Судья Аникеева О.Е.
Дело № 7-594/2016 (12-234/2016)
Р Е Ш Е Н И Е
г. Пермь 13 апреля 2016 года
Судья Пермского краевого суда Филатова Е.С., рассмотрев в судебном заседании жалобу защитника Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Пермского края «Пермская районная больница» Красилова А.В. на постановление судьи Пермского районного суда Пермского края от 09.03.2016 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.3 ст. 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
у с т а н о в и л а:
Постановлением судьи Пермского районного суда Пермского края от 09.03.2016 Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Пермского края «Пермская районная больница» (далее ГБУЗ ПК «ПРБ») признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст.19.20 КоАП РФ, ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 150000 рублей.
В жалобе, поданной в краевой суд, защитник Красилов А.В., действующий на основании доверенности, просит отменить данное постановление, ссылаясь на отсутствие доказательств нарушения ГБУЗ ПК «ПРБ» Порядка оказания медицинской помощи, необходимости направления З. к врачу-гематологу, проведения дополнительных обследований. Дата выдачи лицензии указана без учета даты совершения вмененного деяния.
В судебном заседании 07.04.2016-13.04.2016 защитники Красилов А.В., Мордвинова В.Л., Захаров А.С., действующие на основании доверенностей, на удовлетворении жалобы настаивали.
Заслушав Красилова А.В., Мордвинову В.Л., Захарова А.С., главного специалиста отдела лицензирования медицинской деятельности управления лицензирования медицинской и фармацевтической деятельности Министерства здравоохранения Пермского края Власову О.С., допросив в качестве свидетеля врача-методиста ГКУЗ ПК «Пермский краевой медицинский информационно-аналитический центр» С., изучив доводы жалобы, исследовав материалы дела, судья краевого суда приходит к следующему.
В соответствии с ч.3 ст.19.20 КоАП РФ в редакции, действовавшей на момент совершения административного правонарушения, осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, с грубым нарушением требований или условий специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (лицензия) обязательно (обязательна), влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от ста тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Понятие грубого нарушения устанавливается Правительством Российской Федерации в отношении конкретного лицензируемого вида деятельности (примечание к ч. 3 ст. 19.20 КоАП РФ).
Согласно п. 46 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» медицинская деятельность (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра «Сколково») подлежит лицензированию.
Частью 1 ст. 8 названного Федерального закона установлено, что лицензионные требования устанавливаются положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, утверждаемыми Правительством Российской Федерации.
В соответствии с п.п. «а» п. 5 Положения о лицензировании лицензионными требованиями, предъявляемыми к лицензиату при осуществлении им медицинской деятельности, являются требования, предъявляемые к соискателю лицензии, а также соблюдение порядков оказания медицинской помощи.
Пункт 6 Положения о лицензировании устанавливает, что осуществление медицинской деятельности с грубым нарушением лицензионных требований влечет за собой ответственность, установленную законодательством Российской Федерации. При этом под грубым нарушением понимается невыполнение лицензиатом требований, предусмотренных пунктом 4 и подпунктами «а» и «б» пункта 5 настоящего Положения, повлекшее за собой последствия, установленные частью 11 статьи 19 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности».
Согласно п. 11 ст.19 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» исчерпывающий перечень грубых нарушений лицензионных требований в отношении каждого лицензируемого вида деятельности устанавливается положением о лицензировании конкретного вида деятельности. При этом к таким нарушениям лицензионных требований могут относиться нарушения, повлекшие за собой:
1) возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, а также угрозы чрезвычайных ситуаций техногенного характера;
2) человеческие жертвы или причинение тяжкого вреда здоровью граждан, причинение средней тяжести вреда здоровью двух и более граждан, причинение вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, возникновение чрезвычайных ситуаций техногенного характера, нанесение ущерба правам, законным интересам граждан, обороне страны и безопасности государства.
Качество медицинской помощи – это совокупность характеристик, отражающих своевременность оказания медицинской помощи, правильность выбора методов профилактики, диагностики, лечения и реабилитации при оказании медицинской помощи, степень достижения запланированного результата (п. 21 ст. 2 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об охране здоровья граждан в Российской Федерации»).
В соответствии с положениями ст. 37 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ медицинская помощь организуется и оказывается в соответствии с порядками оказания медицинской помощи, обязательными для исполнения на территории Российской Федерации всеми медицинскими организациями, а также на основе стандартов медицинской помощи, за исключением медицинской помощи, оказываемой в рамках клинической апробации.
Как следует из материалов дела, в ГБУЗ ПК «ПРБ» (место нахождения: Пермский край, Пермский район, с. Култаево, ул. Октябрьская, 9), наблюдалась малолетняя З., ** года рождения.
На основании заявления З1. о смерти его дочери З. 21.08.2015 в ГБУЗ ПК «Городская детская клиническая больница №**» приказом заместителя председателя Правительства Пермского края – министра здравоохранения Пермского края от 16.10.2015 №** была назначена целевая документарная проверка в рамках ведомственного контроля качества и безопасности медицинской деятельности по оказанию медицинской помощи З. в отношении медицинских учреждений, включая ГБУЗ ПК «ПРБ».
По результатам проведенной проверки в отношении ГБУЗ ПК «ПРБ» составлен протокол об административном правонарушении по ч.3 ст.19.20 КоАП РФ, согласно которому в нарушение п.7 Приказа Минздравсоцразвития России от 16.04.2012 №366н «об утверждении Порядка оказания педиатрической помощи» при неэффективности лечения препаратами железа, при наличии изменений в общих анализах крови от 09.02.2015, 12.05.2015, 22.06.2015, 13.08.2015, при проведении УЗИ от 23.12.2014 (спленомегалия, умеренное увеличение печени) не назначено дополнительное обследование и консультация специалиста гематолога.
Согласно п.7 Порядка оказания педиатрической помощи, утвержденного приказом Минздравсоцразвития России от 16.04.2012 №366н, при наличии медицинских показаний врачи-педиатры участковые, врачи общей практики (семейные врачи), медицинский персонал образовательных учреждений направляют детей на консультации к врачам-специалистам медицинских организаций по специальностям, предусмотренным Номенклатурой специальностей специалистов с высшим и послевузовским медицинским и фармацевтическим образованием в сфере здравоохранения Российской Федерации, утвержденной приказом Минздравсоцразвития России от 23 апреля 2009 г. № 210н (зарегистрирован Минюстом России 5 июня 2009 г., регистрационный № 14032), с изменениями, внесенными приказом Минздравсоцразвития России от 9 февраля 2011 г. № 94н (зарегистрирован Минюстом России 16 марта 2011 г., регистрационный №20144).
Имеющиеся в деле доказательства в их совокупности подтверждают тот факт, что в ходе проведенной внеплановой проверки установлено грубое нарушение ГБУЗ ПК «ПРБ» лицензионных требований и условий при осуществлении педиатрической помощи З. при ее наблюдении участковым врачом – педиатром, а именно, при наличии медицинских показаний ребенок не был направлен на консультацию к врачу –гематологу. Относительно доводов стороны защиты об отсутствии таких показаний, влекущих необходимость обследования узким специалистом, то они не могут быть приняты, поскольку, как следует из результатов анализов крови от 09.02.2015, 12.05.2015, 22.06.2015, 13.08.2015, у девочки имелись постоянные отклонения от нормы по различным показателям, были выявлены стойкая анемия, нарастание лейкопении, моноцитоза, лимфоцитоза.
При наличии объективных оснований для направления З. на квалифицированную консультацию к врачу-гематологу направление на соответствующую консультацию не было дано.
Данное нарушение свидетельствует о несоблюдении порядка оказания медицинской помощи, то есть нарушении ст. 87 Федерального закона № 323-ФЗ от 21.11.2011, п. «а» пункта 5 Положения о лицензировании.
Вместе с тем, из постановления, протокола об административном правонарушении следует исключить суждение о неназначении дополнительного обследования, поскольку п. 7 Порядка оказания педиатрической помощи, нарушение которого вменено юридическому лицу, указывает лишь на необходимость направления к соответствующему специалисту.
Относительно суждения о неэффективности лечения препаратами железа, то в силу ч.ч. 1, 4 ст.1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина; неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица. Как следует из пояснений стороны защиты, должностного лица Власовой О.С., препараты железа влияют на показатели гемоглобина, эритроцитов в крови. Согласно данным анализов эти показатели постоянно менялись, на 13.08.2015 содержание гемоглобина, эритроцитов в крови соответствовало норме. Таким образом, подлежит исключению суждение о неэффективности лечения препаратами железа. Однако, с учетом иных показателей крови по результатам анализов, данное обстоятельство не исключало необходимость направления ребенка к гематологу.
Относительно существа нарушения, образующего состав административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст.19.20 КоАП РФ, то судьей районного суда оценены представленные доказательства, в том числе, медицинские документы.
Основания полагать, что в ГБУЗ ПК «ПРБ» З. была оказана качественная медицинская помощь, отсутствуют.
Административное наказание назначено ГБУЗ ПК «ПРБ» в пределах установленного ч.1 ст.4.5 КоАП РФ срока давности привлечения к административной ответственности (правонарушение совершено в области законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан).
Между тем, постановление от 09.03.2016 подлежит изменению. Исходя из содержания постановления, изложенных в нем суждений о назначении административного наказания в виде административного штрафа, судьей районного суда применена редакция ч.3 ст.19.20 КоАП РФ, действующая с 29.12.2015 и предусматривающая минимальный размер административного штрафа 150000 рублей, что не соответствует положениям ч.ч. 1, 2 ст.1.7 КоАП РФ (действие законодательства об административных правонарушениях во времени).
При том, что судьей районного суда не установлено обстоятельств, отягчающих административную ответственность, приняты во внимание обстоятельства, смягчающие административную ответственность, при отсутствии сведений о том, что ранее ГБУЗ ПК «ПРБ» привлекалось к административной ответственности за подобные правонарушения, судья краевого суда полагает возможным, руководствуясь санкцией ч.3 ст.19.20 КоАП РФ, действовавшей на период совершения административного правонарушения, изменить постановление от 09.03.2016, снизив размер административного штрафа до 100000 рублей.
Каких-либо существенных нарушений процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ, которые не позволили бы полно, всесторонне и объективно рассмотреть дело, при производстве по делу об административном правонарушении в отношении ГБУЗ ПК «ПРБ» допущено не было.
Руководствуясь п.2 ч.1 ст. 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
р е ш и л а:
Постановление судьи Пермского районного суда Пермского края от 09.03.2016 изменить, снизив размер назначенного Государственному бюджетному учреждению здравоохранения Пермского края «Пермская районная больница» административного штрафа до 100000 (ста тысяч) рублей.
В остальной части постановление от 09.03.2016 оставить без изменения, жалобу защитника Красилова А.В. - без удовлетворения.
Решение вступило в законную силу.
Судья –