Дело № 2-2791/2018 <данные изъяты>
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
25 октября 2018 года город Пермь
Пермский районный суд Пермского края в составе
председательствующего судьи Гладких Н.В.,
при секретаре Юхимчук Ж.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Администрации Фроловского сельского поселения Пермского района Пермского края о признании права муниципальной собственности на бесхозяйное имущество,
УСТАНОВИЛ:
Администрация Фроловского сельского поселения Пермского района Пермского края обратилась с заявлением о признании права муниципальной собственности на бесхозяйное недвижимое имущество:
на сооружение дорожного транспорта (кадастровый №), расположенное по адресу: <адрес>;
на сооружение дорожного транспорта (кадастровый №), расположенное по адресу: <адрес>;
на распределительный газопровод низкого давления (кадастровый №), расположенный по адресу: <адрес>;
на газопровод высокого давления (кадастровый №), расположенный по адресу: <адрес>;
на ШРП (кадастровый №), расположенный по адресу: <адрес>.
В обоснование предъявленного требования заявитель Администрация Фроловского сельского поселения указала, что спорные объекты находится на территории Фроловского сельского поселения. Собственники (владельцы) данных объектов неизвестны. Указанное имущество поставлено на учёт в качестве бесхозяйного имущества в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю. На основании статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации право муниципальной собственности может быть признано на бесхозяйное недвижимое имущество.
Заявитель Администрация Фроловского сельского поселения Пермского района Пермского края не направила представителя в судебное заседание, извещена о времени и месте судебного разбирательства, представила заявление о рассмотрении дела в отсутствие её представителя и необходимости удовлетворения предъявленного требования.
Заинтересованное лицо Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю не направило представителя в судебное заседание, извещено о времени и месте судебного разбирательства, представило заявление о рассмотрении дела в отсутствии его представителя.
Суд, изучив гражданское дело, установил следующие обстоятельства.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относятся владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения.
Из положений пункта 1 части 1 статьи 50 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» следует, что в собственности муниципальных образований может находиться имущество, предназначенное для решения установленных настоящим Федеральным законом вопросов местного значения.
В силу части 1 статьи 51 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Администрация Фроловского сельского поселения является действующей организацией, органом местного самоуправления, уполномоченным управлять имуществом, находящимся в муниципальной собственности, что следует из Устава Муниципального образования «Фроловское сельское поселение», размещённого на сайте поселения в сети Интернет, сведений о юридическом лице, размещённых в Едином государственном реестре юридических лиц на сайте Федеральной налоговой службы Российской Федерации (л.д.35-39).
В соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 262 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в порядке особого производства суд рассматривает дела о признании права муниципальной собственности на бесхозяйную недвижимую вещь.
В силу части 2 статьи 290 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации заявление о признании права собственности на бесхозяйную недвижимую вещь подается в суд по месту ее нахождения органом, уполномоченным управлять муниципальным имуществом. Указанное заявление может быть подано в суд по истечении года со дня принятия недвижимой вещи на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество.
В соответствии с пунктами 1 и 3 статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался. Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.
На основании статьи 236 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданин или юридическое лицо может отказаться от права собственности на принадлежащее ему имущество, объявив об этом либо совершив другие действия, определенно свидетельствующие о его устранении от владения, пользования и распоряжения имуществом без намерения сохранить какие-либо права на это имущество. Отказ от права собственности не влечет прекращения прав и обязанностей собственника в отношении соответствующего имущества до приобретения права собственности на него другим лицом.
На территории Фроловского сельского поселения Пермского района Пермского края находятся следующие объекты недвижимого имущества:
сооружение дорожного транспорта протяжённостью 75 м (кадастровый №), расположенное по адресу: <адрес>;
сооружение дорожного транспорта – автомобильная дорога протяжённостью 294 м (кадастровый №), расположенная по адресу: <адрес>;
сооружение коммунального хозяйства – распределительный газопровод низкого давления протяжённостью 186,5 м (кадастровый №), расположенный по адресу: <адрес>;
сооружение коммунального хозяйства – газопровод высокого давления протяжённостью 5,8 м (кадастровый №), расположенный по адресу: <адрес>;
сооружение коммунального хозяйства – ШРП (шкафной распределительный пункт) площадью 1,2 кв.м. (кадастровый №), расположенный по адресу: <адрес>.
Права на указанные объекты не зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости, данное имущество не является муниципальной собственностью Фроловского сельского поселения, муниципальной собственностью Пермского муниципального района, государственной собственностью Пермского края и собственностью Российской Федерации.
Данные обстоятельства подтверждаются кадастровыми паспортами сооружений, выписками из Единого государственного реестра недвижимости, выписками из реестра муниципальной собственности, сообщениями Министерства по управлению имуществом и земельным отношениям Пермского края и Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Пермском крае (л.д.4-33).
Согласно части 1 и пункту 7 части 3 статьи 3 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» государственный кадастровый учет, государственная регистрация прав, ведение Единого государственного реестра недвижимости и предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, осуществляются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти и его территориальными органами (далее - орган регистрации прав). К компетенции органа регистрации прав при осуществлении им государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав относится принятие на учет в порядке, установленном органом нормативно-правового регулирования, бесхозяйных недвижимых вещей;
Аналогичные правила содержались в части 3 статьи 9 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», действовавшего до 01 января 2017 года: к компетенции федерального органа в области государственной регистрации при проведении им государственной регистрации прав относится принятие на учет в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, бесхозяйных недвижимых вещей.
Из пунктов 2 и 3 Порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей, утверждённого приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 10 декабря 2015 года № 931, действующего с 01 января 2017 года, следует, что принятие на учёт бесхозяйных недвижимых вещей осуществляют: федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав (далее - федеральный орган, орган регистрации прав); территориальные органы федерального органа в области государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав (далее - орган регистрации прав); на основании решений федерального органа принятие на учет бесхозяйных недвижимых вещей может осуществлять подведомственное ему государственное бюджетное учреждение (далее - орган регистрации прав) (пункт 2); на учёт принимаются здания, сооружения, помещения (далее - объекты недвижимого имущества), которые не имеют собственников, или собственники которых неизвестны, или от права собственности на которые собственники отказались (пункт 3).
Аналогичные правила содержались в пункте 2 Порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей, утверждённого приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 22 ноября 2013 года № 701, на учет принимаются объекты недвижимого имущества, которые не имеют собственников или собственники которых неизвестны, или от права собственности на которые собственники отказались.
В силу пункта 4 указанного Порядка принятие на учёт объекта недвижимого имущества осуществляется на основании заявления о постановке на учёт органа местного самоуправления городских, сельских поселений, городских округов, а на межселенных территориях – органа местного самоуправления муниципальных районов, в отношении недвижимых вещей, находящихся на территориях этих муниципальных образований.
Указанные сооружения дорожного транспорта и коммунального хозяйства приняты на учёт в качестве бесхозяйного недвижимого имущества, что следует из выписок из Единого государственного реестра недвижимости (л.д.4-18, 23-28).
Заинтересованное лицо Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю не представило возражений на заявление, не сообщило о правах каких – либо лиц на указанные объект недвижимости.
На основании части 2 статьи 293 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд, признав, что недвижимая вещь не имеет собственника или собственник недвижимой вещи неизвестен, и она принята на учёт в установленном порядке, принимает решение о признании права муниципальной собственности на эту вещь.
Оценивая полученные доказательства, суд находит, что право собственности на данные сооружения дорожного транспорта и коммунального хозяйства не зарегистрировано в установленном порядке; владельцы этого имущества неизвестны; с даты постановки на учёт каждого объекта недвижимого имущества в качестве бесхозяйного до момента подачи в суд заявления о признании права муниципальной собственности на такой объект прошло более одного года, заявитель имеет полномочия по управлению муниципальным имуществом,
Учитывая изложенное, суд признает, что указанные сооружения дорожного транспорта и коммунального хозяйства являются бесхозяйным недвижимым имуществом, поскольку их владельцы неизвестны, поэтому признаёт право муниципальной собственности на такое бесхозяйное недвижимое имущество.
В соответствии со статьёй 14 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» вступивший в силу судебный акт является основанием для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Руководствуясь статьями 194 – 198, 293 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Заявление Администрации Фроловского сельского поселения Пермского района Пермского края удовлетворить.
Признать за Муниципальным образованием «Фроловское сельское поселение» Пермского района Пермского края право собственности на следующее недвижимое имущество:
на сооружение дорожного транспорта протяжённостью 75 м (кадастровый №), расположенное по адресу: <адрес>;
на сооружение дорожного транспорта – автомобильную дорогу протяжённостью 294 м (кадастровый №), расположенную по адресу: <адрес>;
на сооружение коммунального хозяйства – распределительный газопровод низкого давления протяжённостью 186,5 м (кадастровый №), расположенный по адресу: <адрес>;
на сооружение коммунального хозяйства – газопровод высокого давления протяжённостью 5,8 м (кадастровый №), расположенный по адресу: <адрес>;
на сооружение коммунального хозяйства – ШРП площадью 1,2 кв.м. (кадастровый №), расположенный по адресу: <адрес>.
Решение является основанием для государственной регистрации права.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме, в Пермский краевой суд через Пермский районный суд Пермского края.
Судья Пермского районного суда (подпись)
<данные изъяты>
Судья Н.В. Гладких
<данные изъяты>
<данные изъяты>