Судебный акт #1 (Определение) по делу № 33а-17800/2020 от 19.05.2020

Судья – Устинов О.О. Дело № 33а-17800/2020

№ 2а – 11735/2019

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

23 июля 2020 года г. Краснодар

Судебная коллегия по административным делам Краснодарского краевого суда в составе:

председательствующего Аняновой О.П.

судей Ефименко Е.В., Суслова К.К.,

по докладу судьи Суслова К.К.,

при ведении протокола

помощником Маркиной Е.В.,

слушала в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Белгородской таможни к Ференц С.И. с апелляционной жалобой Ференц С.И. на решение Ленинского районного суда г. Краснодара от 24.12.2019г.

Заслушав доклад судьи, судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

Белгородская таможня обратилась в суд с административным исковым заявлением к Ференц С.И. о взыскании задолженности по обязательным платежам.

В обоснование предъявленных требований указано, что 27.06.2016 года по пассажирской таможенной декларации Ференц С.И. на таможенную террито­рию Евразийского экономического союза через Шебекинский таможенный пост им. Данкова В.А. ввезено транспортное средство марки «ВАЗ 2102», государ­ственный регистрационный номер <...> года выпуска, VIN <№..>. Согласно указанной декларации, Ференц С.И. обязан был вывести указанный автомобиль за пределы таможенной территории Евразий­ского экономического союза 27.06.2017года. В графе 3.3. «Сведения о транс­портном средстве» пассажирской таможенной декларации указана цель ввоза транспортного средства «временный ввоз». В установленный срок, по резуль­татам проведенной проверки установлено, что автомобиль не вывезен с тамо­женной территории Евразийского экономического союза, что зафиксировано в решении по результатам таможенного контроля в отношении ввезенного транс­портного средства для личного пользования. У административного ответчика в соответствии с требованиями действующего законодательства возникла обязан­ность по уплате таможенных платежей. В связи с чем, Ференц С.И. было направлено требование, однако, в установленный законом срок требование об уплате таможенных платежей административным ответчиком исполнено не бы­ло. В связи с чем, административный истец просит взыскать с ответчика задолженность по таможенным платежам в размере 403 356 рублей 49 копеек.

Решением Ленинского районного суда г. Краснодара от 24.12.2019г. административное исковое заявление Белгородской таможни удовлетворено. Постановлено взыскать с Ференц С.И. задолженность по таможенным платежам в размере <...> рублей <...> коп, из которых задолженность по таможенным платежам в размере <...> рублей, пени размере <...> рублей. Взыскать с Ференц С.И. в доход государства государственную пошлину в размере <...> рублей.

Не согласившись с решением суда от 24.12.2019г., административный ответчик Ферен С.И. подал апелляционную жалобу, в которой просил отменить обжалуемое решение суда, вынести иное решение по делу об отказе в удовлетворении административного искового заявления. Полагает, то судом первой инстанции нарушены нормы материального и процессуального права. Суд не дал надлежащей оценки доводам административного ответчика. Административный истец пропустил шестимесячный срок обращения в суд с требованием о взыскании таможенных платежей. Указывает, что срок исковой давности по требованию о взыскании таможенных платежей прервался с 23.05.2019г. по 04.06.2019г. Таким образом, сроки давности для привлечения начали течь с 24.01.2019г., окончились 06.08.2019г.

В суде апелляционной инстанции административный ответчик Ференц С.И. поддержал доводы апелляционной жалобы, просил ее удовлетворить.

Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте его рассмотрения, явка которых не является обязательной и не признана судом обязательной, в судебное заседание не явились.

Исследовав материалы дела, выслушав мнение административного ответчика, проверив доводы апелляционной жалобы, обсудив их, изучив содержание обжалуемого решения суда, судебная коллегия приходит к следующему выводу.

Из материалов дела следует, что 27.06.2016 года по пассажирской таможенной декларации <№..> Ференц С.И. на таможенную территорию Евразийского экономического союза через Шебекинский таможенный пост им. Данкова В.А. ввезено транспортное средство марки «ВАЗ 2102», государственный регистрационный номер <...> года выпуска, VIN <№..>.

Согласно указанной декларации, Ференц С.И. обязан был вывести указан­ный автомобиль за пределы таможенной территории Евразийского экономиче­ского союза 27.06.2017 года.

Со сроком ввоза транспортного средства, запретом на отчуждение и использование в коммерческих целях, Ференц С.И. был ознакомлен. В графе 3.3. «Сведения о транспортном средстве» пассажирской таможенной декларации указана цель ввоза транспортного средства «временный ввоз».

В установленный срок автомобиль «ВА3-2102» с таможенной территории Евразийского экономического союза Ференц С.И. вывезен не был.

06.07.2018 года Белгородской таможней вынесено уведомление о неуплаченных в установленный срок суммах таможенных пошлин, налогов, специаль­ных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пени в размере <...> рублей и пени в размере <...> рублей, всего на общую сумму <...> рубля.

Указанное уведомление направлено в адрес Ференц С.И. 06.07.2018года.

Однако, задолженность Ференц С.И. не оплачена, в связи с чем Белгород­ской таможней выставлено требование.

Согласно п.1 ст.152 ФЗ от 27.11.2012г. № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» требование об уплате таможенных платежей представляет собой извещение Таможенного органа в письменно форме о не уплаченной в установленный срок сумме таможенных платежей, а также об обязанности уплатить в установленный этим требованием срок неуплаченную сумму таможенных платежей, пени и (или) процентов.

Требование об уплате таможенных платежей должно содержать сведения: о сумме подлежащих уплате таможенных платежей, размере пеней и (или) про­центов, начисленных на день выставления требования, - сроке уплаты таможен­ных пошлин, налогов, сроке исполнения требования, а также о мерах по прину­дительному взысканию таможенных пошлин, налогов и обеспечению их взыс­кания, которые применяются в случае неисполнения указанного требования плательщиком, об основаниях выставления такого требования.

Форма требования об уплате таможенных платежей и порядок его заполне­ния утверждена приказом ФТС России от 30.12.2010 № 2711 «Об утверждении формы требования об уплате таможенных платежей».

Согласно п.11 ст. 152 ФЗ №311 срок исполнения требования об уплате таможенных платежей составляет не менее 10 рабочих дней и не более 20 календарных дней со дня получения указанного требования.

Задолженность Ференц С.И. не оплачена.

При этом, в соответствии с ч. 2 ст. 151 Федерального закона РФ от 27.11.2010 № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» пени начисляются за каждый календарный день просрочки уплаты таможенных пошлин, налогов начиная со дня, следующего за днем истечения сроков уплаты таможенных пошлин, налогов, по день исполнения обязанности по уплате та­моженных пошлин, налогов либо по день принятия решения о предоставлении отсрочки или рассрочки уплаты таможенных пошлин, налогов включительно в процентах от суммы неуплаченных таможенных пошлин, налогов в размере од­ной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Феде­рации, действующей в период просрочки уплаты таможенных пошлин, налогов. Для целей исчисления пеней применяется ставка рефинансирования Централь­ного Банка Российской Федерации, действующая в период просрочки уплаты таможенных пошлин, налогов.

В силу ст. 48 НК РФ, по заявлению Белгородской таможни мировым судьей судебного участка № 222 Усть-Лабинского района Краснодарского края 23.05.2019 был вынесен судебный приказ № 2а-550\2019 о взыскании задолжен­ности с Ференц С.И.

В связи с несогласием Ференц С.И. с вынесенным судебным приказом, 04.06.2019года указанный судебный приказ отменен.

Административный истец обратился в суд с административным исковым заявлением 27.11.2019г., то есть в сроки, предусмотренные КАС РФ.

Частью 2 ст. 286 КАС РФ установлено, что административное исковое заяв­ление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об упла­те обязательных платежей и санкций.

Таким образом, указанный довод административного ответчика о нарушении сроков обращения в суд о взыскании таможенных платежей и пени является не состоятельным.

Административным истцом представлен расчет суммы пени по состоянию с 28.06.2017 года по день предъявления иска в суд.

Проверив правильность расчета, приведенного в административном иско­вом заявлении, суд первой инстанции согласился с ним.

Судебная коллегия не может согласиться с указанными выводами суда первой инстанции и приходит к следующему.

Порядок перемещения физическими лицами через таможенную границу Таможенного союза товаров для личного пользования, в том числе, транспортных средств, регулируется главой 49 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее - ТК ТС) и Соглашением между Правительством Российской Федерации, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 18.06.2010 «О порядке перемещения физическими лицами товаров для личного пользования через таможенную границу таможенного союза и совершения таможенных операций, связанных с их выпуском».

В соответствии с пунктом 1 статьи 358 ТК ТС иностранные физические лица вправе временно ввозить на таможенную территорию таможенного союза товары для личного пользования, перечень которых определен международным договором государств - членов таможенного союза, за исключением транспортных средств, с освобождением от уплаты таможенных платежей на период своего пребывания на этой территории.

Временный ввоз (допуск) - таможенная процедура, при которой иностранные товары используются в течение установленного срока на таможенной территории таможенного союза с условным освобождением, полным или частичным, от уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов и без применения мер нетарифного регулирования с последующим помещением под таможенную процедуру реэкспорта (статья 277 ТК ТС).

В силу положений пункта 2 статьи 358 ТК ТС иностранные физические лица вправе временно ввозить на таможенную территорию таможенного союза транспортные средства для личного пользования, зарегистрированные на территории иностранных государств, на срок своего временного пребывания, но не более чем на один год, с освобождением от уплаты таможенных платежей. По мотивированному обращению иностранного физического лица срок временного ввоза транспортных средств для личного пользования может быть продлен таможенными органами в пределах одного года со дня временного ввоза таких транспортных средств.

В соответствии с пунктом 5 статьи 358 ТК ТС в случае, если временно ввезенные товары для личного пользования находятся на таможенной территории таможенного союза в связи с не вывозом по истечении установленного срока, в отношении таких товаров взимаются таможенные пошлины, налоги в порядке, установленном таможенным законодательством таможенного союза.

В тоже время, из отзыва административного ответчика на административное исковое заявление следует, что в соответствии с пунктом 2 статьи 268 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза физическое лицо освобождается от обязанности уплаты таможенных пошлин, налогов в отношении временно ввезённого на таможенную территорию Евразийского экономического союза (далее - ЕАЭС) транспортного средства, если в отношении указанного транспортного средства наступили обстоятельства (исполнена обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов, выдан ПТС, транспортное средство вывезено с таможенной территории ЕАЭС в установленный срок, конфисковано или обращено в собственность государства - члена Таможенного союза, либо был признан факт уничтожения и (или) безвозвратной утраты вследствие аварии или действия непреодолимой силы, либо в результате естественной убыли при нормальных условиях перевозки (транспортировки) и хранения и таможенному органу предоставлены доказательства наступления таких обстоятельств.

Порядок обращения транспортного средства в собственность государства регламентируется статьей 184 Федеральный закон от 03.08.2018 N 289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

По смыслу пункта 1 указанной статьи до подачи декларации на товары в целях помещения иностранных товаров под таможенную процедуру отказа в пользу государства декларант подает в таможенный орган, в регионе деятельности которого находятся товары, в произвольной письменной форме уведомление о намерении помещения таких товаров под таможенную процедуру отказа в пользу государства.

В уведомлении о намерении помещения иностранных товаров под таможенную процедуру отказа в пользу государства указываются наименование иностранных товаров, код товаров в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности, их количество, стоимость и место нахождения (п. 2).

В силу пункта 3 статьи к уведомлению прилагается заключение федерального органа исполнительной власти, уполномоченного Правительством Российской Федерации на организацию реализации, уничтожения или переработки (утилизации) имущества, обращенного в собственность государства, подтверждающее, что расходы, связанные с помещением товаров под таможенную процедуру отказа в пользу государства, могут быть возмещены за счет средств, вырученных от реализации товаров.

Руководствуясь указанными положениями, административный ответчик инициировал таможенную процедуру отказа в пользу государства.

Так, 01.10.2019 г. Ференц С.И. обратился в Краснодарскую таможню (по месту нахождения автомобиля) с уведомлением о намерении поместить иностранный товар под таможенную процедуру отказа в пользу государства с приложением необходимых документов.

Ответом от 28.10.2019 г. Краснодарская таможня сообщила о готовности рассмотрения вопроса о помещении товара под таможенную процедуру отказа в пользу государства при представлении диагностической карты и доказательств наличия права собственности на автомобиль.

Принимая во внимание то обстоятельство, что регистрационный учет транспортного средства произведен в Украине за сыном (Ференцем Сергеем Сергеевичем), административный ответчик 22.11.2019 г. (получено 06.12.2019 г.) обратился в Краснодарскую таможню с запросом о предоставлении консультации.

23.12.2019г. административным ответчиком получена консультация главного государственного инспектора правового отдела Краснодарской таможни Зудова О.Б., согласно которой без таможенного декларирования в целях свободного обращения на таможенной территории Союза, нормами таможенного законодательства предусматривается только возможность передачи права владения и пользования временно ввезенными транспортными средствами для личного пользования, без права распоряжения ими.

Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что Ференц С.И. с таможенной территории Евразийского экономического союза своевременно не вывезен ввезенный им автомобиль, а, следовательно, у него возникла обязанность по уплате таможенных платежей в порядке, установленном пунктом 7 статьи 14 Соглашения.

Судебная коллегия находит данный вывод суда первой инстанции основанным на неверной оценке юридически значимых обстоятельств дела и неправильном применении норм материального права, регулирующих возникшие правоотношения в силу следующего.

Исходя из смысла положений пункта 27 Решения Комиссии Таможенного союза от 18.06.2010 № 311 особенностью совершения таможенных операций в отношении товаров для личного пользования физического лица, прибывающего (переселяющегося) на постоянное место жительства в государство - член Таможенного союза, беженца, вынужденного переселенца является возможность размещения товаров на временное хранение на срок до получения документов, подтверждающих его прибытие (переселение) на постоянное место жительства в государство - член Таможенного союза, признание лица беженцем, вынужденным переселенцем.

Ференц С.И. выдан вид на жительство на территории Российской Федерации до 27 октября 2022 года.

На основании пункта 2 Решения Комиссии Таможенного союза от 18.06.2010 № 311 в местах совершения таможенных операций таможенным органом государства - члена Союза должна быть обеспечена возможность ознакомления физических лиц с информацией, необходимой для таможенного декларирования товаров для личного пользования и их представления таможенному органу для выпуска.

Такая информация должна содержать основные положения международных договоров и актов, составляющих право Союза, определяющие порядок и условия перемещения физическими лицами товаров для личного пользования через таможенную границу Союза, включая таможенное декларирование товаров, а также предупреждение об ответственности за нарушение положений международных договоров и актов, составляющих право Союза.

В силу положений пунктов 2,15 Инструкции «О порядке совершения таможенных операций в отношении товаров для личного пользования, перемещаемых физическими лицами через таможенную границу, и отражении факта признания таких товаров не находящимися под таможенным контролем», утвержденной Решением Комиссии Таможенного союза от 18.06.2010 № 311 (ред. от 03.03.2017), в их взаимной связи и совокупности следует, что при выпуске временно ввозимых транспортных средств для личного пользования, подлежащих таможенному декларированию, с освобождением от уплаты таможенных платежей лицо должно быть проинформировано, до истечения какой даты декларант обязан обратиться в таможенный орган за продлением срока временного ввоза, вывезти транспортные средства с таможенной территории либо совершить иные действия, предусмотренные международными договорами и актами, составляющими право Союза.

По смыслу названных положений таможенным органом также должны быть доведены последствия не вывоза в установленный срок транспортного средства, предусмотренные частью 5 статьи 358 ТК ТС.

Однако, как следует из таможенной декларации, Ференц С.И. был уведомлен о дате, до которой ему необходимо вывезти транспортное средство, о том, что запрещено отчуждение транспортного средства и передача в пользование, а также о положениях статьи 16.18 КоАП РФ.

При этом о положениях части 5 статьи 358 ТК ТС, регламентирующей возникновение у декларанта обязанности уплаты таможенных платежей при не вывозе товара в установленный срок, о возможности размещения товара на временное хранение на срок до получения документов, подтверждающих его прибытие (переселение) на постоянное место жительства, равно как и о положениях пункта 2 статьи 13 Соглашения, предусматривающего основания, когда у декларанта прекращается обязанность по уплате таможенных платежей (в том числе при помещении товаров для личного пользования в установленном порядке под таможенные процедуры уничтожения или отказа в пользу государства), Ференц С.И. проинформирован не был.

Иного судом первой инстанции не установлено, материалами дела не подтверждено.

Согласно данным официального сайта Авто.ру <...> большинство предложений о продаже автомобилей марки «ВАЗ 2102» <...> года выпуска, составляет от <...> до <...> руб., тогда как таможенные платежи за указанный автомобиль начислены в размере <...> руб.

Согласно представленному административным ответчиком заключению эксперта № <...> от 07.08.2019г., стоимость автотранспортного средства Ференц С.И. составляет <...> рублей.

С учетом фактических обстоятельств дела, возложение на Ференц С.И. обязанности по уплате таможенных платежей и пени в размере, в разы превышающем стоимость самого транспортного средства, по существу приобретает характер санкции, применяемой к Ференц С.И. и состоящей в ограничении в последующем его права на освобождение от уплаты таможенных платежей как лица, прибывающего и переселяющегося в государство - член Таможенного союза на постоянное место жительства.

В этой связи при рассмотрении дела суду следовало учитывать общие принципы юридической ответственности, которые имеют универсальное значение и по своей сути относятся к основам конституционного порядка.

Прежде всего, любое привлечение к ответственности за нарушение норм таможенного законодательства, по смыслу статьи 54 (часть 2) Конституции Российской Федерации, безусловно предполагает, что ее основанием может быть лишь обладающее опасностью для личности, общества или государства деяние, содержащее все признаки состава правонарушения, предусмотренные законом. При этом особое значение приобретает требование определенности правовых норм о юридической ответственности (любое правонарушение и санкции за его совершение должны быть четко определены в законе, причем таким образом, чтобы исходя непосредственно из текста соответствующей нормы, в случае необходимости с помощью толкования, данного ей судами, каждый мог предвидеть правовые последствия своих действий (бездействия). Также необходимо учитывать критерии необходимости, пропорциональности и соразмерности ограничения прав и свобод участником экономического оборота конституционно значимым целям (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 10.02.2017 № 2-П).

Учитывая вышеизложенные обстоятельства дела, в том числе, что временный ввоз административным ответчиком транспортного средства для личного пользования был обусловлен переездом на указанном автомобиле в Российскую Федерацию на постоянное место жительства, судебная коллегия полагает, что возлагаемая на Ференц С.И. имущественная ответственность по уплате таможенных платежей, в размере, в несколько раз превышающем стоимость самого автомобиля, наступившая, в том числе, в результате бездействия таможенного органа, не соотносится с критериями необходимости, пропорциональности и соразмерности ограничения прав и свобод Ференц С.И., имевшего право на льготы в связи с переселением в Российскую Федерацию на постоянное место жительства, конституционно значимым целям.

При таких обстоятельствах, решение суда первой инстанции не может быть признано законным и обоснованным, подлежит отмене с принятием нового решения об отказе в удовлетворении требований Белгородской таможни к Ференц С.И. о взыскании таможенных платежей и пени.

По результатам рассмотрения апелляционной жалобы, представления суд апелляционной инстанции вправе отменить или изменить решение суда первой инстанции полностью или в части и принять по административному делу новое решение (п.2 ст. 309 КАС РФ).

В соответствии с п. 4 ч. 2 ст. 310 КАС РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке является нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

Руководствуясь статьями 309 - 311 Кодекса административного судопроизводства РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Апелляционную жалобу Ференц С.И. на решение Ленинского районного суда г. Краснодара от 24.12.2019г. удовлетворить.

Решение Ленинского районного суда г. Краснодара от 24.12.2019г. отменить.

Принять по делу новое решение.

В удовлетворении исковых требований Белгородской таможни к Ференц С.И. отказать.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его вынесения и может обжаловано в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции в течении шести месяцев.

Председательствующий: Анянова О.П.

Судьи: Ефименко Е.В.

Суслов К.К.

33а-17800/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
решение (осн. требов.) отменено полностью с вынесением нового решения
Истцы
Белгородская таможня
Ответчики
Ференц Сергей Иванович
Суд
Краснодарский краевой суд
Судья
Суслов Константин Константинович
Дело на сайте суда
kraevoi--krd.sudrf.ru
19.05.2020Передача дела судье
07.07.2020Судебное заседание
14.07.2020Судебное заседание
23.07.2020Судебное заседание
14.08.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
14.08.2020Передано в экспедицию
Судебный акт #1 (Определение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее