Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-739/2018 ~ М-636/2018 от 15.08.2018

Дело № 2-739/2018

Решение

Именем Российской Федерации

15 ноября 2018 года г. Канск

Канский районный суд Красноярского края в составе: председательствующего судьи Конищевой И.И.,     

при секретаре Катунине В.А.,

с участием:

помощника Канского межрайонного прокурора Кожакина Д.А.,

истца – Фомина К.В.,

представителя третьего лица – Кузнецовой И.Н.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Канского межрайонного прокурора в интересах Фомина Константина Валерьевича к администрации Канского района Красноярского края о предоставлении жилого помещения,

установил:

Канский межрайонный прокурор в интересах Фомина К.В. обратился в суд с иском к администрации Канского района, в котором просит обязать ответчика предоставить Фомину К.В. благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения в черте муниципального района «Канский район», не ниже установленной нормы предоставления – 33 квадратных метра с учетом положений ч. 14 ст. 17 Закона Красноярского края от 02.11.2000 № 12-961 «О защите прав ребенка».

Свои требования прокурор мотивировал тем, что родители Фомина К.В. – мать Фомина Оксана Викторовна и отец Фомин Валерий Сергеевич лишены родительских прав. Постановлением главы Канского района № 257-п от 21.05.2004 Фомин К.В. определен в детское государственное учреждение на полное государственное обеспечение. В последующем, с 01.09.2005 по 30.06.2007 Фомин К.В. обучался и находился на полном государственном обеспечении в КГОУ НПО «Профессиональное училище №71 с. Георгиевка». 30.06.2007 года, в возрасте 17 неполных лет Фомин К.Ф. окончил КГОУ НПО «Профессиональное училище №71 с. Георгиевка», где находился на полном государственном обеспечении. По окончанию образовательного учреждения Фомин К.В. администрацией Канского района жильем не обеспечен, документы для постановки на учет в министерство образования Красноярского края должностными лицами МКУ «Управление образования администрации Канского района» не направлены. 27.04.2010 года Фомин К.В. осужден Канским городским судом по ч. 2 ст.228 УК РФ к 3 годам 1 месяцу лишения свободы. Освобожден из мест лишения свободы условно-досрочно 11.12.2011 года. Логунов Д.И. как лицо, оставшееся без попечения родителей, достигшее 18 лет и нуждающееся в обеспечении жилым помещением, должен был быть обеспечен администрацией Канского района жилым помещением. Вместе с тем, согласно соглашению № 31 от 15.02.2018 и дополнительному соглашению № 31-2 от 15.06.2018 «О взаимодействии Министерства образования и науки Красноярского края и администрации Канского района по реализации в 2018 году Закона Красноярского края от 24.12.2009 № 9-4225 «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов края государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» Фомин К.В. не включен в список лиц, которые в 2018 году подлежат обеспечению жилыми помещениями на территории Канского района.

В судебном заседании помощник Канского межрайонного прокурора Кожакин Д.А. поддержал заявленные исковые требования в полном объеме, подтвердил обстоятельства, изложенные в иске.

Материальный истец Фомин К.В. в судебном заседании поддержал заявленные исковые требования в полном объеме, подтвердил обстоятельства, изложенные в иске, пояснил, что своего жилья не имеет.

Представитель ответчика администрации Канского района в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен в установленном порядке, возражений по существу заявленных исковых требований суду не представил.

Представитель третьего лица МКУ «Управление образования администрации Канского района» Кузнецова И.Н. в судебном заседании против удовлетворения исковых требований не возражала, суду пояснила, что Фомин К.В. в список лиц, которые в 2018 году подлежат обеспечению жилыми помещениями на территории Канского района, не включен, поскольку не обращался.

Представитель третьего лица Министерства образования Красноярского края в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен в установленном порядке, возражений по существу заявленных исковых требований суду не представил.

Заслушав участников, исследовав материалы дела, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению исходя из следующего.

В силу ч. 1 ст. 45 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется государственная защита прав и свобод человека и гражданина.

Согласно ст. 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Органы государственной власти и органы местного самоуправления создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

В соответствии со ст. 92 Жилищного кодекса Российской Федерации к жилым помещениям специализированного жилищного фонда относятся, в том числе, жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Согласно части 1 статьи 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

В соответствии со статьей 8 (пункт 1) Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в ред. 01.05.2017) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.

По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, организациях социального обслуживания, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.

Согласно п. 1 ст. 17 Закона Красноярского края от 02.11.2000 N 12-961 (ред. от 21.04.2016) «О защите прав ребенка» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не являющимся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, являющимся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным в связи с наличием обстоятельств, установленных в соответствии с пунктом 2 настоящей статьи, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения по договорам найма специализированных жилых помещений. Жилые помещения предоставляются в виде жилых домов и квартир.

Согласно п. 4 ст. 17 Закона Красноярского края «О защите прав ребенка» жилые помещения предоставляются лицам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. По заявлению, поданному в письменной форме в уполномоченный орган местного самоуправления лицами, указанными в пункте 1 настоящей статьи, достигшими возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении обучения в образовательных организациях профессионального образования, прохождения военной службы по призыву, отбывания наказания в исправительных учреждениях.

Согласно п. 14 ст. 17 Закона Красноярского края «О защите прав ребенка» жилые помещения, предоставляемые по договорам найма специализированных жилых помещений детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, должны быть пригодными для постоянного проживания, отвечать установленным санитарным и техническим требованиям, благоустроенными применительно к условиям населенного пункта, в котором они предоставляются, не обременены правами третьих лиц и не находиться под арестом. Общая площадь жилых помещений, предоставляемых по договорам найма специализированных жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, определяется исходя из нормы предоставления площади жилого помещения - 33 квадратных метра общей площади жилого помещения на одного человека.

Статья 1 Закона Красноярского края от 24.12.2009 N 9-4225 (ред. от 24.12.2015) «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов края государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» предусматривает наделение на неограниченный срок исполнительно-распорядительные органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов края государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями, благоустроенными применительно к условиям населенного пункта, в котором предоставляется жилое помещение, в соответствии со статьей 17 Закона края от 02.11.2000 N 12-961 «О защите прав ребенка» детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не являющихся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, являющихся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае установления факта невозможности их проживания в ранее занимаемых жилых помещениях (далее - дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей).

Передаваемые государственные полномочия включают в себя, в том числе, приобретение в муниципальную собственность, строительство жилых помещений и предоставление их по договорам найма специализированных жилых помещений рассматриваемой категории лиц, а также лицам, которые относились ранее к данной категории и достигли возраста 23 лет, на основании решений судебных органов; заключение договоров найма специализированных жилых помещений и однократное предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на основании решений о предоставлении жилых помещений уполномоченного органа исполнительной власти края в области образования.

Согласно ст. 2 данного закона уполномоченные органы исполнительной власти края при осуществлении органами местного самоуправления переданных государственных полномочий в пределах своей компетенции: своевременно предоставляют бюджетам муниципальных районов и городских округов края финансовые средства, необходимые для осуществления переданных государственных полномочий; уполномоченный орган исполнительной власти края в области образования осуществляет формирование и ведение списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями; заключает соглашения с органами местного самоуправления по реализации переданных государственных полномочий; контролируют осуществление органами местного самоуправления переданных государственных полномочий, а также целевое использование предоставленных на эти цели финансовых средств.

Согласно ст. 3 данного закона органы местного самоуправления при осуществлении передаваемых настоящим Законом государственных полномочий: осуществляют государственные полномочия надлежащим образом в соответствии с законодательством Российской Федерации и Красноярского края; заключают соглашения с уполномоченным органом исполнительной власти края в области образования, по реализации переданных государственных полномочий; представляют документы, отчеты, связанные с осуществлением ими государственных полномочий, а также отчеты об использовании финансовых средств, предоставленных из краевого бюджета на осуществление государственных полномочий, в порядке и сроки, установленные уполномоченными органами исполнительной власти края; вправе дополнительно использовать собственные материальные ресурсы и финансовые средства для осуществления государственных полномочий в случаях и порядке, предусмотренных уставом муниципального образования.

В соответствии с ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» действие положений статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в редакции настоящего Федерального закона) и Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.

Как установлено в судебном заседании, родители Фомина К.В. – мать Фомина Оксана Викторовна и отец Фомин Валерий Сергеевича лишены родительских прав,. Распоряжением главы Канского района № 257-п от 21.05.2004 Фомин К.В. определен в детское государственное учреждение на полное государственное обеспечение. С 01.09.2005 по 30.06.2007 года Фомин К.В. обучался и находился на полном государственном обеспечении в КГОУ НПО «Профессиональное училище №71 с. Георгиевка». 30.06.2007 года, в возрасте 17 неполных лет Фомин К.Ф. окончил КГОУ НПО «Профессиональное училище №71 с. Георгиевка», где находился на полном государственном обеспечении. По окончанию образовательного учреждения Фомин К.В. администрацией Канского района жильем не обеспечен, документы для постановки на учет в министерство образования Красноярского края должностными лицами МКУ «Управление образования администрации Канского района» не направлены. 27.04.2010 года Фомин К.В. осужден Канским городским судом по ч. 2 ст.228 УК РФ к 3 годам 1 месяцу лишения свободы. Освобожден из мест лишения свободы условно-досрочно 11.12.2011 года. С 11.12.2011 года и до настоящего времени Фомин К.В. гарантированным администрацией Канского района жилым помещением не обеспечен, на учете нуждающихся в обеспечении жилым помещением министерства Красноярского края не состоит.

Согласно соглашения № 31 от 15.02.2018 и дополнительному соглашению №31-2 от 15.06.2018 «О взаимодействии Министерства образования и науки Красноярского края и администрации Канского района по реализации в 2018 году Закона Красноярского края от 24.12.2009 № 9-4225 «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов края государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» Фомин К.В. не включен в список лиц, которые в 2018 году подлежат обеспечению жилыми помещениями на территории Канского района.

Таким образом, Фомин К.В. обладает статусом, обеспечивающим особую заботу и защиту государства, то есть имеет право на получение жилья как лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющее жилья.

Между тем, до настоящего времени право истца на предоставление ему жилого помещения не реализовано, чем нарушаются права и законные интересы Фомина К.В., хотя согласно требованию выше указанного законодательства, обязанность предоставить жилое помещение истцу возникла по достижении им 18-летнего возраста.

Поскольку Фомин К.В. является лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющим закрепленного за ним жилого помещения, обеспечению жилым помещением он подлежит в порядке ст. 8 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», которой предусмотрено, что дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее - Список) в соответствии с пунктом 1 статьи 8 Федерального закона о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

В список включаются лица, указанные в абзаце первом пункта 1 этой статьи и достигшие возраста 14 лет. Предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений в соответствии с пунктом 1 статьи 8 данного Закона является основанием для исключения указанных лиц из Списка (пункты 1, 3).

По договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются указанным лицам в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма (пункт 7).

Таким образом, как следует из содержания приведенных правовых норм, федеральный законодатель определил основания и условия предоставления жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений лицам, указанным в абзаце первом пункта 1 статьи 8 Федерального закона о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

К их числу относятся, в частности, невозможность проживания в ранее занимаемом жилом помещении ребенка, который достиг возраста 18 лет и который включен в Список, а также окончание срока пребывания ребенка в образовательной организации.

Таким, образом, поскольку Фомин К.В. является лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения не является, ему в порядке ст. 8 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», должно быть однократно предоставлено благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения. В связи с чем, требования прокурора об обязании предоставления Фомину К.Ф. жилого помещения по договору найма специализированных жилых помещений обоснованы и подлежат удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ,

решил:

Исковые требования Канского межрайонного прокурора в интересах Фомина Константина Валерьевича к администрации Канского района Красноярского края о предоставлении жилого помещения удовлетворить.

Обязать администрацию Канского района Красноярского края предоставить Фомину Константину Валерьевичу, ДД.ММ.ГГГГ г.р., благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения в черте муниципального района «Канский район», не ниже установленной нормы предоставления – 33 квадратных метра с учетом положений ч. 14 ст. 17 Закона Красноярского края от 02.11.2000 № 12-961 «О защите прав ребенка», в срок до 01.08.2019 года.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Красноярский краевой через Канский районный суд в течение месяца со дня его принятия.

Председательствующий И.И. Конищева

2-739/2018 ~ М-636/2018

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Фомин Константин Валерьевич
Канский межрайонный прокурор
Ответчики
Администрация Канского района
Другие
Министерство образования
МКУ "Управление образования администрации Канского района"
Суд
Канский районный суд Красноярского края
Судья
Конищева Илона Ингельевна
Дело на странице суда
kanskray--krk.sudrf.ru
15.08.2018Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
16.08.2018Передача материалов судье
20.08.2018Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
20.08.2018Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
20.08.2018Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
22.10.2018Предварительное судебное заседание
15.11.2018Судебное заседание
15.11.2018Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
20.11.2018Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
18.12.2018Дело оформлено
18.12.2018Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее