Стр. - 2.093
Дело № 2-5019/2018
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
17 декабря 2018 года г. Воронеж
Ленинский районный суд г. Воронежа в составе:
председательствующего судьи Хрячкова И.В.,
при секретаре Жегулиной И.А.,
с участием: истца Литвиненко М.Д., представителя истца по устному заявлению Сиволдаева И.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску Литвиненко Марии Дмитриевны к Департаменту социальной защиты Воронежской области об обязании предоставить безвозмездную субсидию на приобретение жилья,
УСТАНОВИЛ:
Литвиненко М.Д. обратилась в суд с иском к департаменту социальной защиты Воронежской области об обязании предоставить безвозмездную субсидию на приобретение жилья.
В обоснование заявленных требований истица указала, что в соответствии с Законом Воронежской области от 14 ноября 2008 года №103-ОЗ «О социальной поддержке отдельных категорий граждан в Воронежской области», постановлением правительства Воронежской области от 05 мая 2014 года №396 «О порядке предоставления меры социальной поддержки в виде безвозмездной субсидии на приобретение жилого помещения семьям в связи с рождением одновременно трех и более детей либо в связи с усыновлением (удочерением) трех и более детей» и на основании приказа департамента социальной защиты Воронежской области №1063/ОД от 26 мая 2017 года, Литвиненнко М.Д., ДД.ММ.ГГГГ года рождения принята на учет в качестве нуждающейся в предоставлении безвозмездной субсидии на приобретение жилого помещения, составом семьи 5 человек: она, Литвиненко Мария Дмитриевна; муж, ФИО15, ДД.ММ.ГГГГ года рождения; ФИО11, ДД.ММ.ГГГГ года рождения; ФИО12, ДД.ММ.ГГГГ года рождения; ФИО13, ДД.ММ.ГГГГ года рождения в связи с усыновлением детей.
07 июля 2017 года истица была извещена Департаментом социальной защиты Воронежской области о том, что в связи с внесением изменений в отдельные законодательные акты Воронежской области, глава 15 Закона Воронежской области от 14 ноября 2008 года №103-ОЗ «О социальной поддержке отдельных категорий граждан в Воронежской области», предусматривающая предоставление безвозмездной субсидии на приобретение жилого помещения семьям в связи с рождением одновременно трех и более детей либо в связи с усыновлением (удочерением) трех и более детей, с 01 января 2017 года утратила силу, соответственно финансирование из областного бюджета на 2017 год не предусмотрено, в связи с чем, предоставить безвозмездную субсидию не представляется возможным(л.д.4).
Истица с данным решением не согласна, поскольку в соответствии с ранее действующим законодательством в установленном порядке была принята на учет в качестве нуждающейся в предоставлении безвозмездной субсидии на приобретение жилого помещения, составом семьи 5 человек, но по независящим от нее причинам не была обеспечена данной субсидией до исключения главы 15 Закона Воронежской области от 14 ноября 2008 года №103-ОЗ «О социальной поддержке отдельных категорий граждан в Воронежской области».
На основании вышеизложенного, истица обратилась в суд и просит суд обязать Департамент социальной защиты Воронежской области выделить безвозмездную субсидию на приобретение жилья.
Истица Литвиненко М.Д. и ее представитель по устному заявлению Сиволдаев И.В. в судебном заседании исковые требования поддержали, просили суд удовлетворить их в полном объеме по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
Департамент социальной защиты Воронежской области в судебное заседание своего представителя не направил. О времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом.
В судебное заседание представитель третьего лица департамента имущественных и земельных отношений Воронежской области в качестве третьего лица, извещенный надлежащим образом о слушании дела, не явился, о причинах неявки суду не сообщил. с просьбой об отложении судебного разбирательства не обращался.
Суд посчитал возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся представителей ответчика и третьего лица.
Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, исследовав доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.
Согласно Конституции Российской Федерации в Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (статья 7); материнство и детство, семья находятся под защитой государства (статья 38 часть 1); каждому гарантируется социальное обеспечение, в том числе для воспитания детей (статья 39 часть 1). Конкретные меры социальной поддержки семьи и детей, имеющие как основной, так и дополнительный характер, в соответствии со статьей 39 (части 2 и 3) Конституции Российской Федерации устанавливаются федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
В соответствии с пунктом "ж" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации социальная защита, включая социальное обеспечение, находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
В соответствии с подпунктом 24 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов социальной поддержки и социального обслуживания семей, имеющих детей (в том числе многодетных семей, одиноких родителей).
Из изложенного следует, что субъектам Российской Федерации предоставлено право самостоятельно устанавливать меры социальной поддержки многодетных семей за счет средств собственного бюджета.
Меры социальной поддержки семей в связи с рождением одновременно трех и более детей либо в связи с усыновлением (удочерением) трех и более детей предусмотрены Главой 15 областного закона от 14 ноября 2008 года №103-ОЗ «О социальной поддержке отдельных категорий граждан в Воронежской области» (редакция от 28 октября 2016 года), которая с 01 января 2017 года утратила силу.
В соответствии со ст.58 Закона Воронежской области от 14 ноября 2008 года №103-ОЗ «О социальной поддержке отдельных категорий граждан в Воронежской области» (в редакции от 28 октября 2016 года) главой 15 устанавливаются меры социальной поддержки в виде безвозмездной субсидии на приобретение жилого помещения семьям, проживающим на территории Воронежской области, в связи с рождением одновременно трех и более детей либо в связи с усыновлением (удочерением) (далее в настоящей главе - усыновление) трех и более детей.
В силу ст.59 Закона Воронежской области от 14 ноября 2008 года №103-ОЗ «О социальной поддержке отдельных категорий граждан в Воронежской области» (в редакции от 28 октября 2016 года) право на получение меры социальной поддержки в виде безвозмездной субсидии на приобретение жилого помещения имеют следующие граждане: родители (либо один родитель, если семья является неполной) в связи с рождением у них одновременно трех и более детей и их дети, а также граждане в связи с усыновлением после 1 января 2014 года трех и более детей (либо один усыновитель, если семья является неполной) и их усыновленные дети (далее в настоящей главе - граждане), отвечающие следующим требованиям: 1) являющиеся гражданами Российской Федерации; 2) постоянно проживающие на территории Воронежской области.
Согласно ст.64 Закона Воронежской области от 14 ноября 2008 года №103-ОЗ «О социальной поддержке отдельных категорий граждан в Воронежской области» (в редакции от 28 октября 2016 года) размер безвозмездной субсидии на приобретение жилого помещения определяется из расчета 18 квадратных метров общей площади жилого помещения на каждого человека из числа лиц, имеющих право на получение меры социальной поддержки в соответствии с настоящей главой, и средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилья по Воронежской области, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации.
С учетом требований ч.1 ст.56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В силу ч.1 ст.67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
Судом установлено и не оспаривается ответчиком, что истец Литвиненко Мария Дмитриевна совместно с мужем ФИО14, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, усыновили (удочерили) троих детей: ФИО16, ДД.ММ.ГГГГ года рождения; ФИО17, ДД.ММ.ГГГГ года рождения; ФИО18, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, что подтверждается решением Эртильского районного суда Воронежской области от 12 декабря 2016 года (л.д.6-8), а также свидетельствами об усыновлении (удочерении), выданными территориальным отделом ЗАГС Эртильского района Воронежской области № от ДД.ММ.ГГГГ года № от ДД.ММ.ГГГГ года, № от ДД.ММ.ГГГГ года (л.д.9-11).
Приказом департамента социальной защиты Воронежской области №1063/ОД от 26 мая 2017 года (л.д. 5 об. ст.) Литвиненко Мария Дмитриевна, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, зарегистрированная по адресу: <адрес> принята на учет в качестве нуждающейся в предоставлении безвозмездной субсидии на приобретение жилого помещения с составом семьи 5 человек (она, муж, ФИО19 ДД.ММ.ГГГГ года рождения; Литвиненко ФИО20, ДД.ММ.ГГГГ года рождения; ФИО21, ДД.ММ.ГГГГ года рождения; ФИО22, ДД.ММ.ГГГГ года рождения в связи с усыновлением троих детей и в соответствии с Законом Воронежской области от 14 ноября 2008 года №103-ОЗ «О социальной поддержке отдельных категорий граждан в Воронежской области» и постановлением правительства Воронежской области от 05 мая 2014 года №396 «О порядке предоставления меры социальной поддержки в виде безвозмездной субсидии на приобретение жилого помещения семьям в связи с рождением одновременно трех и более детей либо в связи с усыновлением (удочерением) трех и более детей».
В письме департамента социальной защиты Воронежской области №82-11/6482 от 07 июля 2017 года адресованному в адрес истца Литвиненко М.Д. (л.д.4) указано, что в связи с внесением изменений в отдельные законодательные акты Воронежской области глава 15 Закона Воронежской области от 14 ноября 2008 года №103-ОЗ «О социальной поддержке отдельных категорий граждан в Воронежской области», предусматривавшая предоставление безвозмездной субсидии на приобретение жилого помещения семьям в связи с рождением одновременно трех и более детей либо в связи с усыновлением (удочерением) трех и более детей, с 01 января 2017 года утратила силу, соответственно финансирование из областного бюджета на 2017 год не предусмотрено и предоставить безвозмездную субсидию на приобретение жилого помещения не представляется возможным.
Анализируя представленные в материалы дела доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу о том, что Литвиненко М.Д. принята на учет в качестве нуждающейся в предоставлении безвозмездной субсидии на приобретение жилого помещения с составом семьи 5 человек с 26 мая 2017 года, в связи с усыновлением (удочерением) троих детей. Таким образом, истец имеет право на предоставление безвозмездной субсидии на приобретение жилого помещения в соответствии с главой 15 Закона Воронежской области от 14 ноября 2008 года №103-ОЗ «О социальной поддержке отдельных категорий граждан в Воронежской области».
По смыслу Конституции Российской Федерации общим для всех отраслей права правилом является принцип, согласно которому закон, ухудшающий положение граждан, обратной силы не имеет. Так, ч. 2 ст. 55 Конституции Российской Федерации прямо предусмотрено, что в Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина.
В соответствии с абз. 2 ч. 1 ст. 4 Гражданского кодекса Российской Федерации действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом.
Придание обратной силы закону, ухудшающему положение граждан, и тем самым отмена для этих лиц права, приобретенного ими в соответствии с ранее действовавшим законодательством и реализуемого в конкретных правоотношениях, несовместимы с требованиями, вытекающими из ст. 1 (ч. 1), ст. ст. 2, 18, 54 (ч. 1), ст. 55 (ч. ч. 2 и 3) и ст. 57 Конституции Российской Федерации.
На основании изложенного суд приходит к выводу, что граждане, которые в соответствии с ранее действовавшим законодательством в установленном порядке были признаны нуждающимися в предоставлении безвозмездной субсидии на приобретение жилого помещения в связи с усыновлением (удочерением) трех и более детей, но по независящим от них причинам не были обеспечены указанной субсидией, должны реализовать свое право на ее получение.
Таким образом, заявленные истцом требования подлежат удовлетворению как документально подтвержденные, нормативно обоснованные.
В соответствии с ч.1 ст. 212 ГПК РФ, суд может по просьбе истца обратить к немедленному исполнению решение, если вследствие особых обстоятельств замедление его исполнения может привести к значительному ущербу для взыскателя или исполнение может оказаться невозможным. При допущении немедленного исполнения решения суд может потребовать от истца обеспечения поворота его исполнения на случай отмены решения суда. Вопрос о немедленном исполнении решения суда может быть рассмотрен одновременно с принятием решения суда.
С целью защиты прав несовершеннолетних детей, суд считает возможным обратить решение суда к немедленному исполнению.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-198, 199, 212 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Обязать департамент социальной защиты Воронежской области выделить Литвиненко Марии Дмитриевне субсидию на приобретение жилого помещения в связи с усыновлением одновременно троих детей.
Обратить решение суда к немедленному исполнению.
Решение может быть обжаловано в Воронежский областной суд через Ленинский районный суд г. Воронежа в течение месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.
Судья И.В. Хрячков
Стр. - 2.093
Дело № 2-5019/2018
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
17 декабря 2018 года г. Воронеж
Ленинский районный суд г. Воронежа в составе:
председательствующего судьи Хрячкова И.В.,
при секретаре Жегулиной И.А.,
с участием: истца Литвиненко М.Д., представителя истца по устному заявлению Сиволдаева И.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску Литвиненко Марии Дмитриевны к Департаменту социальной защиты Воронежской области об обязании предоставить безвозмездную субсидию на приобретение жилья,
УСТАНОВИЛ:
Литвиненко М.Д. обратилась в суд с иском к департаменту социальной защиты Воронежской области об обязании предоставить безвозмездную субсидию на приобретение жилья.
В обоснование заявленных требований истица указала, что в соответствии с Законом Воронежской области от 14 ноября 2008 года №103-ОЗ «О социальной поддержке отдельных категорий граждан в Воронежской области», постановлением правительства Воронежской области от 05 мая 2014 года №396 «О порядке предоставления меры социальной поддержки в виде безвозмездной субсидии на приобретение жилого помещения семьям в связи с рождением одновременно трех и более детей либо в связи с усыновлением (удочерением) трех и более детей» и на основании приказа департамента социальной защиты Воронежской области №1063/ОД от 26 мая 2017 года, Литвиненнко М.Д., ДД.ММ.ГГГГ года рождения принята на учет в качестве нуждающейся в предоставлении безвозмездной субсидии на приобретение жилого помещения, составом семьи 5 человек: она, Литвиненко Мария Дмитриевна; муж, ФИО15, ДД.ММ.ГГГГ года рождения; ФИО11, ДД.ММ.ГГГГ года рождения; ФИО12, ДД.ММ.ГГГГ года рождения; ФИО13, ДД.ММ.ГГГГ года рождения в связи с усыновлением детей.
07 июля 2017 года истица была извещена Департаментом социальной защиты Воронежской области о том, что в связи с внесением изменений в отдельные законодательные акты Воронежской области, глава 15 Закона Воронежской области от 14 ноября 2008 года №103-ОЗ «О социальной поддержке отдельных категорий граждан в Воронежской области», предусматривающая предоставление безвозмездной субсидии на приобретение жилого помещения семьям в связи с рождением одновременно трех и более детей либо в связи с усыновлением (удочерением) трех и более детей, с 01 января 2017 года утратила силу, соответственно финансирование из областного бюджета на 2017 год не предусмотрено, в связи с чем, предоставить безвозмездную субсидию не представляется возможным(л.д.4).
Истица с данным решением не согласна, поскольку в соответствии с ранее действующим законодательством в установленном порядке была принята на учет в качестве нуждающейся в предоставлении безвозмездной субсидии на приобретение жилого помещения, составом семьи 5 человек, но по независящим от нее причинам не была обеспечена данной субсидией до исключения главы 15 Закона Воронежской области от 14 ноября 2008 года №103-ОЗ «О социальной поддержке отдельных категорий граждан в Воронежской области».
На основании вышеизложенного, истица обратилась в суд и просит суд обязать Департамент социальной защиты Воронежской области выделить безвозмездную субсидию на приобретение жилья.
Истица Литвиненко М.Д. и ее представитель по устному заявлению Сиволдаев И.В. в судебном заседании исковые требования поддержали, просили суд удовлетворить их в полном объеме по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
Департамент социальной защиты Воронежской области в судебное заседание своего представителя не направил. О времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом.
В судебное заседание представитель третьего лица департамента имущественных и земельных отношений Воронежской области в качестве третьего лица, извещенный надлежащим образом о слушании дела, не явился, о причинах неявки суду не сообщил. с просьбой об отложении судебного разбирательства не обращался.
Суд посчитал возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся представителей ответчика и третьего лица.
Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, исследовав доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.
Согласно Конституции Российской Федерации в Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (статья 7); материнство и детство, семья находятся под защитой государства (статья 38 часть 1); каждому гарантируется социальное обеспечение, в том числе для воспитания детей (статья 39 часть 1). Конкретные меры социальной поддержки семьи и детей, имеющие как основной, так и дополнительный характер, в соответствии со статьей 39 (части 2 и 3) Конституции Российской Федерации устанавливаются федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
В соответствии с пунктом "ж" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации социальная защита, включая социальное обеспечение, находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
В соответствии с подпунктом 24 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов социальной поддержки и социального обслуживания семей, имеющих детей (в том числе многодетных семей, одиноких родителей).
Из изложенного следует, что субъектам Российской Федерации предоставлено право самостоятельно устанавливать меры социальной поддержки многодетных семей за счет средств собственного бюджета.
Меры социальной поддержки семей в связи с рождением одновременно трех и более детей либо в связи с усыновлением (удочерением) трех и более детей предусмотрены Главой 15 областного закона от 14 ноября 2008 года №103-ОЗ «О социальной поддержке отдельных категорий граждан в Воронежской области» (редакция от 28 октября 2016 года), которая с 01 января 2017 года утратила силу.
В соответствии со ст.58 Закона Воронежской области от 14 ноября 2008 года №103-ОЗ «О социальной поддержке отдельных категорий граждан в Воронежской области» (в редакции от 28 октября 2016 года) главой 15 устанавливаются меры социальной поддержки в виде безвозмездной субсидии на приобретение жилого помещения семьям, проживающим на территории Воронежской области, в связи с рождением одновременно трех и более детей либо в связи с усыновлением (удочерением) (далее в настоящей главе - усыновление) трех и более детей.
В силу ст.59 Закона Воронежской области от 14 ноября 2008 года №103-ОЗ «О социальной поддержке отдельных категорий граждан в Воронежской области» (в редакции от 28 октября 2016 года) право на получение меры социальной поддержки в виде безвозмездной субсидии на приобретение жилого помещения имеют следующие граждане: родители (либо один родитель, если семья является неполной) в связи с рождением у них одновременно трех и более детей и их дети, а также граждане в связи с усыновлением после 1 января 2014 года трех и более детей (либо один усыновитель, если семья является неполной) и их усыновленные дети (далее в настоящей главе - граждане), отвечающие следующим требованиям: 1) являющиеся гражданами Российской Федерации; 2) постоянно проживающие на территории Воронежской области.
Согласно ст.64 Закона Воронежской области от 14 ноября 2008 года №103-ОЗ «О социальной поддержке отдельных категорий граждан в Воронежской области» (в редакции от 28 октября 2016 года) размер безвозмездной субсидии на приобретение жилого помещения определяется из расчета 18 квадратных метров общей площади жилого помещения на каждого человека из числа лиц, имеющих право на получение меры социальной поддержки в соответствии с настоящей главой, и средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилья по Воронежской области, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации.
С учетом требований ч.1 ст.56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В силу ч.1 ст.67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
Судом установлено и не оспаривается ответчиком, что истец Литвиненко Мария Дмитриевна совместно с мужем ФИО14, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, усыновили (удочерили) троих детей: ФИО16, ДД.ММ.ГГГГ года рождения; ФИО17, ДД.ММ.ГГГГ года рождения; ФИО18, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, что подтверждается решением Эртильского районного суда Воронежской области от 12 декабря 2016 года (л.д.6-8), а также свидетельствами об усыновлении (удочерении), выданными территориальным отделом ЗАГС Эртильского района Воронежской области № от ДД.ММ.ГГГГ года № от ДД.ММ.ГГГГ года, № от ДД.ММ.ГГГГ года (л.д.9-11).
Приказом департамента социальной защиты Воронежской области №1063/ОД от 26 мая 2017 года (л.д. 5 об. ст.) Литвиненко Мария Дмитриевна, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, зарегистрированная по адресу: <адрес> принята на учет в качестве нуждающейся в предоставлении безвозмездной субсидии на приобретение жилого помещения с составом семьи 5 человек (она, муж, ФИО19 ДД.ММ.ГГГГ года рождения; Литвиненко ФИО20, ДД.ММ.ГГГГ года рождения; ФИО21, ДД.ММ.ГГГГ года рождения; ФИО22, ДД.ММ.ГГГГ года рождения в связи с усыновлением троих детей и в соответствии с Законом Воронежской области от 14 ноября 2008 года №103-ОЗ «О социальной поддержке отдельных категорий граждан в Воронежской области» и постановлением правительства Воронежской области от 05 мая 2014 года №396 «О порядке предоставления меры социальной поддержки в виде безвозмездной субсидии на приобретение жилого помещения семьям в связи с рождением одновременно трех и более детей либо в связи с усыновлением (удочерением) трех и более детей».
В письме департамента социальной защиты Воронежской области №82-11/6482 от 07 июля 2017 года адресованному в адрес истца Литвиненко М.Д. (л.д.4) указано, что в связи с внесением изменений в отдельные законодательные акты Воронежской области глава 15 Закона Воронежской области от 14 ноября 2008 года №103-ОЗ «О социальной поддержке отдельных категорий граждан в Воронежской области», предусматривавшая предоставление безвозмездной субсидии на приобретение жилого помещения семьям в связи с рождением одновременно трех и более детей либо в связи с усыновлением (удочерением) трех и более детей, с 01 января 2017 года утратила силу, соответственно финансирование из областного бюджета на 2017 год не предусмотрено и предоставить безвозмездную субсидию на приобретение жилого помещения не представляется возможным.
Анализируя представленные в материалы дела доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу о том, что Литвиненко М.Д. принята на учет в качестве нуждающейся в предоставлении безвозмездной субсидии на приобретение жилого помещения с составом семьи 5 человек с 26 мая 2017 года, в связи с усыновлением (удочерением) троих детей. Таким образом, истец имеет право на предоставление безвозмездной субсидии на приобретение жилого помещения в соответствии с главой 15 Закона Воронежской области от 14 ноября 2008 года №103-ОЗ «О социальной поддержке отдельных категорий граждан в Воронежской области».
По смыслу Конституции Российской Федерации общим для всех отраслей права правилом является принцип, согласно которому закон, ухудшающий положение граждан, обратной силы не имеет. Так, ч. 2 ст. 55 Конституции Российской Федерации прямо предусмотрено, что в Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина.
В соответствии с абз. 2 ч. 1 ст. 4 Гражданского кодекса Российской Федерации действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом.
Придание обратной силы закону, ухудшающему положение граждан, и тем самым отмена для этих лиц права, приобретенного ими в соответствии с ранее действовавшим законодательством и реализуемого в конкретных правоотношениях, несовместимы с требованиями, вытекающими из ст. 1 (ч. 1), ст. ст. 2, 18, 54 (ч. 1), ст. 55 (ч. ч. 2 и 3) и ст. 57 Конституции Российской Федерации.
На основании изложенного суд приходит к выводу, что граждане, которые в соответствии с ранее действовавшим законодательством в установленном порядке были признаны нуждающимися в предоставлении безвозмездной субсидии на приобретение жилого помещения в связи с усыновлением (удочерением) трех и более детей, но по независящим от них причинам не были обеспечены указанной субсидией, должны реализовать свое право на ее получение.
Таким образом, заявленные истцом требования подлежат удовлетворению как документально подтвержденные, нормативно обоснованные.
В соответствии с ч.1 ст. 212 ГПК РФ, суд может по просьбе истца обратить к немедленному исполнению решение, если вследствие особых обстоятельств замедление его исполнения может привести к значительному ущербу для взыскателя или исполнение может оказаться невозможным. При допущении немедленного исполнения решения суд может потребовать от истца обеспечения поворота его исполнения на случай отмены решения суда. Вопрос о немедленном исполнении решения суда может быть рассмотрен одновременно с принятием решения суда.
С целью защиты прав несовершеннолетних детей, суд считает возможным обратить решение суда к немедленному исполнению.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-198, 199, 212 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Обязать департамент социальной защиты Воронежской области выделить Литвиненко Марии Дмитриевне субсидию на приобретение жилого помещения в связи с усыновлением одновременно троих детей.
Обратить решение суда к немедленному исполнению.
Решение может быть обжаловано в Воронежский областной суд через Ленинский районный суд г. Воронежа в течение месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.
Судья И.В. Хрячков