотя первоочередное предоставление земельных участков лицам, указанным в ст.17 ФЗ №181-ФЗ, и производится без проведения торгов, что и является содержанием данной гарантии, однако такое предоставление земельных участков производится на общих основаниях. Указанным Федеральным законом не предусмотрено право выбора инвалидом конкретного земельного участка по его собственному выбору.
Пунктом 1 ст.30.1 Земельного кодекса РФ предусмотрено, что земельные участки для жилищного строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в собственность или в аренду, без предварительного согласования места размещения объекта.
Однако изложенное так же не означает, что такие земельные участки должны предоставляться гражданам по их произвольному выбору.
В соответствии со ст.11 Земельного кодекса РФ регулирование земельных отношений входит в полномочия органов местного самоуправления.
В данной норме, в частности, указано, что к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся резервирование земель, изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков для муниципальных нужд, установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель. Управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности, осуществляются органами местного самоуправления.
Таким образом, в рассматриваемой правовой ситуации, с учетом того, что Данилова Г.С. является инвалидом <данные изъяты> группы, нуждается в улучшении жилищных условий, следовательно, в соответствии с положениями ст.17 ФЗ «О социальной защите инвалидом в Российской Федерации» имеет первоочередное право на получение земельного участка для индивидуального жилищного строительства, у Департамента земельных отношений администрации города Перми имеется обязанность по предоставлению земельного участка инвалиду. При этом законом не предусмотрено право истицы, являющейся инвалидом, требовать предоставления ей конкретного земельного участка.
Также не подлежат удовлетворению требования истицы о предоставлении спорного земельного участка, так как последний не сформирован и не поставлен на государственный кадастровый учет.
Так, согласно пункта 1 статьи 28 Земельного кодекса РФ земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду.
Из анализа положений ст. 11.1 Земельного кодекса РФ, п.3 ст. 1 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» следует, что существование земельного участка как объекта недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи, возникает именно с момента внесения таких сведений в государственный кадастр недвижимости.
Как следует из положений ч.2 ст. 20 Федерального закона Российской Федерации «О государственном кадастре недвижимости» с заявлением о постановке на учет объектов недвижимости вправе обратиться собственник таких объектов или любые лица.
Поскольку судом установлено, что испрашиваемый земельный участок не стоит на кадастровом учете, то оснований для удовлетворения заявленных требований нет.
При таких обстоятельствах на Департамент земельных отношений администрации г.Перми следует возложить обязанность по предоставлению Даниловой Г.С. в первоочередном порядке земельного участка для индивидуального жилищного строительства в соответствии с требованиями п.14 ст. 17 ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации». В удовлетворении же требования о возложении обязанности на Департамент земельных отношений администрации г.Перми заключить договор аренды земельного участка, расположенного по адресу <адрес>, с Даниловой Г.С., сроком на 10 лет, истице следует отказать.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Исковые требования Даниловой Г.С. к Департаменту земельных отношений администрации г.Перми о признании отказа незаконным и возложении обязанности предоставить земельный участок в аренду, - удовлетворить частично.
Отказ Департамента земельных отношений администрации города Перми от 16 июня 2014 года за № в части предоставления Даниловой Г.С. земельного участка признать незаконным.
Обязать Департамент земельных отношений администрации города Перми предоставить Даниловой Г.С. земельный участок в соответствии с требованиями п.14 ст. 17 ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».
В удовлетворении остальной части исковых требований Даниловой Г.С., - отказать.
Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Мотовилихинский районный суд г.Перми в апелляционном порядке в течение месяца со дня составления мотивированной части решения.
Председательствующий : подпись
Копия верна
Председательствующий О.В.Нигаметзянова
Секретарь: