Решение по делу № 2-474/2015 ~ М-407/2015 от 03.04.2015

Дело №2-474/2015

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

29 апреля 2015 года г.Карасук

Карасукский районный суд Новосибирской области в составе

председательствующего судьи Недобор С.Н.

с участием истца пом.прокурора     Вакорина М.О.,

при секретаре Свистельниковой О.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Карасукского района Новосибирской области в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Карасукского района Новосибирской области о признании нормативного правового акта недействительным,

УСТАНОВИЛ:

    Прокурор Карасукского района Новосибирской области в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с заявлением к Администрации Карасукского района Новосибирской области о признании нормативного правового акта недействительным, в обоснование требований указав, что прокуратурой Карасукского района Новосибирской области проведен анализ законности постановления администрации Карасукского района Новосибирской области от 26.02.2015 г. №605-п «Об утверждении административного регламента исполнения функции по осуществлению муниципального жилищного контроля на территории города Карасука Карасукского района Новосибирской области». В ходе проведенного анализа установлено, что вышеуказанный муниципальный акт принят с нарушением порядка, установленного действующим законодательством. Часть 29 Регламента противоречит действующему законодательству и подлежит изменению. Статьей 44 закона Российской Федерации от 07.02.1992 г. №2300-1 «О защите прав потребителей» определены полномочия органов местного самоуправления по защите прав потребителей на территории муниципального образования и не предусмотрена возможность проведения мероприятий по муниципальному контролю при поступлении обращений граждан о нарушении их прав как потребителей. При этом частью 3 статьи 44 названного закона Российской Федерации предусмотрена обязанность органов местного самоуправления при выявлении по жалобе потребителя товаров (работ, услуг) ненадлежащего качества, а также опасных для жизни, здоровья, имущества потребителя и окружающей среды незамедлительно извещать об этом федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие контроль за качеством и безопасностью товаров (работ, услуг). Таким образом, поступившие в орган муниципального контроля обращения и заявления граждан о нарушении прав потребителей (в случае обращения граждан, права которых нарушены) не могут быть основанием для проведения проверки, поскольку органы местного самоуправления контрольными полномочиями в сфере защиты прав потребителей не обладают. В нарушение указной нормы закона подп.«в» пункта 1 части 29 Регламента устанавливает, что основанием для проведения внеплановой проверки является поступление в администрацию обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации о нарушении прав потребителей (в случае обращения граждан, права которых нарушены). Согласно п.2 ст.6 Федерального закона от 25.12.2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» профилактика коррупции осуществляется путем проведения антикоррупционной экспертизы правовых актов и их проектов. В соответствии с п.п. «д» п.3 Методики проведения антикоррупционной экспертизы правовых актов, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2010 г. №96 «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов», коррупциогенным факторам, устанавливаемых для правоприменения необоснованно широкие пределы усмотрения или возможность необоснованного применения исключений из общих правил, является принятие нормативного правового акта за пределами компетенции – нарушение компетенции органов государственной власти или органов местного самоуправления (их должностных лиц) при принятии нормативных правовых актов. При принятии администрацией района Регламента допущено нарушение компетенции федерального органа исполнительной власти, осуществляющего контроль за качеством и безопасностью товаров (работ, услуг). Постановление от 26.02.2015 года №605-п опубликовано в Бюллетене органов местного самоуправления Карасукского района от 26.02.2015 г. №18(500). 19.03.2015 г. прокурором района на оспариваемое постановление принесен протест, 30.03.2015 г. протест не удовлетворен.

    На основании ст.13 Гражданского кодекса Российской Федерации, ст.ст.45,131,251 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор Карасукского района Новосибирской области просит признать недействительным подпункт «в» пункта 1 части 29 постановления администрации Карасукского района от 26.02.2015 г. №605-п «Об утверждении административного регламента исполнения функции по осуществлению муниципального жилищного контроля на территории города Карасука Карасукского района Новосибирской области», обязать Администрацию Карасукского района Новосибирской области опубликовать вынесенное по делу судебное решение в Бюллетене органов местного самоуправления Карасукского района Новосибирской области.

В судебном заседании пом.прокурора Карасукского района Новосибирской области

Вакорин М.О. поддержал заявление, пояснив, что указание в заявлении на нарушение порядка принятия муниципального акта является ошибочным, акт принят в установленном законом порядке. Предусмотренное ст.20 Жилищного кодекса Российской Федерации с отсылкой на Федерального закона от 26 декабря 2008 года №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» право проводить внеплановые проверки по заявлениям граждан распространяется на государственные жилищные инспекции, а не на органы муниципального контроля.

Представитель заинтересованного лица Администрации Карасукского района Новосибирской области в судебное заседание не явился, предоставив отзыв, где не согласился с доводами прокурора.

Суд, выслушав заявителя, изучив материалы дела, находит заявление не подлежащим удовлетворению.

Согласно ст.13 Гражданского кодекса Российской Федерации ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными. В случае признания судом акта недействительным нарушенное право подлежит восстановлению либо защите иными способами, предусмотренными статьей 12 настоящего Кодекса.

    Согласно п.17 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 ноября 2007 года №48 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части» при рассмотрении дела по существу суду надлежит выяснять порядок принятия нормативного правового акта, в частности: полномочия органа (должностного лица) на издание нормативных правовых актов и их пределы; форму (вид), в которой орган (должностное лицо) вправе принимать нормативные правовые акты; предусмотренные правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе правила их опубликования. Если суд установит, что при издании оспариваемого нормативного правового акта были нарушены требования законодательства хотя бы по одному из оснований, влекущих признание акта недействующим, он вправе принять решение об удовлетворении заявления без исследования других обстоятельств по делу, в том числе содержания оспариваемого акта.

Согласно п.18 при проверке соблюдения компетенции органом или должностным лицом, принявшими нормативный правовой акт, необходимо выяснять, относятся ли вопросы, урегулированные в оспариваемом акте или его части, к предмету ведения Российской Федерации, полномочиям Российской Федерации или полномочиям субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, к ведению субъектов Российской Федерации или к вопросам местного значения. При этом следует иметь в виду, что законодатель субъекта Российской Федерации по вопросам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов вправе самостоятельно осуществлять правовое регулирование при отсутствии соответствующего регулирования на федеральном уровне.

    В судебном заседании установлено, что Постановлением Администрации Карасукского района Новосибирской области от 26 февраля 2015 года №605-п был утвержден административный регламент исполнения функций по осуществлению муниципального жилищного контроля на территории города Карасука Карасукского района Новосибирской области (далее по тексту - Административный регламент). Постановление и Административный регламент были опубликованы в Бюллетене органов местного самоуправления Карасукского района Новосибирской области 26 февраля 2015 года №18 (500).

    Подпункт «в» пункта 1 ст. 29 Административного регламента содержит основание для проведения внеплановой проверки – нарушение прав потребителей (в случае обращения граждан, права которых нарушены). По мнению заявителя именно данный подпункт не соответствует действующему законодательству по указанным в заявлении основаниям.

    С данным доводом заявителя согласиться нельзя в связи со следующим.

    В силу ст.17.1 Федерального закона Российской Федерации от 6 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации органы местного самоуправления организуют и осуществляют муниципальный контроль за соблюдением требований, установленных муниципальными правовыми актами, принятыми по вопросам местного значения, а в случаях, если соответствующие виды контроля отнесены федеральными законами к полномочиям органов местного самоуправления, также муниципальный контроль за соблюдением требований, установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.

К отношениям, связанным с осуществлением муниципального контроля, организацией и проведением проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, применяются положения Федерального закона от 26 декабря 2008 года №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

    В статье 20 Жилищного кодекса Российской Федерации определено понятие государственного, муниципального и общественного жилищного контроля. Частью 2.1 статьи определено, что муниципальный жилищный контроль осуществляется уполномоченными органами местного самоуправления (далее - органы муниципального жилищного контроля) в порядке, установленном муниципальными правовыми актами либо законом субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ним муниципальными правовыми актами (часть 2.1 введена Федеральным законом от 25.06.2012 года №93-ФЗ).

Частью 4.2 ст.20 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что основанием для проведения внеплановой проверки наряду с основаниями, указанными в части 2 статьи 10 Федерального закона от 26 декабря 2008 года №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», является поступление в орган государственного жилищного надзора, орган муниципального жилищного контроля обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления о фактах нарушения требований к порядку создания товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива, уставу товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива и порядку внесения изменений в устав такого товарищества или такого кооператива, порядку принятия собственниками помещений в многоквартирном доме решения о выборе юридического лица независимо от организационно-правовой формы или индивидуального предпринимателя, осуществляющих деятельность по управлению многоквартирным домом (далее - управляющая организация), в целях заключения с управляющей организацией договора управления многоквартирным домом, решения о заключении с управляющей организацией договора оказания услуг и (или) выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, решения о заключении с указанными в части 1 статьи 164 настоящего Кодекса лицами договоров оказания услуг по содержанию и (или) выполнению работ по ремонту общего имущества в многоквартирном доме, порядку утверждения условий этих договоров и их заключения, порядку содержания общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме и осуществления текущего и капитального ремонта общего имущества в данном доме, о фактах нарушения управляющей организацией обязательств, предусмотренных частью 2 статьи 162 настоящего Кодекса, о фактах нарушения в области применения предельных (максимальных) индексов изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги, о фактах нарушения наймодателями жилых помещений в наемных домах социального использования обязательных требований к наймодателям и нанимателям жилых помещений в таких домах, к заключению и исполнению договоров найма жилых помещений жилищного фонда социального использования и договоров найма жилых помещений. Внеплановая проверка по указанным основаниям проводится без согласования с органами прокуратуры и без предварительного уведомления проверяемой организации о проведении внеплановой проверки (в ред. Федеральных законов от 28.06.2014 N 200-ФЗ, от 21.07.2014 N 217-ФЗ).

Согласно п.в ч.2 ст.10 Федерального закона от 26 декабря 2008 года №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» основанием для проведения внеплановой проверки является, в том числе, нарушение прав потребителей (в случае обращения граждан, права которых нарушены).

Таким образом, законодатель устанавливает право органа муниципального жилищного контроля проводить внеплановые проверки в случае нарушения прав потребителей (в случае обращения граждан, права которых нарушены).

Статьей 5 Закона Новосибирской области от 10 декабря 2012 года №280-ОЗ «О порядке осуществления муниципального жилищного контроля на территории Новосибирской области и порядке взаимодействия органов муниципального жилищного контроля с областным исполнительным органом государственной власти Новосибирской области, уполномоченным на осуществление регионального государственного жилищного надзора на территории Новосибирской области» предусмотрено, что проверки соблюдения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями обязательных требований проводятся по основаниям, определенным законодательством Российской Федерации.

Статьей 4 Закона Новосибирской области от 10 декабря 2012 года №280-ОЗ «О порядке осуществления муниципального жилищного контроля на территории Новосибирской области и порядке взаимодействия органов муниципального жилищного контроля с областным исполнительным органом государственной власти Новосибирской области, уполномоченным на осуществление регионального государственного жилищного надзора на территории Новосибирской области» установлено, что муниципальный жилищный контроль осуществляется путем, в том числе, проведения проверок соблюдения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований. Муниципальный жилищный контроль, организация и проведение проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей осуществляются в соответствии с нормами Федерального закона от 26 декабря 2008 года №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» с учетом особенностей организации и проведения внеплановых проверок, установленных Жилищным кодексом Российской Федерации.

Муниципальный жилищный контроль осуществляется уполномоченными органами местного самоуправления (далее - органы муниципального жилищного контроля) в порядке, установленном настоящим Законом и принятыми в соответствии с ним муниципальными правовыми актами. Перечень должностных лиц органа муниципального жилищного контроля, являющихся муниципальными жилищными инспекторами (далее - уполномоченное лицо органа муниципального жилищного контроля), утверждается муниципальным правовым актом.

В силу ст.28.1 Устава города Карасука Карасукского района Новосибирской области органом муниципального контроля в городе Карасуке является администрация Карасукского района Новосибирской области.

Административный регламент был принят надлежащим органом и в установленном порядке, предусмотренном постановлением Правительства Новосибирской области от 2 июля 2012 года №309-п «Об утверждении Порядка разработки и принятия административных регламентов осуществления муниципального контроля в соответствующих сферах деятельности», постановлением администрации Карасукского района Новосибирской области от 4 октября 2013 года №4065-п «Об утверждении Порядка организации и осуществления муниципального жилищного контроля на территории города Карасука Карасукского района Новосибирской области» в целях использования только в отношении муниципального жилищного фонда на территории города Карасука Карасукского района Новосибирской области, что следует из п.1 Административного регламента.

Довод заявителя о том, что подп.«в» пункта 1 ст.29 противоречит ст.44 Закона Российской Федерации от 7 февраля 1992 года №2300-1 «О защите прав потребителей», неоснователен.

В силу ст.44 Закона Российской Федерации от 7 февраля 1992 года №2300-1 «О защите прав потребителей» в целях защиты прав потребителей на территории муниципального образования органы местного самоуправления вправе:

рассматривать жалобы потребителей, консультировать их по вопросам защиты прав потребителей; обращаться в суды в защиту прав потребителей (неопределенного круга потребителей). При выявлении по жалобе потребителя товаров (работ, услуг) ненадлежащего качества, а также опасных для жизни, здоровья, имущества потребителей и окружающей среды незамедлительно извещать об этом федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие контроль за качеством и безопасностью товаров (работ, услуг) (в ред. Федерального закона от 22.08.2004 года №122-ФЗ).

В то же время Закон Российской Федерации от 7 февраля 1992 года №2300-1 «О защите прав потребителей» регулирует отношения, возникающие между потребителями и изготовителями, исполнителями, импортерами, продавцами при продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг), устанавливает права потребителей на приобретение товаров (работ, услуг) надлежащего качества и безопасных для жизни, здоровья, имущества потребителей и окружающей среды, получение информации о товарах (работах, услугах) и об их изготовителях (исполнителях, продавцах), просвещение, государственную и общественную защиту их интересов, а также определяет механизм реализации этих прав.

Ввиду того, что Административный регламент направлен на регулирование муниципального контроля в сфере жилищных правоотношений, следует руководствоваться законодательством, регулирующим данные правоотношения, к тому же принятыми позднее, нежели редакция ст. 44 Закона Российской Федерации от 7 февраля 1992 года №2300-1 «О защите прав потребителей».

Таким образом, судом не установлено ни нарушения порядка принятия нормативного правового акта, ни порядка его опубликования, ни нарушений компетенции федерального органа исполнительной власти, осуществляющего контроль за качеством и безопасностью товаров (работ, услуг), о чем было указано заявителем. Оспариваемое прокурором положение Административного регламента не противоречит действующему законодательству.

    В силу ст.253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд, признав, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении соответствующего заявления.

Руководствуясь ст.ст.194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

    ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░.

    ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░.

    ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ 12 ░░░ 2015 ░░░░.

░░░░░: ░░░░░░░

2-474/2015 ~ М-407/2015

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Прокурор Карасукского района
Другие
Администрация Карасукского района
Суд
Карасукский районный суд
Судья
Недобор Светлана Николаевна
03.04.2015[И] Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
06.04.2015[И] Передача материалов судье
08.04.2015[И] Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
13.04.2015[И] Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
13.04.2015[И] Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
16.04.2015[И] Подготовка дела (собеседование)
16.04.2015[И] Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
29.04.2015[И] Судебное заседание
12.05.2015[И] Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
26.05.2015[И] Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
10.07.2018[И] Дело оформлено
13.07.2018[И] Дело передано в архив

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее