Судья Мартынова Л.Н.                        № дела 1 инст. 2-4822/2019

ВЕРХОВНЫЙ СУД

РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

Апелляционное ОПРЕДЕЛЕНИЕ

(№ 33-19753/2019)

г. Уфа                             07 октября 2019 года

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе:

председательствующего                    Сафина Ф.Ф.,

судей                                    Алешиной С.Н.,

                                    Якуповой Н.Н.,

при секретаре                             Рахматуллине И.И.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Никитиной Н.А. на решение Стерлитамакского городского суда Республики Башкортостан от 30 июля 2019 года, которым постановлено:

в удовлетворении исковых требований Никитиной Нины Анатольевны к Никитиной Анне Викторовне, ГУ - УПФ в г. Стерлитамак Республики Башкортостан, ГУ - Фонд социального страхования РФ по Республике Башкортостан об установлении факта нахождения на иждивении, - отказать.

Заслушав доклад судьи Сафина Ф.Ф., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Никитина Н.А., дата года рождения, обратилась в суд с исковыми требованиями к Никитиной А.В., указав, что является нетрудоспособной в связи с достижением пенсионного возраста. С 2000 года и до смерти сына Никитина С.Г., умершего дата года, находилась на его иждивении, совместно проживали в квартире по адресу: адрес. До смерти Никитин С.Г. состоял в трудовых отношениях с ООО «Акрил Салават», размер его заработной платы составлял 51 817 рублей в месяц. Размер пенсии истца - 12 700 рублей, иных источников дохода не имеет. Помощь умершего сына была постоянным и основным источником существования, поскольку помимо расходов на питание, сын нес расход на ее лечение.

С учетом уточненных требований к Никитиной А.В., ГУ - УПФ в г. Стерлитамак Республики Башкортостан, ГУ - Фонд Социального страхования РФ по Республике Башкортостан, просит установить факт нахождения на иждивении сына - Никитина Сергея Геннадьевича.

Судом вынесено вышеприведенное решение.

В апелляционной жалобе Никитиной Н.А. ставится вопрос об отмене решения суда, ссылаясь на его незаконность и необоснованность.

Принимая во внимание, что лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела, судебная коллегия находит возможным рассмотреть дело в порядке, предусмотренном статьями 167, 327 ГПК РФ, в отсутствие не явившихся лиц.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, отзыва представителя ООО «Акрил Салават, выслушав представителя ГУ - Фонд социального страхования РФ по Республике Башкортостан Никулина А.Ю., полагавшего о наличии оснований для удовлетворения иска, судебная коллегия полагает решение суда подлежащим отмене.

Как установлено судом и следует из материалов дела, Никитин С.Г. являлся сыном Никитиной Н.А., что подтверждается свидетельством о рождении.

При жизни Никитин С.Г. работал в ООО «Акрил Салават» в должности аппаратчика перегонки. Его среднемесячная заработная плата составила за 2017 год - 53 308,10 рублей, за 2018 год - 51 817,64 рублей.

23 апреля 2015 года зарегистрирован брак между Никитиным С.Г. и Кущ (Никитиной) А.В.

01 августа 2018 года Никитин С.Г. погиб при осуществлении трудовой деятельности в ООО «Акрил Салават» при несчастном случае на производстве, что подтверждается актом № 1 от 29 августа 2018 года (л.д. 6-15).

На момент смерти Никитина С.Г. и в настоящее время заявитель Никитина Н.А. является получателем страховой пенсии по старости и в соответствии с ФЗ «О страховых пенсиях» ей выплачивается страховая пенсия по старости в размере 12 861,11 рублей.

Обращаясь в суд с заявлением об установлении факта нахождения на иждивении сына Никитина С.Г. умершего 01 августа 2016 года, Никитина Н.А. ссылалась на то, что установление данного факта необходимо для назначения ей пенсии по случаю потери кормильца.

Отказывая в удовлетворении исковых требований Никитиной Н.А. об установлении факта нахождения ее на иждивении сына Никитина С.Г., суд со ссылкой на положения Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» указал, что сам по себе факт получения Никитиным С.Г. при жизни дохода, превышающего размер дохода Никитиной Н.А., не является достаточным для установления факта нахождения Никитиной Н.А. на иждивении у ее сына. По мнению суда, помощь кормильца должна составлять основной источник средств существования Никитиной Н.А. как члена семьи кормильца, в отсутствие этой помощи член семьи умершего кормильца не мог бы обеспечить себя необходимыми для жизни средствами. Между тем, Никитина Н.А., по мнению суда, доказательства, подтверждающие названные обстоятельства, не представила. Кроме того, супруга сына Никитина А.В. в последние два года не работала и находилась на иждивении супруга.

С такими выводами суда судебная коллегия не может согласиться ввиду неправильного определения судом обстоятельств, имеющих значение для дела, неправильного применения норм материального права.

Согласно части 1 статьи 264 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) суд устанавливает факты, от которых зависит возникновение, изменение, прекращение личных или имущественных прав граждан, организаций.

Суд рассматривает дела об установлении факта нахождения на иждивении (пункт 2 части 2 статьи 264 ГПК РФ).

Суд устанавливает факты, имеющие юридическое значение, только при невозможности получения заявителем в ином порядке надлежащих документов, удостоверяющих эти факты, или при невозможности восстановления утраченных документов (статья 265 ГПК РФ).

В соответствии со статьей 267 ГПК РФ в заявлении об установлении факта, имеющего юридическое значение, должно быть указано, для какой цели заявителю необходимо установить данный факт, а также должны быть приведены доказательства, подтверждающие невозможность получения заявителем надлежащих документов или невозможность восстановления утраченных документов.

Из содержания приведенных положений процессуального закона следует, что одним из обязательных условий для установления факта, имеющего юридическое значение, является указание заявителем цели, для которой необходимо установить данный факт в судебном порядке, а именно зависит ли от установления указанного факта возникновение, изменение, прекращение личных или имущественных прав заявителя, заявителем также должны быть приведены доказательства, подтверждающие невозможность получения надлежащих документов, удостоверяющих этот факт, или невозможность их восстановления.

При обращении в суд с заявлением об установлении факта, имеющего юридическое значение, а именно установлении факта нахождения на иждивении супруга Никитина С.Г. умершего 01 августа 2018 года, Никитина Н.А. в качестве правовых последствий установления названного факта указывала на возможность получения ею пенсии по случаю потери кормильца, указывая, что доход её сына превышал размер её дохода и помощь, оказываемая ей сыном была для неё постоянным и основным источником дохода.

В обоснование своих доводов истцом были представлены справки о доходах сына до его гибели в результате несчастного случая на производстве, справка о своих доходах (пенсии), справка о заболевании Дисциркуляторной энцефалопатией сочетанного генеза 2 степени, счет-извещения по оплате жилищно-коммунальных услуг по квартире 49, дома 87 по ул. Коммунистическая г. Салават, в котором проживали совместно истец и Никитин С.Г., выставленных ООО «Управляющая компания «ГЖХ» в 2016 годом, плательщику Никитину С.Г.

Также показаниями допрошенных в судебном заседании свидетелей подтверждается факт совместного проживания Никитиной Н.А. и Никитина С.Г., а также факт, что в отношении Никитиной Н.А. осуществлялась материальная поддержка Никитиным С.Г. и, что финансовая помощь Никитиной Н.А. носила целевой характер, на питание и лекарства, и являлась для нее постоянным и основным источником средств к существованию.

Федеральный закон от 24 июля 1998 г. N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" (далее - Федеральный закон от 24 июля 1998 г. N 125-ФЗ), как следует из его преамбулы, устанавливает в Российской Федерации правовые, экономические и организационные основы обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и определяет порядок возмещения вреда, причиненного жизни и здоровью работника при исполнении им обязанностей по трудовому договору и в иных установленных данным федеральным законом случаях.

В статье 3 Федерального закона от 24 июля 1998 г. N 125-ФЗ определены основные понятия, используемые в законе, в частности, предусмотрено, что застрахованным является физическое лицо, получившее повреждение здоровья вследствие несчастного случая на производстве или профессионального заболевания, подтвержденное в установленном порядке и повлекшее утрату профессиональной трудоспособности (абзац шестой названной статьи).

В силу абзаца девятого статьи 3 Федерального закона от 24 июля 1998 г. N 125-ФЗ страховой случай - подтвержденный в установленном порядке факт повреждения здоровья или смерти застрахованного вследствие несчастного случая на производстве или профессионального заболевания, который влечет возникновение обязательства страховщика осуществлять обеспечение по страхованию.

Виды обеспечения по страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний названы в статье 8 Федерального закона от 24 июля 1998 г. N 125-ФЗ, среди них ежемесячные страховые выплаты застрахованному либо лицам, имеющим право на получение таких выплат в случае его смерти.

Согласно абзацу второму пункта 2 статьи 7 Федерального закона от 24 июля 1998 г. N 125-ФЗ право на получение страховых выплат в случае смерти застрахованного в результате наступления страхового случая имеют нетрудоспособные лица, состоявшие на иждивении умершего или имевшие ко дню его смерти право на получение от него содержания.

Страховые выплаты в случае смерти застрахованного выплачиваются: женщинам, достигшим возраста 55 лет, и мужчинам, достигшим возраста 60 лет, - пожизненно; инвалидам - на срок инвалидности (абзацы четвертый и пятый пункта 3 статьи 7 Федерального закона от 24 июля 1998 г. N 125-ФЗ).

Право на получение страховых выплат в случае смерти застрахованного в результате наступления страхового случая может быть предоставлено по решению суда нетрудоспособным лицам, которые при жизни застрахованного имели заработок, в том случае, когда часть заработка застрахованного являлась их постоянным и основным источником средств к существованию (пункт 4 статьи 7 Федерального закона от 24 июля 1998 г. N 125-ФЗ).

Лицам, имеющим право на получение страховых выплат в случае смерти застрахованного, размер ежемесячной страховой выплаты исчисляется исходя из его среднего месячного заработка за вычетом долей, приходящихся на него самого и трудоспособных лиц, состоявших на его иждивении, но не имеющих права на получение страховых выплат. Для определения размера ежемесячных страховых выплат каждому лицу, имеющему право на их получение, общий размер указанных выплат делится на число лиц, имеющих право на получение страховых выплат в случае смерти застрахованного (пункт 8 статьи 12 Федерального закона от 24 июля 1998 г. N 125-ФЗ).

В пункте 5 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10 марта 2011 г. N 2 "О применении судами законодательства об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" даны разъяснения о том, что право на получение страховых выплат в связи со смертью застрахованного может быть предоставлено и в том случае, если решением суда будет установлено, что при жизни застрахованный оказывал нетрудоспособным лицам постоянную помощь, которая являлась для них постоянным и основным источником средств к существованию, несмотря на имеющийся у этих лиц собственный доход. Необходимо учитывать, что смерть застрахованного, наступившая как в результате несчастного случая на производстве, так и вследствие профессионального заболевания, служит основанием для возникновения у таких лиц права на получение страховых выплат и в том случае, когда обеспечение предоставлялось при жизни самому застрахованному.

Из приведенных нормативных положений и разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации следует, что право на обеспечение по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний возникает у застрахованных лиц или у лиц, имеющих право на получение страховых выплат в случае смерти застрахованного, при наступлении страхового случая. Страховым случаем признается подтвержденный в установленном порядке факт повреждения здоровья или смерти застрахованного вследствие несчастного случая на производстве или профессионального заболевания, который влечет возникновение обязательства страховщика осуществлять обеспечение по страхованию. В случае смерти застрахованного лица вследствие несчастного случая на производстве или профессионального заболевания право на получение страховых выплат имеют, в частности, нетрудоспособные иждивенцы, то есть лица, находившиеся на иждивении умершего. Нетрудоспособными признаются лица, достигшие возраста: женщины - 55 лет, мужчины - 60 лет.

По смыслу норм, содержащихся в статье 7 Федерального закона от 24 июля 1998 г. N 125-ФЗ, понятие «иждивение» предполагает как полное содержание лица умершим кормильцем, так и получение от него содержания, являвшегося для этого лица основным, но не единственным источником средств к существованию, что не исключает наличие у лица (члена семьи умершего кормильца) какого-либо собственного дохода (пенсии). Факт нахождения лица на иждивении умершего застрахованного лица может быть установлен в том числе в судебном порядке путем определения соотношения между объемом помощи, оказываемой умершим кормильцем, и его собственными доходами, и такая помощь может быть признана постоянным и основным источником средств к существованию члена семьи умершего кормильца.

Такое толкование понятия «иждивение» согласуется с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 30 сентября 2010 г. N 1260-О-О.

На момент смерти сына, Никитиной Н.А. было 65 лет, она проживала с ним и со снохой в одной квартире, являлась пенсионеркой, общий совокупный доход семьи составлял более 64 000 рублей, из которых доход сына составлял более 51 000 рублей. Размер ее дохода значительно меньше размера дохода сына Никитна С.Г., который нес расходы на оплату коммунальных услуг, налогов. Оказываемая Никитиным С.Г. помощь составляла постоянную и основную часть её средств к существованию, при отсутствии этой помощи она, будучи пенсионеркой, объективно, не могла содержать себя самостоятельно и не имеет возможности обеспечить себя всем необходимым для жизни.

Ввиду изложенного не может быть признано правильным указание суда первой инстанции на то, что сам по себе факт получения Никитиным С.Г. при жизни дохода, превышающего размер пенсии Никитиной Н.А., не является достаточным для вывода о том, что оказываемая Никитиным С.Г. помощь являлась постоянным и основным источником средств к существованию Никитиной Н.А.

Вывод суда о том, что на иждивении умершего Никитина С.Г. находилась и его супруга Никитина А.В., не работавшая последние два года, не могло явиться основанием для отказа в удовлетворении иска, поскольку независимо от нахождения на иждивении кормильца нескольких лиц, в силу вышеприведенного Федерального закона от 24 июля 1998 года № 125-ФЗ право на получение страховых выплат в случае смерти застрахованного в результате наступления страхового случая имеют нетрудоспособные лица, состоявшие на иждивении умершего или имевшие ко дню его смерти право на получение от него содержания. Никитина Н.А. относится к категории таких лиц, имеющих право на получение ежемесячных страховых выплат. Никитина А.В. трудоспособного возраста.

Принимая решение об удовлетворении исковых требований Никитиной А.Н., судебная коллегия исходит из того, что размер дохода умершего сына истца являлся значительным и составлял основную часть семейного бюджета, а истец, будучи пенсионеркой, нуждалась в приобретении продуктов питания, лекарственных препаратов и размер ее пенсии был недостаточен для удовлетворения собственных нужд, дочь истца Видяшева Н.Г. не оказывала ей материальную помощь при жизни сына, факт ее нахождения на иждивении умершего является доказанным.

Руководствуясь ст.ст. 327 -330 ГПК РФ, судебная коллегия

                    ОПРЕДЕЛИЛА:

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ 30 ░░░░ 2019 ░░░░ ░░░░░░░░. ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░, ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░.

░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░                    ░.░. ░░░░░

░░░░░                                 ░.░. ░░░░░░░

                                        ░.░. ░░░░░░░

Полный текст документа доступен по подписке.
490 ₽/мес.
первый месяц, далее 990₽/мес.
Купить подписку

33-19753/2019

Категория:
Гражданские
Статус:
решение (осн. требов.) отменено полностью с вынесением нового решения
Истцы
Никитина Нина Анатольевна
Ответчики
Фонд социального страхования
ООО Акрил Салават
Никитина Анна Викторовна
ГУ - УПФ в г. Стерлитамаке
Другие
Видяшева Наталья Геннадьевна
Суд
Верховный Суд Республики Башкортостан
Судья
Сафин Фаниль Фанзирович
Дело на сайте суда
vs.bkr.sudrf.ru
26.08.2020Судебное заседание
26.08.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
26.08.2020Передано в экспедицию
07.10.2019
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее