Судебный акт #1 (Определение) по делу № 33-4536/2011 от 18.08.2011

Судья Шахтарова С.Н. Дело № 33-4536/2011г.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ

ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ

в составе председательствующего Сусловой Н.А.,

судей Голикова А.А., Харманюк Н.В.,

при секретаре Чебыкиной Е.М.

рассмотрела в судебном заседании 22 августа 2011 года дело по кассационной жалобе администрации муниципального района "Печора" на решение Печорского городского суда Республики Коми от 18 июля 2011 года, по которому обязана администрация муниципального района "Печора" предоставить вне очереди Инкиной И.Ю. на состав семьи ... благоустроенное жилое помещение по договору социального найма, общей площадью не менее ... квадратных метров.

Заслушав доклад судьи Сусловой Н.А., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Инкина И.Ю. обратилась в суд с иском к администрации муниципального района "Печора" о предоставлении благоустроенного жилого помещения на состав семьи ... как лицу из числа детей, оставшихся без попечения родителей, указывая, что за ней было закреплено жилое помещение по адресу: ..., в которое она не вселялась и не приобрела право пользования им. В настоящее время проживает в съемном жилом помещении.

В судебном заседании истец на иске настаивала.

Представитель ответчика иск не признала.

Суд вынес указанное выше решение.

В кассационной жалобе администрация муниципального района "Печора" не согласна с решением суда и просит его отменить, ссылаясь на неправильное определение судом обстоятельств, имеющих значение для дела, неправильное применение норм материального права. В частности заявитель ссылается на ошибочность выводов суда об отсутствии у истца закрепленного жилого помещения и о формальности регистрации истца ..., привели к неправильному применению абзац 2 указанной правовой нормы.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не усматривает оснований для отмены решения суда по доводам кассационной жалобы.

Судом установлено, что Инкина И.Ю. относится к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. ...

Постановлением главы муниципального образования "Город Печора и подчиненная ему территория" от ДД.ММ.ГГ. Инкина И.Ю. определена в детское государственное учреждение, за ней закреплено жилое помещение по адресу: ...

Инкина И.Ю. воспитывалась, обучалась и находилась на полном государственном обеспечении в ГОУ .... В настоящее время обучается на 1-ом курсе в государственном образовательном учреждении среднего профессионального образования ..., жилым помещением от образовательного учреждения не обеспечена, проживает в жилом помещении по адресу: ... на основании договора коммерческого найма.

Также установлено, что истец с ДД.ММ.ГГ. зарегистрирована по месту жительства в жилом помещении по адресу: ... В указанной квартире проживают и зарегистрированы по месту жительства: ...

На праве собственности Инкиной И.Ю. жилье не принадлежит, и на праве социального найма оно не предоставлялось.

При рассмотрении дела суд правильно руководствовался положениями ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", в соответствии с которой дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации (ст. 5 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ).

Согласно ст. 1 Закона Республики Коми от 22.11.2010 № 139-РЗ "О наделении органов местного самоуправления в Республике Коми государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и порядке предоставления им жилых помещений по договорам социального найма" органы местного самоуправления муниципальных образований муниципальных районов (городских округов) в Республике Коми с 01.01.2011 наделены государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями в порядке, предусмотренном настоящим Законом, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения либо имеющих закрепленное жилое помещение частного жилищного фонда, находящееся в собственности граждан, признанное в установленном порядке непригодным для постоянного проживания, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Статьей 2 Закона Республики Коми от 22.11.2010 № 139-РЗ установлено, что в соответствии с настоящим Законом жилыми помещениями обеспечиваются граждане, не имеющие закрепленного жилого помещения или имеющие закрепленное жилое помещение, признанные нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, по основаниям, предусмотренным Жилищным кодексом Российской Федерации.

Из необходимости внеочередного предоставления жилых помещений по договорам социального найма непосредственно детям-сиротам исходит и Жилищный кодекс Российской Федерации (статья 57).

Довод жалобы о том, что к данным правоотношениям следует применять абз. 1 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", предусматривающий сохранение за детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, имевшими закрепленное жилое помещение, на весь период пребывания в образовательном учреждении, несостоятелен по следующим основаниям.

Делая вывод об отсутствии у истца закрепленного жилого помещения, суд, оценив пояснения самой Инкиной И.Ю., показания допрошенных в судебном заседании свидетелей С., Д., К., исходил из того, что истец в жилое помещение - ... - не вселялась в установленном законом порядке и не приобрела право пользования им. Сама по себе регистрация по месту жительства является административным актом и прав на жилое помещение не порождает.

Вывод суда соответствует закону.

Статьей 67 Жилищного кодекса РФ закреплено право нанимателя жилого помещения по договору социального найма вселять в занимаемое жилое помещение иных лиц, перечень которых установлен ст.ст. 69, 70 Кодекса. Указанными нормами закона регламентированы и правовые последствия вселения в жилое помещение указанных лиц.

В силу п. 13 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 31 октября 1995 года "О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия" (в ред. Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 06.02.2007 № 5) данные, свидетельствующие о наличии или отсутствии регистрации по месту жительства являются лишь одним из доказательств того, состоялось ли между нанимателем (собственником) жилого помещения, членами его семьи соглашение о вселении лица в занимаемое ими жилое помещение и на каких условиях.

Исходя из изложенного, право на жилое помещение возникает в силу вселения гражданина в жилое помещение в установленном законом порядке. В обратном случае, его нельзя считать приобретшим право пользования жилым помещением. Сама по себе регистрация гражданина по месту жительства прав и обязанностей не создает.

Содержащийся в жалобе довод о том, что в силу ст. 2 Закона Республики Коми от 22 ноября 2010 года № 139-РЗ "О наделении органов местного самоуправления в Республике Коми государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и порядке предоставления им жилых помещений по договорам социального найма" истец не имеет право на предоставление жилого помещения, поскольку в настоящее время обучается в учебном заведении, подлежит отклонению. Так, указанной правовой нормой в качестве основания предоставления жилья предусмотрено окончание гражданином пребывания в образовательном учреждении или в учреждении социального обслуживания.

Судом установлено, что истец окончила пребывание в детском государственном учреждении в 2004 году. В настоящее время обучается на 1-ом курсе в государственном образовательном учреждении среднего профессионального образования ... При этом Инкина И.Ю. жилым помещением от образовательного учреждения не обеспечена, проживает в жилом помещении по адресу: ... на основании договора коммерческого найма.

Указанные обстоятельства не позволяют сделать вывод, что Инкина И.Ю. в настоящее время пребывает в образовательном учреждении.

Исходя из анализа вышеуказанных норм закона и установленных по делу обстоятельств, суд обоснованно обязал администрацию муниципального района "Печора" предоставить Инкиной И.Ю. вне очереди жилое помещение, поскольку она является сиротой, закрепленного за ней жилья не имеется и до настоящего времени свое право на обеспечение жилым помещением по данному основанию она не реализовала.

Содержащийся в жалобе довод о том, что распоряжением главы муниципального района "Печора" от ДД.ММ.ГГ. Инкиной И.Ю. отказано в принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях на основании п.2 ч.1 ст.54 Жилищного кодекса РФ, судебной коллегией не принимается, поскольку в том случае истцом заявлялось о постановке на учет в качестве малоимущей. Таким образом, истцу отказано в постановке на учет для получения жилья по иным основаниям, чем заявлены в настоящем деле.

Доводы, изложенные в кассационной жалобе, аналогичны тем, что положены в основу возражений, заявленных ответчиком в ходе рассмотрения дела. Данные доводы получили надлежащую правовую оценку суда, основания для их иной оценки не имеется.

Решение суда вынесено в соответствии с установленными в суде обстоятельствами, имеющими значение для дела, и требованиями закона. Оснований для признания выводов суда неверными не имеется, так как они объективно подтверждены исследованными в суде доказательствами, которым дана надлежащая правовая оценка.

При таких обстоятельствах, судебная коллегия не усматривает оснований для отмены решения суда по доводам кассационной жалобы.

Руководствуясь ст.361 ГПК Российской Федерации,

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Печорского городского суда Республики Коми от 18 июля 2011 года оставить без изменения, кассационную жалобу администрации муниципального района "Печора" - без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи

33-4536/2011

Категория:
Гражданские
Статус:
РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Истцы
Инкина И.Ю.
Ответчики
АМР МР Печора, Агентство РК по соцразвитию, ГУ Республиканский центр усыновления; ОО и П
Суд
Верховный Суд Республики Коми
Судья
Суслова Н А
Дело на странице суда
vs--komi.sudrf.ru
22.08.2011Судебное заседание
31.08.2011Передано в экспедицию
31.08.2011Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Определение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее