Дело № 2а-3336/2016
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
27 мая 2016 года город Ульяновск
Заволжский районный суд города Ульяновска в составе:
председательствующего судьи Киреевой Е.В.,
при секретаре Шамшетдиновой Д.Р.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в порядке упрощенного производства административное дело по административному иску Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственного учреждения) в Заволжском районе города Ульяновска Ульяновской области к Козак ФИО5 о взыскании обязательных платежей и санкций,
У С Т А Н О В И Л:
Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Заволжском районе города Ульяновска Ульяновской области (далее по тексту УПФ РФ (ГУ) в Заволжском районе г.Ульяновска) обратилось в суд с административным иском к Козак Е.Ю. о взыскании обязательных платежей и санкций, указав следующее.
Согласно ч. 1 ст. 18 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" плательщики страховых взносов обязаны своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 5 вышеуказанного закона индивидуальные предприниматели, не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, являются плательщиками страховых взносов.
Согласно ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ расчет сумм страховых взносов, подлежащих уплате за расчетный период плательщиками страховых взносов, указанными в п. 2 ч. 1 ст. 5 производится ими самостоятельно в соответствии со ст. 14 настоящего Федерального закона.
В п. 13 ч. 1 ст. 29 данного Закона закреплено право органов Пенсионного фонда РФ определять расчетным путем фиксированные размеры страховых взносов, подлежащих уплате (перечислению) в государственные внебюджетные фонды плательщиками страховых взносов, указанными в п. 2 ч. 1 ст. 5 данного Федерального закона.
Исходя из ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ индивидуальные предприниматели, не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, уплачивают соответствующие страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации и Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в фиксированных размерах, определяемых в соответствии с частями 1.1 и 1.2 настоящей статьи.
Согласно п.2 ч. 1.1. ст. 14 вышеназванного Федерального закона размер страхового взноса по обязательному пенсионному страхованию определяется в случае, если величина дохода плательщика страховых взносов за расчетный период превышает 300 000 рублей, - в фиксированном размере, определяемом как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, установленного п. 1 ч. 2 ст. 12 настоящего Федерального закона, увеличенное в 12 раз, плюс 1,0 процента от суммы дохода плательщика страховых взносов, превышающего 300 000 руб. за расчетный период. При этом сумма страховых взносов не может быть более размера, определяемого как произведение восьмикратного минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, установленного п. 1 ч. 2 ст. 12 настоящего Федерального закона, увеличенное в 12 раз.
На 01.01.2015 МРОТ в РФ установлен в размере 5965 руб. в месяц. Ч.2 ст.12 ФЗ от 24.07.2009 №212 установлены следующие тарифы страховых взносов для начисления размера страховых взносов, которые должен уплачивать индивидуальный предприниматель, не имеющий наемных работников в 2015 году: в ПФ РФ – 26%, в ФФОМС -5,1%. Исходя из изложенного, фиксированный размер страхового взноса на 2015 год составляет:
- в ПФР = 5965 х 26% х 12 = 18610,80 руб.
- в ФФОМС = 5965 х 5,1% х12 = 3650,58 руб.
Административный ответчик была зарегистрирована в налоговых органах в качестве индивидуального предпринимателя с 28.05.2012 года, ее государственная регистрация в качестве индивидуального предпринимателя утрачена 11.09.2015 года.
Согласно ч. 8 ст. 16 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ в случае прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя, уплата страховых взносов производится не позднее 15 календарных дней с даты государственной регистрации прекращения его деятельности включительно.
В соответствии ч. 4.1 ст. 14 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ, если плательщики страховых взносов прекращают осуществлять предпринимательскую деятельность после начала очередного расчетного периода, фиксированный размер страховых взносов, подлежащих уплате ими за этот расчетный период, определяется пропорционально количеству календарных месяцев по месяц, в котором утратила силу государственная регистрация физического лица в качестве индивидуального предпринимателя. За неполный месяц деятельности фиксированный размер страховых взносов определяется пропорционально количеству календарных дней этого месяца по дату государственной регистрации прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя, включительно.
Расчет страховых взносов, подлежащих уплате административным ответчиком составляет:
На обязательное пенсионное страхование:
18610,80 руб. : 12 мес. = 1550,90 руб. х 8 месяцев 11 дней = 12975,90 руб.
На обязательное медицинское страхование:
3650,58 руб. : 12 мес. = 304,22 руб. х 8 месяцев 11 дней = 2545,30 руб.
Козак Е.Ю. была обязана в срок до 29.09.2015 исполнить обязанность по уплате страховых взносов за период с 01.01.2015 по 11.09.2015. Данная обязанность административным ответчиком до настоящего времени не исполнена. На вышеуказанную недоимку за период с 29.09.2015 по 29.10.2015 в соответствии с ч. 3 ст. 25 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ начислены пени в сумме 132,32 руб. В соответствии с нормами действующего законодательства в адрес ответчика направлено требование об уплате страховых взносов и пеней от 29.10.2015 № 083S01150039475 со сроком исполнения до 23.11.2015. Вышеуказанное требование ответчиком не исполнено. Просили взыскать с административного ответчика недоимку по страховым взносам и пени в сумме 15653,45 руб., из которых: недоимка на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации на страховую часть пенсии – 12975,86 руб., недоимка на обязательное медицинское страхование в ФФОМС в сумме 2545,27 руб., пени, начисленные на недоимку по страховым взносам на страховую часть трудовой пенсии – 110,62 руб., пени, начисленные на недоимку на обязательное медицинское страхование в ФФОМС в сумме 21,70 руб.
Стороны в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом.
Исследовав материалы административного дела, суд пришел к следующему.
Согласно ст.ст. 14, 62 КАС РФ административное судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон. Лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.
В соответствии с ч. 3 ст. 1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела, связанные с осуществлением обязательного судебного контроля за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, прав организаций при реализации отдельных административных властных требований к физическим лицам и организациям, в том числе административные дела, в том числе административные дела о взыскании денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций с физических лиц.
В соответствии с ч.1 ст. 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Согласно ч.1 ст. 5 Федерального закона «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» № 212-ФЗ (далее ФЗ-212 от 24.07.2009) индивидуальные предприниматели являются плательщиками страховых взносов.
Согласно ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ расчет сумм страховых взносов, подлежащих уплате за расчетный период плательщиками страховых взносов, указанными в п. 2 ч. 1 ст. 5 производится ими самостоятельно в соответствии со ст. 14 настоящего Федерального закона.
В п. 13 ч.1 ст. 29 Федерального закона от 24.07.2009 №ФЗ-212 закреплено право органов Пенсионного фонда РФ определять расчетным путем фиксированные размеры страховых взносов, подлежащих уплате (перечислению) в государственные внебюджетные фонды плательщиками страховых взносов, указанными в пункте 2 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона.
Как следует из ст. 14 вышеуказанного Федерального закона индивидуальные предприниматели уплачивают соответствующие страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации и Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в фиксированных размерах, определяемых в соответствии с частями 1.1 и 1.2 настоящей статьи (ч.1).
Согласно п.2 ч. 1.1. ст. 14 вышеназванного Федерального закона размер страхового взноса по обязательному пенсионному страхованию определяется в случае, если величина дохода плательщика страховых взносов за расчетный период превышает 300 000 рублей, - в фиксированном размере, определяемом как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, установленного п. 1 ч. 2 ст. 12 настоящего Федерального закона, увеличенное в 12 раз, плюс 1,0 процента от суммы дохода плательщика страховых взносов, превышающего 300 000 руб. за расчетный период. При этом сумма страховых взносов не может быть более размера, определяемого как произведение восьмикратного минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, установленного п. 1 ч. 2 ст. 12 настоящего Федерального закона, увеличенное в 12 раз.
Согласно ч. 8 ст. 16 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ в случае прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя, уплата страховых взносов производится не позднее 15 календарных дней с даты государственной регистрации прекращения его деятельности включительно.
В соответствии ч. 4.1 ст. 14 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ, если плательщики страховых взносов прекращают осуществлять предпринимательскую деятельность после начала очередного расчетного периода, фиксированный размер страховых взносов, подлежащих уплате ими за этот расчетный период, определяется пропорционально количеству календарных месяцев по месяц, в котором утратила силу государственная регистрация физического лица в качестве индивидуального предпринимателя. За неполный месяц деятельности фиксированный размер страховых взносов определяется пропорционально количеству календарных дней этого месяца по дату государственной регистрации прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя, включительно.
На 01.01.2015 МРОТ в РФ установлен в размере 5965 руб. в месяц. Ч.2 ст.12 ФЗ от 24.07.2009 №212 установлены следующие тарифы страховых взносов для начисления размера страховых взносов, которые должен уплачивать индивидуальный предприниматель, не имеющий наемных работников в 2015 году: в ПФ РФ – 26%, в ФФОМС -5,1%. Исходя из изложенного, фиксированный размер страхового взноса на 2015 год составляет:
- в ПФР = 5965 х 26% х 12 = 18610,80 руб.
- в ФФОМС = 5965 х 5,1% х12 = 3650,58 руб.
Расчет страховых взносов, подлежащих уплате административным ответчиком составляет:
На обязательное пенсионное страхование:
18610,80 руб. : 12 мес. = 1550,90 руб. х 8 месяцев 11 дней = 12975,90 руб.
На обязательное медицинское страхование:
3650,58 руб. : 12 мес. = 304,22 руб. х 8 месяцев 11 дней = 2545,30 руб.
Козак Е.Ю. была обязана в срок до 29.09.2015 исполнить обязанность по уплате страховых взносов за период с 01.01.2015 по 11.09.2015.
До настоящего времени обязанность по уплате недоимки по страховым взносам административным ответчиком не исполнена.
Согласно п. 3 ст. 25 Федерального Закона от 24.07.2009 г. № 212-ФЗ за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате страховых взносов начиная со дня, следующего за установленным сроком уплаты сумм страховых взносов, начисляются пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центробанка РФ от неуплаченной суммы страховых взносов.
На вышеуказанную недоимку за период с 29.09.2015 по 29.10.2015, из расчета ставки рефинансирования в 8,25%, действующей в указанный период времени, начислены пени:
12975,90 руб. х 31дн. х 0,0275% = 110,62 руб.
2545,30 руб. х 50дн. х 0,0275% = 21,70 руб.
В соответствии с нормами действующего законодательства в адрес ответчика направлено требование об уплате страховых взносов и пеней от 29.10.2015 № 083S01150039475 со сроком исполнения до 23.11.2015 года.
Неисполнение административным ответчиком в добровольном порядке выставленного требования об уплате указанной суммы недоимки по страховым взносам и пеней послужило основанием для обращения УПФ РФ (ГУ) в Заволжском районе г. Ульяновска за их принудительным взысканием.
Разрешая требования истца о взыскании пени за период с 29.09.2015 по 29.10.2015, суд приходит к следующему.
Исходя из положений ст.19 указанного Федерального закона заявление может быть подано в суд в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате страховых взносов, если иное не предусмотрено настоящей статьей. Решение о взыскании доводится до сведения плательщика страховых взносов – организации или индивидуального предпринимателя в течение шести дней после дня вынесения указанного решения. В случае невозможности вручения решения о взыскании плательщику страховых взносов под расписку или передачи иным способом, свидетельствующим о дате его получения, решение о взыскании направляется по почте заказным письмом и считается полученным по истечении шести дней со дня направления заказного письма.
В соответствии со ст. 22 данного Федерального закона требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов направляется плательщику страховых взносов органом контроля за уплатой страховых взносов в течение трех месяцев со дня выявления недоимки. Требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов должно быть исполнено в течение 10 календарных дней со дня получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов не указан в этом требовании.
Установленный вышеуказанными нормами срок является пресекательным. При этом предельный срок обращения в суд с заявлением о взыскании недоимки по страховым взносам и пеней представляет собой совокупность следующих сроков – трехмесячного срока на добровольное исполнение обязанности по уплате задолженности, указанного в направленном должнику требовании и шестимесячного срока, что предусмотрено статьями 19, 22 Федерального закона «О страховых взносах в пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» №212-ФЗ от 24.07.2009 года.
Пропуск УПФ срока об уплате страховых взносов не влечет изменения порядка исчисления пресекательного срока на принудительное взыскание недоимки и пеней. В то же время названный срок учитывается при исчислении общего (предельного) срока обращения уполномоченного органа в суд с заявлением о взыскании с плательщика задолженности по обязательным платежам, включающего в себя установленный законом трехмесячный срок направления требований об уплате взносов; срок определенный в требовании для уплаты указанной в нем суммы задолженности. Началом течения предельного срока обращения в суд, исчисленного путем сложения названных сроков, является день, следующий за установленным сроком уплаты страховых платежей в виде фиксированного платежа.
Таким образом, исходя из даты обращения истца в суд с иском 04.05.2016 срок для взыскания пеней за период с 29.09.2015 по 29.10.2015 не пропущен (трехмесячный срок для предъявления требования, 6 дней для получения заказного письма, 26 дней для уплаты недоимки и пени, шестимесячный срок для предъявления иска).
Таким образом, обоснованными являются требования истца о взыскании пени за период с 29.09.2015 по 29.10.2015 на страховую часть пенсии в сумме 110,62 руб., по страховым взносам в ФФОМС в сумме 21,70 руб.
Учитывая, что административный истец представил суду доказательства в обоснование заявленных требований, в то время как административный ответчик не доказал суду, что начисленные ему пени за нарушение срока уплаты страховых взносов за 2015 год взысканию не подлежат, суд удовлетворяет требования Управления Пенсионного фонда РФ (государственного учреждения) в Заволжском районе города Ульяновска в указанном выше объеме.
Согласно ч.1 ст. 114 КАС РФ судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход федерального бюджета.
Таким образом, в силу ст. 114 КАС РФ, ст. 333.19 НК РФ с административного ответчика в доход федерального бюджета надлежит взыскать госпошлину в сумме 626,14 руб.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.176-180, 290 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административные исковые требования Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (Государственное учреждение) в Заволжском районе города Ульяновска Ульяновской области к Козак Екатерине Юрьевне о взыскании обязательных платежей и санкций удовлетворить.
Взыскать с Козак ФИО6, проживающей по адресу: <адрес>, в пользу Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственного учреждения) в Заволжском районе города Ульяновска Ульяновской области недоимку по страховым взносам и пени в сумме в сумме 15653,45 руб., из которых:
- недоимка по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации на страховую часть пенсии – 12975,86 руб.;
- недоимка по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в сумме 2545,27 руб.;
- пени, начисленные на недоимку по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации – 110,62 руб.;
- пени, начисленные на недоимку по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в сумме 21,70 руб.
Взыскать с Козак ФИО7 в доход федерального бюджета государственную пошлину в сумме 626,14 руб.
Решение может быть обжаловано в Ульяновский областной суд через Заволжский районный суд г. Ульяновска в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Киреева Е.В.