РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
с. Еланцы 31 января 2018 г.
Ольхонский районный суд Иркутской области в составе председательствующего судьи Сыроватской Р.Р.,
с участием помощника прокурора Ольхонского района Иркутской области Игнатьевой Е.В., представителя ответчика дачного некоммерческого товарищества Горный» Сизых А.А., действующего на основании ордера от 06.12.2016г., третьего лица ФИО26, при секретаре Варнаковой Л.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Ольхонского района Иркутской области в защиту интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц к администрации Шара – Тоготского муниципального образования, «ДНТ Горный» об обязании ДНТ «Горный» освободить земельный участок с кадастровым номером № и образованные в результате его раздела земельные участки от всех строений и сооружений, на них расположенные. Об истребовании из чужого незаконного владения дачного некоммерческого товарищества «Горный» и образованные в результате его раздела, земельные участки, в распоряжение Российской Федерации.
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Ольхонского района Иркутской области обратился в суд с названным уточненным иском к Администрации Шара – Тоготского муниципального образования, ДНТ «Горный», просит:
1. Обязать дачное некоммерческое товарищество «Горный» освободить земельный участок с кадастровым № и образованные в результате его раздела земельные участки с кадастровыми №, №, №, №, № от всех зданий, строений, сооружений, на них расположенные.
2. Истребовать из чужого незаконного владения дачного некоммерческого товарищества «Горный» земельный участок с кадастровым № и образованные в результате его раздела земельные участки с кадастровыми №, №, №, №, №, расположенные в м. <адрес>, в распоряжение Российской Федерации, в лице межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Иркутской области, Республике Бурятия и Забайкальском крае.
В обоснование заявленных требований процессуальным истцом указано, что прокуратурой района в ходе осуществления надзора за исполнением земельного законодательства проведена проверка законности предоставления администрацией Шара-Тоготского муниципального образования и использования ДНТ «Горный» земельного участка с кадастровым №, расположенного в м. <адрес>.
Установлено, что земельный участок с кадастровым № в м. Мандархан, площадью 2500 кв.м., предоставлен дачному некоммерческому товариществу «Горный» администрацией Шара-Тоготского муниципального образования по договору безвозмездного пользования № от ДД.ММ.ГГГГ на срок до ДД.ММ.ГГГГ Вышеуказанный земельный участок относится к землям сельскохозяйственного назначения, предоставлен для ведения садоводства.
ДД.ММ.ГГГГ в администрации Шара-Тоготского муниципального образования зарегистрировано заявление дачного некоммерческого товарищества «Горный» о предоставлении земельного участка площадью 2500 кв. м.
ДНТ «Горный» зарегистрировано в качестве юридического лица ДД.ММ.ГГГГ, Устав ДНТ утвержден председателем ФИО22 ДД.ММ.ГГГГ В соответствии с протоколом общего собрания учредителей ДНТ «Горный» от ДД.ММ.ГГГГ список учредителей - членов ДНТ, включает 5 человек: Журавлеву Ю.С., ФИО23, ФИО14, ФИО22, ФИО25
Схема расположения земельного участка площадью 2500 кв. м. в м. Мандархан утверждена постановлением администрации поселения от ДД.ММ.ГГГГ, на основании которой осуществлена постановка земельного участка на кадастровый учет ДД.ММ.ГГГГ за №, как земельный участок сельскохозяйственного назначения, с видом разрешенного использования – под садоводство.
Проверкой установлено, что при предоставлении рассматриваемого земельного участка грубо нарушены требования земельного законодательства.
Согласно ст. 1 Земельного кодекса РФ к основным принципам земельного законодательства относятся, в том числе: учет значения земли как основы жизнедеятельности человека, согласно которому регулирование отношений по использованию и охране земли осуществляется исходя из представлений о земле как о природном объекте, охраняемом в качестве важнейшей составной части природы, природном ресурсе, используемом в качестве средства производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве и основы осуществления хозяйственной и иной деятельности на территории Российской Федерации; приоритет охраны земли как важнейшего компонента окружающей среды и средства производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве перед использованием земли в качестве недвижимого имущества, согласно которому владение, пользование и распоряжение землей осуществляются собственниками земельных участков свободно, если это не наносит ущерб окружающей среде.
В силу ч. 3 ст. 3 Земельного кодекса РФ, имущественные отношения по владению, пользованию и распоряжению земельными участками, а также по совершению сделок с ними регулируются гражданским законодательством, если иное не предусмотрено земельным, лесным, водным законодательством, законодательством о недрах, об охране окружающей среды, специальными федеральными законами.
Так, порядок предоставления земельных участков для размещения садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений предусмотрен статьями 13 и 14 Федерального закона от 15.04.1998 № 66-ФЗ (далее по тексту – Закон № 66-ФЗ).
В соответствии с п. 1 ст. 13 Закона № 66-ФЗ обеспечение граждан садовыми, огородными и дачными земельными участками является обязанностью органов местного самоуправления по месту жительства граждан. Регистрация и учет заявлений граждан, нуждающихся в получении садовых, огородных или дачных земельных участков, ведутся органами местного самоуправления отдельно. Очередность предоставления садовых, огородных или дачных земельных участков определяется на основании регистрации соответствующих заявлений. Списки граждан, подавших заявление о предоставлении садового, огородного или дачного земельного участка, и изменения в указанных списках утверждаются органом местного самоуправления и доводятся до сведения заинтересованных граждан (п. 2 ст. 13 Закона № 66-ФЗ). Орган местного самоуправления на основании утвержденного списка граждан, подавших заявление о предоставлении садового, огородного или дачного земельного участка, определяет потребности в садовых, огородных или дачных земельных участках. Расчет производится исходя из установленных норм предоставления земельных участков с учетом необходимости размещения имущества общего пользования (п. 3 ст. 13 Закона № 66-ФЗ).
Закрепленное положениями Закона № 66-ФЗ правовое регулирование устанавливает особый (льготный) порядок предоставления земельных участков для ведения садоводства, применение которого допустимо лишь при соблюдении предусмотренных условий, в частности, касающихся создания дачного некоммерческого объединения. При этом сам по себе факт регистрации некоммерческого товарищества не свидетельствует о безусловной обязанности органа местного самоуправления предоставить ему земельный участок для ведения садоводства на льготных условиях в порядке, определенном Законом № 66-ФЗ.
Вместе с тем, по результатам проверки законности предоставления и использования земельного участка с кадастровым № установлено, что граждане, состоящие в списке членов ДНТ «Горный» никогда с заявлениями о предоставлении вышеуказанного земельного участка в администрацию Шара-Тоготского муниципального образования не обращались, администрация регистрацию и учет граждан, нуждающихся в предоставлении таких земельных участков, не осуществляла, соответствующие списки не вела.
Фактически администрацией Шара - Тоготского муниципального образования предоставление земельного участка ДНТ «Горный» осуществлено на основании заявления председателя правления товарищества ФИО22
Кроме того, ни один из 5 членов ДНТ на территории Ольхонского района по месту жительства на момент предоставления земельного участка не зарегистрирован. Члены ДНТ «Горный» на территории Ольхонского района никогда не проживали и не регистрировались.
При изложенных обстоятельствах земельный участок с кадастровым № предоставлен ДНТ «Горный» с нарушением требований Федерального закона от 15.04.1998 № 66-ФЗ.
Кроме того, предоставление администрацией поселения земельного участка с кадастровым № является незаконным по следующим основаниям.
В силу ч. 3 ст. 3 Земельного кодекса РФ, имущественные отношения по владению, пользованию и распоряжению земельными участками, а также по совершению сделок с ними регулируются гражданским законодательством, если иное не предусмотрено земельным, лесным, водным законодательством, законодательством о недрах, об охране окружающей среды, специальными федеральными законами.
Решением 20 сессии Комитета мирового наследия Организации объединенных наций (ЮНЕСКО) по вопросам защиты мирового культурного и природного наследия, состоявшейся 2-7 декабря 1996 г. в Мадриде, озеро Байкал внесено в список объектов мирового природного наследия. Данное решение является документальным подтверждением признания уникальной экологической системы озера Байкал – природным объектом, требующим повышенной охраны.
В соответствии со ст. 4 Конвенции ООН об охране Всемирного культурного и природного наследия, ратифицированной указом Президиума ВС СССР от 09.03.1988 г. № 8595-XI и вступившей для СССР, а ныне для РФ, в силу 12.01.1989 г., каждое государство – сторона Конвенции - признает, что обязательство обеспечивать выявление, охрану, сохранение, популяризацию и передачу будущим поколениям природного наследия, которое расположено на его территории, возлагается, прежде всего, на него. С этой целью оно стремится действовать путем собственных усилий, максимально используя наличные ресурсы.
Согласно п.п. «а, с, d» ст. 5 Конвенции, ее стороны должны стремиться обеспечить наиболее эффективную охрану и сохранение, популяризацию природного наследия, расположенного на их территории, посредством проведения общей политики, направленной на придание природному наследию определенных функций в общественной жизни, включения охраны этого наследия в программы общего планирования; совершенствования методов работы, позволяющих государству устранять опасности, угрожающие его природному наследию; принятия соответствующих юридических мер для выявления, охраны, сохранения, популяризации и восстановления этого наследия.
В соответствии с ч. 4 ст. 15 Конституции Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.
Российской Федерацией в целях исполнения принятых посредством ратификации Конвенции указанных в ней обязательств по охране, защите и сохранению всемирного природного наследия, в приложении № 1 к постановлению ВС РФ от 27.12.1991 г. № 3020-1 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность» предусмотрено, что объекты природного наследия, расположенные на территории Российской Федерации, к которым в силу Решения 20 сессии ЮНЕСКО и преамбулы к Федеральному закону от 01.05.1999 № 94-ФЗ «Об охране озера Байкал» отнесено озеро Байкал, являются объектами, относящимися исключительно к федеральной собственности.
Частями 1, 2 статьи 2 Федерального закона «Об охране озера Байкал» установлено, что Байкальской природной территорией является территория, в состав которой входят озеро Байкал, водоохранная зона, прилегающая к озеру Байкал, а также прилегающая к озеру Байкал территория шириной до 200 километров на запад и северо-запад от него, а центральная экологическая зона Байкальской природной территории включает в себя озеро Байкал с островами, прилегающую к озеру Байкал водоохранную зону.
Таким образом, озеро Байкал, признанное объектом мирового природного наследия, является уникальным, ценность которого признана на международном и внутригосударственном уровнях, что предполагает принятие государством и его органами, органами местного самоуправления, их должностными лицами, юридическими лицами и гражданами, всех мер по защите озера Байкал и его водоохранной зоны.
Границы Байкальской природной территории и ее экологических зон утверждены распоряжением Правительства Российской Федерации от 27.11.2006 № 1641-р, в соответствии с которым земельный участок с кадастровым № в м. Мандархан расположен в границах центральной экологической зоны Байкальской природной территории.
При этом, согласно распоряжению Правительства Российской Федерации от 27.11.2006 № 1641-р ЦЭЗ БПТ полностью включает в себя территорию озера Байкал, как объекта Всемирного природного наследия ЮНЕСКО, т.е. рассматриваемые земельные участки находятся на территории объекта Всемирного природного наследия – озера Байкал, являющегося федеральной собственною, из чего следует, что, администрация Шара – Тоготского муниципального образования не имела полномочий на распоряжение спорным земельным участком.
Более того, согласно карте Байкальской природной территории, изготовленной на основании распоряжения Правительства Российской Федерации от 27.11.2006 № 1641-р, земельный участок с кадастровым № расположен в границах Прибайкальского национального парка, также являющегося федеральной собственностью.
Установлено, что в результате раздела земельного участка с кадастровым № образованы новые земельные участки с кадастровыми №, №, №, №, №, на которых размещены деревянные домики, туалеты.
В соответствии с Перечнем видов деятельности, запрещенных в ЦЭЗ БПТ, утв. постановлением Правительства РФ от 30.08.2001 г. № 643, на территории ЦЭЗ БПТ, в том числе, запрещено:
- строительство зданий и сооружений (или их частей), функционирование которых не связано с созданием и развитием особо охраняемых природных территорий федерального значения и особых экономических зон туристско-рекреационного типа, с системами жизнеобеспечения и обеспечения экологической безопасности существующих промышленных, жилых и рекреационных объектов, с осуществлением видов деятельности, разрешенных в центральной экологической зоне Байкальской природной территории, а также строительство зданий и сооружений (или их частей) на незатронутых природных территориях, включая земли лесного фонда, водоохранные зоны и прибрежные защитные полосы озера Байкал и впадающих в него рек;
- размещение рекреационных объектов, временных палаточных городков, туристских стоянок и стоянок транзитного транспорта за пределами особо охраняемых природных территорий и особых экономических зон туристско-рекреационного типа без утвержденных в установленном порядке документов территориального планирования, а также размещение указанных объектов на особо охраняемых природных территориях за пределами рекреационных зон.
При этом, указанная норма не содержит исключений для строительства дачных и садовых домов, т.е. строительство новых объектов соответствующего назначения в ЦЭЗ БПТ не допускается. Соответственно предоставление и использование земельных участков, расположенных в границах ЦЭЗ БПТ для размещения перечисленных объектов является незаконным.
На основании п. 1 ч. 1, п.п. 1, 4 ч. 2 ст. 60 Земельного кодекса РФ нарушенное право на земельный участок подлежит восстановлению в случаях признания судом недействительным акта исполнительного органа государственной власти или акта органа местного самоуправления, повлекших за собой нарушение права на земельный участок, а также действия, нарушающие права на землю граждан и юридических лиц или создающие угрозу их нарушения, могут быть пресечены путем признания недействительными не соответствующих законодательству актов исполнительных органов государственной власти или актов органов местного самоуправления, восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
Согласно ст. 64 Земельного кодекса РФ земельные споры рассматриваются в судебном порядке.
В соответствии с п. 35 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 № 10/22 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» случае если имущество приобретено у лица, которое не имело права его отчуждать, собственник вправе обратиться с иском об истребовании имущества из незаконного владения приобретателя (статьи 301, 302 ГК РФ).
В силу ч. 2 ст. 4, ч. 2 ст. 15 Конституции Российской Федерации граждане и организации обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы. Таким образом, действиями администрации Ольхонского районного муниципального образования по незаконному предоставлению земельных участков нарушены интересы Российской Федерации, которые заключаются в том, что не соблюдены требования федерального законодательства.
В судебном заседании помощник прокурора Ольхонского района Игнатьева Е.В., уточненные требования поддержала в полном объеме, просила иск удовлетворить, по основаниям, изложенным в нем.
3 лицо Минприроды России, заявившее самостоятельные требования, своего представителя в суд не направило, судом получено заявление об отказе от иска, кроме того ходатайствуют о переводе их в статус третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования. Просят рассмотреть дело в отсутствие их представителя, уточненный иск прокурора Ольхонского района поддерживают в полном объеме.
Судом отказ от иска принят, о чем вынесено определение.
Из письменного отзыва третьего лица следует, что земельный участок расположен в границах Прибайкальского национального парка и включен в границы центральной экологической зоны Байкальской природной территории.
Прибайкальский национальный парк создан постановлением Совета Министров РСФСР от 13.02.1986 № 71 на базе лесоохотничьего хозяйства «Байкал», Ольхонского и Голоустинского лесхозов с передачей ему земель площадью 170 тыс. гектаров в границах лесоохотничьего хозяйства, 136 тыс. гектаров земель государственного лесного фонда, а также 112 тыс. гектаров земель сельскохозяйственных предприятий Госагропрома РСФСР без изъятия их из хозяйственной эксплуатации.
Нормативных актов, изменяющих границы, установленные постановлением Совета Министров РСФСР от 13.02.1986 № 71, уполномоченным органом власти не принималось. Таким образом, границы национального парка определены при его создании, установлены вышеуказанным нормативным правовым актом и остаются неизменными с 1986 года.
С учетом границ Прибайкальского национального парка распоряжением Правительства Российской Федерации от 27.11.2006 № 1641-р были утверждены границы Байкальской природной территории и ее экологических зон - центральной экологической зоны, буферной экологической зоны и экологической зоны атмосферного влияния. На основании данного распоряжения подготовлена карта Байкальской природной территории, на которой отображены, в том числе, границы Прибайкальского национального парка.
При сопоставлении карты Байкальской природной территории и сведений о границе Прибайкальского национального парка, содержащихся в Публичной кадастровой карте, усматривается, что спорный земельный участок полностью расположен в границах Прибайкальского национального парка.
Из сведений Публичной кадастровой карты усматривается, что указанный земельный участок, располагается в местности Куркут. Из карты Байкальской природной территории усматривается, что Куркут входит в границы Прибайкальского национального парка. При соотнесении данных сведений с учетом масштаба карты Байкальской природной территории (1:10000000) усматривается, что спорный земельный участок находятся в границах национального парка. Также из Публичной кадастровой карты установлено, что указанные земельные участки, находятся внутри обозначенной границы Прибайкальского национального парка.
Согласно положениям статьи 12 Закона №218-ФЗ Публичные кадастровые карты ведутся органом регистрации прав в электронной форме и подлежат размещению на официальном сайте для просмотра без подачи запросов и взимания платы. Состав сведений, содержащихся в кадастровых картах, устанавливается органом нормативно - правового регулирования. Таким образом, при соотнесении данных сведений с учетом масштаба карты Байкальской природной территории следует, что спорные земельные участки находятся в границах Прибайкальского национального парка.
У Администрации муниципального образования отсутствовали полномочия по распоряжению спорными земельными участками.
В соответствии с пунктом 1 Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 № 3020-1 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность» охраняемые или особым образом используемые природные объекты (в том числе национальные природные парки) независимо от того, на чьем балансе они находятся, и от ведомственной подчиненности предприятий, относятся исключительно к федеральной собственности.
Согласно пункту 1 статьи 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЭ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» в целях разграничения государственной собственности на землю к федеральной собственности относятся земли и земельные участки, предусмотренные федеральными законами.
В соответствии пунктом 6 статьи 95 ЗК РФ земли и земельные участки национальных парков находятся в федеральной собственности. В отдельных случаях допускается наличие в границах национальных парков земельных участков иных пользователей, а также собственников, деятельность которых не оказывает негативное (вредное) воздействие на земли национальных парков и не нарушает режим использования земель государственных заповедников и национальных парков.
Следовательно, все земельные участки в границах национальных парков находятся в федеральной собственности или (в исключительных случаях) в собственности или пользовании у других лиц, права которых возникли до создания национального парка.
Кроме того, предоставление спорных земельных участков осуществлено в нарушение действующего законодательства. В соответствии со статьей 27 ЗК РФ находящиеся в федеральной собственности земельные участки, занятые государственными природными заповедниками и национальными парками, относятся к землям, изъятым из оборота, и не могут предоставляться в частную собственность, а также быть объектами сделок, предусмотренных гражданским законодательством. Земельные участки, в пределах особо охраняемых природных территорий, которые находятся в государственной собственности, но не указанные в пункте 4 настоящей статьи, относятся к землям, ограниченным в обороте и не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
Соответственно, земельные участки, находящиеся в государственной собственности и находящиеся в границах национальных парков, являются либо изъятыми из оборота, либо ограниченными в обороте. Пунктом 3 статьи 12 Закона об ООПТ установлен запрет на изменение целевого назначения земельных участков, находящихся в границах национальных парков, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами.
Кроме того, пунктом «г» части 2 статьи 15 Закона об ООПТ на территориях национальных парков запрещается любая деятельность, которая может нанести ущерб природным комплексам и объектам растительного и животного мира, культурно - историческим объектам и которая противоречит целям и задачам национального парка, в том числе предоставление садоводческих и дачных участков.
Перечнем видов деятельности, запрещенных в центральной экологической зоне Байкальской природной территории, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 30.08.2001 №643 установлен запрет на строительство зданий и сооружений (или их частей), функционирование которых не связано с созданием и развитием особо охраняемых природных территорий федерального значения и особых экономических зон туристско-рекреационного типа, с системами жизнеобеспечения и обеспечения экологической безопасности существующих промышленных, жилых и рекреационных объектов, а также строительство зданий и сооружений (или их частей) на незатронутых природных территориях, включая земли лесного фонда, водоохранные зоны и прибрежные защитные полосы озера Байкал и впадающих в него рек (абзац 21).
Согласно пункту 6 статьи 95 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки в границах государственных заповедников и национальных парков не подлежат приватизации. Предоставление спорных земельных участков для целей садоводства противоречит действующему законодательству. Аналогичный вывод содержится в определении Верховного Суда Российской Федерации от 05.08.2015 №302-ЭС15-9246.
Представитель ответчика ДНП «Горный» Сизых А.А. иск не признал, поддерживает письменные возражения подписанные председателем ДНТ «Горный» ФИО22, из которого следует, что в силу ст. 4 ФЗ-66 граждане в целях реализации своих прав на получение садовых, огородных или дачных земельных участков, владение, пользование и Распоряжение данными земельными участками, а также в целях удовлетворения потребностей, связанных с реализацией таких прав, могут создавать садоводческие, огороднические или дачные некоммерческие товарищества, садоводческие, огороднические или дачные потребительские кооперативы либо садоводческие, огороднические или дачные некоммерческие партнерства. При этом согласно ч. 1 ст. 16 ФЗ- 66 садоводческое, огородническое или дачное некоммерческое объединение создается на основании решения граждан в результате учреждения либо в результате реорганизации садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения и не ставится в зависимость от наличия у данных граждан на праве собственности или на ином законном основании земельных участков.
В силу требований ч.ч. 1, 2 ст. 14 ФЗ-66 предоставление земельных участков для ведения садоводства, огородничества и дачного хозяйства осуществляется в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации с учетом особенностей, установленных настоящей статьей. Предельный размер земельного участка, который находится в государственной или муниципальной собственности и может быть предоставлен в безвозмездное пользование садоводческому или огородническому некоммерческому объединению, не может превышать площадь, рассчитанную как сумма площади садовых или огородных земельных участков и площади земельных участков, подлежащих отнесению к имуществу общего пользования.
Приведенные положения ФЗ-66 не препятствуют получению земельного участка юридическим лицом, а ст. 13 данного закона регламентирует именно определение потребностей в земельных участках для предоставления гражданам, в том числе, при наличии определенных обстоятельств, в льготном порядке. Требования ФЗ-66 не противоречат и корреспондируют к нормам Земельного кодекса РФ, определяющим порядок предоставления земельных участков.
В соответствии с ЗК РФ Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в безвозмездное пользование, в частности, некоммерческим организациям, созданным гражданами, для ведения огородничества или садоводства на срок не более чем пять лет.
Кроме того, ответчиком были соблюдены все требования, предусмотренные соответствующими пунктами ст.ст. 39.15, 39.17 ЗК РФ, регламентирующие предварительное согласование предоставления земельного участка и порядок его предоставления юридическому лицу без проведения торгов. Порядок же предоставления земельных участков непосредственно гражданам, который взаимосвязан со ст. 13 ФЗ-66, урегулирован нормами ст. 39.18 ЗК РФ.
ДНТ «Горный» в полной мере был соблюден порядок предоставления земельного участка, и возможные нарушения, которые могли быть допущены со стороны органов местного самоуправления, затягивание сроков осуществления тех или иных процедур, связанных с порядком оформления документов, не могут нарушать конституционных прав граждан-участников ДНТ на получение и использование земельных участков для осуществления предусмотренной деятельности. (т.1 л.д.84 – 85)
Уточнил, что они не оспаривают факт нахождения земельного участка в границах ЦЭЗ БПТ и в границах водоохранной зоны озера Байкал, вместе с тем, истцом не представлено никаких доказательств о принадлежности земельного участка к федеральной собственности, доводы голословны и опровергаются землеустроительным делом 2011 года. Карта БПТ фактически устанавливает границы указанной территории, вместе с тем, границы национального парка отображены только информационно. До настоящего времени на кадастровый учет границы национального парка и озера Байкал не поставлены. Также считает, что в ходе судебного заседании не доказан факт отсутствия направления заявлений в орган местного самоуправления от членов ДНТ. Строения, носящие временный характер, возведенные на спорных земельных участках не способны нанести ущерб окружающей среде.
Представитель ответчика администрации Шара - Тоготского муниципального в судебное заседание не явился, ходатайствовал о рассмотрении дела в их отсутствие. Ранее глава администрации Нагуслаев М.Т. просил отказать в удовлетворении заявленных требований, обращает внимание на план застройки Шара - Тоготского муниципального образования из которых достоверно следует, что спорные земельные участки не отнесены к федеральной собственности. Суду показал, что список граждан нуждающихся в предоставлении земельных участков в администрации не велся, члены ДНТ с заявлением в администрацию не обращались.
3 лицо ФИО26 просит в иске отказать, в полном объеме поддерживает доводы представителя ДНТ «Горный». Считает, что администрацией муниципального образования земельный участок был предоставлен в соответствии с требованиями действующего законодательства. Полагает, что ответственность за неправомерное предоставление земельного участка должна быть возложена только на администрацию.
3 лицо ФИО25 в судебном заседании не присутствовал, судом представителем ответчика Сизыхом А.А. от имени последнего, передано заявление об отложении судебного заседания в связи с болезнью. Судом в удовлетворении ходатайства отказано, о чем вынесено определение.
3 лицо ФИО24 в судебное заседание не явился, судебное извещение возвращено с надписью за истечением срока хранения.
3 лица ФИО23, 3 лицо председатель ДНТ «Горный» Алексеев С.Н. в судебное заседание не явились, судебные повестки возвращены за истечением срока хранения. Ранее в судебном заседании иск не признали, показали, что оснований для удовлетворения иска не имеется. Алексеев С.Н. просит учесть, что они с 2005 года занимались оформлением земельных участков. После изменения законодательства им пришлось обратиться в администрацию Шара – Тоготского муниципального образования. (т.1 л.118)
3 лицо администрации Ольхонского районного муниципального образования в судебное заседание своего представителя не направило, заявлено ходатайство о рассмотрении дела в их отсутствие. Ранее представители администрации возражали против удовлетворения заявленных требований.
3 лицо Межрегиональное территориальное Управление Росимущества в Иркутской области, Республике Бурятия и Забайкальском крае в судебном заседании не присутствовала, о дате рассмотрения извещено.
3 лицо Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Иркутской области своего представителя в суд не направило, из письменного отзыва следует, что Управление не является субъектом спорного правоотношения. Просят рассмотреть дело в отсутствие их представителя.
3 лицо Служба по охране природы и озера Байкал Иркутской области своего представителя в суд не направило. Просят рассматривать в дело в их отсутствие.
3 лицо Байкальское управление Росприроднадзора своего представителя в суд не направило. В отзыве просят рассмотреть дело в их отсутствие. Обращают внимание на то, что в соответствии с Перечнем видов деятельности, запрещенных в ЦЭЗ БПТ, утв. постановлением Правительства РФ - от 30.08.2001 г. № 643, на территории ЦЭЗ БПТ запрещено строительство дачных домов, объектов социально-бытового назначения, садоводства, т.е. строительство новых объектов соответствующего назначения в ЦЭЗ БПТ не допускается. Предоставление земельных участков для размещения перечисленных объектов является незаконным. (т.2 л.д.1-3)
3 лицо Министерство имущественных отношений Иркутской области направило в суд письменный отзыв, в котором указано, что вопросы согласования предоставления земельных участков на Байкальской природной территории не относятся к компетенции министерства. Просят рассмотреть дело в отсутствие их представителя.
3 лицо ФГБУ «Заповедное Прибайкалье» в судебное заседание не явился, о дате рассмотрения дела извещено, ранее представители лица, Елисеев Д.В., Рамазанов У.Г., поясняли, что земельный участок с кадастровым № входит в границы ФГБУ «Заповедное Прибайкалье», при определении границ национального парка они руководствуются картой Байкальской природной территории подготовленной на основании распоряжения Правительства Российской Федерации от 27.11.2006 № 1641-р на которой отображены, в том числе, границы Прибайкальского национального парка.
Обязанность суда по заблаговременному извещению сторон о месте и времени судебного заседания исполнена, вместе с тем, третьи лица за получением судебного извещения в почтовое отделение не явились, судебная корреспонденция, возвращена с надписью «За истечением срока хранения».
На основании ч.3,4 ст.167 ГПК РФ, суд считает возможным рассмотреть данное дело в отсутствие не явившихся участников процесса, извещенных о рассмотрении дела надлежащим образом, ходатайств об отложении судебного заседания, сведений об уважительности причин неявки суду не представивших.
Таким образом, своевременное рассмотрение гражданского дела не может быть поставлено в зависимость от недобросовестного бездействия сторон. Руководствуясь статьями 165.1 ГК РФ, 117 ГПК РФ, суд признает неявившихся участников процесса извещенными надлежащим образом.
Выслушав пояснения сторон, специалиста, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Статьей 12 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что защита гражданских прав осуществляется путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
Из конституционных положений Российской Федерации следует, земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории, и могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности (статья 9); владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц; условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона (статья 36 части 2 и 3).
Согласно ч. 2 ст. 1 Гражданского кодекса РФ граждане (физические лица) и юридические лица приобретают и осуществляют свои гражданские права своей волей и в своем интересе. Они свободны в установлении своих прав и обязанностей на основе договора и в определении любых не противоречащих законодательству условий договора. Гражданские права могут быть ограничены на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
В силу ст. 209 Гражданского кодекса РФ владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами в той мере, в какой их оборот допускается законом, осуществляются их собственником свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов других лиц.
Как следует из материалов дела и установлено судом Садоводческое некоммерческое товарищество «Горный» поставлено на учет в налоговом органе в качестве юридического лица ДД.ММ.ГГГГ. (т.1 л.д.14, 35)
ДНТ «Горный» зарегистрировано в качестве юридического лица ДД.ММ.ГГГГ, Устав СНТ утвержден общим собранием учредителей ДНТ 02.07.2010г., список членов ДНТ включающий 5 человек: председатель – Алексеев С.Н., секретарь ФИО23, ФИО25., ФИО24, ФИО26, утвержден председателем товарищества ФИО22 (т.1 л.д. 17, 20, 30, 56)
Постановлением главы Шара – Тоготского муниципального образования от ДД.ММ.ГГГГ № утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане кадастрового квартала 38:13:060703, категория – земли сельскохозяйственного назначения, площадью 2500 кв.м., под садоводство по адресу: <адрес>. Согласно Правил землепользования и застройки Шара – Тоготского МО образуемый земельный участок относится к зоне СХ» (зона дач и садово - огородных товариществ). (т.1 л.д.18)
ДД.ММ.ГГГГ в адрес главы Шара – Тоготского муниципального образования от председателя ДНТ «Горный» поступило заявление о предоставлении в аренду и заключения договора безвозмездного срочного пользования земельным участком площадью 2500 кв.м. с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес>, под садоводство, земли сельскохозяйственного назначения (т.1 л.д.13).
ДД.ММ.ГГГГ между администрацией Шара – Тоготского МО и ДНТ «Горный» заключен договор № безвозмездного пользования земельным участком, из земель сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером №, площадью 2500 кв.м, имеющий адресные ориентиры: <адрес>, под садоводство. По условиям которого, участок передается в безвозмездное пользование на срок с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и вступает в силу со дня регистрации в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Иркутской области. (т.1 л.д.10-12)
В соответствии с п. 1 ст. 13 Закона № 66-ФЗ обеспечение граждан садовыми, огородными и дачными земельными участками является обязанностью органов местного самоуправления по месту жительства граждан. Регистрация и учет заявлений граждан, нуждающихся в получении садовых, огородных или дачных земельных участков, ведутся органами местного самоуправления отдельно. Очередность предоставления садовых, огородных или дачных земельных участков определяется на основании регистрации соответствующих заявлений.
Списки граждан, подавших заявление о предоставлении садового, огородного или дачного земельного участка, и изменения в указанных списках утверждаются органом местного самоуправления и доводятся до сведения заинтересованных граждан (п. 2 ст. 13 Закона № 66-ФЗ). Орган местного самоуправления на основании утвержденного списка граждан, подавших заявление о предоставлении садового, огородного или дачного земельного участка, определяет потребности в садовых, огородных или дачных земельных участках. Расчет производится исходя из установленных норм предоставления земельных участков с учетом необходимости размещения имущества общего пользования (п. 3 ст. 13 Закона № 66-ФЗ).
Закрепленное положениями Закона № 66-ФЗ правовое регулирование устанавливает особый (льготный) порядок предоставления земельных участков для ведения садоводства, применение которого допустимо лишь при соблюдении предусмотренных условий, в частности, касающихся создания дачного некоммерческого объединения.
Как следует из материалов дела и установлено судом, при совершении оспариваемой сделки нарушен порядок, установленный статьями 13, 14 Федерального закона «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан».
В судебном заседании установлено, что учет граждан в качестве нуждающихся в земельных участках для дачного строительства в Шара – Тоготском муниципальном образовании не велся, что объективно подтверждается книгой учета граждан, проживающих на территории Шара – Тоготского муниципального образования, нуждающихся в получении садовых, огородных или дачных земельных участков, которая начата ДД.ММ.ГГГГ, на дату подачи иска в суд, не содержит ни одной записи. (т.1 л.д.37) Указанные обстоятельства подтвердил в судебном заседании глава администрации Шара – Тоготского муниципального образования Нагуслаев М.Т.
Кроме того, доказательств того, что что по месту нахождения земельного участка в Администрацию Ольхонского районного и Шара - Тоготского муниципальных образований из муниципальных образований г.Иркутска заявлений не поступало, указанные обстоятельства представителями муниципальных образований не оспаривались.
Таким образом, Алексеев С.Н., ФИО23, ФИО25., ФИО24, ФИО26, состоящие в списке членов ДНТ «Горный» с заявлением в администрацию муниципального образования не обращались, доказательств обратного суду не представлено, спорный земельный участок предоставлен на основании заявления председателя ДНТ ФИО22 (т.1 л.д.)
ДНТ «Горный» действительного зарегистрировано в качестве юридического, вместе с тем, факт регистрации юридического лица не свидетельствует о безусловной обязанности органа местного самоуправления предоставить ему земельный участок для ведения дачного хозяйства на ЛЬГОТНЫХ условиях в порядке, определенном Законом № 66-ФЗ.
В обоснование своих доводов ответчики ссылаются на то, что изменение законодательства не позволило им довести работы по оформлению документов начатых в 2005 году до логического завершения.
Оценивая указанное судом установлено, что Главой администрации Ольхонского района ФИО19, утвержден Акт предварительного обследования и выбора земельного участка без указания даты в 2005 году для дачного строительства в <адрес> из земель сельскохозяйственного назначения, расстояние от уреза озера Байкал 350м. (т.1 л.д. 57 - 59)
Постановлением мэра Ольхонского районного муниципального образования от ДД.ММ.ГГГГ № утверждена схема расположения земельного участка в местности <адрес> (т.1 л.д.60)
ДД.ММ.ГГГГ между Администрацией Ольхонского районного муниципального образования и ДНТ «Горный» заключен договор безвозмездного пользования земельным участком. (т.1 л.д. 62 - 63) В установленном законном порядке не зарегистрирован.
ДД.ММ.ГГГГ инспекцией государственного архитектурно - строительного надзора Ольхонской районной администрации выдано разрешение на строительство и производство строительно – монтажных работ по строительству: дачных домиков размером 6 х 6 в количестве шести штук (т.1 л.д.64 - 65)
Таким образом, изучив представленные документы, суд приходит к выводу, что доводы представителя ответчика и третьих лиц в указанной части несостоятельны.
Статья 8 Гражданского кодекса Российской Федерации предусматривает, что гражданские права и обязанности возникают из договоров и иных сделок, актов органов государственной власти, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков.
Согласно статьям 25, 26 Земельного кодекса Российской Федерации права на земельные участки возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, удостоверяются документами, прошедшими государственную регистрацию в соответствии с Федеральным законом о N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
Согласно п. 1, 2 ст. 264 Гражданского кодекса Российской Федерации земельные участки могут предоставляться их собственниками другим лицам на условиях и в порядке, которые предусмотрены гражданским и земельным законодательством. При этом лицо, не являющееся собственником земельного участка, осуществляет принадлежащие ему права владения и пользования участком на условиях и в пределах, установленных законом или договором с собственником.
Таким образом, положения ст. ст. 25, 26 Земельного кодекса Российской Федерации, ст. 264 Гражданского кодекса Российской Федерации предусматривают обязанность по оформлению документов на право пользования земельным участком.
Действующим законодательством установлен порядок оформления документов, удостоверяющих право пользования землей, который предусматривает, в том числе, активные действия самого землепользователя. Доказательств, подтверждающих, что были приняты все зависящие от членов ДНТ меры по оформлению правоустанавливающих документов на земельный участок с 2005 года по март 2015 года не представлено. Вместе с тем, при разрешении данного дела указанные доводы правового значения не имеют.
Из информаций Управления Россреестра по Иркутской области земельный участок с кадастровым номером № с местоположением: <адрес>, м.Мандархан (т.1 л.д.158) расположен в границах центральной экологической зоны Байкальской природной территории, а также в границах водоохранной зоны озера Байкал. (т.1 л.д.254)
Из выписки из ЕГРН об объекте недвижимости следует (т.1 л.д.255 - 264):
- номер кадастрового квартала № дата присвоения кадастрового номера № - ДД.ММ.ГГГГ, площадь 2500 кв.м. +\-30 кв.м.
- аренда, дата государственной регистрации 15.01.2016г., ДНТ «Горный».
- кадастровые номера образованных объектов недвижимости из земельного участка с кадастровым номером №.
В соответствии со статьей 5 Федерального закона "Об охране озера Байкал" в целях охраны уникальной экологической системы озера Байкал на Байкальской природной территории устанавливается особый режим хозяйственной и иной деятельности, осуществляемой в соответствии с принципами: приоритета видов деятельности, не приводящих к нарушению уникальной экологической системы озера Байкал и природных ландшафтов его водоохранной зоны; учета комплексности воздействия хозяйственной и иной деятельности на уникальную экологическую систему озера Байкал; сбалансированности решения социально-экономических задач и задач охраны уникальной экологической системы озера Байкал на принципах устойчивого развития; обязательности государственной экологической экспертизы.
На Байкальской природной территории в силу ст.6 ФЗ «Об охране озера Байкал» запрещается строительство новых хозяйственных объектов, реконструкция действующих хозяйственных объектов без положительного заключения государственной экологической экспертизы проектной документации таких объектов. (в ред. Федеральных законов от 18.12.2006 N 232-ФЗ, от 18.07.2011 N 215-ФЗ, от 28.06.2014 N 181-ФЗ).
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 30.08.2001 N 643 "Об утверждении перечня видов деятельности, запрещенных в центральной экологической зоне Байкальской природной территории" в центральной экологической зоне запрещено строительство зданий и сооружений (или их частей), функционирование которых не связано с созданием и развитием особо охраняемых природных территорий федерального значения и особых экономических зон туристско - рекреационного типа, с системами жизнеобеспечения и обеспечения экологической безопасности существующих промышленных, жилых и рекреационных объектов, а также строительство зданий и сооружений (или их частей) на незатронутых природных территориях, включая земли лесного фонда, водоохранные зоны и прибрежные защитные полосы озера Байкал и впадающих в него рек. (в ред. Постановления Правительства РФ от 19.05.2009 N 435)
Таким образом, из анализа приведенных законоположений следует, что Байкальская природная территория имеет особый режим хозяйственной деятельности, которая характеризуется возможностью как полного запрета некоторых видов деятельности, при осуществлении которых оказывается негативное воздействие на уникальную экологическую систему озера Байкал, так и их ограничения.
Статьей 10 «Об охране озера Байкал» предусмотрено, что пользование земельными ресурсами в центральной экологической и буферной экологической зонах гражданами и юридическими лицами осуществляется с соблюдением требований настоящего Федерального закона.
Из содержания Постановления Правительства РФ №643 от 30.08.2001г., следует, что, фактически на территории ЦЭЗ БПТ запрещено строительство зданий и сооружений, в том числе жилых и дачных домов, следовательно, и, исходя из буквального толкования вида разрешенного использования земельных участков – для садоводства, суд, приходит к выводу, что предоставление земельных участков для садоводства, которое сопряжено со строительством дачных домов, не связано с целями деятельности, приведенными в Постановлении Правительства.
Таким образом, наличие специального законодательства об охране озера Байкал изданного в целях охраны уникальной экологической системы озера Байкал на Байкальской природной территории, которым установлен особый режим хозяйственной и иной деятельности запрещающий строительство, подтверждает выводы суда о незаконности сделки.
Суд при рассмотрении дела принимает во внимание наличие специального «рамочного» Федерального закона «Об охране озера Байкал» № 94- ФЗ, который был издан 01.05.1999 году и требовал принятия ряда подзаконных актов. В связи с чем, и, во исполнение, федерального закона были приняты: Постановление Правительства РФ от 30.08.2001 №643 "Об утверждении перечня видов деятельности, запрещенных в центральной экологической зоне Байкальской природной территории", Распоряжение Правительства РФ от 27.11.2006 №1641-р "О границах Байкальской природной территории", Распоряжение Правительства РФ от 05.03.2015 №368-р "Об утверждении границ водоохранной и рыбоохранной зон озера Байкал".
При этом суд учитывает, что границы Байкальской природной территории и ее экологических зон, в том числе центральной экологической зоны, утверждены в 2006 году, а еще ранее в 2001 году установлен перечень ограничений в ЦЭЗ БПТ, в дальнейшем только корректировался, последние изменения в него внесли 2 марта 2015 года.
Договор безвозмездного пользования № заключен ДД.ММ.ГГГГ на срок до ДД.ММ.ГГГГ Вышеуказанный земельный участок относится к землям сельскохозяйственного назначения, предоставлен для ведения садоводства, кроме того, ДД.ММ.ГГГГ выдано разрешение на строительство и производство строительно – монтажных работ по строительству: дачных домиков размером 6 х 6 в количестве шести штук (т.1 л.д.64 - 65)
Правовые основы охраны центральной экологической зоны Байкальской природной территории урегулированы Федеральным законом от 01 мая 1999 года N 94-ФЗ "Об охране озера Байкал». Специальный закон «Об охране озера Байкал» издан в целях охраны уникальной экологической системы озера Байкал на Байкальской природной территории. Возможность предоставления земельного участка ограничена с учетом приоритета охраны озера Байкал и его прибрежной зоны, как важнейшего компонента окружающей среды и объекта всемирного природного наследия при этом данное ограничение направлено не на ущемление конституционных прав граждан, а на обеспечение охраны озера Байкал как объекта всемирного природного наследия.
Согласно преамбуле Федерального закона от 01.05.1999 N 94-ФЗ "Об охране озера Байкал", определяют правовые основы охраны озера Байкал, являющегося не только уникальной экологической системой Российской Федерации, но и объектом всемирного природного наследия.
На основании статьи 2 Федерального закона от 01.05.1999 № 94-ФЗ «Об охране озера Байкал» Байкальской природной территорией является территория, в состав которой входят озеро Байкал, водоохранная зона, прилегающая к озеру Байкал, его водосборная площадь в пределах территории Российской Федерации, особо охраняемые природные территории, прилегающие к озеру Байкал, а также прилегающая к озеру Байкал территория шириной до 200 км. на запад и северо - запад от него. На Байкальской природной территории выделяется ряд экологических зон, в том числе: центральная экологическая зона - территория, которая включает в себя озеро Байкал с островами; прилегающую к озеру Байкал водоохранную зону; особо охраняемые природные территории, прилегающие к озеру Байкал.
Из содержания названных норм следует, что озеро Байкал является объектом Всемирного природного наследия в соответствии с Конвенцией ЮНЕСКО об охране всемирного культурного и природного наследия от 16 ноября 1972 года. В 1996 г. Решением XX Сессии Комитета ЮНЕСКО по всемирному наследию озеро Байкал включен в Список участков всемирного природного наследия. 5 декабря 1996 г. на XX сессии Комитета по всемирному наследию ЮНЕСКО были утверждены границы Участка всемирного природного наследия «Озеро Байкал» (№ 754).
В территорию, непосредственно занимаемую озером Байкал, включается не только оно само, но и его водоохранная зона, что прямо следует из статьи 2 Федерального закона от 1 мая 1999 года N 94-ФЗ "Об охране озера Байкал".
Из приведенных выше по тексту Распоряжений Правительства от 27 ноября 2006 г. N 1641, от 5 марта 2015 г. N 368-р усматривается, что границы центральной экологической зоны и границы водоохранной зоны озера Байкал фактически совпадают между собой.
Кроме того, из аннотации к карте Байкальской природной территории следует, что граница Центральной экологической зоны Байкальской природной территории совпадает с границей Участка всемирного природного наследия «Озеро Байкал», что также согласуется с выводами Комитета по Всемирному наследию ЮНЕСКО который «принял к сведению тот факт, что границы Участка мирового наследия изменены по сравнению с предложенными первоначально, и теперь включают «центральную зону» согласно определению, данному в Законе о Байкале (официальное сообщение Директора Цента Мирового наследия ЮНЕСКО о включении озера Бакал в список участников мирового наследия от 20.01.1997 года, адресованного Послу России при ЮНЕСКО Михаилу Федотову).
Российской Федерацией в целях исполнения принятых посредством ратификации Конвенции указанных в ней обязательств по охране, защите и сохранению всемирного природного наследия, в приложении № 1 к постановлению ВС РФ от 27.12.1991 г. № 3020-1 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность» предусмотрено, что объекты природного наследия, расположенные на территории Российской Федерации, к которым в силу Решения 20 сессии ЮНЕСКО и преамбулы к Федеральному закону от 01.05.1999 № 94-ФЗ «Об охране озера Байкал» отнесено озеро Байкал, являются объектами, относящимися исключительно к федеральной собственности.
На основании ст.27 ЗК РФ, ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки, в пределах которых расположены водные объекты, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, а также занятые особо ценными объектами культурного наследия народов Российской Федерации, объектами, включенными в Список всемирного наследия, историко-культурными заповедниками, объектами археологического наследия, музеями-заповедниками. И не могут быть объектами сделок, предусмотренных гражданским законодательством. Земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами. Из оборота изъяты земельные участки, занятые находящимися в федеральной собственности следующими объектами – государственными природными заповедниками и национальными парками, за исключением случаев, предусмотренных статьей 95 настоящего Кодекса.
Таким образом, в судебном заседании установлено, что Шара – Тоготское муниципальное образование не обладало правом распоряжения земельным участком, поскольку земельный участок относится к федеральной собственности.
На основании п. 1 ч. 1, п.п. 1, 4 ч. 2 ст. 60 Земельного кодекса РФ нарушенное право на земельный участок подлежит восстановлению в случаях признания судом недействительным акта исполнительного органа государственной власти или акта органа местного самоуправления, повлекших за собой нарушение права на земельный участок, а также действия, нарушающие права на землю граждан и юридических лиц или создающие угрозу их нарушения, могут быть пресечены путем признания недействительными не соответствующих законодательству актов исполнительных органов государственной власти или актов органов местного самоуправления, восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
В силу ст. 301 ГК РФ, собственник вправе истребовать свое имущество от лица, у которого оно фактически находится в незаконном владении.
Третье лицо Минприроды России настаивает, что земельные участки отнесены к федеральной собственности, поскольку находятся в границах Прибайкальского национального парка, процессуальный истец также в уточненном иске ссылается на принадлежность земельного участка Российской Федерации
Согласно подпункту «в» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (часть 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации). Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с частями первой и второй статьи 76 Конституции Российской Федерации (часть 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
Суду представлена карта Байкальской природной территории из которой следует, что спорный земельный участок кадастровым номером 38:13:060703:3466, расположенный в местности Мандархан, находится в границах Прибайкальского национального парка, который обозначен на карте желтым цветом (в судебном заседании обозревалась в цветном варианте). (т.1 л.д.220)
Для разъяснения возникших при рассмотрении дела вопросов, требующих специальных знаний судом назначена судебная землеустроительная экспертиза. В экспертном заключении от ДД.ММ.ГГГГ указано, что земельный участок с кадастровым номером № полностью находится на территории Центральной экологической зоны Байкальской природной территории границы, которой утверждены распоряжением Правительства Российской Федерации от 27.11.2006 года №1641-р. Также данный земельный участок расположен на территории, которая справочно отображена на карте Байкальской природной территории, подготовленной в 2012 году Сибирским филиалом Федерального государственного унитарного научно – производственного предприятия «Российский федеральный геологический фонд», как территория национального парка «Прибайкальский». Информации о границе национального парка «Прибайкальский» в распоряжении Правительства Российской Федерации от 27.11.2006 года №1641 – р не содержится.
Земельный участок с кадастровым номером № полностью находится вне территории Прибайкальского национального парка, информация о границах которого содержится в материалах землеустроительного дела 2011г., подготовленного «Меридиан+», хранящиеся в государственном фонде данных.
По произведенным вычислениям площади следует вывод, что площадь Прибайкальского национального парка отраженная на карте Байкальской природной территории равна 437012 га+-2313.7га., что на 19012 га+-2313.7 га. больше, чем определено в постановлении Совета Министров РСФСР №71 от 13.02.1986 г., при создании национального парка. 19012га. примерно равна разнице площадей отмеченных как территория Прибайкальского национального парка по материалам землеустроительного дела ООО «Меридиан+» и по материалам, отображенным на карте Байкальской природной территории. (т.3 л.д.80 - 93)
Управлением Росреестра по Иркутской области, также дана информация о том, что земельный участок с кадастровым номером 38:13:060703:3466 не находится в границах Прибайкальского национального парка.
В судебном заседании допрошенная в качестве специалиста главный специалист – эксперт отдела геодезии, картографии, землеустройства и мониторинга земель Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Иркутской области Верзилина Л.С., показала, что в своей деятельности специалисты Управления руководствуются материалами землеустроительного дела по землеустроительным работам, в отношении национального парка «Прибайкальский», изготовленного в 2011 году организацией «Меридиан +». В данных материалах отображены границы территории национального парка на территории Ольхонского района, куда спорный земельный участок не входит. Согласно картографическим материалам, отображающим границы центральной экологической зоны Байкальской природной территории данный земельный участок входит в границы ЦЭЗ БПТ. Однако, границы охраняемой территории, в том числе национального парка на данной карте отображены только информационно, справочно и это официальная позиция Управления. (т.2 л.д. 153 -159)
Суд, исследуя вышеуказанные заключения, пояснение специалиста, позицию Минприроды России приходит к следующему.
В судебном заседании изучена копия Государственного контракта от 08 октября 2010 года на выполнение землеустроительных работ на землях особо охраняемых природных территорий, в том числе на землях Прибайкальского национального парка, заключенного Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии с ФГУП "ФКЦ "Земля", а также Карта (план) Прибайкальского национального парка, выполненная по результатам землеустроительных работ.
Управлением Росреестра по Иркутской области в суд представлены выкопировки из страховых копий Землеустроительного дела и Дополнения к нему по землеустроительным работам в отношении территории национального парка "Прибайкальский" (2011 год, инвентарный N № и 2015 год инвентарный №), из содержания, которых следует, что данная информация из землеустроительных дел является информацией для служебного пользования. Землеустроительное дело составлено ООО Научно-производственное аэрогеодезическое предприятие "МЕРИДИАН+" по доверенности от ФГУП "ФКЦ "Земля" в 2011 году и согласовано с администрацией Ольхонского районного муниципального образования Иркутской области и с Прибайкальским национальным парком. (т.2 л.д. 87- 117)
В соответствии с положениями статей 1, 3, 5, 6, 10, 19, 20, 22, 23 Федерального закона «О землеустройстве» данный закон устанавливает правовые основы проведения землеустройства в целях обеспечения рационального использования земель и их охраны, создания благоприятной окружающей среды и улучшения ландшафтов.
В соответствии с положениями статей 1, 3, 5, 6, 10, 19, 20, 22, 23 Федерального закона "О землеустройстве" данный закон устанавливает правовые основы проведения землеустройства в целях обеспечения рационального использования земель и их охраны, создания благоприятной окружающей среды и улучшения ландшафтов.
Под землеустройством понимаются мероприятия по изучению состояния земель, планированию и организации рационального использования земель и их охраны, описанию местоположения и (или) установлению на местности границ объектов землеустройства, организации рационального использования гражданами и юридическими лицами земельных участков для осуществления сельскохозяйственного производства, а также по организации территорий, используемых общинами коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации.
Землеустроительная документация - это документы, полученные в результате проведения землеустройства. Землеустройство проводится в обязательном порядке в случае изменения границ объектов землеустройства. Основаниями проведения землеустройства являются решения федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления о проведении землеустройства, а также договоры о проведении землеустройства. Государственная экспертиза землеустроительной документации осуществляется в целях обеспечения соответствия этой документации исходным данным, техническим условиям и требованиям. Материалы геодезических и картографических работ являются основой для проведения почвенных, геоботанических и других обследований и изысканий, инвентаризации земель, оценки качества земель, планирования и рационального использования земель, описания местоположения и установления на местности границ объектов землеустройства. К видам землеустроительной документации относятся, в том числе карты (планы) объектов землеустройства, тематические карты и атласы состояния и использования земель. Карта (план) объекта землеустройства является документом, отображающим в графической и текстовой формах местоположение, размер, границы объекта землеустройства и иные его характеристики. Карта (план) объекта землеустройства составляется с использованием сведений государственного кадастра недвижимости, картографического материала, материалов дистанционного зондирования, а также по данным измерений, полученных на местности. Землеустроительное дело включает в себя землеустроительную документацию в отношении каждого объекта землеустройства и другие касающиеся такого объекта материалы. Порядок согласования и утверждения землеустроительной документации устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Государственный фонд данных, полученных в результате проведения землеустройства, формируется на основе сбора, обработки, учета, хранения и распространения документированной информации о проведении землеустройства.
Таким образом, из представленных материалов землеустроительного дела, содержащегося в фонде данных землеустроительной документации, на что также обращает внимание представитель Минприроды России и процессуьный истец не следует, что она утверждена в установленном законом порядке федеральным органом государственной власти Российской Федерации, никаких согласований с уполномоченными федеральными органами не имеется. Более того, по материалам землеустроительного дела (лист 17) площадь земель, включенных в состав Прибайкальского национального парка по результатам проведения землеустроительных работ, составляет 414754,78 га., тогда как по Постановлению Совета Министров РСФСР от 13 февраля 1986 года № 71 – 418000 га.
Следовательно, выводы землеустроительной экспертизы, а также заключение Управления Росреестра по Иркутской области в части того, что земельный участок с кадастровым номером 38:13:060703:3466 не находится в границах Прибайкальского национального парка, судом не принимается во внимание, поскольку основаны на землеустроительной документации не утвержденной в установленном законом порядке федеральным органом государственной власти Российской Федерации.
Министерством природных ресурсов Российской Федерации суду представлена карта Байкальской природной территории, составленная по заказу Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации в 2012 году по материалам 2007-2011 годов, то есть того же периода времени, когда составлялась землеустроительная документация по границам Прибайкальского национального парка. Данная карта Байкальской природной территории, первоначально составлялась в 2006 году, затем произошли изменения в период с 2007 по 2011 год, которые учтены при издании представленной карты в 2012 году.
Из аннотации к данной карте, следует, что граница центральной экологической зоны БПТ совпадает с границей участка всемирного природного наследия «Озеро Байкал». Цифровая модель и макет печати кары центральной экологической зоны подготовлены в ГИС ESRI ArcGIS в геодезической системе координат Пулково 1942, в проекции Гаусса - Крюгера, эллипсоид Красовского. Приведено подробное описание границ ЦЭЗ БПТ. (т.3 л.д. 41 -71)
Карта Центральной экологической зоны Байкальской природной территории масштаба 1:200000, подготовленная и изданная в 2012 году Сибирским филиалом ФГУНПП «Росгеолфонд» по Государственному контракту от 19.08.2011 № СЛ-14-23/70 с Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации. Из содержания, заверенной копии данного документа, следует, что предметом контракта стало выполнение научно – исследовательских и опытно – конструкторских работ по базовому проект 11-УЗ-01 «Разработать проекты ежегодных государственных докладов о состоянии озера Байкал и мерах по его охране». Из технического задания к указанному контракту, следует, что площадь Байкальской природной территории составляет 386000 кв.м., площадь центральной экологической зоны БПТ составляет 89.2 кв.м., в том числе акватория озера Бакал – 31.5 тыс. кв.м. Граница Центральной экологической зоны совпадает с границами объекта всемирного наследия ЮНЕСКО «Озеро Байкал». Прикладные разъяснительные материалы содержат схемы, графики картографических изменений, произошедших в период с 2007 - 2010 г.г. Байкальской природной территории, в том числе муниципальных образований, ООПТ, памятников природы федерального значения и регионального значения, особо экономических зон, рекреационных местностей и других объектов.
Из Акта №2 сдачи результатов НИОКР следует, что прикладные разъяснительные материалы к проекту ежегодного государственного доклада, включающие описание картографических изменений, произошедших в 2007 -2010 году на БПТ и ЦЭЗ, обеспечит потребности информационного обеспечения органов государственной власти, хозяйствующих субъектов Российской Федерации на БПТ (т.3 л.д.28 - 40)
Из карты-схемы Прибайкальского национального парка Иркутской области, утвержденной первым заместителем руководителя Федеральной службы лесного хозяйства России Гиряевым М.Д. 21.02.2000.г., также следует, что спорный земельный участок расположен в границах Прибайкальского национального парка. (т.2 л.д.120 -124).
По ходатайству стороны из Арбитражного суда было истребовано дело А19 - 13165/08-58 к материалам указанного дела, представленного Арбитражным судом, приобщены карты, картографические материалы, которые также изученные в настоящем судебном заседании, и подтверждают нахождение всех земельных участков кадастрового квартала № в границах национального парка «Прибайкальский».
В обоснование обратного глава Шара – Тоготское муниципальное образование представил Генеральный план и Правила землепользования и застройки, утвержденные Решениями Думы Шара - Тоготского муниципального образования № от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ, подлинники, которых сопоставлены с копиями, имеющимися в материалах дела на электронном и бумажном носителях, ( т.2 л.д.187 - 199) из содержания которых следует, что образуемый земельный участок относится к зоне СХ» (зона дач и садово - огородных товариществ), однако указанное само по себе не свидетельствует, что спорные земельные участки относятся к государственным землям с неразграниченной собственностью с учетом даты утверждения генерального плана, и не опровергает нахождение местности в границах ЦЭЗ БПТ, объекта Всемирного наследия охраняемого конвенцией.
Таким образом, при отсутствии иной карты, утвержденной при участии Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации, а также совокупности иных доказательств представленных суду, а именно из Дежурной карты № САХЮРТА (для служебного пользования – секретно) в системе координат 1942 составленной по карте в масштабе 1:50000, созданной по материалам съемки 1968г., обновленной в 1981, 1982 гг., визуально усматривается нахождение залива Мухор, поскольку спорный земельный участок находится на берегу данного залива, (350м. от уреза воды) в границах Прибайкальского национального парка. (т.3 л.д.74 - 76). Из публичной карты кадастрового квартала №, включающий в себя земельный участок с кадастровым номером 38:13:060703:3466, следует, что спорный земельный участок расположен в границах национального парка. ( т.1 л.д.216 - 218, т. 2 л.д.119).
Кроме того, Ольхонской районной администрацией не представлено доказательств изъятия земельного участка, для предоставления его товариществу, с чем не прекращено право федеральной собственности на спорный земельный участок.
В этой связи, суд приходит к убеждению, что земельный участок, предоставленный ДНТ «Горный», расположен в границах территории, включенной в состав Прибайкальского национального парка, согласно Постановления Совета Министров РСФСР №71 от 13.02.1986г.
Отсутствие формирования земель ФГБУ «Прибайкальский национальный парк», с целью создания земельного участка, как объекта гражданских отношений, отсутствие кадастрового учета и государственной регистрации права на земли Прибайкальского национального парка, не меняет правовой статус и категорию этих земель, поскольку они включены в состав национального парка и в соответствии со ст.95 Земельного кодекса Российской Федерации, являются землями национальных парков.
Границы национального парка «Прибайкальский» с 1986 года не менялись и остаются неизменными до настоящего времени, указанная правовая позиция изложена в определении Верховного Суда РФ.
На основании постановления Совета Министров РСФСР от 13.02.1986 № 71 «О создании Прибайкальского национального парка в Иркутской области» (с изм. от 09.10.1995) в целях сохранения уникального природного комплекса бассейна озера Байкал создан Прибайкальский национальный парк Министерства лесного хозяйства РСФСР на базе лесоохотничьего хозяйства "Байкал", Ольхонского и Голоустинского лесхозов этого Министерства и предоставлении в пользование национальному парку 170 тыс. гектаров земель в границах лесоохотничьего хозяйства и 136 тыс. гектаров земель государственного фонда.
В состав Прибайкальского национального парка включены 112 тыс. гектаров земель сельскохозяйственных предприятий Госагропрома РСФСР без изъятия их из хозяйственной эксплуатации. Сельскохозяйственные предприятия, земли которых включаются в состав национального парка, осуществляют производственную деятельность на основе научно обоснованных систем земледелия и ведения животноводства, не противоречащую задачам национального парка.
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 12.05.2008 № 724 «Вопросы системы и структуры федеральных органов власти» постановлением Правительства Российской Федерации от 29.05.2008 № 404 «О Министерстве природных ресурсов и экологии Российской Федерации» государственное управление в области организации и функционирования особо охраняемых природных территорий федерального значения осуществляет Минприроды России.
Согласно распоряжению Правительства Российской Федерации от 31.12.2008 № 2055-р передано в ведение Минприроды России особо охраняемые природные территории федерального значения, находящиеся в ведении Росприроднадзора и Минсельхоза России.
Утвержден перечень особо охраняемых природных территорий федерального значения, находящихся в ведении Минприроды России. В данный перечень включен Прибайкальский национальный парк Иркутской области.
В соответствии с пунктом 1 статьи 12 Федерального закона от 14.03.1995 N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" национальные парки являются природоохранными, эколого-просветительскими и научно-исследовательскими учреждениями, территории (акватории) которых включают в себя природные комплексы и объекты, имеющие особую экологическую, историческую и эстетическую ценность, и предназначены для использования в природоохранных, просветительских, научных и культурных целях и для регулируемого туризма.
В силу пункта 5 статьи 16 Федерального закона от 14.03.1995 N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" земельные участки в границах национальных парков, а также находящиеся на них здания, сооружения, помещения не подлежат приватизации.
Пунктом 7 статьи 12 Федерального закона от 14.03.1995 N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" установлено, что вокруг национального парка создается охранная зона с ограниченным режимом природопользования.
Согласно пункту 6 статьи 95 Земельного кодекса Российской Федерации земли и земельные участки государственных заповедников, национальных парков находятся в федеральной собственности и предоставляются им в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Земельные участки в границах государственных заповедников и национальных парков не подлежат приватизации.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 4 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации из оборота изъяты земельные участки, занятые находящимися в федеральной собственности государственными природными заповедниками и национальными парками.
В силу пункта 2 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки, отнесенные к землям, изъятым из оборота, не могут предоставляться в частную собственность, а также быть объектами сделок, предусмотренных гражданским законодательством. Земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
Таким образом, спорный земельный участок в силу закона, не может быть отнесен к земельным участкам государственная собственность на которые не разграничена.
В соответствии с п. 4 ст. 7 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
В соответствии с п. 1 ст. 422 Гражданского кодекса РФ договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами, действующими в момент его заключения.
Из ст. 168 ГК РФ следует, что сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов, ничтожна, если законом не установлено, что такая сделка оспорима, или не предусматривает иных последствий нарушения.
В судебном заседании установлено, что земельные участки переданы не уполномоченным на то лицом, кроме того, при заключении сделки, был нарушен явно выраженный запрет, установленный законом, что свидетельствует о ее ничтожности как посягающий на публичные интересы, стороной, которой является государство. Необходимость оспаривания основания возникновения прав пользования ответчиками имуществом при этом отсутствует, поскольку сделка является ничтожной и недействительной независимо от признания таковой судом, со всеми вытекающими из данного обстоятельства правовыми последствиями.
Таким образом, из изложенного следует, что спорные земельные участки являются федеральной собственностью и подлежат истребованию из чужого незаконного владения в распоряжение Российской Федерации.
При этом следует разъяснить, что убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту и нарушающего права на землю охраняемые законам интересы гражданина или юридического лица акта исполнительного органа государственной власти или акта местного самоуправления, в силу п. 2 ст. 61 ЗК РФ подлежат возмещению в соответствии с гражданским законодательством.
Прокурором заявлен иск об освобождения земельных участков от всех зданий, строений и сооружений.
В судебном заседании установлено, на что также обратил внимание председатель ДНТ »Горный», на спорных земельных участках образованных в результате раздела земельного участка с кадастровым номером 38:13:060703:3466, площадью 2500 кв. м., возведены строения. Обсуждая требования истца в указанной части, суд приходит к следующим выводам.
Статьей 35 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что при переходе права собственности на здание, сооружение, находящиеся на чужом земельном участке, к другому лицу оно приобретает право на использование соответствующей части земельного участка, занятой зданием, сооружением и необходимой для их использования, на тех же условиях и в том же объеме, что и прежний их собственник (ч. 1). Отчуждение здания, сооружения, находящихся на ограниченном в обороте земельном участке и принадлежащих одному лицу, проводится вместе с земельным участком, если федеральным законом разрешено предоставлять такой земельный участок в собственность граждан и юридических лиц (абз. 5 ч. 4).
Вместе с тем, основанием для предоставления земельного участка явился незаконная сделка что, безусловно, прекращает право пользования и владения земельными участками, которые осуществлялись с нарушением законодательства Российской Федерации. Кроме того, сохранение строений и сооружений, в последующем, делает невозможным реализацию правомочий законного владельца по распоряжению земельными участком. В связи с чем, иск в части освобождения земельных участков от всех зданий, строений и сооружений, расположенных на нем, как последствие и производное требование от основного иска подлежат удовлетворению.
Прокурором исковые требования также заявлены к администрации Шара – Тоготского муниципального образования.
Процессуальный истец в соответствии с принципом диспозитивности гражданского процессуального права в судебном заседании неоднократно уточнял заявленные требования, при окончательном уточнении, изменены материально - правовые требования в форме изменения способа защиты субъективного права. Вместе с тем, обстоятельства, на которые истец ссылается, обосновывая свои материальные требования только расширены, путем внесения дополнительных фактов в защиту интересов Российской Федерации, но в пределах заявленного спора. Однако материально – правовых требований к соответчику не заявлено, что дает суду основание для отказа в удовлетворении иска к администрации Шара – Тоготского муниципального образования.
Представителем ответчика заявлено ходатайство о пропуске процессуальным истцом срока исковой давности.
Статьей 196 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что общий срок исковой давности составляет три года.
Согласно пункту 1 статьи 200 Гражданского кодекса Российской Федерации в редакции, действовавшей на момент возникновения правоотношений, если законом не установлено иное, течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права. Изъятия из этого правила устанавливаются настоящим Кодексом и иными законами.
Обсуждая доводы стороны в указанной части, суд приходит к выводу, что нарушенном праве Российской Федерации стало известно в ходе осуществления надзора за исполнением земельного законодательства при проведении проверки законности предоставления администрацией Шара - Тоготского муниципального образования земельных участков в 2016 года, иск подан в 2016 году. Таким образом, процессуальным истцом сроки давности для обращения в суд не нарушены.
Истцом избран надлежащий способ защиты права, предусмотренный ст. 12 Гражданского кодекса РФ. Обращение в суд с иском, в интересах публично – правовых интересов Российской Федерации определяется полномочиями прокурора, предоставленными ему положениями ст. 45 Гражданского процессуального кодекса РФ. Целью обращения прокурора с рассматриваемым иском в суд является пресечение нарушений требований закона нарушающие публичные интересы, под которыми в том числе понимается и охрана окружающей природной среды, земельного законодательства.
В соответствии с ч. 4 ст. 15 Конституции Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.
Прокурор при предъявлении иска на основании ст.333.36 НК РФ освобожден от уплаты государственной пошлины, в связи с чем, государственная пошлина в размере 300.00 руб., взыскивается с ответчика, не освобожденного законом от уплаты госпошлины, т.е. с ДНП «Горный».
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора Ольхонского района Иркутской области в защиту интересов Российской Федерации и неопределенного круга к администрации Шара – Тоготского муниципального образования, ДНТ «Горный», об обязании ДНТ «Горный» освободить земельный участок с кадастровым номером № и образованные в результате его раздела земельные участки от всех строений и сооружений, на них расположенные. Об истребовании из чужого незаконного владения дачного некоммерческого товарищества «Горный» и образованные в результате его раздела, земельные участки, в распоряжение Российской Федерации, удовлетворить частично.
1.Обязать дачное некоммерческое товарищество «Горный» освободить земельный участок с кадастровым номером №, площадью 2500 кв. м., расположенный в местности <адрес> и образованные в результате его раздела земельные участки с кадастровыми номерами: № от всех зданий, строений и сооружений на них расположенные.
2.Истребовать из чужого незаконного владения дачного некоммерческого товарищества «Горный» земельный участок с кадастровым номером № и образованные в результате его раздела земельные участки с кадастровыми номерами №, расположенные в местности <адрес>, в распоряжение Российской Федерации, в лице межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Иркутской области, Республике Бурятия и Забайкальском крае.
Прокурору Ольхонского района Иркутской области в иске к администрации Шара – Тоготского муниципального образования, отказать.
Взыскать с ДНТ «Горный» госпошлину в доход местного бюджета в размере 300.00руб.
Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд в апелляционном порядке через Ольхонский районный суд Иркутской области в течение месяца дней со дня его принятия в окончательной форме.
Судья: Р.Р. Сыроватская