Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
22 июля 2020 года г. Самара
Самарский районный суд г. Самары в составе председательствующего судьи Коваленко О.П.,
при секретаре Конецкой Я.В.,
с участием представителя административных истцов по доверенности Туманова С.А.,
представителя административного ответчика Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии Самарского области (далее Управления Росреестра по Самарского области) по доверенности Фроловой О.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-553/2020 по административному исковому заявлению Осколковой Т.С., Осколкова О.А. к Управлению Росреестра по Самарской области о признании решения об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации права собственности, возложении обязанности,
УСТАНОВИЛ:
Осколковы обратились в суд с административным исковым заявлением к Управлению Росреестра по Самарской области (далее - Управление, орган регистрации прав) с учетом уточнений о признании незаконным решения от ДД.ММ.ГГГГ, которым отказано в осуществлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации права собственности истцов на квартиру по адресу: <адрес>, и возложении обязанности на Управление осуществить государственный кадастровый учет и государственную регистрацию права на основании документов, представленных административным истцом с заявлением.
В судебном заседании представитель административных истцов доводы иска поддержал в полном объеме, указав, что право собственности истца подтверждено вступившим на законную силу решением суда, которое является основанием для осуществления государственной регистрации.
Представитель административного ответчика полагала принятое решение законным, по основаниям, изложенным в оспариваемом решении.
Представитель заинтересованного лица –администрации г.о. Самара в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, представил отзыв, согласно которому оставил разрешение иска на усмотрение суда.
Выслушав стороны, исследовав представленные материалы, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 218, частью 2 статьи 227 КАС РФ необходимым условием для удовлетворения административного иска, рассматриваемого в порядке главы 22 КАС РФ, является наличие совокупности обстоятельств, свидетельствующих о несоответствии оспариваемого решения, действий (бездействия) административного ответчика требованиям действующего законодательства и нарушении в связи с этим прав административного истца; при этом на последнего процессуальным законом возложена обязанность доказать обстоятельства, свидетельствующие о нарушении его прав, а также соблюдению срока обращения в суд за защитой нарушенного права; административный ответчик обязан доказать, что принятое им решение, действия (бездействие) соответствуют закону (части 9 и 11 статьи 226, статья 62 КАС РФ).
Согласно материалам административного дела решением Октябрьского районного суда г.Самары от ДД.ММ.ГГГГ удовлетворены требования Осколкова О.А. и Осколковой Т.С. о признании права общей долевой собственности по ? доли за каждым на квартиру №№ <адрес>, общей площадью 120, 4 кв.м, общей – 116,4 кв.м, жилой – 38 кв.м, подсобной -78,4 кв.м.
ДД.ММ.ГГГГ истцы обратились к ответчику с заявлением о постановке на кадастровый учет квартиры №№ <адрес>, площадью– 116,4 кв.м, и об осуществлении государственной регистрации права общей долевой собственности (по ? доли) на нее, предоставив заявление, технический план от ДД.ММ.ГГГГ, решение суда.
Решением Управления от ДД.ММ.ГГГГ государственная регистрация приостановлена на основании п. 5 ч. 1 ст. 26 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", а ДД.ММ.ГГГГ отказано в осуществлении кадастрового учета, а ДД.ММ.ГГГГ отказано в осуществлении кадастрового учета – государственной регистрации права собственности, в связи с тем, что Осколковыми к заявлению не приложены документы, необходимые для осуществления государственного кадастрового учета.
Согласно Уведомлению о приостановлении государственной регистрации права №, № от ДД.ММ.ГГГГ. регистрация права на квартиру была приостановлена в связи с тем, что решением Октябрьского районного суда г. Самары, которое предоставлено заявителями для регистрации права, <адрес> с кадастровым номером №, является объектом незавершенного строительства, и разрешения на ввод объекта в эксплуатацию истцами представлено не было.
Согласно данным Единого государственного реестра недвижимости объект с кадастровым номером № также является объектом незавершенного строительства.
Кроме того, в оспариваемом решении Управление делает выводы, что до момента ввода в эксплуатацию объект незавершенного строительства признается самостоятельным объектом недвижимости без возможности образования в нем иных объектов недвижимости. Осуществление государственного кадастрового учета помещений при отсутствии в ЕГРН сведений о здании, в котором они расположены, законом не предусмотрено. При этом, постановка на кадастровый учет помещения до завершения строительства и ввода в эксплуатацию здания, в котором оно расположено, также не предусмотрена.
Истцам рекомендовано обратиться с соответствующим заявлением к уполномоченному органу государственной власти, предоставив технический план, содержащий сведения о здании – многоквартирном доме, и всех помещениях, расположенном в таком здании.
Уведомлением истцы были оповещены, что осуществление действий по государственному кадастровому учету и государственной регистрации права общей долевой собственности приостановлена была до ДД.ММ.ГГГГ
До указанного в уведомлении о приостановлении срока административные истцы не устранили причины приостановления государственной регистрации права на объект недвижимости, в связи с чем им было направлено Уведомление об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации права №, № от ДД.ММ.ГГГГ.
В силу статей 14, 15, 18, 21 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», к заявлению о государственной регистрации должны быть приложены документы, являющиеся основанием для осуществления государственной регистрации прав.
При этом документы, устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение, ограничение права и обременение недвижимого имущества и представляемые для осуществления государственной регистрации, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре недвижимости.
В соответствии со статьей 29 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее Закон о регистрации, Закон «218-ФЗ) одним из этапов проведения государственной регистрации является правовая экспертиза документов, осуществляемая с целью выявления оснований, препятствующих проведению государственной регистрации. При этом при наличии сомнений в подлинности представленных документов или достоверности содержащихся в них сведений государственный регистратор прав обязан принять необходимые меры по получению дополнительных сведении с целью подтверждения подлинности документов, достоверности указанных в них сведений.
В ходе проведения правовой экспертизы государственным регистратором установлено, что решение Октябрьского районного суда г. Самары, которое предоставлено заявителями для регистрации права, <адрес> с кадастровым номером №, является объектом незавершенного строительства, тогда как разрешение на ввод объекта в эксплуатацию предоставлено не было.
Из ч.7 ст.1, ст.8 Закона о регистрации следует, что государственный кадастровый учет помещений осуществляется путем внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений, позволяющих определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, при этом, к таким сведениям законом отнесен, в том числе кадастровый номер здания или сооружения, в котором расположено помещение ( пункт 2, подп.8 п.4).
По смыслу ч.1 ст.24 Закона о регистрации технический план представляет собой документ, в котором воспроизведены определенные сведения, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости, и указаны сведения о здании, сооружении, помещении, машино-месте, объекте незавершенного строительства или едином недвижимом комплексе, необходимые для государственного кадастрового учета такого объекта недвижимости, а также сведения о части или частях здания, сооружения, помещения, единого недвижимого комплекса либо новые необходимые для внесения в ЕГРН сведения об объектах недвижимости, которым присвоены кадастровые номера.
Из указанных норм следует, что проведение кадастрового учета объекта недвижимости осуществляется в отношении здания, сооружения, помещения, машино-места, объекта незавершенного строительства, единого недвижимого комплекса, либо в отношении части здания, сооружения, помещения, единого недвижимого комплекса.
В соответствии с п.43 Требований к подготовке технического плана, составу содержащихся в нем сведений, а также форме декларации об объекте недвижимости, требований к ее подготовке, составу содержащихся в ней сведений, утвержденных Приказом Минэкономразвития России от 18.12.2015 N953, в разделе технического плана "Характеристики объекта недвижимости" указывается кадастровый номер здания или сооружения, в которых расположено помещение, если объектом недвижимости является помещение.
Указанные требования являются императивными и подлежат исполнению без каких-либо исключений.
Технический план, представленный истцами для осуществления кадастрового учета содержит информацию о его расположении в объекте недвижимости с кадастровым номером 63:01:0642001:554, который по сведениям кадастра недвижимости является объектом незавершенного строительства.
Представленное на регистрацию решение суда о признании права общей долевой собственности на квартиру не исключает необходимость соблюдения требований закона, предъявляемых к порядку осуществления кадастрового учета помещения, поскольку в силу закона основанием для внесения в кадастр недвижимости сведений о характеристиках объекта недвижимости является технический план.
В соответствии с пунктом 5 части 2 статьи 14 Закона о регистрации основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются, в том числе, вступившие в законную силу судебные акты.
Вместе с тем, наличие судебного акта, являющегося основанием для внесения записи в ЕГРН, не освобождает лицо от представления иных документов, не являющихся правоустанавливающими, которые необходимы для внесения записи в ЕГРН согласно Закону о регистрации ( абзац 5 пункта 53 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 10, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации № 22 от 29.04.2010 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав»).
В силу положений Закона о регистрации и Требований, утвержденных Приказом Минэкономразвития России от 18.12.2015 №953, в кадастре недвижимости могут быть учтены помещения, расположенные в здании или сооружении, то есть в объекте, завершенном строительством.
Возможность постановки на учет помещений, расположенных в объекте, незавершенном строительством, до завершения строительства и ввода в эксплуатацию здания (сооружения), в котором оно расположено, вышеуказанными Требованиями, а также Законом о регистрации не предусмотрена.
Согласно ст. 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации многоквартирный дом подлежит вводу в эксплуатацию, что подтверждается соответствующим документом - разрешением на ввод объекта в эксплуатацию.
В силу части 4 статьи 30 Закона №218-ФЗ при осуществлении государственного кадастрового учета многоквартирного дома одновременно осуществляется государственный кадастровый учет всех расположенных в нем жилых и нежилых помещений, в том числе составляющих общее имущество в таком многоквартирном доме, а также расположенных в таком многоквартирном доме машино-мест.
Пунктом 1 статьи 19 Закона №218-ФЗ установлено, что орган государственной власти, орган местного самоуправления, уполномоченные на принятие решения о выдаче разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию, в срок не позднее пяти рабочих дней с даты принятия такого решения обязаны направить в орган регистрации прав заявление о государственном кадастровом учете и прилагаемые к нему документы (в том числе разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию) в отношении соответствующего объекта недвижимости посредством отправления в электронной форме.
От имени данных органов с заявлением о государственном кадастровом учете и государственной регистрации права может обратиться представитель при наличии доверенности (п.4 ст. 15 Закона N 218-ФЗ).
Как следует из решения Октябрьского районного суда г. Самары от ДД.ММ.ГГГГ. по делу № дом введен в эксплуатацию ДД.ММ.ГГГГ.
Однако уполномоченный орган с заявлением о постановке многоквартирного дома и расположенных в нем помещений, с предоставлением необходимых документов, не обращался.
В соответствии с п.2 ч. 2 ст. 14 Закона N 218-ФЗ государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав осуществляются одновременно в связи с созданием объекта недвижимости, образованием объекта недвижимости, образованием или прекращением существования части объекта недвижимости.
Таким образом, в силу закона государственная регистрация права собственности в рассматриваемом случае возможна только одновременно с государственным кадастровым учетом.
Сторонами не оспаривается, что объект недвижимости, на который истец хочет зарегистрировать право собственности, не поставлен на государственный кадастровый учет.
Таким образом, осуществить постановку на кадастровый учет квартиры по указанному выше адресу и зарегистрировать право общей долевой собственности на объект возможно только после постановки введенного в эксплуатацию многоквартирного жилого дома на кадастровый учет.
Вместе с тем, заявители, обращаясь с заявлением о постановке на кадастровый учет и государственной регистрации права собственности, не предоставили необходимые документы для осуществления государственного кадастрового учета, что исключает возможность осуществления государственной регистрации права собственности по заявлению от ДД.ММ.ГГГГ.
Обоснованность позиции органа регистрации прав подтверждается апелляционным определением судебной коллегии по административным делам по делу №.
С учетом указанных обстоятельств у административного ответчика имелись основания для принятия решения о приостановлении государственной регистрации, а затем об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации права.
Принятие решения об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации права в данном случае не свидетельствует об уклонении государственного регистратора от совершения регистрационных действий.
Поскольку в течение установленного приостановлением срока необходимые для выполнения заявленного регистрационного действия причины, повлекшие принятие решения о приостановлении, заявителем не были устранены, то государственным регистратором было принято правомерное решение об отказе в государственной регистрации.
В соответствии с п. 2 ст. 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд отказывает в удовлетворении административного иска, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) соответствует нормативным правовым актам и не нарушает права, свободы и законные интересы административного истца.
Суд приходит к выводу о том, что Уведомление об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ вынесено в соответствии с действующим законодательством, в связи с чем суд не находит оснований для удовлетворения административного иска Осколковых.
На основании изложенного, и в соответствии со статьями 175-180 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении административного иска Осколковой Т.С., Осколкова О.А. к Управлению Росреестра по Самарской области о признании решения об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации права собственности, возложении обязанности, отказать.
Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Самарский районный суд г. Самары в течение месяца с момента изготовления решения в окончательном виде.
Председательствующий: О.П. Коваленко
Мотивированное решение изготовлено 03.08.2020 года