УИД 53RS0016-01-2021-001065-49
Дело № 2-840/2021
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Старая Русса 23 ноября 2021 года
Старорусский районный суд Новгородской области в составе председательствующего судьи Комлевой Н.С.,
при секретаре Линовицкой Ю.С.,
с участием помощника Старорусского межрайонного прокурора Новгородской области Дзауровой Ж.И.,
представителя ответчика Администрации Старорусского муниципального района Новгородской области Попужаевой Т.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Старорусского межрайонного прокурора Новгородской области в защиту прав и законных интересов Сергеева А.В. к Администрации Старорусского муниципального района Новгородской области об обязании предоставить жилое помещение,
установил:
Старорусский межрайонный прокурор Новгородской области в защиту прав и законных интересов Сергеева А.В. обратился в суд с иском к Администрации Старорусского муниципального района Новгородской области об обязании с момента вступления в законную силу решения суда предоставить пригодное для проживания жилое помещение соразмерное доле принадлежащего на праве общей долевой собственности взамен снесенного жилья. В обоснование требований истец указал, что Старорусской межрайонной прокуратурой Новгородской области в связи с поступлением обращения Сергеева А.В. по вопросу бездействия Администрации Старорусского муниципального района Новгородской области в предоставлении ему жилого помещения проведена проверка, в ходе которой установлено, что Сергееву А.В. в многоквартирном доме <адрес> на праве общей долевой собственности принадлежит 2/3 доли квартиры (26,5 кв.м.). Постановлением Администрации Старорусского муниципального района Новгородской области от 28 ноября 2013 год № 1237 утвержден список домов жилищного фонда г. Старая Русса, признанных аварийными и подлежащими сносу или реконструкции. В указанный список включен, в том числе многоквартирный дом по адресу: <адрес>. В соответствии с данным постановлением Администрация должна была в срок до 01 сентября 2017 года переселить граждан в иные жилые помещения, пригодные для проживания. В 2018 году указанный многоквартирный дом был снесен на основании решения суда. Региональная адресная программа по переселению граждан из аварийного жилищного фонда с учетом необходимости развития малоэтажного строительства была завершена в сентябре 2017 года. Вместе с тем, в нарушение вышеуказанных норм законодательства, а также в нарушение сроков переселения граждан, предусмотренных постановлением Администрации, иное пригодное для проживания жилое помещение, соразмерное доле принадлежащего на праве общей долевой собственности, ответчиком Сергееву А.В. взамен снесенного жилья не предложено и не предоставлено.
Старорусский межрайонный прокурор Новгородской области, действуя в защиту прав и законных интересов Сергеева А.В., неоднократно изменял исковые требования, окончательно просил обязать Администрацию Старорусского муниципального района Новгородской области с момента вступления в законную силу решения суда предоставить Сергееву А.В. в собственность пригодное для проживания жилое помещение взамен и соразмерное доле принадлежащего ему на праве общей долевой собственности помещения в расселенном жилом доме, признанном в установленном законом порядке аварийным и подлежащим расселению.
Определениями судьи к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечены Кузьмин М.А. и Министерство ЖКХ и ТЭК Новгородской области.
В судебном заседании помощник Старорусского межрайонного прокурора Новгородской области Дзаурова Ж.И. измененные исковые требования поддержала в полном объеме по основаниям, изложенным в иске.
Истец Сергеев А.В. в судебное заседание не явился, извещен о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, ходатайствовал о рассмотрении дела без его участия, исковые требования поддержал в полном объеме.
Представитель административного ответчика Администрации Старорусского муниципального района Новгородской области Попужаева Т.Н. не возражала против удовлетворения исковых требований. Указала, что действительно многоквартирный <адрес> был включен в Региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда. В соответствии с п. 6 ст. 16 Федерального закона «О фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» жилые помещения взамен признанных аварийных и подлежащих сносу собственникам предоставлялись по договору мены. Поскольку у квартиры имелось два собственника Сергеев А.В. и Кузьмин М.А., а последний вступил в права наследования на свою долю, но не оформил надлежащим образом свое право собственности, то договор мены заключить не смогли, поскольку договор на тот момент мог быть заключен только нотариально. В связи с этим жилое помещение Сергееву А.В. предоставлено не было. В момент завершения программы Администрация предлагала собственникам квартиры, в том числе Сергееву А.В. заключить договор мены, предоставив необходимый комплект документов. Сергеев А.В. предоставил комплект документов, в том числе подтверждающие право собственности на 2/3 доли квартиры. Предварительный договор мены или иной договор не заключался. Администрация проводила работу с Кузьминым М.А. как по телефону, так и непосредственно встречалась с ним, однако он отказался оформить свое право собственности и заключить договор мены. Действующее законодательство не предусматривает оснований для понуждения Кузьмина М.А. к оформлению права собственности.
Третье лицо ФИО10 в судебное заседание не явился, судебные извещения, направленные третьему лицу по адресу его регистрации, возвращены в связи с истечением срока хранения.
На основании ст. 165.1 Гражданского кодекса РФ суд признает судебные извещения доставленными Кузьмину М.А., а последнего - извещенным о дате, времени и месте судебного заседания.
Третье лицо Министерство ЖКХ и ТЭК Новгородской области в судебное заседание не явилось, извещено о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, ходатайств об отложении судебного заседания не представило.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Конституция РФ гарантирует каждому свободу экономической деятельности, включая свободу договоров, право иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами, признание и защиту, включая судебную, указанных прав и свобод, реализуемую на основе равенства всех перед законом и судом (ст. 8, ч. 1 и 2 ст. 19, ч.2 ст. 35, ч. 1 ст. 45, ч. 1 ст. 46).
В силу ч. 1 и 3 ст. 35 Конституции РФ право частной собственности охраняется законом, никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения.
В развитие приведенных конституционных положений Жилищный кодекс РФ в ст. 32 предусматривает обеспечение жилищных прав собственника жилого помещения в доме, признанном в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу, как путем заключения соглашения о выплате возмещения за изымаемое жилое помещение, так и путем заключения соглашения с ним о предоставлении взамен изымаемого жилого помещения другого жилого помещения с зачетом его стоимости при определении размера возмещения за жилое помещение.
При этом правоотношения по переселению граждан из аварийного жилищного фонда регулируются Федеральным законом от 21 июля 2007 года № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства», который устанавливает правовые и организационные основы предоставления финансовой поддержки субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям на переселение граждан.
Федеральный закон от 21 июля 2007 года № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» в целях создания безопасных и благоприятных условий проживания граждан, повышения качества реформирования жилищно-коммунального хозяйства, формирования эффективных механизмов управления жилищным фондом, внедрения ресурсосберегающих технологий устанавливает правовые и организационные основы предоставления финансовой поддержки субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям на проведение капитального ремонта многоквартирных домов, переселение граждан из аварийного жилищного фонда, модернизацию систем коммунальной инфраструктуры путем создания некоммерческой организации, осуществляющей функции по предоставлению такой финансовой поддержки, определяет компетенцию, порядок создания некоммерческой организации и ее деятельности, регулирует отношения между указанной некоммерческой организацией, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления (ст. 1).
В п. 3 ст. 2 этого же Федерального закона определено, что под переселением граждан из аварийного жилищного фонда понимается принятие решений и проведение мероприятий в соответствии со статьями 32, 86, частями 2 и 3 статьи 88 Жилищного кодекса РФ.
Если жилой дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, то собственник жилого помещения в таком доме в силу п. 3 ст.2, ст. 16 Федерального закона от 21 июля 2007 года № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» имеет право на предоставление другого жилого помещения в собственность либо его выкуп.
Согласно правовой позиции, изложенной в разделе втором Обзора судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 29 апреля 2014 года, в случае если жилой дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, то собственник жилого помещения в таком доме в силу п. 3 ст. 2, ст. 16 Федерального закона от 21 июля 2007 года № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» имеет право на предоставление другого жилого помещения в собственность либо его выкуп. При этом собственник жилого помещения имеет право выбора любого из названных способов обеспечения его жилищных прав.
Как следует из наследственного дела № к имуществу ФИО11 умершей ДД.ММ.ГГГГ, к нотариусу за принятием наследства обратились ДД.ММ.ГГГГ Сергеев А.В., ДД.ММ.ГГГГ ФИО13 ДД.ММ.ГГГГ ФИО10 ДД.ММ.ГГГГ Сергееву А.В. выдано свидетельство о праве на наследство по закону, который является наследником умершей ДД.ММ.ГГГГ ФИО11 в 1/3 доле. Наследственное имущество, на которое получено свидетельство, в том числе состоит из квартиры, расположенной по адресу: <адрес>. ФИО13 умерла ДД.ММ.ГГГГ, не получив свидетельство о праве на наследство по закону после смерти ФИО11 Кузьмин М.А. также не обратился к нотариусу за получением свидетельства о праве на наследство по закону.
Решением Старорусского районного суда Новгородской области от ДД.ММ.ГГГГ № за Сергеевым А.В. признано право собственности на 1/3 долю в праве на квартиру, расположенную по адресу: <адрес> в порядке наследования после смерти ФИО13
Из выписки из Единого государственного реестра недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ жилое помещение площадью <данные изъяты>. с кадастровым номером № расположенное по адресу: <адрес> принадлежит на праве общей долевой собственности Сергееву А.В. (2/3 доли).
В силу п. 4 ст. 1152 Гражданского кодекса РФ, принятое наследство признается принадлежащим наследнику со дня открытия наследства независимо от времени его фактического принятия, а также независимо от момента государственной регистрации права наследника на наследственное имущество, когда такое право подлежит государственной регистрации.
Таким образом, жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, принадлежит на праве общей долевой собственности Сергееву А.В. (2/3 доли в праве) и Кузьмину М.А. (1/3 доля в праве.)
Постановлением Администрации Старорусского муниципального района Новгородской области от 28 ноября 2013 года № 1237 жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, признано аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, расселяемых за счет средств государственной корпорации Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства и средств бюджета Новгородской области.
Постановлением Администрации Новгородской области от 30 апреля 2013 года № 282 утверждена региональная адресная программа «Переселение граждан, проживающих на территории Новгородской области, из аварийного жилищного фонда в 2013 - 2017 годах с учетом необходимости развития малоэтажного жилищного строительства». По условиям данной программы дом <адрес>, включен в Перечень аварийных многоквартирных домов и подлежит расселению.
ДД.ММ.ГГГГ Комитет по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству Администрации Старорусского муниципального района Новгородской области направил Сергееву А.В. уведомление о необходимости обратиться в Комитет для заключения договора мены и предоставления документов, в том числе подтверждающих право собственности, в связи с включением многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес>, в Региональную адресную программу «Переселение граждан, проживающих на территории Новгородской области, из аварийного жилищного фонда в 2013 - 2017 годах с учетом необходимости развития малоэтажного жилищного строительства».
Как следует из объяснений представителя ответчика Администрации Старорусского муниципального района Новгородской области, а также подтверждается материалами дела Сергеев А.В. обращался в Администрацию по вопросу заключения договора мены, предоставил документы, удостоверяющие личность, правоустанавливающие документы на жилое помещение, выписку из Единого государственного реестра недвижимости. Договор мены либо иной договор о намерениях заключен не был.
Как следует из материалов дела, объяснений лиц, участвующих в деле, региональная адресная программа ««Переселение граждан, проживающих на территории Новгородской области, из аварийного жилищного фонда с учетом необходимости развития малоэтажного жилищного строительства» была завершена в сентябре 2017 года. На основании решения Старорусского районного суда Новгородской области многоквартирный дом, расположенный по адресу: <адрес>, был снесен в 2018 году.
В ответ на устное обращение Сергеева А.В. от ДД.ММ.ГГГГ по вопросу предоставления жилого помещения взамен признанного аварийным Администрация Старорусского муниципального района Новгородской области указала, что поскольку на момент расселения из многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес>, кроме Сергеева А.В. имелся еще один собственник, который надлежащим образом не оформил права на жилое помещение, в рамках реализации региональной адресной программы ««Переселение граждан, проживающих на территории Новгородской области, из аварийного жилищного фонда с учетом необходимости развития малоэтажного жилищного строительства» жилое помещение предоставлено не было. Вопрос о реализации права Сергеева А.В. на жилое помещение будет рассмотрен после вступления Кузьмина М.А. в наследство и обращения в Администрацию с соответствующим заявлением.
Таким образом,Сергеев А.В. как собственник жилого помещения, расположенного в многоквартирном жилом доме, признанном аварийным и подлежащим сносу, включенным в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, имеет право по своему выбору требовать либо выкупа жилого помещения, либо предоставления другого жилого помещения в собственность. При обращении в органы прокуратуры в ходе проверки по его обращению, так и в суде Сергеев А.В. указывал на выбор им способа реализации жилищных прав в связи с признанием дома аварийным и подлежащим сносу путем предоставления другого жилого помещения в собственность. При этом материалы дела не содержат данных о том, что Сергеев А.В. отказался от данного права.
Таким образом, поскольку многоквартирный жилой дом признан непригодным для проживания и подлежащим сносу, включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, Сергеев А.В. выбрал способ реализации жилищных прав в связи с признанием дома аварийным и подлежащим сносу путем предоставления другого жилого помещения в его собственность, срок реализации региональной адресной программы Новгородской области в отношении многоквартирного дома, в котором истец имеет жилое помещение, истек, данный многоквартирный дом снесен, другое жилое помещение ему не предоставлено, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194- 198 ГПК РФ, суд
решил:
Удовлетворить исковые требования Старорусского межрайонного прокурора Новгородской области в защиту прав и законных интересов Сергеева А.В. к Администрации Старорусского муниципального района Новгородской области об обязании предоставить жилое помещение.
Обязать Администрации Старорусского муниципального района Новгородской области предоставить Сергееву А.В. в собственность пригодное для проживания жилое помещение взамен и соразмерное доле, принадлежащей Сергееву А.В. в праве общей долевой собственности на жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес> в расселенном многоквартирном доме, признанном в установленном законом порядке аварийным и подлежащим расселению.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Новгородский областной суд через Старорусский районный суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме, то есть с 30 ноября 2021 года.
Судья Н.С. Комлева