Дело № 5-118/18
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
12 апреля 2018 года г.Ульяновск
Судья Ленинского районного суда г. Ульяновска Кочетов С.Л., с участием защитника юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, Назанской М.В., представителя Межрегионального управления №172 Федерального медико-биологического агентства России Андреевой М.А., при секретаре Мартыновой Ю.Ю., рассмотрев в открытом судебном заседании материалы дела об административном правонарушении в отношении
Общества с ограниченной ответственностью «Л-Ульяновскнефтепродукт», <данные изъяты>,
привлекаемого к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного ст.6.3 КоАП РФ,
У С Т А Н О В И Л:
01 марта 2018 года, в ходе плановой выездной проверки выявлено, что ООО «Л-Ульяновскнефтепродукт» допустило нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, а именно:
- в нарушение ст.20 Федерального закона от 30 марта 1999 года №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», ч.7 ст.12, ст.ст.14, 15, 30 Федерального закона от 04 мая 1999 года №96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха», пп.4.2.1, 4.2.2, 4.2.3 СанПиН 2.1.6.1032-01 «Гигиенические требования к обеспечению качества атмосферного воздуха населенных мест», не разработан Проект нормативов предельно допустимых выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух для производственного объекта обособленного структурного подразделения ООО «Л-Ульяновскнефтепродукт» АЗС №, расположенного по адресу: <адрес> с получением в установленном порядке санитарно-эпидемиологического заключения и разрешения на выброс загрязняющих веществ;
- в нарушение ст.ст.11, 32 Федерального закона от 30 марта 1999 года №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», санитарных правил СП 1.1.1058-01 «Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий», в обособленных структурных подразделениях ООО «Л-Ульяновскнефтепродукт» на АЗС №, АЗС №, АЗС №, расположенных по адресам: <адрес>, соответственно, не обеспечен производственный контроль за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий. Не осуществляется контроль посредством проведения лабораторных исследований и испытаний, не определена номенклатура, объем и периодичность лабораторных исследований на рабочих местах с целью выявления и устранения несоблюдения гигиенических нормативов (при проверке не представлены Программа производственного контроля, протоколы исследований, измерений, испытаний, договоры на проведение измерений с лабораторией, аккредитованной в установленном порядке).
В судебном заседании защитник Назанская М.В. пояснила, что ООО «Л-Ульяновскнефтепродукт» с протоколом об административном правонарушении не согласно. Указала, что нарушения требований ст.ст.11, 25 Федерального закона от 30 марта 1999 года №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», п.2.12 СП 2.2.2.1327-03 «Гигиенические требования к организации технологических процессов, производственному оборудованию и рабочему инструменту», п.5.20 СП 2.ДД.ММ.ГГГГ-03 «Гигиенические требования к проектированию вновь строящихся и реконструируемых промышленных предприятий» в вину юридическому лицу вменены необоснованно, так как централизованная стирка спецодежды персонала АЗС №, АЗС №, АЗС № ООО «Л-Ульяновскнефтепродукт» проводится регулярно. Подтверждающие документы на момент проверки находились в г.Ульяновске и не могли быть незамедлительно представлены, что доводилось до сведения сотрудников ФМБА России. Проект нормативов предельно допустимых выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух для АЗС № в настоящее время находится на санитарно-эпидемиологической экспертизе, при этом его разработка и утверждение занимают длительное время, и в данном случае осложнены тем, что ООО «Л-Ульяновскнефтепродукт» является лишь арендатором автозаправочного комплекса. Руководящим документом, устанавливающим требования к эксплуатации АЗС, являются «Правила технической эксплуатации автозаправочных станций» РД 153-39.2-080-01, которые не содержат требований о производственном контроле, а исходя из письма Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 13 апреля 2009 года №01/4801-9-32 «О типовых программах производственного контроля» выполнение лабораторно-инструментальных исследований в рамках производственного контроля на объектах торговли непродовольственными товарами и объектах розничной торговли нескоропортящимися пищевыми продуктами в промышленной упаковке не требуется.
В обоснование изложенного защитником были представлены договор об оказании услуг от 01 января 2018 года №18-33, в соответствии с которым ООО «<данные изъяты>» обязалось оказывать ООО «Л-Ульяновскнефтепродукт» услуги по стирке, химчистке и ремонту спецодежды; акты выполненных работ по услугам стирки, химчистки и ремонта спецодежды №34 от 01 февраля 2018 года, №37 от 28 февраля 2018 года; копия свидетельства о государственной регистрации права собственности от 10 сентября 2015 года на многотопливный автозаправочный комплекс по адресу: <адрес> согласно которому право собственности на него принадлежит ООО «<данные изъяты>»; копия договора аренды вышеуказанного АЗК от 01 октября 2015 года, заключенного между арендодателем ООО «<данные изъяты>» и арендатором ООО «Л-Ульянвоскнефтерпрдукт»; копия заявления генерального директора ООО «<данные изъяты>» на проведение санитарно-эпидемиологической экспертизы проекта нормативов предельно-допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферу на АЗС № по адресу: <адрес> поступившего в ФГБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии №172 ФМБА России» 06 марта 2018 года.
Представитель Межрегионального управления №172 Федерального медико-биологического агентства России Андреева М.А. с доводами защитника согласилась частично. Пояснила, что ею проводилась плановая документарная и выездная проверка, а также составлен протокол об административном правонарушении в отношении ООО «Л-Ульяновскнефтепродукт». Вывод о том, что на АЗС №, АЗС №, АЗС № ООО «Л-Ульяновскнефтепродукт» не осуществляется централизованная стирка спецодежды, был сделан в связи с отсутствием на момент проверки соответствующих документов. Изучив договор на оказание услуг и акты выполненных работ, представленные защитником в судебное заседание, она согласна, что нарушение ООО «Л-Ульяновскнефтепродукт» требований ст.ст.11, 25 Федерального закона от 30 марта 1999 года №52-ФЗ, п.2.12 СП 2.2.2.1327-03, п.5.20 СП 2.2.1.1312-03 не подтвердилось. Вместе с тем, деятельность, приводящая к выбросам загрязняющих веществ в атмосферный воздух на АЗС № осуществляется именно ООО «Л-Ульяновскнефтепродукт», что недопустимо без утвержденного проекта нормативов ПДВ. Письмо Роспотребнадзора от 13 апреля 2009 года №01/4801-9-32 содержит разъяснения, касающиеся производственного контроля на предприятиях общественного питания, пищевой промышленности, однако на АЗС ООО «Л-Ульяновскнефтепродукт» осуществляется иная деятельность, приводящая к выбросам вредных (загрязняющих) веществ. При этом отсутствие требований к производственному контролю в «Правилах технической эксплуатации автозаправочных станций» не освобождает эксплуатирующие АЗС юридические лица от необходимости соблюдать Федеральные законы и санитарные правила. Полагала, что с учетом принятых к устранению нарушений мер, а также того факта, что в ходе проверки не выявлено превышения ПДВ, необходимости в приостановлении деятельности ООО «Л-Ульяновскнефтепродукт» на данный момент не имеется.
Выслушав участников, изучив материалы дела, суд приходит к выводу, что виновность ООО «Л-Ульяновскнефтепродукт» в совершении административного правонарушения подтверждается собранными по делу и исследованными в судебном заседании доказательствами:
- распоряжением о проведении плановой документарной и выездной проверки от 17 января 2018 года, актом проверки № от 01 марта 2018 года, согласно которому при проведении обследования зданий, сооружений, бытовых, производственных помещений обособленных структурных подразделений ООО «Л-Ульяновскнефтепродукт», рассмотрения результатов исследований, измерений, экспертиз и документов установлены, в том числе, нарушения требований Федерального закона от 30 марта 1999 года №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», Федерального закона от 04 мая 1999 года №96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха», СанПиН 2.1.6.1032-01, санитарных правил СП 1.1.1058-01;
- сведениями из ЕГРЮЛ, из которых следует, что к осуществляемым ООО «Л-Ульяновскнефтепродукт» видам деятельности относятся, в том числе, торговля розничная моторным топливом в специализированных магазинах, техническое обслуживание и ремонт автотранспортных средств, торговля оптовая твердым, жидким и газообразным топливом и подобными продуктами, деятельность автомобильного грузового транспорта и услуги по перевозкам;
- протоколом об административном правонарушении от 02 марта 2018 года, согласно которому 01 марта 2018 года в ходе плановой выездной проверки выявлено, что ООО «Л-Ульяновскнефтепродукт» допустило нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, а именно: в нарушение ст.20 Федерального закона от 30 марта 1999 года №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», ч.7 ст.12, ст.ст.14, 15, 30 Федерального закона от 04 мая 1999 года №96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха», пп.4.2.1, 4.2.2, 4.2.3 СанПиН 2.ДД.ММ.ГГГГ-01 «Гигиенические требования к обеспечению качества атмосферного воздуха населенных мест», не разработан Проект нормативов предельно допустимых выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух для производственного объекта обособленного структурного подразделения ООО «Л-Ульяновскнефтепродукт» АЗС №, расположенного по адресу: Ульяновская область, <адрес>«а», с получением в установленном порядке санитарно-эпидемиологического заключения и разрешения на выброс загрязняющих веществ; в нарушение ст.ст.11, 32 Федерального закона от 30 марта 1999 года №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», санитарных правил СП 1.1.1058-01 «Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий», в обособленных структурных подразделениях ООО «Л-Ульяновскнефтепродукт» на АЗС №, АЗС №, АЗС №, расположенных по адресам: <адрес>, соответственно, не обеспечен производственный контроль за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий. Не осуществляется контроль посредством проведения лабораторных исследований и испытаний, не определена номенклатура, объем и периодичность лабораторных исследований на рабочих местах с целью выявления и устранения несоблюдения гигиенических нормативов (при проверке не представлены Программа производственного контроля, протоколы исследований, измерений, испытаний, договоры на проведение измерений с лабораторией, аккредитованной в установленном порядке).
Проверка и оценка судом названных выше доказательств показала, что они получены в установленном законом порядке, согласуются с другими доказательствами, собранными по делу и исследованными в судебном заседании, а также относимы, допустимы и достоверны, и потому не вызывают сомнения.
С учетом представленных в судебное заседание документов и пояснений должностного лица, составившего протокол об административном правонарушении, суд приходит к выводу, что нарушение ООО «Л-Ульяновскнефтепрордукт» требований ст.ст.11, 25 Федерального закона от 30 марта 1999 года №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», п.2.12 СП 2.2.2.1327-03 «Гигиенические требования к организации технологических процессов, производственному оборудованию и рабочему инструменту», п.5.20 СП 2.2.1.1312-03 «Гигиенические требования к проектированию вновь строящихся и реконструируемых промышленных предприятий», выразившееся в непроведении централизованной стирки спецодежды персонала, не нашло своего подтверждения.
Вместе с тем, согласно ч.7 ст.12 Федерального закона от 04.05.1999 №96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха», нормативы выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и предельно допустимые нормативы вредных физических воздействий на атмосферный воздух, временно согласованные выбросы, методы их определения и виды источников, для которых они устанавливаются, должны разрабатываться и утверждаться в порядке, определенном Правительством Российской Федерации.
Соответствующий порядок определен Постановлением Правительства РФ от 02.03.2000 №183 «О нормативах выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на него», согласно п.8 которого разработка предельно допустимых и временно согласованных выбросов вредных (загрязняющих) веществ (за исключением радиоактивных веществ) должна обеспечиваться юридическим лицом, имеющим стационарные источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух.
Согласно ст.14 Федерального закона от 04.05.1999 №96-ФЗ, выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарным источником допускается на основании разрешения, выданного в порядке, определенном Правительством Российской Федерации. В соответствии со ст.15 указанного Закона, запрещается выброс в атмосферный воздух веществ, степень опасности которых для жизни и здоровья человека и для окружающей среды не установлена. Согласно ст.30 Федерального закона от 04.05.1999 №96-ФЗ, юридические лица, имеющие стационарные источники, обязаны обеспечивать проведение инвентаризации выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и разработку предельно допустимых выбросов и предельно допустимых нормативов вредного физического воздействия на атмосферный воздух. Согласно ст.20 Федерального закона от 30.03.1999 №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», нормативы предельно допустимых выбросов химических, биологических веществ и микроорганизмов в воздух, проекты санитарно-защитных зон утверждаются при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии указанных нормативов и проектов санитарным правилам.
Согласно п.4.2.1 СанПиН 2.1.6.1032-01 «Гигиенические требования к обеспечению качества атмосферного воздуха населенных мест», предельно допустимые выбросы для конкретного стационарного источника выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и их совокупности (организации в целом) устанавливаются территориальными органами специально уполномоченного федерального органа исполнительной власти в области охраны атмосферного воздуха при наличии санитарно - эпидемиологического заключения о соответствии их санитарным правилам и согласованного с органами и учреждениями государственной санитарно - эпидемиологической службы плана мероприятий по их достижению.
Согласно п.4.2.2 СанПиН 2.1.6.1032-01 при разработке предельно допустимых выбросов для конкретного стационарного источника учитываются выбросы загрязняющих веществ от данного источника и соседствующих, определяющих загрязнение атмосферного воздуха в зоне влияния выбросов рассматриваемого объекта. Перечень источников выбросов соседствующих объектов, учтенных расчетным путем, и значение фоновой концентрации определяются и согласовываются в установленном порядке.
Согласно п.4.2.3 СанПиН 2.1.6.1032-01. 2.1.6 проекты нормативов предельно допустимых выбросов по отдельным объектам до включения их в сводный том предельно допустимых выбросов конкретной территории должны пройти санитарно - эпидемиологическую экспертизу для установления соответствия их санитарным правилам.
Кроме того, исходя из положений ст.11 Федерального закона от 30.03.1999 №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны осуществлять производственный контроль, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарно-эпидемиологических требований и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг, а также при производстве, транспортировке, хранении и реализации продукции.
Согласно ст.32 Федерального закона от 30.03.1999 №52-ФЗ, производственный контроль должен осуществляться в порядке, установленном техническими регламентами или применяемыми до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов санитарными правилами, а также стандартами безопасности труда, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Указанный порядок установлен санитарными правилами СП 1.1.1058-01 «Организация и проведение производственного контроля за соблюдением Санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий», из которых следует, что юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны осуществлять производственный контроль, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарных правил и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг, а также при производстве, транспортировке, хранении и реализации продукции. Производственный контроль включает, в том числе, наличие официально изданных санитарных правил, методов и методик контроля факторов среды обитания в соответствии с осуществляемой деятельностью; осуществление (организацию) лабораторных исследований и испытаний в случаях, установленных настоящими санитарными правилами и другими государственными санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами, на границе санитарно-защитной зоны и в зоне влияния предприятия, на территории (производственной площадке), на рабочих местах с целью оценки влияния производства на среду обитания человека и его здоровье; визуальный контроль специально уполномоченными должностными лицами (работниками) организации за выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, соблюдением санитарных правил, разработку и реализацию мер, направленных на устранение выявленных нарушений. С учетом санитарно-эпидемиологической характеристики производства, наличия вредных производственных факторов, степени их влияния на здоровье человека и среду его обитания, должны быть также определены номенклатура, объем и периодичность лабораторных исследований и испытаний, которые осуществляются юридическим лицом самостоятельно либо с привлечением лаборатории, аккредитованной в установленном порядке. Программа (план) производственного контроля должна составляться юридическим лицом до начала осуществления деятельности, а для осуществляющих деятельность юридических лиц - не позднее трех месяцев со дня введения в действие настоящих санитарных правил без ограничения срока действия. Ответственность за своевременность организации, полноту и достоверность осуществляемого производственного контроля несут юридические лица.
По делу достоверно установлено, что проект нормативов предельно допустимых выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух для производственного объекта обособленного структурного подразделения ООО «Л-Ульяновскнефтепродукт» АЗС №, расположенного по адресу: <адрес>, на момент проверки разработан не был, санитарно-эпидемиологическое заключение и разрешение на выброс загрязняющих веществ в отношении данного объекта отсутствовали; производственный контроль за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в обособленных структурных подразделениях ООО «Л-Ульяновскнефтепродукт» на АЗС №, АЗС №, АЗС №, расположенных по адресам: <адрес>, не осуществлялся.
Указанные обстоятельства ООО «Л-Ульяновскнефтепродукт» по существу не оспариваются, при этом ссылки защитника на сложность разработки и длительность согласования проекта нормативов ПДВ, отсутствие указаний на необходимость производственного контроля в Правилах технической эксплуатации автозаправочных станций, в данном случае, несостоятельны. ООО «Л-Ульяновскнефтепродукт» должно было и имело реальную возможность обеспечить соблюдение вышеприведенных требований закона и санитарных правил, однако этого не сделало, в связи с чем должно нести административную ответственность.
С учетом изложенного, суд квалифицирует действия ООО «Л-Ульяновскнефтепродукт» по ст.6.3 КоАП РФ, как нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов.
Санкция ст.6.3 КоАП РФ влечет предупреждение или наложение на юридических лиц административного штрафа в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
При назначении наказания суд учитывает характер и обстоятельства совершенного правонарушения, данные о правонарушителе, смягчающие административную ответственность обстоятельства, отсутствие отягчающих обстоятельств.
В качестве смягчающих административную ответственность обстоятельств суд учитывает привлечение к административной ответственности впервые, добровольное принятие мер к устранению допущенных нарушений.
Оснований считать указанное правонарушение малозначительным у суда не имеется. Вместе с тем, с учетом совокупности смягчающих административную ответственность обстоятельств, принимая во внимание, что согласно ч.1 ст.3.12 КоАП РФ административное приостановление деятельности назначается судьей только в случаях, когда менее строгий вид административного наказания не сможет обеспечить достижение цели административного наказания, суд считает возможным назначить наказание в виде штрафа.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 29.10 КоАП РФ, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью «Л-Ульяновскнефтепродукт», <данные изъяты>, признать виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.6.3 КоАП РФ, и назначить ему административное наказание в виде административного штрафа в размере 10000 рублей.
Информация о получателе штрафа, необходимая в соответствии с правилами заполнения расчетных документов на перечисление суммы административного штрафа: получатель Управление Федерального казначейства по Ульяновской области (Межрегиональное управление <данные изъяты>
Постановление может быть обжаловано через Ленинский районный суд г.Ульяновска в Ульяновский областной суд в течение 10 суток со дня получения его копии.
Судья С.Л. Кочетов