№
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Пермь ДД.ММ.ГГГГ
Индустриальный районный суд г. Перми в составе председательствующего судьи Перевалова А.М., при секретаре Никифоровой О.А., с участием истца Сафроновой Е.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Сафроновой Е.П. к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Индустриальном районе г. Перми об обязании включить периоды учебных отпусков в специальный стаж, периоды нахождения на больничном листе по беременности и родам в льготном исчислении,
УСТАНОВИЛ:
Сафронова Е.П. (далее – истец) обратилась в суд с иском к государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Индустриальном районе г. Перми (далее – ответчик, Пенсионный фонд) об обязании включить в специальный стаж периоды учебных отпусков в календарном исчислении, периоды нахождения на больничных листах по беременности и родам в льготном исчислении.
Требования мотивированы тем, что ДД.ММ.ГГГГ истец обратился к ответчику с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» в связи с осуществлением не менее чем в течение 30 лет медицинской деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения. Решением комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан Пенсионного фонда № от ДД.ММ.ГГГГ истцу отказано в назначении досрочной пенсии из-за отсутствия необходимого стажа работы, дающей право на назначение досрочной пенсии. Не включены в специальный стаж периоды работы: учебные отпуска (в календарном исчислении): с ДД.ММ.ГГГГ – ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ – ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ – ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ – ДД.ММ.ГГГГ; отпуска по беременности и родам (в льготном исчислении): с ДД.ММ.ГГГГ – ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ – ДД.ММ.ГГГГ. С решением комиссии истец не согласен, полагает, что оно вынесено с нарушением действовавшего на тот период времени пенсионного законодательства. Считает, что истец имеет право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости с даты первоначального обращения к ответчику.
Истец в судебном заседании на исковых требованиях настаивает.
Ответчик о времени и месте рассмотрения дела извещен, в судебное заседание своего представителя не направил, представитель ответчика в письменном заявлении просит в иске отказать, поскольку время нахождения в учебных отпусках не входит в исчерпывающий перечень периодов, не связанных с непосредственным осуществлением трудовой функции (медицинской деятельности), которые включаются в стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии (Правила исчисления периодов работы, утвержденные постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 № 516). Поскольку истец не осуществлял трудовую функцию во время нахождения в отпусках по беременности и родам, постольку эти периоды не подлежат включению в специальный стаж в льготном исчислении (л.д. 27-28).
Изучив материалы дела, пенсионного дела истца, суд считает, что иск подлежит удовлетворению.
Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ истец обратился в Пенсионный фонд с заявлением о назначении досрочной пенсии по старости в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее - Закон о пенсиях), согласно которому трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 30 лет в городах независимо от их возраста.
Решением комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан Пенсионного фонда от ДД.ММ.ГГГГ № (далее – решение комиссии) истцу зачтено в специальный трудовой стаж 29 лет 05 месяцев 28 дней (л.д. 9-12) на основании подпункта 20 пункта 1 статьи 27 Закона о пенсиях. Пенсионный фонд установил, что истец работал в указанные в решении периоды медсестрой-анестезистом отделения анестезиологии-реанимации стационара одного медицинского учреждения (в настоящее время – ГБУЗ «Медико-санитарная часть №»).
При этом периоды отпусков по беременности и родам (с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ) включены истцу в специальный стаж в календарном исчислении.
Решением комиссии не засчитаны в специальный трудовой стаж истца, в частности периоды нахождения истца в учебных отпусках (оспариваемые истцом):
- с ДД.ММ.ГГГГ – ДД.ММ.ГГГГ – 14 дней;
- с ДД.ММ.ГГГГ – ДД.ММ.ГГГГ – 17 дней;
- с ДД.ММ.ГГГГ – ДД.ММ.ГГГГ – 15 дней;
- с ДД.ММ.ГГГГ – ДД.ММ.ГГГГ – 18 дней.
Между тем суд не может признать изложенные в решении комиссии Пенсионного фонда выводы основанными на нормах законодательства.
На основании пункта 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Закона о пенсиях, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 № 516 (далее – Правила № 516), в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 5 Правил № 516 в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, включаются также периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также периоды ежегодных основного и дополнительных оплачиваемых отпусков.
Положениями статьи 198 Кодекса законов о труде Российской Федерации (в редакции, действовавшей на период возникновения отношений) предусматривалась обязанность работодателя по предоставлению студентам, обучающимся в вечерних высших учебных заведениях, отпусков с сохранением средней заработной платы. Схожие положения содержат и положения статьи 173 Трудового кодекса Российской Федерации (далее – ТК РФ).
Из имеющихся в пенсионном деле документов и дополнительно представленных истцом приказов, лицевых счетов, ведущихся работодателем, за период с 1991 по 1993 годы (л.д. 15-22 и др.) следует, что истец в период работы проходил обучение на вечернем отделении Пермского государственного медицинского института, отпуска, предоставлявшиеся истцу для обучения, являлись оплачиваемыми. Следовательно, периоды нахождения истца в учебных отпусках являются периодами, в которых сохраняется средняя заработная плата, с которой работодатель должен производить отчисление страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
При таких обстоятельствах с учетом правовой позиции, изложенной в постановлении Конституционного Суда РФ от 10.07.2007 N 9-П, спорный период нахождения истца в учебных отпусках должен учитываться при назначении истцу досрочной трудовой пенсии по старости (в календарном исчислении).
В соответствии с подпунктом «б» пункта 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии в соответствии со ст. 27 Закона о пенсиях, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 № 781 (далее - Правила № 781), лицам, работавшим в структурных подразделениях учреждений здравоохранения в должностях по Перечню согласно приложению, год работы засчитывается в указанный стаж работы как год и 6 месяцев.
Из материалов дела следует и не оспаривается Пенсионным фондом, что вышеуказанная должность в учреждении здравоохранения, с которой истец дважды уходил в отпуск по беременности и родам, входит в Перечень учреждений и должностей, к периодам работы на которых применяется льготный порядок исчисления стажа работы.
Как следует из разъяснений, содержащихся в пункте 26 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11.12.2012 № 30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии» согласно пункту 5 Правил № 516 в стаж включаются периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности. С учетом того, что в период нахождения женщины в отпуске по беременности и родам, предусмотренном в статье 255 ТК РФ, ей выплачивается пособие по государственному социальному страхованию на основании листка нетрудоспособности, выданного по случаю временной нетрудоспособности, указанный период также подлежит включению в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
Следовательно, пенсионное законодательство признает спорные периоды подлежащими включению в специальный трудовой стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Закона о пенсиях, как периоды временной нетрудоспособности. Каких-либо изъятий относительно порядка исчисления периодов отпуска по беременности и родам действующим законодательством не предусмотрено.
Таким образом, отпуска по беременности и родам в данном случае должны быть включены в стаж, дающий истцу право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, в льготном исчислении. Ответчиком указанные периоды включены в стаж в календарном исчислении, что не соответствует действующему законодательству. В связи с этим исковые требования подлежат удовлетворению.
Из материалов дела следует, что истец находился в двух отпусках по беременности и родам на протяжении 08 месяцев 5 дней (в календарном исчислении) * 1,5 = 12 мес. 8 дней (или 1 год 8 дней). Длительность учебных отпусков в оспариваемом истцом периоде составила: 2 мес. 4 дня. Всего 1 год 2 мес. 12 дней (1 год 8 дней + 2 мес. 4 дня).
Стаж работы истца для назначения досрочной пенсии составлял: 29 лет 05 мес. 28 дней (решение комиссии) – 08 мес. 05 дней (отпуска в календарном исчислении) + 1 год 2 мес.12 дней = 30 лет 5 дней.
Из материалов пенсионного дела следует, что истец обратился в Пенсионный фонд с заявлением о назначении досрочной пенсии по старости в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Закона о пенсиях ДД.ММ.ГГГГ Следовательно, на момент обращения к ответчику истец имел необходимый 30-летний стаж, дающий право на назначение ему досрочной пенсии по старости. В связи с этим требование о возложении на ответчика обязанности назначить пенсию с даты первоначального обращения истца к ответчику также подлежит удовлетворению.
На основании вышеизложенного и руководствуясь ст. 194 - 198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
иск удовлетворить.
Обязать государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Индустриальном районе города Перми включить Сафроновой Е.П. в стаж, дающий право на назначение досрочной пенсии по старости:
1) периоды учебных отпусков в календарном исчислении: ДД.ММ.ГГГГ – ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ – ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ – ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ – ДД.ММ.ГГГГ;
2) периоды нахождения в отпусках по беременности и родам в льготном исчислении (1 календарный год за 1 год и 6 месяцев): ДД.ММ.ГГГГ-ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ – ДД.ММ.ГГГГ.
Обязать государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Индустриальном районе города Перми назначить Сафроновой Е.П. досрочную пенсию по старости с ДД.ММ.ГГГГ
Решение суда может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Индустриальный районный суд г. Перми в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме (ДД.ММ.ГГГГ).
Судья – подпись – А.М. Перевалов