Решение по делу № 2а-147/2020 от 14.05.2020

УИД: 18RS0015-01-2020-000213-25

Дело № 2а-147/2020

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Камбарка                  11 июня 2020 года

Камбарский районный суд Удмуртской Республики в составе:

Председательствующего судьи Мавлиева С.Ф.,

при ведении протокола помощником судьи Корпачевым В.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административным исковым заявлениям прокурора Камбарского района, действующего в интересах неопределённого круга лиц, к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Удмуртской Республике о признании информации, размещённой в сети «Интернет», запрещённой к распространению на территории Российской Федерации,

с участием в судебном заседании старшего помощника прокурора Камбарского района Шестаковой Т.В.,

УСТАНОВИЛ:

Изначально прокурор Камбарского района, действующий в интересах неопределённого круга лиц, обратился в Камбарский районный суд с самостоятельными административными исками к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Удмуртской Республике (далее – Управление Роскомнадзора по УР) о признании информации, размещённой в сети «Интернет» по URL-адресам:

- http://logist.ru/adverts/obnalichka-komfortnyy-tranzit-zakrytie-nds;

- http://www.ssa.ru/board/notice/276082,

запрещённой к распространению на территории Российской Федерации.

Определением суда от 17 мая 2020 г. административные дела по административным искам прокурора Камбарского района, действующего в интересах неопределённого круга лиц, объединены в одно производство (т. 2, л.д. 2).

Требования прокурор мотивировал в целом тем, что прокуратурой Камбарского района в рамках надзорных мероприятий по соблюдению требований законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путём и финансированию экстремисткой деятельности и терроризма, путём мониторинга информации, размещённой на сайтах сети «Интернет» по адресам:

- http://logist.ru/adverts/obnalichka-komfortnyy-tranzit-zakrytie-nds;

- http://www.ssa.ru/board/notice/276082,

выявлены Интернет-страницы, содержащие информацию о способах совершения незаконных финансовых операций, в том числе легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путём, реализации устройств, посредством которых могут быть совершены незаконные финансовые операции и обналичивание денежных средств с банковских терминалов и иных устройств.

Вход на сайт свободный, в том числе и для несовершеннолетних граждан, не требует предварительной регистрации и пароля, ознакомиться с содержанием указанной страницы и скопировать информацию в электронном варианте может любой Интернет-пользователь. Ограничения на передачу, копирование, и распространение данной информации - отсутствует.

Нахождение в открытом доступе в сети «Интернет» информации, побуждающей общество совершать незаконные финансовые операции, легализовывать (отмывать) доходы, полученные преступным путём, фактически способствует совершению преступлений, тем самым нарушает публичные интересы Российской Федерации и права неопределённого круга лиц, в том числе право граждан на гарантированную Конституцией Российской Федерации жизнь в правовом государстве.

Информация, размещённая на данных Интернет-сайтах о способах совершения незаконных финансовых операций, в том числе легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путём, реализации устройств, посредством которых могут быть совершены незаконные финансовые операции и обналичивание денежных средств с банковских терминалов и иных устройств, носит криминогенный характер, может способствовать финансированию террористических организаций, создаёт угрозу жизни и здоровью людей.

Проверка показала, что информация, содержащаяся на Интернет-сайтах:

- http://logist.ru/adverts/obnalichka-komfortnyy-tranzit-zakrytie-nds;

- http://www.ssa.ru/board/notice/276082,

находится в свободном доступе для неограниченного круга лиц, содержит сведения о способах совершения незаконных финансовых операций, в том числе легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путём, что влечёт нарушение действующего законодательства Российской Федерации о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путём, и финансированию терроризма.

На названных Интернет-сайтах информация побуждает неопределённый круг лиц к совершению действий, за которые предусмотрена как административная, так и уголовная ответственность.

Таким образом, предоставление возможности доступа к информации в Интернет-ресурсе по адресам: - http://logist.ru/adverts/obnalichka-komfortnyy-tranzit-zakrytie-nds; - http://www.ssa.ru/board/notice/276082, нарушает публичные интересы Российской Федерации и способствует совершению преступлений в указанной сфере.

Поскольку распространение данной информации противоречит целям и задачам действующего законодательства, то она должна быть запрещена к распространению на территории Российской Федерации, а доступ к сайтам, где размещена указанная информация, в соответствии с законодательством Российской Федерации должен быть закрыт.

В судебном заседании старший помощник прокурора Камбарского района Шастакова Т.В. требования поддержала в полном объёме по основаниям и доводам, указанным в административных исках.

Ответчик Управление Роскомнадзора по Удмуртской Республике в судебное заседание своего представителя не направило, о времени и месте рассмотрения дела уведомлено надлежащим образом.

Дело рассмотрено при указанной явке в порядке ст. 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ).

Изучив и проанализировав материалы дела в полном объёме, суд приходит к следующему.

Отношения, возникающие при осуществлении права на поиск, получение, передачу, производство и распространение информации, применении информационных технологий, обеспечении защиты информации, регулируются Федеральным законом от 27.07.2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (далее - Закон № 149-ФЗ).

В соответствии с ч. 1 ст. 10 Закона № 149-ФЗ в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных законодательством Российской Федерации.

Ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (ч. 1 ст. 9 Закона № 149-ФЗ).    

Федеральный закон от 07.08.2001 г. № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путём, и финансированию терроризма» (далее – Закон № 115-ФЗ) регулирует отношения граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, иностранных структур без образования юридического лица, государственных органов, осуществляющих контроль на территории Российской Федерации за проведением операций с денежными средствами или иным имуществом, в целях предупреждения, выявления и пресечения деяний, связанных с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путём, финансированием терроризма и финансированием распространения оружия массового уничтожения, а также отношения юридических лиц и федеральных органов исполнительной власти, связанные с установлением бенефициарных владельцев юридических лиц (ст. 2).

В статье 3 Закона № 115-ФЗ даны определения основным понятиям, в частности:

- доходы, полученные преступным путём, - денежные средства или иное имущество, полученные в результате совершения преступления;

- легализация (отмывание) доходов, полученных преступным путём, - придание правомерного вида владению, пользованию или распоряжению денежными средствами или иным имуществом, полученными в результате совершения преступления;

- финансирование терроризма - предоставление или сбор средств либо оказание финансовых услуг с осознанием того, что они предназначены для финансирования организации, подготовки и совершения хотя бы одного из преступлений, предусмотренных статьями 205, 205.1, 205.2, 205.3, 205.4, 205.5, 206, 208, 211, 220, 221, 277, 278, 279, 360 и 361 Уголовного кодекса Российской Федерации, либо для финансирования или иного материального обеспечения лица в целях совершения им хотя бы одного из указанных преступлений, либо для обеспечения организованной группы, незаконного вооруженного формирования или преступного сообщества (преступной организации), созданных или создаваемых для совершения хотя бы одного из указанных преступлений.

Статьёй 7 Закона № 115-ФЗ закреплены права и обязанности организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, в том числе, по идентификации клиентов, организации внутреннего контроля, фиксированию и хранению информации, порядку предоставления информации в уполномоченный орган. Организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, обязаны в целях предотвращения легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путём, финансирования терроризма и финансирования распространения оружия массового уничтожения разрабатывать правила внутреннего контроля, назначать специальных должностных лиц, ответственных за реализацию правил внутреннего контроля, а также принимать иные внутренние организационные меры в указанных целях. Основные принципы противодействия терроризму, правовые и организационные основы профилактики терроризма и борьбы с ним, минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма, а также правовые и организационные основы применения Вооруженных Сил Российской Федерации в борьбе с терроризмом установлены Федеральным законом от 06.03.2006 г. № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» (далее - Закон № 35-ФЗ).

Согласно ст. 2 Закона № 35-ФЗ, противодействие терроризму в Российской Федерации основывается на основных принципах, в частности: обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина; законность; приоритет защиты прав и законных интересов лиц, подвергающихся террористической опасности; системность и комплексное использование политических, информационно-пропагандистских, социально-экономических, правовых, специальных и иных мер противодействия терроризму; приоритет мер предупреждения терроризма; сочетание гласных и негласных методов противодействия терроризму; соразмерность мер противодействия терроризму степени террористической опасности.

Террористическая деятельность – это деятельность, включающая в себя, в том числе, организацию, планирование, подготовку, финансирование и реализацию террористического акта (п. «а» ч. 2 ст. 3 Закона № 35-ФЗ).

В соответствии с ч. 5 ст. 15 Закона № 149-ФЗ, передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдений установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности. Передача информации может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами.

Частью 6 статьи 10 Закона № 149-ФЗ установлен запрет на распространение информации, направленной на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.

Так, согласно Уголовному кодексу Российской Федерации, установлена уголовная ответственность за: легализацию (отмывание) денежных средств или иного имущества, приобретённых другими лицами преступным путём (статья 174); легализацию (отмывание) денежных средств или иного имущества, приобретённых лицом в результате совершения им преступления (статья 174.1); содействие террористической деятельности (статья 205.1).

Статьёй 15.27. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность за неисполнение требований законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путём, и финансированию терроризма.

Тем самым, предоставление возможности доступа к информации, побуждающей к совершению указанных действий, за осуществление которых законодателем предусмотрена уголовная или административная ответственность, с помощью информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети «Интернет», является информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

Из положений п. 1 ст. 15.1 Закона № 149-ФЗ следует, что в целях ограничения доступа к сайтам в сети «Интернет», содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создаётся единая автоматизированная информационная система «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено» (далее – реестр).

Согласно п. 2 ст. 15.1 Закона № 149-ФЗ, в реестр включаются:

1) доменные имена и (или) указатели страниц сайтов в сети «Интернет», содержащих информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено;

2) сетевые адреса, позволяющие идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

В соответствии с п. 2 ч. 5 ст. 15.1 Закона № 149-ФЗ основанием для включения в реестр сведений, указанных в части 2 настоящей статьи, является, в том числе, решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

Таким образом, законодателем предусмотрена возможность ограничения распространения информации через сеть «Интернет», в целях защиты прав и законных интересов других лиц, предотвращения распространения информации, за которую установлена уголовная или административная ответственность, в том числе, путём признания её судом запрещённой к распространению на территории Российской Федерации и включения на основании судебного постановления интернет-сайта в Единый реестр доменных имён, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов.

Из материалов дела следует, что в Едином реестре доменных имён, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, интернет-страницы, выявленные в ходе проведения прокуратурой проверки, а именно:

- http://logist.ru/adverts/obnalichka-komfortnyy-tranzit-zakrytie-nds;

- http://www.ssa.ru/board/notice/276082,

отсутствуют.

Нахождение в открытом доступе в сети «Интернет» данной информации, способствует совершению преступлений, что противоречит публичным интересам Российской Федерации и неопределённого круга лиц.

При рассмотрении дела установлено, что выявленные в ходе прокурорской проверки сайты продолжают функционировать и на дату вынесения решения, что подтверждается осмотром сайтов.

Создание, формирование и ведение реестра осуществляются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Незамедлительно с момента получения от оператора реестра уведомления о включении доменного имени и (или) указателя страницы сайта в сети «Интернет» в реестр провайдер хостинга обязан проинформировать об этом обслуживаемого им владельца сайта в сети «Интернет» и уведомить его о необходимости удаления интернет-страницы, содержащей информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено (ч. 7 ст. 15.1 Закона № 149-ФЗ).

В соответствии с ч. 8 ст. 15.1 Закона № 149-ФЗ, незамедлительно с момента получения от провайдера хостинга уведомления о включении доменного имени и (или) указателя страницы сайта в сети «Интернет» в реестр владелец сайта в сети «Интернет» обязан удалить интернет-страницу, содержащую информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено. В случае отказа или бездействия владельца сайта в сети «Интернет» провайдер хостинга обязан ограничить доступ к такому сайту в сети «Интернет» незамедлительно.

Обращаясь с заявлением о признании информации, распространяемой в сети «Интернет», запрещённой к распространению на территории Российской Федерации, прокурор выступает в интересах как неопределённого круга лиц, так и Российской Федерации, направленных на защиту основ конституционного строя и нравственности, формирования правового сознания граждан, в целях пресечения совершения гражданами преступлений и правонарушений.

Поскольку в судебном заседании установлен факт размещения на интернет-сайтах с URL-адресами: - http://logist.ru/adverts/obnalichka-komfortnyy-tranzit-zakrytie-nds; - http://www.ssa.ru/board/notice/276082, информации, противоречащей целям и задачам действующего законодательства, данная информация должна быть запрещена к распространению на территории Российской Федерации, а доступ к сайтам, где размещена указанная информация, закрыт.

При таких обстоятельствах, суд находит требования прокурора законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административный иск прокурора Камбарского района Удмуртской Республики - удовлетворить.

Признать информацию, размещённую в сети «Интернет» по URL-адресам:

- http://logist.ru/adverts/obnalichka-komfortnyy-tranzit-zakrytie-nds;

- http://www.ssa.ru/board/notice/276082,

запрещённой к распространению на территории Российской Федерации.

Решение суда подлежит немедленному исполнению.

Копию решения направить в Федеральную службу по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций Российской Федерации для включения названных сетевых адресов в Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Удмуртской Республики через Камбарский районный суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Полный текст решения изготовлен 16 июня 2020 года.

Судья С.Ф. Мавлиев

2а-147/2020

Категория:
Гражданские
Истцы
Прокурор Камбарского района УР
Ответчики
Управление Роскомнадзора по Удмуртской Республике
Суд
Камбарский районный суд Удмуртской Республики
Судья
Мавлиев Салават Фидусович
Дело на странице суда
kambarskiy.udm.sudrf.ru
15.05.2020Регистрация административного искового заявления
15.05.2020Передача материалов судье
17.05.2020Решение вопроса о принятии к производству
17.05.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
17.05.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
11.06.2020Судебное заседание
19.05.2020Решение вопроса о принятии к производству
19.05.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
19.05.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
19.05.2020Судебное заседание
06.07.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
10.07.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
10.07.2020Дело оформлено
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее