Дело № 12-311/2019
УИД № 13RS0023-01-2019-002426-55
РЕШЕНИЕ
25 июля 2019 года город Саранск
Судья Ленинского районного суда города Саранска Республики Мордовия Чибрикин А. К.,
рассмотрев жалобу исполнительного директора общества с ограниченной ответственностью «ГазОЙЛ» Вантяева А.С. на постановление главного государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Республике Мордовия N 13/12-416-19-И от 13 мая 2019 года, вынесенное в отношении общества с ограниченной ответственностью «ГазОЙЛ» по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
установил:
постановлением главного государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Республике Мордовия N 13/12-416-19-И от 13 мая 2019 года общество с ограниченной ответственностью «ГазОЙЛ» (далее также ООО «ГазОЙЛ», общество) привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее также КоАП Российской Федерации), назначено наказание в виде штрафа в размере 62000 рублей.
Оспаривая законность и обоснованность привлечения к административной ответственности, исполнительный директор общества Вантяев А.С. обратился с жалобой в Ленинский районный суд города Саранска, в которой просил изменить постановление, заменив назначенное наказание в виде штрафа на предупреждение.
В судебное заседание законный представитель общества Вантяев А.С. не явился, о времени и месте рассмотрения жалобы извещался надлежащим образом, направил в суд защитника Артамонова А.А., поддержавшего в судебном заседании доводы жалобы, в связи с чем, полагаю возможным рассмотреть жалобу в его отсутствие.
Необходимости в допросе должностного лица, составившего протокол об административном правонарушении, не усматриваю. Необходимости избрания протокольной формы рассмотрения дела с учетом положений части 1 статьи 29.8, части 1 статьи 30.6 КоАП Российской Федерации, не имеется.
Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, выслушав защитника Артамонова А.А., прихожу к следующему выводу.
В соответствии с частью 3 статьи 30.6 КоАП Российской Федерации судья не связаны доводами жалобы и в интересах законности имеет право проверить дело об административном правонарушении в полном объеме.
Административная ответственность за нарушение государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, предусмотрена частью 1 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, 26 декабря 2018 года в отношении ООО «ГазОЙЛ» был составлен протокол об административном правонарушении № 13/12-5144-18-И по части 1 статьи 5.27.1 КоАП Российской Федерации, согласно которому, обществом были нарушены требования статей 229, 229.2, 230, 230.1 Трудового Кодекса Российской Федерации в части нарушения порядка проведения расследования и оформления документов по факту несчастного случая с работником ФИО1, произошедшего 16.11.2018.
Вступившим в законную силу решением судьи Ленинского районного суда города Саранска от 03 апреля 2019 года по делу № 12-98/2019 постановление главного государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Республике Мордовия N 13/12-416-19-И от 29 января 2019 года, вынесенное в отношении общества по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 5.27.1 КоАП Российской Федерации, отменено, дело об административном правонарушении возвращено должностному лицу на новое рассмотрение.
Одним из оснований для принятия указанного решения, явился вывод судьи районного суда о том, что о времени и месте составления протокола об административном правонарушении № 13/12-5144-18-И от 26 декабря 2018 года (дело № 12-98/2019, л.д. 62 – 66) общество государственным инспектором труда не извещалось.
В силу статьи 6 Федерального конституционного закона от 31 декабря 1996 г. № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации», статьи 13 Гражданско-процессуального кодекса Российской Федерации, статьи 16 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации вступившие в законную силу судебные постановления являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.
Таким образом, вступившим в законную силу решением суда установлена невозможность использования протокола об административном правонарушении № 13/12-5144-18-И от 26 декабря 2018 года в качестве доказательства по делу об административном правонарушении, поскольку при его составлении должностным лицом были допущены нарушения процессуальных требований статьи 28.2 КоАП Российской Федерации, а именно, протокол об административном правонарушении составлен в отсутствие законного представителя либо защитника общества, не уведомленных о месте и времени его составления надлежащим образом.
По результатам нового рассмотрения данного дела постановлением главного государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Республике Мордовия N 13/12-416-19-И от 13 мая 2019 года ООО «ГазОЙЛ» привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 5.27.1 КоАП Российской Федерации, назначено наказание в виде штрафа в размере 62000 рублей.
При вынесении обжалуемого по настоящему делу постановления от 13 мая 2019 года, должностным лицом государственной инспекции труда в качестве доказательства виновности общества повторно учтён протокол об административном правонарушении № 13/12-5144-18-И от 26 декабря 2018 года.
Исходя из положений пункта 3 статьи 29.1 и пункта 4 части 1 статьи 29.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и правовой позиции, изложенной в пункте 4 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", возвращение протокола возможно только при подготовке дела к судебному рассмотрению и не допускается при рассмотрении дела об административном правонарушении по существу, поскольку часть 2 статьи 29.9 КоАП Российской Федерации не предусматривает возможности вынесения определения о возвращении протокола и иных материалов органу или должностному лицу, составившим протокол, по результатам рассмотрения дела.
Соответственно, данное дело было принято должностным лицом государственной инспекции по труду к производству, рассмотрено по существу и прошло стадию обжалования, в настоящее время утрачена возможность устранить допущенные нарушения путем возвращения протокола об административном правонарушении и других материалов дела в орган, должностному лицу, которые составили протокол.
Таким образом, по данному делу об административном правонарушении в отношении ООО «ГазОЙЛ» допущены многочисленные существенные нарушения процессуальных требований, предусмотренных названным Кодексом, повлиявшие на всесторонность и полноту рассмотрения дела и законность принятого главным государственным инспектором труда Государственной инспекции труда в Республике Мордовия постановления.
Исходя из положений части 1 статьи 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 24.5 КоАП Российской Федерации производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствии состава административного правонарушения, предусмотренного настоящим Кодексом
Согласно пункту 3 части 1 статьи 30.7 КоАП Российской Федерации по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, в том числе и при отсутствии состава административного правонарушения.
Руководствуясь пунктом 3 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Ленинского районного суда города Саранска
р е ш и л:
постановление главного государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Республике Мордовия N 13/12-416-19-И от 13 мая 2019 года, вынесенное в отношении общества с ограниченной ответственностью «ГазОЙЛ» по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отменить.
Производство по данному делу об административном правонарушении прекратить на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На решение может быть подана жалоба в Верховный Суд Республики Мордовия через Ленинский районный суд г. Саранска Республики Мордовия в течение десяти суток со дня вручения или получения копии настоящего решения.
Судья А.К. Чибрикин