Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г.Домодедово 25 мая 2016 года
Домодедовский городской суд Московской области в составе:
председательствующего Поповой С.Н.
при секретаре ФИО4
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-2024 /2016 по иску ФИО2 к Администрации городского округа Домодедово, 3-е лицо: Министерство имущественных отношений Московской области о признании незаконным решение об отказе в предоставлении в аренду земельного участка, об обязании осуществить действия по предоставлению в аренду земельного участка
у с т а н о в и л
Истец обратилась к ответчику с требованиями о признании незаконным отказа по предоставлению в аренду земельного участка, обязании осуществить действия по предоставлению в аренду земельного участка - принять решение о предварительном согласовании предоставления вновь образуемого земельного участка согласно части 7 ст. 39.15 Земельного кодекса РФ по ее заявлению от ДД.ММ.ГГГГ в течение семи дней со дня вступления решения суда в законную силу и выдать ей копию указанного решения в течение семи дней со дня его принятия. Требования мотивировала тем, что ДД.ММ.ГГГГ обратилась к ответчику с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка для ведения огородничества в разрешенной классификатором ВРИ части «выращивания ягодных, овощных, бахчевых или иных сельскохозяйственных культур» зоны индивидуальной жилой застройки. В данном заявлении просила ответчика последовательно осуществить действия предусмотренные ст. 39.15 Земельного кодекса РФ. Требования предъявляемые при подачи заявления установленные названной статьей ей выполнены. Площадь земельного участка указана 5200 кв.м. Однако ответчик ДД.ММ.ГГГГ принял решение об отказе в предварительном согласовании испрашиваемого земельного участка. Данный отказ считает незаконным, поскольку ответчик не учел то обстоятельство, что будущий земельный участок испрашивается в аренду, а не в собственность, поэтому ссылки на Закон Московской области № 63/2003-ОЗ на данный случай не распространяются. В связи с указанным, требования просит удовлетворить.
В судебном заседании представитель истца ФИО5, действующий по доверенности, заявленные требования поддержал по обстоятельствам, изложенным в заявлении, и просил удовлетворить.
Представитель ответчика ФИО6, действующий по доверенности,с заявленными требованиями не согласился по доводам указанным в отзыве. Возражая указал, что суд не может обязать орган исполнительной или законодательной власти принять какое либо конкретное решение, если принятие такого решения относится к исключительной компетенции данной ветви власти. Обязать орган местного самоуправления принять решение о предварительном согласовании предоставления вновь образуемого земельного участка не может и суд. В соответствии с Законом Московской области «О предельных размерах земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность на территории Московской области» от 17.06.2013 № 63/2003-ОЗ Минимальные размеры земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность для ведения огородничества- 0,04 га, максимальные размеры земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность для ведения огородничества 0,10 га. В соответствии со ст. 209 Гражданского кодекса РФ собственнику принадлежит права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Таким образом, в данном случае земельный участок не может быть предоставлен в пользование размером большим, чем в собственность.
Выслушав стороны, исследовав письменные доказательства, оценив относимость, допустимость, достоверность и достаточность доказательств в совокупности и каждого в отдельности, суд приходит к выводу о незаконности и необоснованности, заявленных ФИО2 исковых требований и находит их не подлежащими удовлетворению.
Судом установлено, что истец ДД.ММ.ГГГГ обратилась к ответчику с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка для ведения огородничества площадью 5200 кв.м. в аренду на 3 года. К данному заявлению также была приложена схема расположения испрашиваемого земельного участка.
Письмом от ДД.ММ.ГГГГ за № администрация городского округа Домодедово Московской области отказала в удовлетворении об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории площадью 5200 кв.м., расположенного в д. Заболотье, городского округа Домодедово и предварительном согласовании предоставления данного земельного участка с целью использования для ведения огородничества, в связи с тем, что Законом Московской области от 28.05.2003 за № 63/2003-ОЗ установлены максимальные размеры, предоставляемые гражданами для ведения огородничества - 0.10 га.
В силу ч. 2 ст. 22 Земельного кодекса РФ земельные участки, за исключением указанных в пункте 4 статьи 27 настоящего Кодекса, могут быть предоставлены в аренду в соответствии с гражданским законодательством и настоящим Кодексом.
Согласно ст. 39.14 Земельного кодекса Российской Федерации предусматривает порядок предоставления в аренду земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, в том числе подготовку схемы расположения земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать и не утвержден проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок; подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости"; принятие решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка в порядке, установленном ст. 39.15 настоящего Кодекса, в случае, если земельный участок предстоит образовать.
Статьей 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрены требования к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка и список прилагаемых документов.
В соответствии с п. 7 ст. 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление и проверяет наличие или отсутствие оснований для отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка и по результатам этих рассмотрения и проверки принимает решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка или при наличии оснований, указанных в пункте 8 настоящей статьи, решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка и направляет принятое решение заявителю. Решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка должно содержать все основания отказа.
Пунктом 8 ст. 39.15 Земельного кодекса РФ предусмотрено, что уполномоченный орган принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка при наличии следующих оснований: схема расположения земельного участка, приложенная к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, не может быть утверждена по основаниям, указанным в п. 16 ст. 11.10 настоящего Кодекса; земельный участок, который предстоит образовать, не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в п. п. 1 - 13, 15 - 19, 22 и 23 ст. 39.16 Кодекса; земельный участок, границы которого подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости" не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в п. п. 1 - 23 ст. 39.16 Кодекса.
В соответствии с п. 29 ст. 34 Федерального закона от 23.06.2014 N 171-ФЗ (с изменениями) "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" до 01.01.2020 исполнительные органы государственной власти или органы местного самоуправления, уполномоченные на распоряжение земельными участками, находящимися в государственной или муниципальной собственности, вправе принять решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка по основаниям, предусмотренным законом субъекта Российской Федерации, наряду с основаниями для отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка, предусмотренной ст. 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона).
Согласно Закона Московской области «О предельных размерах земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность на территории Московской области», от 17.06.2003 за № 63/2003-ОЗ минимальные размеры земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность составляют - 0,04 га, максимальные размеры земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность для ведения огородничества - 0,10 га.
Учитывая названные положения закона, суд приходит к выводу о правомерности отказа администрации городского округа Домодедово Московской области в предварительном согласовании предоставления земельного участка истцу для ведения огородничества в аренду, следовательно требования истца о признании названного отказа незаконным удовлетворению не подлежат.
Доводы представителя истца о том, что в данном случае не подлежат применению предельные нормы предоставления земельных участков для ведения огородничества, предусмотренные Законом Московской области «О предельных размерах земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность на территории Московской области», так как испрашивается земельный участок в аренду, а не в собственность, несостоятельны.
Действующее законодательство не содержит нормы, предусматривающей право на использование предоставленного земельного участка определенной категории не в соответствии с установленным целевым назначением для данной категории.
Подпунктом 8 п. 1 ст. 1 Земельного кодекса РФ определено, что земли делятся по целевому назначению на категории и правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.
В соответствии с п. 2 ст. 7 Земельного кодекса РФ правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
Любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования.
При этом общий порядок проведения зонирования территорий определяется нормами главы 4 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Виды и состав территориальных зон указаны в ст. 35 Градостроительного кодекса РФ, виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства перечислены - в ст. 37 указанного Кодекса.
Согласно п. 1 ст. 37 Градостроительного кодекса РФ разрешенное использование земельных участков и объектов капитального строительства может быть следующих видов: основные виды разрешенного использования; условно разрешенные виды использования; вспомогательные виды разрешенного использования, допустимые только в качестве дополнительных по отношению к основным видам разрешенного использования и условно разрешенным видам использования и осуществляемые совместно с ними.
Исходя из п. 2 данной статьи применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.
На основании п. 3 указанной статьи изменение одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов.
В соответствии со ст. 30 Градостроительного кодекса РФ виды разрешенного использования земельных участков устанавливаются в градостроительных регламентах, которые являются составной частью правил землепользования и застройки.
Таким образом, разрешенное использование земельных участков определяется правилами землепользования и застройки в порядке, установленном градостроительным законодательством и подлежит регулированию нормами законодательства о градостроительной деятельности.
В соответствии со ст. 8 Градостроительного кодекса РФ и ст. 11 Земельного кодекса РФ вопрос установления правил землепользования и застройки территорий муниципальных образований отнесен к исключительной компетенции органов местного самоуправления в области градостроительной деятельности и земельных отношений.
В правилах землепользования и застройки устанавливаются территориальные зоны и градостроительные регламенты, предусматривающие соответствующие виды разрешенного использования земельных участков.
В силу части 2 статьи 85 Земельного кодекса РФ, статьи 36 Градостроительного кодекса РФ градостроительным регламентом, исполнение которого обязательно для всех землепользователей, определяется правовой режим земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства.
В силу изложенного, испрашиваемый земельный участок для ведения огородничества может быть использован только в рамках вспомогательного разрешенного использования, в предельных размерах, установленных для основного разрешенного использования, т.е. площадью не более 0,10 га. Поскольку истцом испрашивается земельный участок площадью 5200 кв.м., отказ в предварительном согласовании предоставления земельного участка является правомерным, соответствующим требованиям ст. 39.15 п. 8 пп. 1, ст. 11.10 п. 16 пп. 3, ст. 11.9 п. 1 Земельного кодекса РФ.
С учетом того, что требования об обязании администрацию городского округа Домодедово Московской области осуществить действия по предоставлению в аренду испрашиваемого земельного участка - принять решение о предварительном согласовании предоставления вновь образуемого земельного участка в течение семи дней со дня вступления в законную силу и выдать истцу копию указного решения в течение семи дней со дня его принятия производны от первоначальных требований, то они также удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
В удовлетворении заявленных требований ФИО2 о признании незаконным отказа Администрации городского округа Домодедово Московской области от осуществления действий по предоставлению в аренду земельного участка, обязании администрацию осуществить действия по предоставлению в аренду испрашиваемого земельного участка- принять решение о предварительном согласовании предоставления вновь образуемого земельного участка согласно ч. 7 ст. 39.15 Земельного кодекса РФ по ее заявлению в течение семи дней со дня вступления решения в законную силу и выдать копию указанного решения в течение семи дней со дня его принятия, отказать.
Решение может быть обжаловано в Московский областной суд в месячный срок путем подачи апелляционной жалобы через Домодедовский городской суд.
Председательствующий