Дело № 2-4188/2018
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
19 октября 2018 г. г. Ульяновск
Ленинский районный суд г. Ульяновска, в составе:
судьи Богомолова С.В.,
при секретаре Назаровой Е.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ивановой Л.А., Сидорова В.А. к Агентству государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области о признании права на передачу земельного участка в общую долевую собственности за плату,
УСТАНОВИЛ:
Иванова Л.А., Сидоров В.А. обратились в суд с иском к Агентству государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области, уточненным в ходе судебного разбирательства.
Иск мотивирован тем, что Сидорову В.А. и Ивановой Л.А. принадлежат на праве общей долевой собственности жилой дом и индивидуальный гараж, расположенные по адресу: <адрес>. Данные объекты недвижимости расположены на земельном участке с кадастровым номером № площадью 633 кв.м. С целью оформления прав на земельный участок, в апреле 2018 года истцы обратились в Агентство государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области с заявлением о предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>. Ответом Агентства государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области от 09.06.2018 №3064 отказано в предоставлении земельного участка. Основанием для отказа в предоставлении в собственность земельного участка было указано на то, что согласно сведениям, полученным в результате межведомственного взаимодействия, испрашиваемый земельный участок находится в границах историко-культурного заповедника, следовательно, относится к земельным участкам, ограниченным в обороте, в силу положений п.п.4 п.5 ст.27 Земельного кодекса Российской Федерации. При этом, ранее на основании распоряжения Агентства государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области от 22.12.2017 № 5612-р была утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории с видом разрешенного использования — индивидуальные жилые дома, в территориальной зоне ОЗФ — охранной зоне объектов культурного наследия федерального значения (п.1 распоряжения) и предварительно согласовано предоставление в собственность земельного участка Сидорову В.А. и Ивановой Л.А. (п.2 распоряжения). Таким образом, при издании распоряжения «О предварительном согласовании предоставления на праве собственности земельного участка» уполномоченному органу было известно о расположении земельного участка в территориальной зоне объектов культурного наследия, однако основанием для предварительного согласования в передаче в собственность земельного участка этот факт не способствовал. Считают, что отказ в предоставлении в собственность нарушает права и законные интересы истцов, предусмотренные действующим законодательством, на получение в собственность земельного участка, поскольку спорный земельный участок не относится к землям указанным в ст. 27 Земельного кодекса Российской Федерации. Земельный участок с кадастровым номером № площадью 633 кв.м имеет вид разрешенного использования — индивидуальные жилые дома, на данном земельном участке расположены объекты недвижимости, находящиеся в частной собственности истцов с аналогичным назначением, соответственно, указанный земельный участок не может являться ограниченным в обороте. В качестве основания для отказа в предоставлении в собственность земельного участка ответчик указал на положения п.6 и 19 ст.39.16 Земельного кодекса РФ. В соответствии со ст.39.16 ЗК РФ, уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов в случае: - указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок является изъятым из оборота или ограниченным в обороте и его предоставление не допускается на праве, указанном в заявлении о предоставлении земельного участка (п.6); предоставление земельного участка на заявленном виде прав не допускается (п.19). При этом данные основания не являются в рассматриваемом случае обоснованными основаниями для отказа в предоставлении в собственность истцам земельного участка. Земельный участок под существующим домовладением по <адрес> никогда не был ограниченным в обороте. О данном также свидетельствует тот факт, что ранее за истцами на земельный участок под домовладением по <адрес> было дважды оформлено право общей долевой собственности на основании свидетельств о государственной регистрации права (свидетельство о государственной регистрации права на земельный участок по <адрес> от 11.02.2009 73-АТ 833549, свидетельство о государственной регистрации права от 17.11.2011 73-АА 279169, свидетельство о государственной регистрации права от 17.11.2011 73-АА 279167). Истцы дважды выкупали указанный земельный участок за деньги, также истцами были уплачены соответствующие налоги на землю. Позже сведения о земельном участке истцов были исключены на основании судебного акта по спору со смежными землепользователями в отношении границ земельных участков. В настоящее время споров по границам земельных участков со смежными землепользователями не имеется, границы сформированного земельного участка согласованы со смежными землепользователями в установленном законом порядке. В соответствии с постановлением Правительства Ульяновской области от 02.07.2009 № 256-П «О границах зон охраны объектов культурного наследия на территории муниципального образования «Город Ульяновск», режимах использования земель градостроительных регламентах в границах данных зон», земельный участок с кадастровым номером № расположен в территориальной зоне ОЗФ - охранной зоне объектов культурного наследия федерального значения. Индивидуальные жилые дома отнесены к основным видам разрешенного использования земельных участков для данной территориальной зоны. Градостроительными регламентами и режимом использования территории для данной зоны не предусмотрено ограничение оборотоспособности земельных участков. Согласно сведениям публичной кадастровой карты, комплекс зданий дома-музея В.И. Ленина расположен на земельном участке с кадастровым номером № площадью 8041 кв.м по адресу: <адрес> с видом разрешенного использования: комплекс зданий и сооружений Дом-музей В.И.Ленина, форма собственности — собственность публично-правовых образований; также на смежном земельном участке расположено здание музея на земельном участке с кадастровым номером № площадью 837 кв.м по адресу: <адрес> с видом разрешенного использования под зданием музея, форма собственности — собственность публичноправовых образований. На территории земельного участка с кадастровым номером № площадью 633 кв.м не расположены здания историко-культурного заповедника, музея- заповедника, следовательно, положения ч.5 ст.27 ЗК РФ в отношении ограничения в обороте данного земельного участка не могут быть применимы.
Просят признать за ними право на приобретение в общую долевую собственность за плату земельного участка с кадастровым номером № площадью 633 кв.м, расположенного по адресу: <адрес> за Сидоровым В.А. в размере 1/3 доли, за Ивановой Л.А. в размере 2/3 доли в праве.
Судом к участию в деле в качестве третьих лиц не заявляющих самостоятельных требований привлечены Костягин В.А., Костягина В.М., Нагорный В.А., Нагорный А.А., Замотин Н.Ф., Замотина Л.В., Министерство искусства и культурной политики Ульяновской области, Федеральное государственное бюджетное учреждение культуры «Государственный историко-мемориальный музей-заповедник «Родина В.И. Ленина», Правительство Ульяновской области в лице Управления по охране объектов культурного наследия администрации Губернатора Ульяновской области.
В судебное заседание истцы не явились, их представитель в судебном заседании исковые требования и доводы иска поддержала.
Представитель ответчика в судебное заседание не явился, извещался.
Третьи лица Костягин В.А., Костягина В.М., Нагорный В.А., Нагорный А.А., Замотин Н.Ф., Замотина Л.В. в судебное заседание не явились, их представитель с иском согласилась.
Представитель третьего лица Правительства Ульяновской области в лице управления по охране объектов культурного наследия администрации Губернатора Ульяновской области в судебном заседании с иском согласилась указав, что спорный земельный участок не находится на территории каких-либо объектов культурного наследия. Границы какого-либо историко-культурного заповедника либо музея заповедника на данной территории не формировались. В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 20.02.1995 № 176 «Об утверждении перечня объектов исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения» Государственный историко-мемориальный заповедник «Родина В.И. Ленина» является объектом культурного наследия федерального значения, границы которого не установлены. В настоящее время Министерством культуры Российской Федерации разработан проект приказа «О включении выявленного объекта культурного наследия «Родина В.И. Ленина» в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в качестве объекта культурного наследия федерального значения в виде достопримечательного места, а также об утверждении границ, требований к осуществлению деятельности и градостроительным регламентам в границах его территории».
Представители третьих Министерства искусства и культурной политики Ульяновской области, Федерального государственного бюджетного учреждения культуры «Государственный историко-мемориальный музей-заповедник «Родина В.И. Ленина» в судебное заседание не явились, извещались.
Выслушав пояснения явившихся участников процесса, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 36 Конституции РФ, граждане и их объединения вправе иметь в частной собственности землю.
Владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц.
В соответствии с п. 1 ст. 39.1 Земельного кодекса РФ земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании:
1) решения органа государственной власти или органа местного самоуправления в случае предоставления земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование;
2) договора купли-продажи в случае предоставления земельного участка в собственность за плату;
3) договора аренды в случае предоставления земельного участка в аренду;
4) договора безвозмездного пользования в случае предоставления земельного участка в безвозмездное пользование.
Согласно п. 1 ст. 39.3 Земельного кодекса РФ продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на торгах, проводимых в форме аукционов, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи.
В силу пп. 6 п. 2 ст. 39.3 Земельного кодекса РФ без проведения торгов осуществляется продажа земельных участков, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них в случаях, предусмотренных статьей 39.20 настоящего Кодекса;
Согласно п. 1 ст. 39.20 Земельного кодекса если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
В судебном заседании установлено, что Сидорову В.А. (1/3 доли в праве) и Ивановой Л.А. (2/3 доля в праве) принадлежат на праве общей долевой собственности жилой дом и индивидуальный гараж, расположенные по адресу: <адрес>, что подтверждается выпиской из единого государственного реестра недвижимости.
Данные объекты недвижимости расположены на земельном участке, который в настоящее время поставлен на кадастровый учет с кадастровым номером №, также определены границы земельного участка и его площадь, которая составляет 633 кв.м.
С целью оформления прав на земельный участок, в апреле 2018 года истцы обратились в Агентство государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области с заявлением о предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым номером № расположенного по адресу: <адрес>.
Ответом Агентства государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области от 09.06.2018 №3064 отказано в предоставлении земельного участка. Основанием для отказа в предоставлении в собственность земельного участка было указано на то, что согласно сведениям, полученным в результате межведомственного взаимодействия, испрашиваемый земельный участок находится в границах историко-культурного заповедника, следовательно, относится к земельным участкам, ограниченным в обороте, в силу положений п.п.4 п.5 ст.27 Земельного кодекса Российской Федерации.
По мнению суда, данный отказ ответчика не соответствует требованиям закона.
В соответствии с пунктом 1 статьи 129 Гражданского кодекса объекты гражданских прав могут свободно отчуждаться или переходить от одного лица к другому в порядке универсального правопреемства либо иным образом, если они не ограничены в обороте.
Законом или в установленном законом порядке могут быть введены ограничения оборотоспособности объектов гражданских прав, в частности могут быть предусмотрены виды объектов гражданских прав, которые могут принадлежать лишь определенным участникам оборота либо совершение сделок с которыми допускается по специальному разрешению (пункт 2).
Часть 3 статьи 129 Гражданского кодекса устанавливает особенности оборота таких объектов гражданских прав, как земля и другие природные ресурсы, и согласно данной норме отчуждение или переход от одного лица к другому может быть иными способами в той мере, в какой их оборот допускается законами о земле и других природных ресурсах.
Действительно абзацем вторым части 2 статьи 27 Земельного кодекса установлено, что земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
Однако данная норма только устанавливает правило о недопустимости предоставления в частную собственность земель, ограниченных в обороте, но не содержит указания на сами основания, в силу которых вводятся эти ограничения. Эти основания перечислены в части 5 статьи 27 Земельного кодекса, в соответствии с которой ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности, в том числе, земельные участки: занятые особо ценными объектами культурного наследия народов Российской Федерации, объектами, включенными в Список всемирного наследия, историко-культурными заповедниками, объектами археологического наследия, музеями-заповедниками (п. 5 ч. 5 ст. 27 ЗК РФ).
Статья 99 Земельного кодекса определяет состав земель историко-культурного назначения, включающих земли объектов культурного наследия народов Российской Федерации (памятников истории и культуры), но она не регулирует оборотоспособность таких земельных участков.
Земли историко-культурного назначения в соответствии с частью 1 статьи 94 Земельного кодекса отнесены к землям особо охраняемых территорий, имеющих особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение.
Однако положения статей 94 и 99 Земельного кодекса не устанавливают запрета на отчуждение земель историко-культурного назначения.
Таким образом, при системном толковании указанных норм, следует, что ограниченными в обороте являются не все находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки и относящиеся к землям особо охраняемых территорий и историко-культурного назначения, а только те из них, которые прямо указаны в части 5 статьи 27 Земельного кодекса.
В судебном заседании установлено, что спорный земельный участок в соответствии с Постановлением Правительства Ульяновской области от 02.07.2009 N 256-П (ред. от 18.12.2017) «О границах зон охраны объектов культурного наследия на территории муниципального образования «Город Ульяновск», режимах использования земель и градостроительных регламентах в границах данных зон» относится к территориальной зоне ОЗФ - объединенная охранная зона объектов культурного наследия федерального значения на участке <адрес> (дома N №); на участке <адрес> (дома N №) в границах <адрес> и <адрес> (дома N №) - территория "мемориального квартала" Государственного историко-мемориального музея-заповедника "Родина В.И. Ленина"
При этом, к территории какого-либо объекта федерального значения (ТФ) в соответствии с указанным выше Постановлением Правительства Ульяновской области от 02.07.2009 N 256-П спорный земельный участок не относится.
Согласно сведений управления по охране объектов культурного наследия администрации Губернатора Ульяновской области границы какого-либо историко-мемориального заповедника либо музея заповедника, в пределах которых мог бы располагаться спорный земельный участок, не формировались. Доказательств обратного ответчиком не представлено.
Указом Президента Российской Федерации от 20.02.1995 № 176 «Об утверждении перечня объектов исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения» Государственный историко-мемориальный заповедник «Родина В.И. Ленина» является объектом культурного наследия федерального значения, границы которого не установлены.
Данный объект культурного наследия не является историко-мемориальным заповедником в понимании Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», а равно музеем-заповедником и его границы не формировались как таковых.
Напротив, в настоящее время Министерством культуры Российской Федерации разработан проект приказа «О включении выявленного объекта культурного наследия «Родина В.И. Ленина» в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в качестве объекта культурного наследия федерального значения в виде достопримечательного места, а также об утверждении границ, требований к осуществлению деятельности и градостроительным регламентам в границах его территории».
Таким образом, в настоящее время ведется работа по формированию границ объекта культурного наследия как достопримечательного места, не как историко-культурного заповедника или музея-заповедника.
Кроме того тот факт, что спорный земельный участок не является ограниченным в обороте подтверждается тем, что ранее спорный земельный участок дважды предоставлялся истцам в собственность за плату, при этом, в последствии право прекращалось на основании решений судов не по основаниям отсутствия у истцов права на передачу их в собственность, а в связи со спором о границах со смежными совладельцами, спора с которыми в настоящее время не имеется.
Кроме того, ранее на основании распоряжения Агентства государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области от 22.12.2017 № 5612-р была утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории с видом разрешенного использования — индивидуальные жилые дома, в территориальной зоне ОЗФ — охранной зоне объектов культурного наследия федерального значения (п.1 распоряжения) и предварительно согласовано предоставление в собственность земельного участка Сидорову В.А. и Ивановой Л.А. (п.2 распоряжения).
При таком положении, суд приходит к выводу, что спорный земельный участок не относится к землям ограниченным в обороте в соответствии с частью 5 статьи 27 Земельного кодекса, следовательно, подлежит передаче истцам в общую долевую собственность за плату в соответствии с долями в праве собственности на жилой дом, то есть исковые требования подлежат удовлетворению в полном объеме.
Согласно ст. 2 Закона Ульяновской области от 03.07.2015 № 85-ЗО «О перераспределении полномочий по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, между органами местного самоуправления муниципальных образований Ульяновской области и органами государственной власти Ульяновской области» установлено, что уполномоченный Правительством Ульяновской области исполнительный орган государственной власти Ульяновской области (далее - уполномоченный орган) в течение неограниченного срока осуществляет полномочия органов местного самоуправления соответствующих муниципальных образований Ульяновской области (далее - органы местного самоуправления) по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена.
Днем начала осуществления уполномоченным органом указанных в части 1 настоящей статьи полномочий органов местного самоуправления является 1 января 2016 года, если иное не предусмотрено частью 3 настоящей статьи.
Таким образом, Агентство государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области, как государственный орган уполномоченный на распоряжение земельными участками государственная собственность на которые не разграничена, является надлежащим ответчиком по делу.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░., ░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ № ░░░░░░░░ 633 ░░.░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░> ░░ ░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░ 2/3 ░░░░ ░ ░░░░░, ░░ ░░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░ 1/3 ░░░░ ░ ░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░: ░.░. ░░░░░░░░░.