Дело №2-2814/12
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
19 марта 2015 г. г.Петрозаводск
Петрозаводский городской суд Республики Карелия в составе председательствующего судьи Ващенко Е.Н., при секретаре Толоконниковой Е.Н., с участием помощника Карельского межрайонного природоохранного прокурора Антонова П.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Карельского межрайонного природоохранного прокурора к Администрации Петрозаводского городского округа о понуждении к ликвидации несанкционированной свалки,
установил:
Карельский межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с иском к Администрации Петрозаводского городского округа о понуждении к ликвидации несанкционированной свалки по тем основаниям, что на территории Петрозаводского городского округа при движении по <адрес> со стороны <адрес> в районе <адрес> находится несанкционированная свалка отходов с координатами №. Размещение данной свалки осуществлено без учета требований в области охраны окружающей среды, предъявляемых к эксплуатации объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, на санитарно-эпидемиологическое благополучие населения, что нарушает права граждан на благоприятную окружающую среду, как проживающих на территории муниципального образования, так и неопределенного круга лиц. Поскольку наличие несанкционированной свалки влечет за собой загрязнении природной среды и создает угрозу возникновения иных тяжких последствий, что нарушает конституционное право населения на благоприятную окружающую среду, предусмотренное ст.42 Конституции Российской Федерации, Карельский межрайонный природоохранный прокурор просит суд обязать Администрацию Петрозаводского городского округа ликвидировать несанкционированную свалку с координатами №, расположенную на территории Петрозаводского городского округа в районе <адрес> при движении по <адрес> со стороны <адрес>.
В судебном заседании помощник Карельского межрайонного природоохранного прокурора Антонов П.В. поддержал заявленные требования по основаниям, изложенным в иске.
Представитель Администрации Петрозаводского городского округа в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, просил о рассмотрении дела в его отсутствие. Представил отзыв, согласно которому иск не признает, в случае удовлетворения иска просит суд предоставить срок исполнения решения суда до №.
Суд, заслушав помощника Карельского межрайонного природоохранного прокурора, исследовав письменные материалы дела, приходит к выводу об удовлетворении исковых требований.
Согласно акту обследования санитарного состояния территорий Петрозаводского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ на территории Петрозаводского городского округа в районе <адрес> (координаты №) выявлена несанкционированная свалка отходов производства и потребления. Свалка расположена вдоль стен гаражных боксов (в <данные изъяты>-метровой зоне). Видовой состав отходов включает бытовые и строительные отходы, отходы авторемонта, что подтверждается представленными схемами и фотоматериалами.
Из акта обследования санитарного состояния территорий Петрозаводского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ следует, что на территории общего пользования районе <адрес> (координаты №) выявлена несанкционированная свалка отходов производства и потребления. Видовой состав отходов включает бытовые и строительные отходы, отходы авторемонта, порубочные остатки, отходы упаковочных материалов. Свалка расположена в <данные изъяты>- метровой зоне от границ земельного участка с кадастровым номером №. Участок предоставлен в аренду для размещения объектов гаражных кооперативов (эксплуатации крытой стоянки легкового транспорта на <данные изъяты> машиномест), договор аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ № и фотоматериалы прилагаются.
На момент рассмотрения дела судом несанкционированная свалка на вышеуказанной территории не ликвидирована.
В соответствии со ст. 42 Конституции РФ, ст. 11 Федерального закона «Об охране окружающей среды» и ст. 8 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.
В соответствии со статьей 3 ФЗ «Об охране окружающей среды» хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе следующих принципов: соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду; обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека; ответственность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях.
Принцип охраны здоровья человека, поддержания или восстановления благоприятного состояния окружающей среды и сохранения биологического разнообразия установлен ст. 3 Федерального закона «Об отходах производства и потребления».
В силу статьи 4 ФЗ «Об отходах производства и потребления» право собственности на отходы принадлежит собственнику сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, а также товаров (продукции), в результате использования которых эти отходы образовались. В случае, если отходы брошены собственником или иным образом оставлены им с целью отказаться от права собственности на них, лицо, в собственности, во владении либо в пользовании которого находится земельный участок, водоем или иной объект, где находятся брошенные отходы, может обратить их в свою собственность, приступив к их использованию или совершив иные действия, свидетельствующие об обращении их в собственность в соответствии с гражданским законодательством.
В соответствии со статьей 12 ФЗ «Об отходах производства и потребления» запрещается захоронение отходов в границах населенных пунктов, лесопарковых, курортных, лечебно-оздоровительных, рекреационных зон, а также водоохранных зон, на водосборных площадях подземных водных объектов, которые используются в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения. Запрещается захоронение отходов в местах залегания полезных ископаемых и ведения горных работ в случаях, если возникает угроза загрязнения мест залегания полезных ископаемых и безопасности ведения горных работ.
Согласно ч. 1 ст. 13 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В силу ч.1 ст.7 Федерального закона «Об охране окружающей среды» организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора относится к вопросам местного значения городских, сельских поселений. Аналогичное положение содержится в ч.1 ст. 8 Федерального закона «Об отходах производства и потребления». Часть вторая указанной статьи предусматривает, что к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области обращения с отходами относится организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.
На основании статьи 16 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относятся: организация мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа; организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов; утверждение правил благоустройства территории городского округа, устанавливающих, в том числе, требования по содержанию зданий (включая жилые дома), сооружений и земельных участков, на которых они расположены, перечень работ по благоустройству и периодичность их выполнения; установление порядка участия собственников зданий (помещений в них) и сооружений в благоустройстве прилегающих территорий.
В соответствии со ст.2 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» благоустройство территории поселения (городского округа) представляет собой комплекс предусмотренных правилами благоустройства территории поселения (городского округа) мероприятий по содержанию территории, а также по проектированию и размещению объектов благоустройства, направленных на обеспечение и повышение комфортности условий проживания граждан, поддержание и улучшение санитарного и эстетического состояния территории.
Статья 6.1 Правил благоустройства, обеспечения чистоты и порядка в Петрозаводском городском округе, утвержденных Решением Петросовета от 27.04.2010 № 26/41-813 (в редакции от 15.12.2011г. №27\07-114) устанавливает, что не допускается несанкционированный сброс и складирование бытового и строительного мусора, отходов производства, тары, спила деревьев, листвы, снега, изделий, устройств, конструкций, приборов, потерявших потребительские качества.
Кроме того, согласно п.2 ст. 11 Правил сбор ТБО в контейнеры, переносные металлические мусоросборники, малые металлические емкости (далее - контейнеры) и КГО в бункеры-накопители осуществляют: в жилищном фонде - организации, осуществляющие управление многоквартирными домами; по остальным территориям - организации, которые осуществляют содержание данных территорий в соответствии с условиями заключенных договоров.
Пунктом 7.8 "ГОСТ 30772-2001. Межгосударственный стандарт. Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения", введенным Постановлением Госстандарта России от 28.12.2001 № 607-ст, предусмотрено, что собственник отходов – это юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, производящие отходы, в собственности которых они находятся, которые намерены осуществлять заготовку, переработку отходов и другие работы по обращению с отходами, включая их отчуждение. Примечание. Если это лицо не установлено, собственником отходов являются органы местного самоуправления, юридические лица или индивидуальные предприниматели, ответственные за территории, на которых эти отходы находятся.
Принимая во внимание, что обнаруженная несанкционированная свалка находится в границах Петрозаводского городского округа, земельный участок, на котором обнаружена свалка, не предоставлен в пользование юридическим или физическим лицам, при таких обстоятельствах обязанность по ликвидации установленной в ходе проверки несанкционированной свалки должна быть возложена на Администрацию Петрозаводского городского округа.
На основании изложенного, в связи с тем, что наличие несанкционированной свалки влечет за собой загрязнение природной среды и создает угрозу возникновения иных тяжких последствий, что нарушает конституционное право населения на благоприятную окружающую среду, предусмотренное ст.42 Конституции Российской Федерации, суд приходит к выводу о необходимости обязать Администрацию Петрозаводского городского округа ликвидировать несанкционированную свалку с координатами №, расположенную на территории Петрозаводского городского округа в районе <адрес> при движении по <адрес> со стороны <адрес> в <адрес> и предоставить срок для ликвидации несанкционированной свалки до ДД.ММ.ГГГГ.
Руководствуясь ст.ст. 194 - 198 ГПК РФ, суд
решил:
Иск Карельского межрайонного природоохранного прокурора удовлетворить.
Обязать Администрацию Петрозаводского городского округа в срок до ДД.ММ.ГГГГ ликвидировать несанкционированную свалку с координатами №, расположенную на территории Петрозаводского городского округа в районе <адрес> при движении по <адрес> со стороны <адрес> в <адрес>.
Решение суда может быть обжаловано сторонами в Верховный Суд Республики Карелия через Петрозаводский городской суд Республики Карелия в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Е.Н. Ващенко
Мотивированное решение составлено 23.03.2015