№ 5-22/2015г.
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
30 марта 2015 года г. Кемь, РК
Судья Кемского городского суда Республики Карелия Гордевич В.С., рассмотрев материалы дела об административном правонарушении в отношении Государственного бюджетного учреждения здравоохранения «Центральная районная больница Кемского муниципального района» по ч. 1 ст. 6.16 КоАП РФ,
УСТАНОВИЛ:
04 декабря 2014 г. начальником отдела организации контроля обращения лекарственных средств и изделий медицинского назначения Территориального органа Росздравнадзора по Республике Карелия Юрчак Н.И. в отношении ГБУЗ «Кемская центральная районная больница» составлен протокол № 57 об административном правонарушении, по тем основаниям, что в период с 10.11.2014 года по 04.12.2014 года, на основании приказа руководителя ТО Росздравнадзора по Республике Карелия от 16.10.2014 № 173–пр «О проведении плановой выездной проверки», в соответствии с размещенным на официальном сайте Территориального органа Росздравнадзора по Республике Карелия в сети «Интернет» планом проведения контрольно-надзорных мероприятий на 2014 год, должностными лицами Территориального органа Росздравнадзора по Республике Карелия проведена выездная проверка соблюдения ГБУЗ «Кемская ЦРБ» требований законодательства в сфере государственного обращения лекарственных средств при осуществлении деятельности, связанной с оборотом наркотических средств и психотропных веществ и их прекурсоров, культивированию наркосодержащих растений и медицинской деятельности.
В ходе проверки были выявлены нарушения, а именно:
ГБУЗ «Центральная районная больница Кемского муниципального района Республики Карелия» (ИНН 1002000488, юр. адрес. 186610, г. Кемь, ул. Энергетиков, д. 16) осуществляет деятельность, связанную с оборотом наркотических средств и психотропных веществ на основании лицензии, выданной Министерством здравоохранения и социального развития РК от 27.06.2014г. № ЛО-10-03-000047 на осуществление деятельности, по обороту наркотических средств и психотропных веществ, внесенных в списки II - III перечня, требований статьи 39 Федерального закона "О наркотических средствах и психотропных веществах" и порядка ведения и хранения специальных журналов регистрации операций, связанных с их оборотом, установленного Постановлением Правительства Российской Федерации от 4 ноября 2006 г. № 644.
Согласно ст. 39 Федерального закона от 08.01.1998 N 3-ФЗ "О наркотических средствах и психотропных веществах" при осуществлении деятельности, связанной с оборотом наркотических средств, психотропных веществ и внесенных в Список прекурсоров, любые операции, в результате которых изменяются количество и состояние наркотических средств и психотропных веществ, а также количество внесенных в Список 1 прекурсоров, подлежат регистрации в специальных журналах лицами, на которых эта обязанность возложена приказом руководителя юридического лица.
Согласно п. 5 Правил при осуществлении видов деятельности, связанных с оборотом наркотических средств и психотропных веществ, любые операции, в результате которых изменяются количество и состояние наркотических средств и психотропных веществ, подлежат занесению в журнал регистрации.
В нарушение: п.п. 3, 5 правил в журнале аптека по лекарственным препаратам: - «Кетамин 5% - 2,0 мл» в приходной части Журнала отсутствуют сведения по приходу (информация, откуда взялось на 01.01.2014г. -50 ампул) лекарственного препарата, в наличие запись графа № 1 «месяц» январь, графа №2 «Остаток на 1-е число» - 50. - «Морфин 1 %-1,0» в приходной части Журнала отсутствуют сведения по приходу (информация, откуда взялось на 01.01.2014г- 28 ампул) лекарственного препарата, в наличие запись графа № 1 «месяц» январь, графа №2 «Остаток на 1-е число» - 28. Согласно п. 8 записи в журналах регистрации производятся лицом, ответственным за их ведение и хранение, шариковой ручкой (чернилами) и с периодичностью, устанавливаемой руководителем юридического лица, но не реже одного раза в течении дня совершения операций с наркотическими средствами и психотропными веществами на основании документов, подтверждающих совершение этих операций.
В нарушении п. 8 правил в журнале аптеки в графе № 18 «Отметка об инвентаризации» записи по«Кетамин 5% - 2,0 мл» «сл. вед. № 8 от 01.09.14, № 9 от 01.10.2014; № 10 от 31.10.2014» произведены не лицом, ответственным за их ведение и хранение (Б. п. 15 приказа ГБУЗ «Кемская ЦРБ» от 14.04.2014 № 105), а главной медицинской сестрой Е.; в журнале аптеки в графе № 10 «№ п/п» - 18 запись сделана карандашом, а не шариковой ручкой (чернилами); приходные документы по НС и ПВ (папка счета поставщиков НС и ПВ) на день проверки хранилась в кабинете зав. аптекой в пластиковом накопителе на окне. Журнал аптека хранился в сейфе помещения хранения основного хранилища.
Помещение хранения НС и ПВ отделения скорой медицинской помощи:
На день проверки в металлическом шкафу (сейфе), расположенном в помещении Скорой медицинской помощи, в наличие были следующие НС и ПВ: - Трамадол 50 мг/мл -2,0 серии 230413- 1 ампула, - 1ампула - Морфин 10 мг/мл серии 20612-1 ампула;- Фентанил 50 мкг/мл серии 050314 - 1 ампула, трамадол 5% серии 190713 - 1 ампула, Реланиум серии ЕХ0314-2 ампулы.
При проведении сличения остатков книжных с фактическими выявлено недостача ампул Морфина 1%-1,0 - 2 ампулы; Фентанил 0,005%-2,0 - 2 ампулы. .
В журнале ст. фельдшера Ч. расход по данным препаратам отсутствует.
Как следует из объяснительной главной медицинской сестры Е. отпуск бригадам (фельдшерам) скорой медицинской помощи НС и ПВ старшим фельдшером Ч. в журнале не фиксируется. Из выше изложенного следует, что ГБУЗ «Кемская ЦРБ» нарушаются нормы ст. 38 Федерального закона от 08.01.1998 № 3 –ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах».
Суточный запас наркотических средств и психотропных веществ (укладки бригад) выдается ответственным фельдшером про приему и передаче вызовов (далее – ответственный фелдьшер по ППВ) подстанции ответственному по бригаде медицинскому работнику, который регистрирует их в специальных журналах регистрации операций, связанных с оборотом наркотических средств, бригадами, и регистрации операций, связанных с оборотом психотропных веществ, бригадами. Комиссия ТО Росздравнадзор рекомендует организовать учет НС и ПВ бригад (фельдшеров) СП.
В нарушение п.3 Правил фельдшера скорой медицинской помощи, подразделения отделения Скорой медицинской помощи, осуществляют виды деятельности, связанные с оборотом наркотических средств и психотропных веществ в части получения, временного хранения и использования, а журнал регистраций операций, связанных с оборотом НС и ПВ не ведут.
Доказательством о том, что бригады ( фельдшера) получают, хранят и используют в медицинских целях НС и ПВ, полученные от старшего фельдшера Ч. являются Карты вызова скорой медицинской помощи.
Так, например Карты вызова скорой медицинской помощи № 3/5853 от 30.10.2014 г время прибытия скорой помощи (фельдшера) на место вызова (<адрес> больному ЯВВ в 6 час 40 мин 30.10.2014 г., фельдшер Кочан при оказании помощи больному на месте вызова (квартира) провел манипуляцию (а именно Использование) с использованием НС и ПВ- (п.6 Карты вызова) раствор Фентанила 0,005% - 2,0 мл. Данная расходная операция по Фентанилу 0,005%-2,0 не отражена по расходу (выдаче) ампулы в журнале ст. фельдшера Ч. фельдшеру К.
В нарушение п. 3 Правил журнал старшего фельдшера заполняется с нарушением требований граф Журнала. Морфин г/хл 1%-1,0:
Не заполняется графа Журнала № 9 «всего приход с остатком», в данной графе должна присутствовать запись за сентябрь, октябрь, ноябрь 2014года - 3 ампулы.
В нарушение п.п.3, 5 Правил в журнале старшего фельдшера:
«Морфин 1%-1,0» в приходной части Журнала отсутствуют сведения по приходу (информация откуда взялось на 01.01.2014г. 3 ампулы) лекарственного препарата, в наличие запись графа №1 «месяц» январь, графа №2 «Остаток на 1-е число» - 3; «Фентанил 0,005%-2,0» в приходной части Журнала отсутствуют сведения по приходу (информация откуда взялось на 01.01.2014г. 3 ампулы) лекарственного препарата, в наличие запись графа №1 «месяц» январь, графа №2 «Остаток на 1-е число» 3.
В нарушение п.3 Правил в журнале старшего фельдшера не в полном объеме, согласно требуемой формы журнала заполняется графа №12 «наименование, № и дата расходного документа»,
а именно: Фентанил 0,005%-2,0
Запись по расходу № 6 от 10.09.2014, в графе № 12 ответственным лицом, за ведение журнала П. занесена запись «А….К.Н. 4876», отсутствует дата расходного документа;
Запись по расходу № 8 от 30.10.2014, в графе № 12 ответственным лицом, за ведение журнала Ч. занесена запись «ЯВ.В.. 5853», отсутствует дата расходного документа.
В нарушение п. 13 Правил в журнале за 10.09.14г. в графе № 15 «всего» лицом, ответственным за ведение журнала П., исправлено кол-во ампул -2 (до исправления в графе журнала было написано -1). Исправление не заверено подписью лица П. (стр. журнала 8).
Оформление структурными подразделениями ГБУЗ «Кемская центральная районная больница» требований-накладных на лекарственные препараты, направляемые в аптеку, а именно:
- Требование накладная №131 от 04.09.2014г. получатель ИТАР, выписан р-р.Морфина 1% 1,0;
- Требование накладная №132 от 04.09.2014г. получатель ИТ АР, выписан р-р. Кетамина 5% 2,0;
- Требование накладная №133 от 04.09.2014г. получатель ИТАР, выписан р-р. Фентанила 0,005% 2,0,
В нарушение п.п. 3.1 гл. III. Порядка оформления требований-накладных в аптечную организацию на получение лекарственных препаратов для медицинских организаций, утвержденного приказом Минздравсоцразвития России от 12.02.2007 N 110 "О порядке назначения и выписывания лекарственных препаратов, изделий медицинского назначения и специализированных продуктов лечебного питания" в требованиях накладных отсутствуют следующие обязательные реквизиты: штамп, круглая печать медицинской организации, вид упаковки (коробки, флаконы, тубы и т.п.), способ применения (для инъекций, для наружного применения, приема внутрь, глазные капли и т.п.), стоимость отпущенных лекарственных препаратов.
Таким образом, Учреждением нарушены нормы ст. ст. 38, 39 Федеральный закон от 08.01.1998 № 3-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах", п.п. 3,5,8,13 Правил ведения и хранения специальных журналов регистрации операций, связанных с их оборотом, установлены постановлением Правительства Российской Федерации от 4.11.2006 г. №644; п.п. 3.1, гл.III. Порядка оформления требований-накладных в аптечную организацию на получение лекарственных препаратов для медицинских организаций, утвержденного приказом Минздравсоцразвития России от 12.02.2007 №110 "О порядке назначения и выписывания лекарственных препаратов, изделий медицинского назначения и изделий медицинского назначения и специализированных продуктов лечебного питания», что образует состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 6.16 «Нарушение правил оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров» Кодекса РФ «Об административных правонарушениях».
По результатам выявленных нарушений 04 декабря 2014 года ст. начальником отдела организации контроля обращения лекарственных средств и изделий медицинского назначения Территориального органа Росздравнадзора по Республике Карелия Юрчак Н.И. в отношении ГБУЗ «Кемская центральная районная больница» составлен протокол № 57 об административном правонарушении.
В судебном заседании представитель Росздравнадзора по РК по доверенности Ю. поддержала изложенные в протоколе об административном правонарушении обстоятельства и пояснила, что о проведении проверки сотрудникам ЦРБ было известно заранее, поэтому выявленные нарушения могли быть устранены до приезда проверки, однако этого сделано не было. Письмо Министерства здравоохранения не является нормативно-правовым актом.
Представитель ГБУЗ «Кемская ЦРБ» - Ухова Е.С. по доверенности в судебном заседании вину по изложенным в протоколе пунктам, признала частично, по основаниям, изложенным в возражениях на протокол об административном правонарушении. Признала факт нарушения пункта 8 Правил, так как запись в журнале аптеки была сделана карандашом, а не ручкой, но недостаток был устранен в ходе проверки. Признала факт нарушения п. 3 Правил, пояснив, что фельдшер не заполнила графу журнала № 9, не в полном объеме заполнялась графа № 12 журнала, так как не были внесены даты расходного документа, но эта дата стоит в графе № 11, а дата в графе № 12 дублирует дату в графе № 11. Эти недостатки были устранены в ходе проверки. Признала, что имелись нарушения правил заполнения накладных, на накладных не ставили штамп и печать, устранили нарушение в ходе проверки. Также признала, что в накладных отсутствовала стоимость лекарственных средств. Просила прекратить производство по делу в связи с малозначительностью совершенного деяния и учесть тяжелое финансовое положение муниципального учреждения.
Заслушав представителей административного органа и юридического лица, изучив материалы дела, судья считает, что вина юридического лица в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 6.16 КоАП РФ доказана и подтверждена исследованными судом доказательствами.
ГБУЗ «Центральная районная больница Кемского муниципального района Республики Карелия», юр. адрес. 186610, г. Кемь, ул. Энергетиков, д. 16 осуществляет деятельность, связанную с оборотом наркотических средств и психотропных веществ на основании лицензии, выданной Министерством здравоохранения и социального развития № ЛО-10-03-000047 на осуществление деятельности, по обороту наркотических средств и психотропных веществ, внесенных в списки II - III перечня, требований статьи 39 Федерального закона "О наркотических средствах и психотропных веществах" и порядка ведения и хранения специальных журналов регистрации операций, связанных с их оборотом, установленного Постановлением Правительства Российской Федерации от 4 ноября 2006 г. № 644.
В судебном заседании установлено, что в период с 10 ноября 2014 года по 04 декабря 2014 года юридическим лицом допущены нарушения Правил ведения и хранения специальных журналов регистрации операций, связанных с оборотом наркотических средств и психотропных веществ, утвержденных постановлением Правительства РФ от 04.11.2006 года № 644 (далее по тексту Правила), в частности:
п. 8 Правил:
- в журнале аптеки в графе № 10 № п/п – 18 запись сделана карандашом, а не шариковой ручкой; данное нарушение устранено в ходе проверки;
- приходные документы по НС и ПВ (папка счета поставщиков НС и ПВ) на день проверки хранилась в кабинете зав. аптекой в пластиковом накопителе на окне. Журнал аптеки хранился в сейфе помещения хранения основного хранилища;
п. 3 Правил: журнал старшего фельдшера заполняется с нарушением требований к графам журнала, так как не заполняется графа Журнала № 9 «всего приход с остатком», в данной графе должна присутствовать запись за сентябрь, октябрь, ноябрь 2014года - 3 ампулы;
п.3 Правил: в журнале старшего фельдшера не в полном объеме, согласно требуемой формы журнала заполняется графа № 12 «наименование, № и дата расходного документа», а именно: Фентанил 0,005%-2,0:
-Запись по расходу № 6 от 10.09.2014, в графе № 12 ответственным лицом, за ведение журнала П. занесена запись «А.К.Н. 4876», отсутствует дата расходного документа;
-Запись по расходу № 8 от 30.10.2014, в графе № 12 ответственным лицом, за ведение журнала Ч. занесена запись «ЯВВ 5853», отсутствует дата расходного документа.
В нарушение п.п. 3.1 гл. III. Порядка оформления требований-накладных в аптечную организацию на получение лекарственных препаратов для медицинских организаций, утвержденного приказом Минздравсоцразвития России от 12.02.2007 N 110 "О порядке назначения и выписывания лекарственных препаратов, изделий медицинского назначения и специализированных продуктов лечебного питания" в требованиях накладных отсутствуют следующие обязательные реквизиты: штамп, круглая печать медицинской организации, стоимость отпущенных лекарственных препаратов, а именно:
- Требование накладная №131 от 04.09.2014г. получатель ИТАР, выписан р-р.Морфина 1% 1,0;
- Требование накладная №132 от 04.09.2014г. получатель ИТАР, выписан р-р. Кетамина 5% 2,0;
- Требование накладная №133 от 04.09.2014г. получатель ИТАР, выписан р-р. Фентанила 0,005% 2,0,
Вина ГБУЗ «Кемская ЦРБ» в совершенном административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 6.16 КоАП РФ, подтверждается исследованными материалами: протоколом об административно правонарушении № 57 от 04.12.2014 г, актом проверки органом госконтроля (надзора), органом муниципального контроля юридического лица, индивидуального предпринимателя № 147 от 04.12.2014г.; копией приказа от 16.10.2014г. № 173-пр, о проведении проверки; свидетельством о регистрации юридического лица; лицензиями; приказом от 14.04.2014 г. № 105 о назначении ответственным за организацию деятельности ГБУЗ «ЦРБ Кемского района РК», связанной с оборотом наркотических средств и психотропных веществ, сильнодействующих веществ; уставом; журналами регистрации операций, связанных с оборотом НС и ПВ, журналом передачи ключей от помещений, сейфов, укладок, где осуществляется хранение сильнодействующих средств, НС, ПВ и их прекурсоров; журналом регистраций операций, связанных с оборотом сильнодействующих средств, НС, ПВ и их прекурсоров, печатей, пломбиров; журналом учета использованных ампул (флаконов, шприц-тюбиков пластырей) из под наркотических и психотропных веществ; журналом регистрации операций, связанных с оборотом наркотических средств и психотропных веществ, скорой помощи за 2014 год, объяснениями участников процесса; копиями требований-накладных, которые были оценены судьей в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ.
Судья исключает из объема вмененного административного правонарушения:
- вменяемое юридическому лицу нарушение п.п. 3, 5 Правил в журнале старшего фельдшера:
- «Морфин 1%-1,0» в приходной части Журнала отсутствуют сведения по приходу (информация откуда взялось на 01.01.2014г. 3 ампулы) лекарственного препарата, в наличие запись графа №1 «месяц» январь, графа №2 «Остаток на 1-е число» - 3.
- «Фентанил 0,005%-2,0» в приходной части Журнала отсутствуют сведения по приходу (информация откуда взялось на 01.01.2014 г. 3 ампулы) лекарственного препарата, в наличие запись графа №1 «месяц» январь, графа №2 «Остаток на 1- е число» 3.
и вменяемое нарушение тех же пунктов Правил (п.п. 3, 5) в части отсутствия в журнале аптеки по лекарственным препаратам: - «Кетамин 5% - 2,0 мл» в приходной части Журнала сведений по приходу (информация, откуда взялось на 01.01.2014г. - 50 ампул) лекарственного препарата, в наличие запись графа № 1«месяц» январь, графа № 2 «Остаток на 1-е число» - 50; - «Морфин 1 %-1,0» в приходной части Журнала отсутствие сведений по приходу (информация, откуда взялось на 01.01.2014г- 28 ампул) лекарственного препарата, в наличие запись графа № 1 «месяц» январь, графа № 2 «Остаток на 1-е число» - 28.
Суд читает, что отсутствие сведений в указанных журналах информации о том, откуда появился остаток лекарственных средств в графе № 2 «Остаток на 1-е число» не является нарушением Правил, так как согласно письму Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 20 декабря 2006 года № 6811-ВС, по разъяснению оформления соответствующей документации, в т.ч. вышеуказанных журналов, регистрации в журнале подлежат все операции, в результате которых изменяется количество и состояние НС и ПВ. К письму приложена примерная схема ведения журнала регистрации операций, связанных с оборотом наркотических средств и психотропных веществ, в которой не предусмотрено внесение в графу 2 «Остаток на 1-ое число» информации о том, откуда взялся данный остаток лекарственного препарата. Указанное количество, как на начало месяца, так и на начало года (в том числе и в случае заведения в начале года нового журнала) не является приходом или расходом препарата, а является остатком лекарственного препарата, который таким образом фиксируется на начало месяца или начало года. Учет прихода и расхода лекарственных средств ведется правонарушителем в соответствии с положениями пунктов 3,5 Правил непосредственно при поступлении и отпуске лекарственных средств.
Указанное письмо Министерства здравоохранения и социального развития РФ, хотя и не является нормативно-правовым актом, поскольку является разъяснением по порядку применения названных Правил, однако оно является обязательным к применению правонарушителем, поскольку по отношению к ГБУЗ «Кемская ЦРБ» Министерство здравоохранения и социального развития РФ является вышестоящим органом, полномочным давать разъяснения по вопросам осуществления медицинской деятельности.
- вменяемое юридическому лицу нарушение п.8 Правил в части произведения записи в журнале аптеки в графе № 18 «Отметка об инвентаризации» записи по «Кетамин 5% - 2,0 мл» «сличит. вед. № 8 от 01.09.14, № 9 от 01.10.2014; № 10 от 31.10.2014», лицом, не ответственным за ведение и хранение журнала - главной медицинской сестрой Е. (ответственная Б. п. 15 приказа ГБУЗ «Кемская ЦРБ» от 14.04.2014 № 105), поскольку:
Е. на основании приказа главного врача входит в комиссию по инвентаризации. Согласно журналу аптеки главная медсестра Е. в графе № 18 вносила отметку об инвентаризации, в соответствии со сличительной ведомостью. Пунктом 18 приказа главного врача ГБУЗ «Кемская ЦРБ» от 14.04.2014 № 105 определено комиссии, указанной в п. 17 приказа (инвентаризационной комиссии), не реже 1 раза в месяц проверять записи в журналах, сверять фактическое наличие НС, ПВ и специальных рецептурных бланков с их книжным остатком, о чем на следующей строке после последней на момент проверки записи в журналах регистрации делать соответствующую отметку (с указанием даты). Согласно п.14 Правил в журнале регистрации отражаются результаты проведенной инвентаризации. В соответствии с приведенным выше Письмом Минздравсоцразвития РФ № 6811-ВС в журнале регистрации операций, связанных с оборотом наркотических средств и психотропных веществ, проставляется отметка о проведенной инвентаризации (дата инвентаризации, номер сличительной ведомости или инвентаризационной описи). Отметка о проведенной инвентаризации не является фиксацией совершенных операций с НС и ПВ, поскольку в ходе инвентаризации прихода и расхода лекарственных препаратов не происходит, а проверяется их фактическое наличие путем сверки с внесенными в журналы записями. Ни Правилами, ни приведенным письмом не установлено, что отметку о проведенной инвентаризации должен вносить ответственный за ведение журнала, (то есть Б.). На основании изложенного внесение отметки о проведенной инвентаризации иным лицом – членом инвентаризационной комиссии, а не ответственным за ведение журнала, судья признает правомерным.
- вменяемое нарушение хранения НС и ПВ в помещении отделения Скорой медицинской помощи, а именно: недостача на день проверки в металлическом шкафу (сейфе), расположенном в помещении Скорой медицинской помощи, при проведении сличения остатков книжных с фактическими ампул Морфина 1%-1,0 – 2 ампулы; Фентанил 0,005%-2,0 – 2 ампулы, отсутствие в журнале ст. фельдшера Ч. расхода по данным препаратам.
Как следует из объяснительной главной медицинской сестры Е. отпуск бригадам (фельдшерам) скорой медицинской помощи НС и ПВ старшим фельдшером Ч. в журнале не фиксируется, из чего следует, что ГБУЗ «Кемская ЦРБ» нарушаются нормы ст. 38 Федерального закона от 08.01.1998 № 3-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах». Суточный запас наркотических средств и психотропных веществ (укладки бригад) выдается ответственным фельдшером по приему и передаче вызовов (далее - ответственный фельдшер по ППВ) подстанции ответственному по бригаде медицинскому работнику, который регистрирует их в специальных журналах регистрации операций, связанных с оборотом наркотических средств, бригадами, и регистрации операций, связанных с оборотом психотропных веществ, бригадами. Нарушение п. 3 Правил, в части того, что фельдшеры скорой медицинской помощи, подразделения отделения Скорой медицинской помощи, осуществляют виды деятельности, связанные с оборотом наркотических средств и психотропных веществ в части получения и использования, а журнал регистраций операций, связанных с оборотом НС и ПВ не ведут, поскольку доказательством того, что бригады (фельдшера) получают и используют в укладки, полученные от старшего фельдшера Ч. НС и ПВ, являются Карты вызова скорой медицинской помощи.
Изложенный пункт нарушений в части организации бригад и заведении отдельных журналов учета НС и ПВ на каждую бригаду носит рекомендательный характер и не предусмотрены ни ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах» ни приведенными Правилами. Кроме того, из показаний представителя правонарушителя Уховой Е.С. следует, что организация бригад Скорой помощи в Кемской ЦРБ нецелесообразна в связи с небольшим количеством сотрудников Скорой помощи.
Судьей установлено, что в соответствии с письмом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 20 декабря 2006 года №6811-ВС регистрации в журнале подлежат все операции, в результате которых изменяется количество и состояние наркотических средств и психотропных веществ. В учреждениях системы здравоохранения это операции по приходу и расходу наркотических средств и психотропных веществ либо в виде субстанций, либо в виде промышленно изготовленных лекарственных препаратов.
Согласно п. 4 приказа Минздрава России от 20.06.2013 N 388н "Об утверждении Порядка оказания скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи" (далее – Порядок) скорая, в том числе скорая специализированная, медицинская помощь оказывается: вне медицинской организации; амбулаторно; стационарно. Скорая, в том числе скорая специализированная, медицинская помощь вне медицинской организации оказывается медицинскими работниками выездных бригад скорой медицинской помощи.
Исходя из приложения N 4 к Порядку рекомендуемые штатные нормативы станции скорой медицинской помощи, отделения скорой медицинской помощи (больницы, больницы скорой медицинской помощи) следует, что старший фельдшер и фельдшер - единицы одного структурного подразделения (отделения СП). Отпуск НС и ПВ - это передача в другое структурное подразделение (согласно постановления Правительства РФ № 1085), поэтому в журнале не регистрируется передача НС из сейфа бригаде, а регистрируется только расход (использование). В данном случае под отпуском подразумевается передача НС и ПВ в другое структурное подразделение, а старший фельдшер и фельдшер скорой помощи являются работниками одного структурного подразделения (отделения скорой помощи), поэтому операция по передаче НС и ПВ от старшего фельдшера фельдшеру Скорой помощи перед выездом для оказания медицинской помощи не подлежит регистрации в журнале учета операций с НС и ПВ. В соответствии с п. 3 Правил скорой помощью ведется журнал регистрации операций, связанных с оборотом НС и ПВ. В том числе в отделении Скорой помощи организовано ведение вспомогательного журнала - журнал передачи ключей от помещений, сейфов, укладок (в котором фиксируется движение НС и ПВ – укладок с НС и ПВ от старшего фельдшера, ответственного за НС и ПВ к фельдшерам Скорой помощи) - приложение № 11 к приказу гл. врача от 14.04.2014 № 105. Ведение такого дополнительного журнала признается судьей целесообразным, поскольку не всегда при выезде для оказания медицинской помощи фельдшером используются все полученные препараты, в связи с чем часть из них возвращается неизрасходованной. Поэтому, если в журнале уже отмечен расход данного средства, то его необходимо оформлять вновь как приход того же средства с приложением (в соответствии с Правилами) документа, на основании которого данное средство поступило, что является бессмысленным и лишним этапом при ведении учета НС и ПВ. Обоснованность данных выводов подтверждается наличием практики ведения вспомогательных журналов, например, разъяснениями Департамента здравоохранения Воронежской области «О ведении журналов учета НС и ПВ» от 28.01.2014 № 81-11/340.
Таким образом, судьей установлено, что фактически недостатка морфина и фентанила не было, поскольку их приход был зафиксирован в журнале учета НС и ПВ ст. фельдшером Ч., а выдача фельдшерам скорой помощи зафиксирована во вспомогательном журнале – Журнале передачи ключей от помещений, сейфов, укладок где осуществляется хранение сильнодействующих средств, НС,ПВ… (л.д. 113-114).
- вменяемое юридическому лицу нарушение п. 13 Правил, а именно: в журнале за 10.09.14г. в графе № 15 «всего» лицом, ответственным за ведение журнала П., исправлено кол-во ампул -2 (до исправления в графе журнала было написано -1), исправление не заверено подписью лица П. (стр. журнала 8) (л.д. 74) не нашло подтверждения в судебном заседании, поскольку факт внесения исправления административным органом не доказан, сведения полученные представителем юридического лица Уховой Е.С. от П. о том, что она в журнале начала делать запись ручкой, в которой закончилась паста и, поменяв ручку дописала количество ампул – цифру «2», административным органом не опровергнуто.
- вменяемое юридическому лицу нарушение п.п. 3.1 гл. III. Порядка в части оформления требований-накладных в аптечную организацию на получение лекарственных препаратов для медицинских организаций, утвержденного приказом Минздравсоцразвития России от 12.02.2007 N 110 "О порядке назначения и выписывания лекарственных препаратов, изделий медицинского назначения и специализированных продуктов лечебного питания" об отсутствии в требованиях накладных обязательных реквизитов: вид упаковки (коробки, флаконы, тубы и т.п.), способ применения (для инъекций, для наружного применения, приема внутрь, глазные капли и т.п.) не нашло подтверждения в судебном заседании, так как указанные реквизиты в представленных накладных имеются (амп., в/в - внутривенно, в/м - внутримышечно) (л.д. 86-87, 115-117).
Объектом правонарушений, предусмотренных ст. 6.16 КоАП РФ, являются общественные отношения в сфере охраны здоровья граждан, обеспечения безопасности их жизни, регулируемые Конституцией РФ, международными правовыми актами, Федеральным законом от 8 января 1998 г. N 3-ФЗ "О наркотических средствах и психотропных веществах"
При рассмотрении дела судья учитывает, что выявленные нарушения (недостатки в ведении учетной документации) в большей части связаны не с ненадлежащим исполнением своих должностных обязанностей сотрудниками Кемской ЦРБ, а в связи с отсутствием методических рекомендаций по ведению учета наркотических средств и психотропных веществ, а также с различной позицией административного органа и сотрудников юридического лица в понимании приведенных положений действующего законодательства, что привело к возникновению незначительных нарушений, которые, в частности, были устранены в ходе производимой административным органом проверки.
В соответствии со статьей 2.9. КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
В силу п.21 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005 г. N 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», если при рассмотрении дела будет установлена малозначительность совершенного административного правонарушения, судья на основании статьи 2.9 КоАП РФ вправе освободить виновное лицо от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
При рассмотрении дела судья приходит к выводу о том, что административное правонарушение, предусмотренное ст. 6.16 КоАП РФ, совершенное ГБУЗ «Центральная районная больница Кемского муниципального района», хотя формально и содержит признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения, степени вины нарушителя, отсутствия опасных последствий выявленного правонарушения – не представляет существенной угрозы охраняемым общественным отношениям, что сотрудниками больницы были предприняты меры к устранению выявленных нарушений в ходе производимой административным органом проверки, учитывая, что у судьи отсутствует возможность назначить юридическому лицу наказание ниже низшего предела, который в соответствии с частью 1 ст. 6.16 и частями 3.2, 3.3 ст. 4.1 КоАП РФ составляет 100 тысяч рублей, суд полагает возможным признать совершенное юридическим лицом административное правонарушение малозначительным и, в соответствии со ст. 2.9 КоАП РФ, производство по делу прекратить, объявив ГБУЗ «Центральная районная больница Кемского муниципального района» устное замечание.
Возможность принятия судьей данного решения закреплена в пункте 4.2 Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 25 февраля 2014 г. № 4-П.
Руководствуясь ст. ст. 2.9, 23.1, 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
ПОСТАНОВИЛ:
Освободить Государственное бюджетное учреждение здравоохранения «Центральная районная больница Кемского муниципального района» от административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 6.16 Кодекса российской Федерации об административных правонарушениях, производство по делу прекратить в виду малозначительности совершенного административного правонарушения на основании ст. 2.9 КоАП РФ.
Объявить Государственное бюджетное учреждение здравоохранения «Центральная районная больница Кемского муниципального района» устное замечание.
Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Карелия через Кемский городской суд в течение 10 суток со дня получения копии постановления.
Судья: В.С. Гордевич
Резолютивная часть постановления оглашена 27 марта 2015 года