Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-985/2011 ~ М-225/2011 от 20.01.2011

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

15 марта 2011 года Ленинский районный суд города Самары

в составе председательствующего судьи Суркова В.П.,

при секретаре Колесник О.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Сычёвой Ларисы Валериевны, Сычёва Андрея Сергеевича, Сычёва Павла Андреевича и Сычёва Никиты Андреевича к Главе г.о. Самара, администрации г.о. Самара и департаменту управления имуществом г.о. Самара, третьи лица Министерство экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области и Министерство управления финансами самарской области о предоставлении социальной выплаты для приобретения жилого помещения,

УСТАНОВИЛ:

Сычёва Л.В., Сычёв А.С., Сычёва П.А. и Сычёв Н.А. обратились в суд с иском к Главе г.о. Самара, администрации г.о. Самара и департаменту управления имуществом г.о. Самара о предоставлении социальной выплаты для приобретения жилого помещения.

В обоснование своих требований указали, что, в частности, Сычёва Л.В., является матерью ребёнка-инвалида и постановлением главы администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ она была включена в список очерёдности на жильё с составом семьи 4 человека (она, муж, двое детей) по общему списку и по списку первоочередного улучшения жилищных условий.

В настоящее время они проживают в жилом помещении по адресу: <адрес>, в котором кроме её семьи проживает также свекровь, которая является нанимателем жилого помещения и ведёт отдельное хозяйство, а также семья сестры мужа с сыном, которые также ведут отдельное хозяйство.

Один из их сыновей - ФИО7., ДД.ММ.ГГГГ г.р. является ребёнком-инвалидом, страдающим тяжелой формой хронического заболевания, предусмотренного п.4 Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ , при котором невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, что подтверждается справкой MMУ «Городская клиническая поликлиника » от ДД.ММ.ГГГГ ВК .

Кроме того, в соответствии с п. 8 Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ у ребёнка имеются показания к предоставлению дополнительной площади жилого помещения, что подтверждается справкой от ДД.ММ.ГГГГ ВК .

В ДД.ММ.ГГГГ она обратилась в Департамент управления имуществом г.о. Самара по вопросу внеочередного предоставления жилого помещения либо внеочередного предоставления социальной выплаты для приобретения жилого помещения для их семьи, состоящей из 4 человек, в составе которой имеется ребёнок-инвалид, страдающий тяжелой формой хронического заболевания при которой совместное проживание в одной квартире, занятой несколькими семьями невозможно, однако согласно ответу Департамента управления имуществом г.о. Самара от ДД.ММ.ГГГГ необходимой для предоставления им жилой площади не имеется, а предоставление социальных выплат во внеочередном порядке не предусмотрено законодательством.

По её мнению отказ во внеочередном предоставлении социальной выплаты на приобретение жилого помещения нарушает их права и не соответствует действующему законодательству.

Так статьей 5.6. Порядка обеспечения жилыми помещениями отдельных категорий граждан, утверждённого Постановлением Правительства Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ и регламентирующего порядок предоставления социальных выплат, предусмотрено, что во внеочередном и первоочередном порядке социальная выплата предоставляется гражданам в соответствии с действующим законодательством.

В определении Верховного суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ указано, что утверждение субъектом РФ формы и порядка предоставления гражданам мер социальной поддержки по обеспечению жильём ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, не является произвольным, оно должно осуществляться с соблюдением предусмотренных федеральными законами для соответствующих граждан льгот и преимуществ. Там же указано, следующее: «И поскольку предоставление социальной выплаты инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, вставшим на учёт до ДД.ММ.ГГГГ на приобретение или строительство жилья за счёт средств федерального бюджета является одной из форм обеспечения их жилыми помещениями, в силу п. 4 ч. 1 ст. 56 ЖК РФ получение гражданами в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления бюджетных средств на приобретение или строительство жилья является основанием для снятия этих граждан с учёта в качестве нуждающихся в жилых помещениях, поэтому суд обоснованно пришел к выводу о том, что льготы, предусмотренные для отдельных категорий граждан при получении жилых помещений, сохраняются за ними и в случаях получения социальной выплаты для приобретения или строительства жилья.

В Обзоре законодательства и судебной практики Верховного Суда РФ за первый квартал 2010 года, утверждённом Постановлением Президиума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ указано: «Из ст. 31 Федерального закона №181-ФЗ следует, что при наличии нескольких нормативно установленных форм реализации одного и того же права та или иная форма определяется инвалидом по его выбору.

Согласно ст. <адрес> -ГД расчёт социальной выплаты рассчитывается для каждого гражданина и (или) членов его семьи, относящихся к категориям граждан, указанных в пунктах.. .и 4 части 2 статьи 2 Закона и зависит от нормы предоставления общей площади жилого помещения на одного гражданина в соответствии со ст. 5 настоящего Закона.

В соответствии со ст. 5 Закона для категорий граждан, указанных в пунктах...и 4 части 2 статьи 2 норма предоставления общей площади жилого помещения на одного гражданина, имеющего право на меры социальной поддержки по обеспечению жильем, составляет 18 кв. м.

Согласно подпункту б) пункта 4 части 2 статьи <адрес> -ГД семья, в составе которой имеется ребёнок-инвалид, относятся к категории граждан имеющих право на обеспечение жилым помещением в установленном данным законом порядке, следовательно их семье, состоящей из 4 человек (мать, отец и двое детей из которых один является ребёнком-инвалидом) согласно действующему законодательств) должно быть предоставлено жилое помещение общей площадью <данные изъяты>

Статьёй 6 вышеуказанного <адрес> -ГД предусмотрено, что средняя рыночная стоимость одного квадратного метра общей площади жилья для обеспечения жилыми помещениями категорий граждан, указанных в пунктах... и 4 части 2 статьи 2 настоящего Закона устанавливается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством РФ и применяется для расчёта социальных выплат за счёт средств Федерального бюджета.

Из письма Департамента управления имуществом г.о. Самара от ДД.ММ.ГГГГ следует, что стоимость квадратного метра, используемая для расчета социальной выплаты установлена Министерством регионального развития РФ в размере <данные изъяты> (Приказ Минрегионразвития РФ от ДД.ММ.ГГГГ).

Таким образом, семья, имеющая ребёнка-инвалида и состоящая из 4 человек на момент подачи заявления имеет право на предоставление социальной выплаты в размере <данные изъяты> Однако стоимость 1 кв. м общей площади жилья на территории субъектов РФ согласно Приказам Минрегионразвития РФ устанавливается на каждое полугодие текущего года.

Отказ во внеочередном предоставлении социальной выплаты на приобретение жилого помещения нарушает их права, предоставленные Федеральным законом «О социальной защите инвалидов в РФ», Жилищным кодексом РФ и гарантированные Конституцией РФ. Так, всоответствии со ст. 18 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов деятельности законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.

Ссылаясь на указанные обстоятельства, а также на то, что до настоящего времени ни жилое помещение, ни социальная выплата им не предоставлены, просили обязать Главу г.о. Самара, администрацию г.о. Самара и департамент управления имуществом г.о. Самара предоставить им социальную выплату на приобретение жилья.

В судебном заседании представитель истцов, действующая на основании доверенности, заявленные требования поддержала по вышеуказанным основаниям, просила их удовлетворить.

Представитель администрации г.о. Самара и Главы г.о. Самара, действующая на основании доверенностей, иск не признала, просила в иске отказать в связи с отсутствием в бюджете денежных средств на указанные цели.

Представитель Департамента управления имуществом г.о. Самара, действующая на основании доверенности, иск не признала, также просила в иске отказать в связи с отсутствием в бюджете денежных средств на указанные цели.

Представители Министерства экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области и Министерства управления финансами Самарской области в судебное заседание не явились, просили отказать в удовлетворении заявленных требований, рассмотреть дело в их отсутствие.

Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд находит требования истца обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Положениями ст. 40 Конституции РФ предусмотрено, что каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.

В соответствии со ст. 57 Жилищного кодекса РФ гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в предусмотренном п.4 ч.1 ст. 51 Жилищного кодекса РФ перечне, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются вне очереди.

Пунктом 4 ч.1 ст. 51 Жилищного кодекса РФ предусмотрено, что гражданами нуждающимися в жилых помещениях признаются граждане, проживающие в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно.

Согласно п.3 ст. 52 Жилищного кодекса РФ принятие на учёт граждан в качестве нуждающихся жилых помещений осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства.

Согласно п. 4 ч. 2 ст. 2 Закона Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ -ГД «Об обеспечении жилыми помещениями отдельных категорий граждан, проживающих на территории Самарской области» семьи, имеющие детей-инвалидов, вставшие на учёт до ДД.ММ.ГГГГ относятся к категориям граждан, которые имеют право на получение безвозмездной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения.

В соответствии с ч. 4 ст. 2 Закона Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ -ГД обеспечение жилыми помещениями семей, имеющих детей-инвалидов осуществляется местными администрациями муниципальных образований Самарской области в порядке, устанавливаемом Правительством Самарской области в соответствии с федеральными законами, возлагающими обязанность по обеспечению жилыми помещениями соответствующих категорий граждан на субъекты РФ.

Пунктом 5.1. Порядка обеспечения жилыми помещениями отдельных категорий граждан, утвержденного Постановлением Правительства Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ предусмотрено, что принятие решения о предоставлении социальной выплаты семьям, имеющим детей-инвалидов и расчёт размера социальной выплаты осуществляют органы местного самоуправления, на основании решения которых средства областною бюджета направляются на предоставление гражданам на приобретение или строительство жилья.

На основании ч. 1 ст. 1 Закона Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ - ГД «О наделении органов местного самоуправления на территории Самарской области отдельными государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями отдельных категорий граждан» органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Самарской области наделяются отдельными государственными полномочиями в Самарской области по обеспечению жилыми помещениями, в частности,семей, имеющих детей-инвалидов.

В силу ст. ст. 5, 6, 8 Закона Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ -ГД «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями по социальной поддержке и социальному обслуживанию населения» органы государственной власти Самарской области при формировании областного бюджета на очередной финансовый год обязаны предусматривать в нем субвенции местным бюджетам на осуществление органами местного самоуправления переданных им государственных полномочий.

Органы государственной власти Самарской области передают органам местного самоуправления финансовые средства, необходимые для осуществления переданных государственных полномочий.

Финансовое обеспечение переданных органам местного самоуправления государственных полномочий осуществляется за счет предоставления местным бюджетам субвенций, которые предусматриваются в Законе «Самарской области «Об областном бюджете на очередной финансовый и плановый период».

Из материалов дела следует, что Сычёва Л.В., является матерью ребёнка-инвалида. Постановлением главы администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ она была включена в список очерёдности на жильё с составом семьи 4 человека (она, муж, двое детей) по общему списку и по списку первоочередного улучшения жилищных условий.

Установлено, что в настоящее время семья Сычёвых проживает в жилом помещении по адресу: <адрес>, в котором кроме них проживает мать ФИО8 которая является нанимателем жилого помещения и ведёт отдельное хозяйство, а также семья сестры ФИО9 с сыном, которые также ведут отдельное хозяйство.

Материалами дела подтверждается, что один из их сыновей Сычёвых - ФИО10., ДД.ММ.ГГГГ г.р. является ребёнком-инвалидом, страдающим тяжелой формой хронического заболевания, предусмотренного п.4 Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ , при котором невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, что подтверждается справкой MMУ «Городская клиническая поликлиника » от ДД.ММ.ГГГГ ВК .

Установлено также, что в ФИО11 года Сычёва Л.В. обратилась в Департамент управления имуществом г.о. Самара по вопросу внеочередного предоставления жилого помещения либо внеочередного предоставления социальной выплаты для приобретения жилого помещения для их семьи, состоящей из 4 человек, в составе которой имеется ребёнок-инвалид, страдающий тяжелой формой хронического заболевания при которой совместное проживание в одной квартире, занятой несколькими семьями невозможно, однако согласно ответу Департамента управления имуществом г.о. Самара от ДД.ММ.ГГГГ необходимой для предоставления им жилой площади не имеется, а предоставление социальных выплат во внеочередном порядке не предусмотрено законодательством.

Пунктом 5.6. Порядка обеспечения жилыми помещениями отдельных категорий граждан, утверждённого Постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ и регламентирующего порядок предоставления социальных выплат, предусмотрено, что во внеочередном и первоочередном порядке социальная выплата предоставляется гражданам в соответствии с действующим законодательством.

Согласно правовой позиции Верховного суда РФ, изложенной в определении от ДД.ММ.ГГГГ -Г10-2 утверждение субъектом РФ формы и порядка предоставления гражданам мер социальной поддержки по обеспечению жильём ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, не является произвольным, оно должно осуществляться с соблюдением предусмотренных федеральными законами для соответствующих граждан льгот и преимуществ. Там же указано, следующее: «И поскольку предоставление социальной выплаты инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, вставшим на учёт до ДД.ММ.ГГГГ на приобретение или строительство жилья за счёт средств федерального бюджета является одной из форм обеспечения их жилыми помещениями, в силу п. 4 ч. 1 ст. 56 ЖК РФ получение гражданами в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления бюджетных средств на приобретение или строительство жилья является основанием для снятия этих граждан с учёта в качестве нуждающихся в жилых помещениях, поэтому суд обоснованно пришел к выводу о том, что льготы, предусмотренные для отдельных категорий граждан при получении жилых помещений, сохраняются за ними и в случаях получения социальной выплаты для приобретения или строительства жилья.

Согласно Обзору законодательства и судебной практики Верховного Суда РФ за первый квартал 2010 года, утверждённому Постановлением Президиума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ по применению Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №181-ФЗ «о социальной поддержке инвалидов в РФ» при наличии нескольких нормативно установленных форм реализации одного и того же права та или иная форма определяется инвалидом по его выбору.

Согласно ст. 7 Закона Самарской области -ГД «Об обеспечении жилыми помещениями отдельных категорий граждан, проживающих на территории Самарской области» расчёт социальной выплаты рассчитывается для каждого гражданина и (или) членов его семьи, относящихся к категориям граждан, указанных в пунктах.. .и 4 части 2 статьи 2 Закона и зависит от нормы предоставления общей площади жилого помещения на одного гражданина в соответствии со ст. 5 настоящего Закона.

В соответствии со ст. 5 Закона для категорий граждан, указанных в пунктах... и 4 части 2 статьи 2 норма предоставления общей площади жилого помещения на одного гражданина, имеющего право на меры социальной поддержки по обеспечению жильем, составляет 18 кв. м.

Принимая во внимание вышеуказанные обстоятельства, оценив собранные по делу доказательства в их совокупности, учитывая, что органы местного самоуправления на территории Самарской области, в частности ответчики по делу, наделены отдельными государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями семей, имеющих детей-инвалидов, однако в добровольном порядке не исполняет свою обязанность по предоставлению жилья истцам, как и не предпринимает мер к предоставлению социальной выплаты на приобретение жилого помещения, суд находит заявленные требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Доводы представителей администрации г.о. Самара, главы г.о. Самара и департамента управления имуществом г.о. Самара о том, что выделенных субвенций не хватает для обеспечения всех лиц данной категории, в связи с чем, в удовлетворении требований истца следует отказать, безосновательны. Приведённые выше нормы материального права устанавливают обязанность органов местного самоуправления предоставить лицам указанной выше категории жильё либо социальную выплату на приобретение жилья, при этом каких - либо исключений, в том числе при недостаточности выделенных денежных средств, действующее законодательство не содержит.

Доводы представителя Департамента управления имуществом г.о. Самара о том, что полномочия по предоставлению социальной выплаты возложены на главу г.о. Самара, в связи с чем, Департамент является ненадлежащим ответчиком, несостоятельны по следующим основаниям.

Как следует из ч. 1 ст. 1 Закона Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ -ГД «О наделении органов местного самоуправления на территории Самарской области отдельными государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями отдельных категорий граждан» полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей наделяются органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Самарской области.

В соответствии со ст. 22 Устава г.о. Самара (в редакции решения Думы г.о. Самара от ДД.ММ.ГГГГ) в структуру органов местного самоуправления г.о. Самара входит Дума г.о. Самара - представительный орган г.о. Самара; глава г.о. Самара высшее должностное лицо г.о. Самара, избираемое на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании на муниципальных выборах; администрация г.о. Самара - исполнительно - распорядительный орган г.о. Самара, возглавляемый главой г.о. Самара; Департамент управления имуществом г.о. Самара и Департамент строительства и архитектуры г.о. Самара.

В соответствии с Уставом г.о. Самара органы местного самоуправления наделены соответствующей компетенцией.

При разрешении вопроса о предоставлении социальной выплаты для приобретения жилья из средств бюджета Самарской области семьям, имеющим детей-инвалидов задействованы в пределах своей компетенции глава, администрация и Департамент управления имуществом г.о. Самара.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что Департамент в данном случае также является надлежащим ответчиком по указанному делу.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст.194-198 ГПК РФ,

РЕШИЛ:

Иск Сычёвой Ларисы Валериевны, Сычёва Андрея Сергеевича, Сычёва Павла Андреевича и Сычёва Никиты Андреевича – удовлетворить.

Обязать Главу г.о. Самара, администрацию г.о. Самара и департамент управления имуществом г.о. Самара предоставить социальную выплату на приобретение жилого помещения в черте г.о. Самара, согласно действующему законодательству, за счёт средств бюджета Самарской области.

Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд в 10-дневный срок через Ленинский районный суд города Самары.

Мотивированное решение изготовлено 17.03.2011 года.

Председательствующий /подпись/ Сурков В.П.

Копия верна: судья

2-985/2011 ~ М-225/2011

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Сычев П.А.
Сычев А.С.
Сычев Н.А.
Сычева Л.В.
Ответчики
Администрация г.о. Самара
Глава г.о. Самара
Департамент управления имуществом г.о. Самара
Суд
Ленинский районный суд г. Самары
Судья
Сурков В. П.
Дело на странице суда
leninsky--sam.sudrf.ru
20.01.2011Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
20.01.2011Передача материалов судье
20.01.2011Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
20.01.2011Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
20.01.2011Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
14.02.2011Судебное заседание
25.02.2011Судебное заседание
15.03.2011Судебное заседание
17.03.2011Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
06.06.2011Дело оформлено
02.07.2012Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее