Дело № 2-519/2021
УИД 25RS0022-01-2021-001158-55
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
с. Покровка 23 сентября 2021 года
Октябрьского района Приморского края
Октябрьский районный суд Приморского края в составе:
председательствующего судьи Кандыбор С.А.,
при секретаре Онопко О.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданские дела по искам прокурора Октябрьского района Приморского края, в защиту прав и законных интересов С.А., З.А., М.В. к Администрации Октябрьского муниципального округа Приморского края о возложении обязанности предоставить жилые помещения по договорам найма специализированного жилого помещения,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Октябрьского района Приморского края, выступая в защиту прав и законных интересов С.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, З.А. ДД.ММ.ГГГГ года рождения, М.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, обратился в суд с исками к Администрации Октябрьского муниципального округа Приморского края о возложении обязанности предоставить жилые помещения по договорам найма специализированного жилого помещения.
Определением от 23.09.2021 гражданские дела по указанным искам объединены в одно производство.
В обоснование заявленных требований указано, что истцы С.А., З.А., М.В. относятся к категории лиц, имеющих право на дополнительные гарантии по социальной защите, обеспечиваемые и охраняемые государством, включены в Сводный список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории Приморского края, как имеющие право на обеспечение жилым помещением на территории Октябрьского района. В то же время государственная гарантия предоставления истцам жилого помещения до настоящего времени не исполнена. Просил возложить на Администрацию Октябрьского муниципального округа обязанность предоставить С.А., З.А.., М.В. благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированного жилого помещения, отвечающие санитарным и техническим правилам и нормам, не менее установленной на территории Октябрьского муниципального округа нормы предоставления жилого помещения по договору социального найма.
На основании ходатайства дело рассмотрено в отсутствие представителя прокуратуры Октябрьского района.
Истцы С.А., З.А.., М.В. в судебное заседание не явились, извещены о дате, времени и месте судебного разбирательства.
Представитель ответчика Администрации Октябрьского муниципального округа Приморского края в судебное заседание не явился, извещен о дате, времени и месте судебного разбирательства, в поступивших отзывах на иски просил рассмотреть дело без своего участия. Также в отзывах указал, что не признает заявленные требования, поскольку лица, в защиту прав и законных интересов которых прокурор обратился в суд, включены в Сводный список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории Приморского края, имеющих право на обеспечение жилым помещением на территории Октябрьского района, в то время как ответчиком принимаются все меры, возложенные Законом Приморского края от 06.12.2018 № 412-КЗ. Как следует из преамбулы и ст. 1 указанного Федерального закона его положения распространяются на детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа до достижения ими 23-летнего возраста. Следовательно, гарантируемая такой категории граждан социальная поддержка в виде обеспечения жилой площадью должна предоставляться до достижения ими 23-летнего возраста по месту их жительства при условии принятия на регистрационный учет в качестве нуждающегося в жилом помещении до истечения указанного возраста.
Представитель третьего лица на стороне ответчика Правительства Приморского края З.К., действуя по доверенности, в судебное заседание не явилась, в отзывах на исковые заявления просила рассмотреть дело без своего участия, в обоснование возражений на иски указала следующее. Действующим законодательством уже возложена обязанность по обеспечению истцов жилым помещением. Лица, включенные в Сводный список, подлежат обеспечению жилыми помещениями в порядке, установленном Законом Приморского края от 24.12.2018 № 433-КЗ «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории Приморского края» (далее - Закон ПК № 433-КЗ). Согласно ч. 2 ст. 3 Закона Приморского края от 06.12.2018 № 412-КЗ «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов, городских округов Приморского края отдельными государственными полномочиями по обеспечению детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями» (далее – Закон ПК № 412-КЗ) государственными полномочиями по формированию специализированного жилищного фонда, принятию решения о предоставлении детям-сиротам из муниципального специализированного жилищного фонда для детей-сирот жилых помещений по договорам найма специализированного жилого помещения и заключению договоров найма специализированного жилого помещения наделена Администрация Октябрьского района Приморского края. Согласно ч. 5 ст.7 Закона ПК № 412-КЗ уполномоченный орган исполнительной власти Приморского края в области образования является главным распорядителем средств субвенций, предоставляемых муниципальным образованиям на осуществление государственных полномочий. Министерством образования Приморского края субвенция доведена до Администрации Октябрьского района Приморского края. Доказательств недостаточности финансирования администрацией в суд не представлено. Более того, Администрация Октябрьского района Приморского края вправе обратиться за дополнительным финансированием в случае его недостаточности. Доказательств отказа в предоставлении дополнительного финансирования также не представлено.
Изучив требования прокурора, приложенные в его обоснование документы, и доводы письменных возражений, ознакомившись с материалами дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, признаются лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также те, которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
Право детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не являющихся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилых помещений по указанным договорам либо собственниками жилых помещений, по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях, на однократное обеспечение благоустроенным жилым помещением специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений, предусмотрено ч. 1 ст. 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации, ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», п. 2 ст. 4 Федерального закона от 29.02.2012 № 15-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилым помещением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», ст. 1 и ст. 2 Закона Приморского края от 24.12.2018 № 433-КЗ «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории Приморского края».
По смыслу перечисленных норм закона указанным лицам предоставляются однократно по месту жительства на территории соответствующего муниципального образования Приморского края благоустроенные жилые помещения из специализированного жилищного фонда Приморского края по договорам найма специализированных жилых помещений, не менее нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, установленной органами местного самоуправления соответствующих муниципальных образований Приморского края.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что родителями С.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца <адрес>, являются С.А. и И.Е. Мать И.Е. умерла ДД.ММ.ГГГГ. С.А. решением суда от ДД.ММ.ГГГГ лишен родительских прав в отношении несовершеннолетнего сына.
Распоряжением Территориального отдела опеки и попечительства по Октябрьскому муниципальному району департамента образования и науки Приморского края от 17.03.2017 № С.А. поставлен на специализированный жилищный учет в Октябрьском муниципальном районе Приморского края в качестве нуждающегося в обеспечении жилым помещением по договору найма специализированного жилого помещения, как лицо, относящееся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Матерью З.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца <адрес>, является З.Т. Сведения об отце в свидетельстве о рождении отсутствуют. З.Т. решением суда от ДД.ММ.ГГГГ лишена родительских прав в отношении несовершеннолетнего сына.
Распоряжением Территориального отдела опеки и попечительства по Октябрьскому муниципальному району департамента образования и науки Приморского края от 12.12.2017 № З.А. поставлен на специализированный жилищный учет в Октябрьском муниципальном районе Приморского края в качестве нуждающегося в обеспечении жилым помещением по договору найма специализированного жилого помещения, как лицо, относящееся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Родителями М.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца <адрес>, являются В.Е. и М.Н. Сведения об отце в свидетельстве о рождении внесены со слов матери. М.Н. решением суда от ДД.ММ.ГГГГ лишена родительских прав в отношении несовершеннолетнего сына.
Распоряжением Территориального отдела опеки и попечительства по Октябрьскому муниципальному району департамента образования и науки Приморского края от 21.08.2018 № М.В. поставлен на специализированный жилищный учет в Октябрьском муниципальном районе Приморского края в качестве нуждающегося в обеспечении жилым помещением по договору найма специализированного жилого помещения, как лицо, относящееся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Распоряжениями Администрации Приморского края: от 22.05.2018 № – С.А. и З.А.; от 17.10.2018 № - М.В. включены в Сводный список детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории Приморского края, имеющих право на обеспечение жилым помещением на территории Октябрьского района.
За истцами объектов недвижимости, в том числе приватизированного жилья, на территории Приморского края по данным, содержащимся в учетно-технической документации КГКУ «Управление землями и имуществом на территории Приморского края», не значится; информация о зарегистрированных правах на объекты недвижимости на территории Приморского края в Управлении Росреестра по Приморскому краю отсутствует.
До настоящего времени государственная гарантия предоставления жилого помещения лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в отношении истцов не реализована.
Согласно ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» законодательство Российской Федерации о дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, состоит из соответствующих статей Конституции Российской Федерации, настоящего Федерального закона, федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также конституций (уставов), законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
В соответствии с пп.14.2 п. 2 ст. 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями.
Согласно ст. 2 Закона ПК № 412-КЗ органы местного самоуправления наделены государственными полномочиями по формированию специализированного жилищного фонда, предназначенного для проживания детей-сирот, включенных в список детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории Приморского края, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями на территории Приморского края, подлежащих обеспечению жилым помещением на территории муниципального образования; принятию решений о предоставлении детям-сиротам из муниципального специализированного жилищного фонда для детей-сирот жилых помещений по договорам найма специализированного жилого помещения.
Частью 21 ст. 3 Закона ПК № 412-КЗ Октябрьский муниципальный округ включен в перечень муниципальных образований Приморского края, органы местного самоуправления которых наделяются государственными полномочиями.
Согласно части 3, 4 ст.7 Закона ПК № 433-КЗ (в редакции от 05.02.2021) жилые помещения по договорам найма специализированных жилых помещений предоставляются однократно на территории муниципального образования Приморского края, на территории которого лицо подлежит обеспечению жилым помещением в соответствии со списком, в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего муниципального образования Приморского края и отвечающих санитарным и техническим правилам и нормам, а также иным требованиям действующего законодательства. Норма предоставления площади жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения составляет не менее нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, установленной органами местного самоуправления соответствующего муниципального образования Приморского края.
Частью 2 ст. 9 Закона ПК № 433-КЗ предусмотрено, что в муниципальный специализированный жилищный фонд включается жилое помещение общей площадью не менее 26 квадратных метров, но не менее установленной на территории данного муниципального образования нормы предоставления жилого помещения по договору социального найма.
Вопреки доводам ответчика, доказательства принятия исчерпывающих мер для обеспечения истцов благоустроенными жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированного жилого помещения на территории Октябрьского муниципального округа Приморского края не представлены.
В то же время, как усматривается из отзыва на иск третьего лица, Министерством образования Приморского края субвенция доведена до Администрации Октябрьского района Приморского края. Доказательства недостаточности финансирования ответчиком в суд не представлены, как не представлены доказательства отказа в предоставлении Администрации Октябрьского района дополнительного финансирования на указанные цели.
По изложенному, суд приходит к выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения заявленных требований.
Принимая решение об удовлетворении исков, суд в соответствии с ч.2 ст.206 ГПК РФ устанавливает срок 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, в течение которого оно должно быть исполнено.
При этом суд исходит из того, что на стадии исполнения судебного постановления Администрация Октябрьского района Приморского края вправе обратиться за дополнительным финансированием в случае его недостаточности, а также, при наличии достаточных оснований, реализовать свое право на обращение с заявлением о предоставлении отсрочки исполнения судебного решения в соответствии со ст.37 Федерального закона от 2 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» и ст.203 ГПК РФ.
Руководствуясь ст.ст. 197-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора Октябрьского района Приморского края удовлетворить.
Обязать Администрацию Октябрьского муниципального округа Приморского края предоставить С.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженцу <адрес>; З.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженцу <адрес>; М.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженцу <адрес>, благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированного жилого помещения на территории Октябрьского муниципального округа Приморского края, отвечающие санитарным и техническим правилам и нормам, не менее установленной на территории Октябрьского муниципального округа Приморского края нормы предоставления жилого помещения по договору социального найма, в течение 6 месяцев после вступления решения суда в законную силу.
Решение суда первой инстанции, не вступившее в законную силу, может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме в Приморский краевой суд через Октябрьский районный суд Приморского края.
Мотивированное решение (с учетом выходных дней) составлено 30 сентября 2021 года.
Судья С.А. Кандыбор