Судья Нуриева А.В. |
№12-210/2021 |
ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ
РЕШЕНИЕ
25 августа 2021 г. |
г. Петрозаводск |
Судья Верховного Суда Республики Карелия Колбасова Н.А., рассмотрев жалобу акционерного общества «Петрозаводские коммунальные системы - Водоканал» на постановление судьи Петрозаводского городского суда Республики Карелия от 25 июня 2021 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 6.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
установил:
на основании постановления судьи Петрозаводского городского суда РК от 25 июня 2021 г. АО «ПКС-Водоканал» привлечено к административной ответственности, предусмотренной ст.6.5 КоАП РФ, и подвергнуто наказанию в виде административного штрафа в размере 20000 рублей.
В поданной в вышестоящий суд жалобе защитник АО «ПКС-Водоканал» Шахова М.В. просит отменить постановление судьи и прекратить производство по делу, мотивируя свои доводы недоказанностью несоответствия качества подаваемой в целях водоснабжения населения на территории г.Петрозаводска питьевой воды установленным санитарно-эпидемиологическим требованиям и использованием доказательств, полученных с нарушением процессуальных требований КоАП РФ и Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».
Заслушав объяснения явившихся в судебное заседание лиц, проверив материалы дела, прихожу к следующим выводам.
Статьей 6.5 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение санитарно-эпидемиологических требований к питьевой воде, а также к питьевому и хозяйственно-бытовому водоснабжению.
Согласно ст.11 Федерального закона от 30.03.1999 №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства.
В силу ст.19 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» питьевая вода должна быть безопасной в эпидемиологическом и радиационном отношении, безвредной по химическому составу и должна иметь благоприятные органолептические свойства. Организации, осуществляющие холодное водоснабжение с использованием централизованных систем холодного водоснабжения, обязаны обеспечить соответствие качества питьевой воды указанной системы санитарно-эпидемиологическим требованиям.
В соответствии с ч.1 ст.23 Федерального закона от 07.12.2011 №416-ФЗ
«О водоснабжении и водоотведении» организация, осуществляющая холодное водоснабжение с использованием централизованной системы холодного водоснабжения, обязана подавать абонентам питьевую воду, соответствующую установленным требованиям, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей и ч.7 ст.8 настоящего Федерального закона.
Исходя из п.75 санитарных правил и норм СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий» (далее по тексту - СанПиН 2.1.3684-21), утвержденных постановлением главного государственного санитарного врача Российской Федерации 28.01.2021 №3, качество и безопасность питьевой и горячей воды должны соответствовать гигиеническим нормативам.
В таблице 3.13 раздела III санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания», утвержденных постановлением главного государственного санитарного врача Российской Федерации 28.01.2021 №2 (далее - СанПиН 1.2.3685-21), предусмотрена предельно допустимая концентрация алюминия в воде питьевой систем централизованного и нецентрализованного водоснабжения в количестве 0,2 мг/л.
Установлено, что АО «ПКС-Водоканал» является гарантирующей организацией для централизованной системы холодного водоснабжения и водоотведения в границах Петрозаводского городского округа, за исключением зоны микрорайона 8 жилого района Древлянка-II, осуществляющей хозяйственную деятельность на основании договора аренды движимого имущества от 23 июля 2005 г., заключенного между ПМУП «Водоканал» (арендодателем) и ОАО «Петрозаводские коммунальные системы» (арендатором, в настоящее время - АО «ПКС-Водоканал»), с учетом дополнений и приложений к нему, и договора аренды недвижимого имущества от 23 июля 2005 г. и приложений к данному договору, предусматривающих передачу во владение арендатора насосных станций, расположенных на территории г.Петрозаводска.
Исследование материалов дела показало, что по результатам оценки лабораторных исследований проб питьевой воды, отобранных в рамках социально-гигиенического мониторинга на водопроводных насосных станциях № и №, расположенных по адресу: (.....) и (.....), должностным лицом Управления Роспотребнадзора по Республике Карелия выявлен факт нарушения требований специального законодательства, предъявляемых к качеству питьевой воды по содержанию алюминия (фактическое содержание алюминия на водопроводной станции № составило 0,41±0,07 мг/л при допустимом 0,2 мг/л, на водопроводной станции № - 0,43±0,07 мг/л при допустимом 0,2 мг/л).
В связи с выявленным нарушением санитарно-эпидемиологических норм 14 апреля 2021 г. в отношении АО «ПКС-Водоканал» был составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ст.6.5 КоАП РФ, который наряду с другими материалами дела передан на рассмотрение по подведомственности в Петрозаводский городской суд РК, по результатам которого юридическое лицо привлечено к административной ответственности.
Исследовав в соответствии с положениями ст.26.1 КоАП РФ все необходимые обстоятельства, подлежащие выяснению по настоящему делу, дав верное толкование нормам законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, судья правильно решил о наличии в данном случае события и квалифицирующих признаков состава инкриминируемого противоправного деяния.
При принятии обжалуемого акта судья пришел к выводу о том, что
АО «ПКС-Водоканал» при выполнении обязательств по водоснабжению населения на территории г.Петрозаводска имело возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, но не предприняло все зависящие от него меры по их соблюдению.
При производстве по делу об административном правонарушении срок давности привлечения к административной ответственности, принципы презумпции невиновности и законности, предусмотренные ст.ст.1.5, 1.6 КоАП РФ, не нарушены, административное наказание назначено в соответствии с требованиями главы 4 КоАП РФ.
С учетом заложенных в главе 26 КоАП РФ норм все доказательства, которые вошли в основу обвинения привлекаемого к ответственности лица, являются допустимыми, относимыми, достоверными и достаточными и обоснованно приняты судьей в качестве таковых при вынесении обжалуемого акта.
Вопреки доводам жалобы постановление судьи было принято после надлежащего установления всех необходимых обстоятельств, входящих в предмет доказывания по данному делу об административном правонарушении применительно к заложенной в ст.6.5 КоАП РФ диспозиции, сути выявленного нарушения, возложенным на гарантирующую организацию обязанностям и сфере специального нормативного регулирования.
Исходя из положений ст.45 Федерального закона от 30.03.1999 №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» и пп.4, 10 Положения о проведении социально-гигиенического мониторинга, утвержденного постановлением Правительства РФ от 02.02.2006 №60, для оценки, выявления изменений и прогноза состояния здоровья населения и среды обитания, установления и устранения вредного воздействия на человека факторов среды обитания осуществляется социально-гигиенический мониторинг, который проводится Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека совместно с другими федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор.
В соответствии с п.3 ч.1 ст.8.3 Федерального закона от 26.12.2008 №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» к мероприятиям по контролю, при проведении которых не требуется взаимодействие органа государственного контроля (надзора) с юридическими лицами, относятся исследование и измерение параметров природных объектов окружающей среды (атмосферного воздуха, вод, почвы, недр) при осуществлении социально-гигиенического мониторинга в установленном законодательством Российской Федерации порядке.
Согласно положениям ст.28.1 КоАП РФ поводом к возбуждению дела об административном правонарушении является непосредственное обнаружение должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения (ч.1). Дело об административном правонарушении может быть возбуждено должностным лицом, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях, только при наличии хотя бы одного из поводов, предусмотренных чч.1, 1.1 и 1.3 настоящей статьи, и достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения (ч.3). Дело об административном правонарушении считается возбужденным с момента составления протокола об административном правонарушении (ч.4).
Исследование материалов настоящего дела показало, что основанием для возбуждения в отношении АО «ПКС-Водоканал» дела об административном правонарушении, предусмотренном ст.6.5 КоАП РФ, послужил факт непосредственного обнаружения уполномоченным должностным лицом достаточных данных, указывающих на наличие события противоправного деяния, содержащихся в протоколах лабораторных исследований (испытаний) от 10 марта 2021 г. №/Г и №/Г ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Карелия», проведенных по результатам отбора проб питьевой воды на водопроводных насосных станциях № и №, расположенных по адресу: (.....) и (.....).
Данные действия были совершены в рамках социально-гигиенического мониторинга на основании приказа временно исполняющего обязанности руководителя Управления Роспотребнадзора по Республике Карелия от 18 января 2021 г. №1 «Об утверждении Перечня мониторинговых точек с программой лабораторного контроля в системе СГМ на территории Республики Карелия на 2021 год».
Из содержания названных протоколов следует, что исследование объекта окружающей среды было проведено аккредитованной испытательной лабораторией ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Карелия», в документах также отражены сведения о дате и времени проведения отбора проб питьевой воды, цели осуществления такого мероприятия, объекте исследования, перечне нормативных документов, регламентирующих методику отбора и объема лабораторных исследований и их оценку, данные о сотруднике, проводившем отбор проб.
Таким образом, протоколы лабораторных исследований (испытаний) проб питьевой воды отвечают требованиям ст.26.2 КоАП РФ и сомнений в достоверности данных о качестве питьевой воды, полученных в результате проведенного социально-гигиенического мониторинга, не имеется.
Доводы жалобы относительно неверного определения фактического содержания алюминия в отобранных пробах питьевой воды также подверглись оценке судьей при рассмотрении дела с последующим правовым анализом, отраженном в судебном акте, не согласиться с которым оснований не имеется.
Иные доводы жалобы не содержат правовых аргументов, ставящих под сомнение законность и обоснованность принятого по делу судебного акта.
Таким образом, совокупность установленных фактических и правовых оснований позволяет прийти к выводу о том, что событие выявленного правонарушения, виновность АО «ПКС-Водоканал» в совершении вменяемого деяния и иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, установлены и доказаны в предусмотренном законодателем порядке.
Поскольку существенных нарушений процессуальных требований КоАП РФ, не позволивших всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, не допущено, постановление судьи, основанное на правильном применении норм материального и процессуального права, надлежит оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь требованиями ст.ст.30.7, 30.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
решил:
постановление судьи Петрозаводского городского суда Республики Карелия от 25 июня 2021 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 6.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении акционерного общества «Петрозаводские коммунальные системы - Водоканал» оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Решение судьи может быть обжаловано в Третий кассационный суд общей юрисдикции (почтовый адрес: ВОХ №1413, г.Санкт-Петербург, 190900).
Судья Н.А.Колбасова