Дело № 2-518/14
Р Е Ш Е Н И Е (заочное)
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
24.04.2014 года Предгорный районный суд Ставропольского Края
в составе:
председательствующего судьи - Дождёвой Н.В.
при секретаре - Шония З.В.
с участием:
представителя
процессуального истца - Гриценко А.С.
помощника прокурора Предгорного района (по служебному удостоверению),
рассмотрев в открытом судебном заседании, в помещении Предгорного районного суда Ставропольского края гражданское дело по иску заместителя прокурора Предгорного района в интересах неопределенного круга лиц к ТСЖ «Общий выбор» о признании незаконным бездействия товарищества собственников жилья и возложении обязанности по устранению нарушений требований законодательства о порядке раскрытия информации о финансовой и хозяйственной деятельности,
У С Т А Н О В И Л :
Истец обратился в суд с требованиями к ответчику следующего характера: - о признании незаконным бездействия товарищества собственников жилья и возложении обязанности по устранению нарушений требований законодательства о порядке раскрытия информации о финансовой и хозяйственной деятельности.
Свои доводы мотивирует тем, что Прокуратурой района проведена проверка исполнения товариществом собственников жилья «Общий выбор» законодательства о порядке раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами, в ходе которой установлено следующее.
Согласно выписке из ЕГРЮЛ от 28.02.2014, в многоквартирном доме, расположенном по адресу: <адрес>, в пос. <адрес>, Предгорного района Ставропольского края, организовано товарищество собственников жилья «Общий выбор», председателем которого является Качура А.В..
В соответствии с п. 10 ст. 161 Жилищного кодекса Российской Федерации управляющая организация обязана обеспечить свободный доступ к информации об основных показателях ее финансово-хозяйственной деятельности, об оказываемых услугах и о выполняемых работах по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, о порядке и об условиях их оказания и выполнения, об их стоимости, о ценах (тарифах) на ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг, в соответствии со Стандартом раскрытия информации, утвержденным Правительством Российской Федерации.
Указанный Стандарт утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.09.2010 № 731, пункт 3 которого содержит исчерпывающий перечень информации, которую обязана раскрывать управляющая организация.
Пунктом 1 Стандарта установлены требования к составу информации, подлежащей раскрытию организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами на основании договора управления многоквартирным домом (далее соответственно - управляющие организации, информация), порядку, способам и срокам ее раскрытия, а также особенности раскрытия информации и предоставления для ознакомления документов, предусмотренных Жилищным Кодексом Российской Федерации, товариществами собственников жилья, жилыми кооперативами и иными специализированными потребительскими кооперативами, осуществляющими управление многоквартирным домом без заключения договора с управляющей организацией.
Под раскрытием информации понимается обеспечение доступа неограниченного круга лиц к информации в соответствии с процедурой, гарантирующей нахождение и получение информации.
В соответствии с пунктом 3 Стандарта, управляющая организация, товарищество и кооператив обязаны раскрывать следующую информацию: общую информацию об управляющей организации, о товариществе и кооперативе; основные показатели финансово-хозяйственной деятельности управляющей организации (в части исполнения такой управляющей организацией договоров управления), товарищества и кооператива; сведения о выполняемых работах (оказываемых услугах) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме; сведения о выполняемых работах (оказываемых услугах) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме; порядок и условия оказания услуг по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме; сведения о стоимости работ (услуг) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме; сведения о ценах (тарифах) на коммунальные ресурсы.
Пунктом 5 Стандарта установлено, Управляющими организациями информация раскрывается путем: обязательного опубликования на официальном сайте в сети Интернет, определяемом уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, а также на одном из следующих сайтов в сети Интернет, определяемых по выбору управляющей организации: сайт управляющей организации; сайт органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, определяемого высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации; сайт органа местного самоуправления муниципального образования, на территории которого управляющая организация осуществляет свою деятельность; (пп. "а" в ред. Постановления Правительства РФ от 10.06.2011 N 459), опубликования в полном объеме в официальных печатных средствах массовой информации, в которых публикуются акты органов местного самоуправления и которые распространяются в муниципальных образованиях, на территории которых управляющие организации осуществляют свою деятельность (далее - официальные печатные издания), в случае если на территории муниципального образования отсутствует доступ к сети Интернет; размещения на информационных стендах (стойках) в помещении управляющей организации; предоставления информации на основании запросов, поданных в письменном или электронном виде.
В соответствии с ч. 1 п. 6 Стандарта информация размещается управляющей организацией, товариществом или кооперативом на официальном сайте в сети Интернет, определяемом уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, а также на сайте в сети Интернет, выбранном управляющей организацией, товариществом или кооперативом из числа сайтов, указанных в подпункте "а" пункта 5 и подпункте "а" пункта 5(1) настоящего Постановления. При этом информация должна быть доступна в течение 5 лет.
Согласно ч. 2 п. 6 Стандарта раскрытие информации путем ее опубликования в сети Интернет и взаимодействие уполномоченного федерального органа исполнительной власти, уполномоченных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченных органов местного самоуправления с управляющими организациями, товариществами и кооперативами при раскрытии информации путем ее опубликования в сети Интернет осуществляются в соответствии с регламентом, утверждаемым Министерством регионального развития Российской Федерации.
Пунктом 2 Приказа Минрегиона России от 02.04.2013 № 124 «Об утверждении Регламента раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами, путем ее опубликования в сети Интернет и об определении официального сайта в сети Интернет, предназначенного для раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами» определен адрес официального сайта в сети Интернет, предназначенного для раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами, - www.reformagkh.ru.
В ходе проверки установлено, что в нарушении требований федерального законодательства товариществом собственников жилья «Общий выбор», подлежащая раскрытию информация на официальном сайте www.reformagkh.ru не размещена. Просит суд признать бездействие товарищества собственников жилья «Общий выбор», организованном в многоквартирном <адрес> в <адрес>, выраженное в неопубликовании информации о своей деятельности в соответствии с законодательством о раскрытии информации на официальном сайте www.reformagkh.ru незаконным и возложить на товарищество собственников жилья «Общий выбор» обязанность раскрыть информацию о своей деятельности в соответствии с требованиями Постановления Правительства РФ от 23.09.2010 № 731 « Об утверждении стандарта раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами» путем размещения обязательной информации на сайте www.reformagkh.ru.
В судебном заседании представитель процессуального истца, действуя в интересах неопределенного круга лиц, полностью поддержал заявленные исковые требования, просил удовлетворить их в полном объеме по основаниям, изложенным в иске. Других доводов не имеет. Правом на уточнение или изменение предмета или основания иска не воспользовался.
Представитель ответчика в судебное заседание не явился не известив суд о причинах уважительности своей неявки в судебное заседание, хотя надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства был извещен.
Суд полагает, что не допускаются действия граждан, а также юридических лиц, осуществляемые исключительно с намерением злоупотребления правом т.к. законодательство ставит защиту гражданских прав в зависимость от того, осуществляются ли они разумно и добросовестно, а разумность и добросовестность действий граждан предполагается (ст. 10 ГК РФ).
Лица, участвующие в деле, должны добросовестно пользоваться всеми принадлежащими им процессуальными правами (ст. 35 ГПК).
Поэтому суд расценивает действия ответчика как злоупотребление правом и считает возможным рассмотреть дело в его отсутствие, признав причины его неявки неуважительными.
Суд, с согласия представителя истца, вынес определение о рассмотрении дела в порядке заочного производства в соответствии с требованиями ст. 223 ГПК РФ.
Выслушав объяснения явившейся стороны, оценив, представленные в условиях состязательности процесса и равноправия сторон, письменные доказательства, суд приходит к следующему.
Статьей 12 ГК РФ предусмотрены способы защиты субъективных гражданских прав и охраняемых законом интересов, которые осуществляются в предусмотренном законом порядке, т.е. посредством применения надлежащей формы, средств и способов защиты.
При этом лицо, как физическое, так и юридическое, права и законные интересы которого нарушены, вправе обращаться за защитой к государственным или иным компетентным органам (в частности в суд общей юрисдикции). Выбор способа защиты нарушенного права принадлежит исключительно истцу.
В силу ст. 17 Конституции РФ, в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина.
Гарантирование судебной защиты прав и свобод человека и гражданина выражается в установлении системы судов в РФ, в четком определении их компетенции, в обеспечении каждому возможности обращения в суд за защитой своих прав и свобод, обжалования судебных решений.
Анализ установленных в судебном заседании фактических обстоятельств дела в совокупности с представленными сторонами доказательствами, свидетельствует о том, что ответчик не выполняет требования действующего жилищного законодательства, Стандарта раскрытия информации.
В соответствии с ч. 2 ст. 161 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме, обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом: непосредственное управление, управление управляющей организацией или товариществом собственников жилья.
Во исполнение указанных требований закона, жильцами дома выбран способ управления многоквартирным домом, расположенным по адресу: <адрес>.
В силу п. 10 ст. 161 ЖК РФ на ТСЖ возложена обязанность - обеспечить свободный доступ к информации об основных показателях его финансовой хозяйственной деятельности, об оказываемых услугах и о выполняемых работах по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, о порядке и об условиях их оказания и выполнения, об их стоимости, о ценах (тарифах) на ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг, в соответствии со стандартом раскрытия информации, утвержденным Правительством Российской Федерации. Особенности раскрытия информации о деятельности по управлению многоквартирным домом и предоставления для ознакомления документов, предусмотренных настоящим Кодексом, товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом, осуществляющими управление многоквартирным домом (без заключения договора с управляющей организацией), устанавливаются этим стандартом раскрытия информации.
Контроль за соблюдением стандарта раскрытия информации указанными товариществом, кооперативом, управляющей организацией осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, указанными в части 2 статьи 20 ЖК, в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
На основании ст. 143.1 Жилищного кодекса РФ члены ТСЖ и не являющиеся членами ТСЖ собственники помещений в многоквартирном доме, имеют право получать от органов управления товарищества информацию о деятельности товарищества в порядке и в объеме, которые установлены настоящим Кодексом и Уставом товарищества.
Согласно подпункту 1 ч. 1 ст. 138 ЖК РФ ТСЖ обязано обеспечивать выполнение требований настоящей главы, положений других федеральных законов, иных нормативных правовых актов, а также устава товарищества.
Стандарт раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами утвержден Постановлением Правительства РФ от 23.09.2010 года № 731, вступившим в силу 09.10.2010 года.
Пунктом 2 указанного Стандарта раскрыто понятие управляющей организации в рамках действия указанного стандарта, в соответствии с которым под управляющей организацией понимается юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, осуществляющие деятельность в сфере управления многоквартирными домами на основании договора, заключенного в соответствии со ст. 162 ЖК РФ.
Помимо договоров по управлению, заключенных с собственниками жилых и нежилых помещений, обслуживающая организация обязана руководствоваться действующим законодательством, регулирующим порядок управления жилым и нежилым фондом.
Действующее жилищное законодательство раскрывает понятие товарищества собственников жилья, под которым, в силу положений ст. 135 ЖК РФ, признается некоммерческая организация, объединение собственников помещений в многоквартирном доме для совместного управления общим имуществом в многоквартирном доме либо в случаях, указанных в ч. 2 ст. 136 ЖК РФ.
Стандартом раскрытия информации установлены требования к составу информации, подлежащей раскрытию, а также к порядку, способам и срокам ее раскрытия.
Согласно п. 2 Стандарта, под раскрытием информации понимается обеспечение доступа неограниченного круга лиц к информации (независимо от цели ее получения) в соответствии с процедурой, гарантирующей нахождение и получение информации.
ТСЖ информация раскрывается путем обязательного опубликования на официальном сайте в сети Интернет, определяемом уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, а также на одном из следующих сайтов в сети Интернет, определяемых по выбору ТСЖ: сайт органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, определяемого высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, сайт органа местного самоуправления муниципального образования, на территории которого управляющая организация осуществляет свою деятельность, а также путем размещения на информационных стендах (стойках) в помещении ТСЖ.
ТСЖ обязано раскрывать следующую информацию: общая информация о ТСЖ, основные показатели финансово-хозяйственной деятельности, сведения о выполняемых работах (оказываемых услугах) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, порядок и условия оказания услуг по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, сведения о стоимости работ (услуг) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме; сведения о ценах (тарифах) на коммунальные ресурсы.
Пунктом 6 Стандарта раскрытия информации установлено, что информация размещается управляющей организацией и ТСЖ на сайтах в сети Интернет, выбранных ею из числа сайтов, указанных в подпункте «а» п. 5 Стандарта: официальном сайте ТСЖ в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.
Таким образом, ТСЖ обязано сообщать по запросу потребителей - граждан и организаций, являющихся собственниками (нанимателями) помещений в многоквартирном доме, адрес официального сайта в сети Интернет, на котором размещена информация.
В судебном заседании установлено, что ТСЖ «Общий выбор» осуществляет функции Управления в отношении указанного выше многоквартирного жилого дома.
При этом требования законодательства, обязывающего разместить на официальном сайте информацию о своей деятельности, надлежащим образом не выполняет, что не оспаривалось представителем ответчика в ходе рассмотрения дела по существу.
Таким образом, избранный прокурором способ защиты гражданских прав неопределенного круга лиц соответствует требованиям ЖК РФ, Стандарта и не препятствует разрешению заявленного спора по существу, с учетом требований ст. 45 ГПК РФ.
Гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности (ст. 8 ГК РФ).
В соответствии с этим гражданские права и обязанности возникают и из судебного решения, установившего гражданские права и обязанности.
Аналогичные положения содержатся и в ЖК РФ (ст. 10).
На основании ст. 5 ФЗ № 189 от 29.12.2004 года «О порядке введения в действие ЖК РФ», к жилищным отношениям, возникшим до введения в действие ЖК РФ, ЖК РФ применяется в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие, за исключением случаев, предусмотренных настоящим ФЗ.
Учитывая, что жилищные правоотношения носят длящийся характер, то по общему правилу к длящимся правоотношениям применяется закон, который действует в настоящее время, поэтому применению подлежат положения Жилищного кодекса Российской Федерации.
Согласно ст. 1 ЖК РФ жилищное законодательство основывается на необходимости беспрепятственного осуществления вытекающих из отношений, регулируемых жилищным законодательством прав, а также на признании равенства участников регулируемых жилищным законодательством отношений по владению, пользованию и распоряжению жилыми помещениями, если иное не вытекает из настоящего Кодекса, другого ФЗ.
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основание своих требований или возражений.
Содержание указанной нормы закона следует рассматривать в контексте п. 3 ст. 123 Конституции РФ и ст. 12 ГПК РФ, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон в отстаивании и защите своих прав.
Суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств, оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы (ст. 67 ГПК РФ).
По мнению суда, истец доказал те обстоятельства, на которых он основывал свои требования, и подтвердил их надлежащими письменными доказательствами, которые не опровергнуты ответчиком по делу, с учетом требований ст.ст. 56, 60, 71 ГПК РФ.
Оценив представленные доказательства по правилам статьи 67 ГПК РФ, суд считает, что исковые требования заместителя прокурора Предгорного района Ставропольского края, заявленные им в рамках полномочий, являются обоснованными и подлежащими удовлетворению, поскольку в целях защиты прав потребителей, законодатель установил обязанность ТСЖ отчитываться по исполнению договоров Управления многоквартирным домом, а также раскрывать информацию о своей хозяйственной и финансовой деятельности, в срок, определенный законом.
Руководствуясь постановлением Пленума Верховного Суда РФ № 14 от 02.07.2009 года «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении ЖК РФ», ст.ст. 5, 7 ФЗ «О введении в действие ЖК РФ», 138, 161 ЖК РФ, 12, 55-57, 67, 194-199, 321 ГПК РФ, суд,
Р Е Ш И Л:
Признать бездействие товарищества собственников жилья «Общий выбор», организованном в многоквартирном <адрес> в <адрес>, выраженное в неопубликовании информации о своей деятельности в соответствии с законодательством о раскрытии информации на официальном сайте www.reformagkh.ru незаконным.
Возложить на товарищество собственников жилья «Общий выбор» обязанность раскрыть информацию о своей деятельности в соответствии с требованиями Постановления Правительства РФ от 23.09.2010 № 731 « Об утверждении стандарта раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами» путем размещения обязательной информации на сайте www.reformagkh.ru.
Ответчик вправе обратиться в Предгорный районный суд с заявлением об отмене заочного решения в течение 7 дней, с момента вручения ему копии этого решения.
Решение может быть обжаловано в Ставропольский краевой суд в течение одного месяца, по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене решения суда, а в случае, если такое заявление подано, в течение месяца со дня вынесения судом определения об отказе в удовлетворении заявления об отмене заочного решения, путем подачи апелляционной жалобы через Предгорный районный суд.
СУДЬЯ Н.В. ДОЖДЁВА