ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
19 июля 2013 года Ленинский районный суд г. Томска в составе:
председательствующего судьи Лысых Е.Н.,
при секретаре Лавреновой А.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Томске гражданское дело по заявлению Путинцева Е.А., Алексеенко С.В., Охрименко Я.А., Припа С.И., Касимова М.Р. об оспаривании правового акта органа государственной власти,
установил:
Путинцев Е.А., Алексеенко С.В., Охрименко Я.А., Припа С.И., Касимов М.Р. обратились в суд с заявлением об оспаривании правового акта органа государственной власти - распоряжения Администрации Томской области от <дата обезличена> г. N <номер обезличен>, которым им отказано во включении земельных участков в границы населенного пункта <адрес обезличен>
В обоснование заявленных требований Путинцев Е.А., Алексеенко С.В., Охрименко Я.А., Припа С.И., Касимов М.Р. ссылались на то, что обжалуемое распоряжение принято <дата обезличена> г., в нарушение положений ст. 4.1. Федерального закона от 29.12.2004 г. № 191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации».
В обоснование отказа заявителям во включении земель в границы населенного пункта указано заключение Департамента по социально-экономическому развитию села Томской области. По мнению заявителей аргументы, изложенные в заключении Департамента не являются основанием для отказа во включении принадлежащих им земель в границы населенного пункта.
Просили признать распоряжение Администрации Томской области от <дата обезличена> г. N <номер обезличен> незаконным и обязать Администрацию Томской области включить земельные участки с кадастровыми номерами <номер обезличен>, <номер обезличен>, <номер обезличен> <номер обезличен> в границы населенного пункта <адрес обезличен>
Заявители Путинцев Е.А., Алексеенко С.В., Охрименко Я.А., Припа С.И., Касимов М.Р. в судебное заседание не явились, о причинах неявки суду не сообщили.
Представитель заявителей Путинцева Е.А., Алексеенко С.В., Припа С.И. - Копылов П.Ю., действующий на основании доверенностей, явившись в судебное заседание, доводы, изложенные в заявлении поддержал по основаниям, изложенным в нем.
Представитель Администрации Томской области Дюканова Т.Я., действующая на основании доверенности № 30 от 06.05.2013 г., явившись в судебное заседание, возражала против удовлетворения заявления по доводам, изложенным в представленном отзыве на заявление.
Представитель Департамента по управления государственной собственностью Администрации Томской области Нагорнова М.Л., действующая нс основании доверенности № 138 от 05.12.2012 г., явившись в судебное заседание, с доводами заявителей на согласилась, просила оставить заявление без удовлетворения по мотивам, изложенным в письменных возражениях.
Представитель Департамента по социально-экономическому развитию села Томской области в судебное заседание не явился, о причинах неявки суду не сообщил.
В соответствии с ч.1 ст. 257 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть заявление в отсутствие не явившихся лиц.
Заслушав представителя заявителей, представителей заинтересованных лиц, изучив материалы дела, суд находит заявление Путинцева Е.А., Алексеенко С.В., Охрименко Я.А., Припы С.И., Касимова М.Р. не подлежащим удовлетворению исходя из следующего.
Судом установлено, что заявители являются собственниками земельных участков с кадастровыми номерами <номер обезличен> (собственники Алексеенко С.В. и Охрименко Я.А.), <номер обезличен> (собственник Путинцев Е.А.), <номер обезличен> (собственник Припа С.И.), <номер обезличен> (собственник Касимов М.Р.), расположенных в <адрес обезличен>
Согласно пунктам "в" и "к" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации вопросы владения, пользования и распоряжения землей, земельное законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
Отношения, возникающие в связи с переводом земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую, регулируются Земельным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 21 декабря 2004 г. N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" (далее - Федеральный закон от 21 декабря 2004 г. N 172-ФЗ), иными федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Полномочие органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации переводить находящиеся в частной собственности земли сельскохозяйственного назначения из одной категории в другую закреплено в пункте 4 части 1 статьи 8 Земельного кодекса Российской Федерации.
Согласно статьи 4.1 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 191-ФЗ), до утверждения генеральных планов городских округов, генеральных планов поселений, схем территориального планирования муниципальных районов, но не позднее 31 декабря 2012 г. включение земельных участков в границы населенных пунктов или исключение земельных участков из границ населенных пунктов осуществляется исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном данной статьей (часть 1).
В случае необходимости установления или изменения видов разрешенного использования земельных участков решение о включении земельных участков в границы населенных пунктов в силу части 2 статьи 4.1 Федерального закона N 191-ФЗ принимается одновременно с решением об установлении или об изменении видов разрешенного использования включаемых в границы населенных пунктов земельных участков.
Заинтересованное во включении земельного участка в границы населенного пункта лицо, направляет в орган местного самоуправления городского округа или поселения, на территориях которых находится населенный пункт, мотивированное заявление о включении земельного участка в границы населенного пункта и об установлении или об изменении вида разрешенного использования земельного участка, приложив необходимый пакет документов (часть 4 статьи 4.1).
Орган местного самоуправления в течение сорока пяти дней с даты поступления такого заявления подготавливает и направляет в исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации заключение о возможности и целесообразности включения земельного участка в границы населенного пункта, а также о возможности установления или изменения вида разрешенного использования земельного участка. В случае включения земельного участка в границы населенного пункта в целях жилищного строительства публичные слушания не проводятся (часть 5 этой же нормы).
Исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации, согласовав необходимые документы с уполномоченными органами, принимает решение о включении земельного участка в границу населенного пункта и об установлении или об изменении вида разрешенного использования (части 14, 18 статьи 4.1), если отсутствуют обстоятельства, указанные в частях 19 и 20 данной нормы как основания отказа в принятии решения о включении земельного участка в границу населенного пункта либо об исключении земельного участка из границ населенного пункта (далее - включение земельного участка в границу населенного пункта).
Приведенные законоположения свидетельствуют о том, что порядок рассмотрения заявления о включении земельного участка в границы населенного пункта строго регламентирован и исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации обязан рассмотреть его в установленные законом сроки и принять одно из решений: о включении земельного участка в границу населенного пункта либо об отказе в принятии такого решения.
Принимая во внимание предмет правового регулирования оспариваемого распоряжения, последствия его реализации, положения части 6 статьи 3 Федерального закона N 172-ФЗ, согласно которой акт о переводе земель или земельных участков не может быть принят на определенный срок, то есть носит постоянный характер, а также учитывая, что действующее законодательство в пунктах 19 и 20 статьи 4.1 Федерального закона N 191-ФЗ предусматривает исчерпывающий перечень оснований отказа в принятии исполнительным органам государственной власти субъекта Российской Федерации решения о включении земельного участка в границу населенного пункта.
Федеральным законом от 21 декабря 2004 г. N 172-ФЗ, устанавливающим особенности перевода земель сельскохозяйственных угодий или земельных участков в составе таких земель из земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию, предусматривает в качестве одного из исключительных случаев установление или изменение черты населенных пунктов.
Часть 4 статьи 4.1 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 191-ФЗ содержит исчерпывающий перечень документов, необходимых для приобщения к заявлению, который заявителями был представлен в полном объеме, требовать представления иных документов не допускается в силу прямого указания в данной норме.
Заявители обратились в Администрацию МО «<данные изъяты>» с заявлениями о включении принадлежащих им земель в границы населенного пункта <адрес обезличен>
Администрацией <данные изъяты> проведены публичные слушания о включении земельных участков в границы населенного пункта и вынесено заключение о возможности и целесообразности включения земельных участков в границы населенного пункта, которое <дата обезличена>. поступило в Администрацию Томской области.
Администрацией Томской области <дата обезличена> г. вынесено распоряжение № <номер обезличен> об отказе в принятии решения о включении земельных участков с кадастровыми номерами <номер обезличен> в границы населенного пункта.
В соответствии с представленными документами, основанием для отказа во включении земельных участков заявителей в границы населенного пункта явилось заключение Департамента по социально-экономическому развитию села Томской области о невозможности включения земельных участков в границы населенного пункта.
Суд, исследовав материалы дела, установил, что процедура принятия решения о включении земельных участков в границы населенного пункта проведена в соответствии с приведенными выше нормами законодательства на основании положительного заключения администрации муниципального образования.
В соответствии со ст. 3 Закона Томской области от 14апреля2011года N59-ОЗ
«О порядке подготовки и принятия решений о включении земельных участков в границы населенных пунктов либо об исключении земельных участков из границ населенных пунктов и об установлении или об изменении видов разрешенного использования земельных участков, включаемых в границы населенных пунктов, либо земельных участков, исключаемых из границ населенных пунктов, на территории Томской области» (принят постановлением Законодательной Думы Томской области от 31.03.2011 N 4170) (далее Закона Томской области) решения о включении земельных участков в границы населенных пунктов либо об исключении земельных участков из границ населенных пунктов и об установлении или об изменении видов разрешенного использования земельных участков, включаемых в границы населенных пунктов, либо земельных участков, исключаемых из границ населенных пунктов, принимает Администрация Томской области. Рассмотрение документов и подготовку проекта решения о включении земельных участков в границы населенных пунктов либо об исключении земельных участков из границ населенных пунктов и об установлении или об изменении видов разрешенного использования земельных участков, включаемых в границы населенных пунктов, либо земельных участков, исключаемых из границ населенных пунктов, осуществляет исполнительный орган государственной власти Томской области, уполномоченный Губернатором Томской области (далее - уполномоченный орган).
Статья 6 Закона Томской области предусматривает порядок подготовки и принятия решения о включении земельных участков в границы населенных пунктов. В соответствии с данной нормой уполномоченный орган:
1) осуществляет проверку поступивших из соответствующего органа местного самоуправления документов на соответствие требованиям земельного законодательства.
2) в случаях, установленных частью 14 статьи 4.1 Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации", направляет для согласования с соответствующими федеральными органами исполнительной власти копии указанных в части 3 статьи 4 настоящего Закона документов в течение пяти рабочих дней с даты поступления указанных документов в уполномоченный орган;
3) в случае если земельный участок, испрашиваемый к включению в границы населенного пункта, отнесен к категории земель сельскохозяйственного назначения, направляет информацию о поступившем заявлении с приложением копий указанных в части 3 статьи 4 настоящего Закона документов в уполномоченный исполнительный орган государственной власти Томской области в сфере управления сельским хозяйством и в федеральный исполнительный орган государственной власти по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Томской области в течение пяти рабочих дней с даты поступления вышеуказанных документов;
4) до принятия решения о включении земельных участков в границы населенных пунктов и об установлении или об изменении видов разрешенного использования земельных участков в течение пяти рабочих дней с даты поступления из соответствующего органа местного самоуправления заявления направляет информацию о поступившем заявлении с приложением копий указанных в части 3 статьи 4 настоящего Закона документов в исполнительный орган государственной власти Томской области, выполняющий функции в сфере архитектуры и градостроительства;
5) готовит проект решения Администрации Томской области о включении земельного участка в границы населенного пункта либо об исключении земельного участка из границ населенного пункта и об установлении или об изменении вида разрешенного использования земельного участка или об отказе в принятии такого решения и направляет проект решения с приложением всех документов в Администрацию Томской области в течение десяти рабочих дней со дня поступления из соответствующего органа местного самоуправления указанных в части 3 статьи 4 настоящего Закона документов, за исключением случаев, установленных частью 14 статьи 4.1 Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации".
В случаях, установленных частью 14 статьи 4.1 от 29 декабря 2004 года N 191-ФЗ Федерального закона "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации", проект решения Администрации Томской области о включении земельного участка в границы населенного пункта либо об исключении земельного участка из границ населенного пункта и об установлении или об изменении вида разрешенного использования земельного участка с приложением всех документов направляется в Администрацию Томской области в течение двух рабочих дней со дня поступления согласования от органов, указанных в части 14 статьи 4.1 Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации".
Решение о включении земельного участка в границы населенного пункта либо об исключении земельного участка из границ населенного пункта и об установлении или об изменении вида разрешенного использования земельного участка, либо отказ в принятии такого решения оформляется распоряжением Администрации Томской области.
Исходя из ст. 7 Закона Томской области Администрация Томской области отказывает в принятии решения о включении земельного участка в границы населенного пункта либо об исключении земельного участка из границ населенного пункта:
1) в случаях, предусмотренных частями 19 и 20 статьи 4.1 Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации";
2) в иных случаях, не предусмотренных пунктом 1 настоящей части, по решению Администрации Томской области с указанием причин такого отказа, в том числе в случаях, когда: отсутствует возможность обеспечения земельного участка инженерной, транспортной, социальной инфраструктурой; земельный участок востребован сельскохозяйственными товаропроизводителями Томской области - в отношении земельного участка из состава земель сельскохозяйственного назначения, за исключением земельных участков, предоставленных гражданам и их объединениям для ведения садоводства, огородничества, личного подсобного хозяйства, дачного хозяйства.
В соответствии со ст. 19 Федерального закона N 191-ФЗ исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации отказывает в принятии решения о включении земельного участка в границу населенного пункта либо об исключении земельного участка из границы населенного пункта в случае, если:
1) федеральными законами установлены ограничения изменения целевого назначения и (или) разрешенного использования земельного участка или запреты на изменение целевого назначения и (или) вида разрешенного использования земельного участка;
2) документами территориального планирования Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальных образований, утвержденными в установленном порядке, предусмотрено использование земельного участка, не соответствующее указанному в заявлении;
3) в исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации поступил в письменной форме мотивированный отказ в согласовании заявления о включении земельного участка в границу населенного пункта либо об исключении земельного участка из границы населенного пункта и об установлении или об изменении вида разрешенного использования земельного участка от органа, предусмотренного частью 14 настоящей статьи.
Исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации может отказать в принятии решения о включении земельного участка в границу населенного пункта либо об исключении земельного участка из границы населенного пункта в случае, если:
1) в исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации поступило заключение о невозможности или нецелесообразности включения земельного участка в границу населенного пункта либо исключения земельного участка из границы населенного пункта и установления или изменения вида разрешенного использования земельного участка от органа местного самоуправления городского округа или поселения, на территориях которых находится населенный пункт, а в случае, если земельный участок расположен на межселенной территории, - от органа местного самоуправления муниципального района;
2) заключение о результатах указанных в части 6 настоящей статьи публичных слушаний содержит положение о несогласии лиц, участвовавших в проведении таких публичных слушаний, с решением о включении земельного участка в границу населенного пункта либо об исключении земельного участка из границы населенного пункта и об установлении либо об изменении вида разрешенного использования земельного участка (ст. 20 Федерального закона N 191-ФЗ).
Процедура рассмотрения вопроса о включении земельных участков в границы населенного пункта <адрес обезличен> уполномоченным органом была проведена в строгом соответствии с законом, действовавшим на момент принятия заявления МО «<данные изъяты>».
Решение об отказе во включении земель в границы населенного пункта было принято Администрацией Томской области в соответствии с предоставленными ей полномочиями.
В соответствии с ч. 4 ст. 258 ГПК РФ суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего и права либо свободы гражданина не были нарушены.
При таких обстоятельствах, суд находит заявление Путинцева Е.А., Алексеенко С.В., Охрименко Я.А., Припа С.И., Касимова М.Р. об оспаривании правового акта органа государственной власти – распоряжения Администрации Томской области № <номер обезличен> от <дата обезличена> г. не подлежащим удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194 - 199, 258 ГПК РФ,
решил:
Заявление Путинцева Е.А., Алексеенко С.В., Охрименко Я.А., Припа С.И., Касимова М.Р. об оспаривании правового акта органа государственной власти – распоряжения Администрации Томской области № <номер обезличен> от <дата обезличена>., оставить без удовлетворения в полном объеме.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Томский областной суд через Ленинский районный суд г. Томска в течение одного месяца со дня принятия в окончательной форме.
<Решение на момент опубликования не вступило в законную силу>.
Председательствующий: (подпись) Е.Н.Лысых