Мотивированное решение составлено 02.04.2018
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Екатеринбург 26.03.2018
Верх-Исетский районный суд г. Екатеринбурга Свердловской области в составе председательствующего судьи Абрашкиной Е.Н., при секретаре Нурмхаметовой В.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Вандышева Игоря Федоровича к <ФИО>1, <ФИО>2 о признании отсутствие фамилии технической ошибкой, обязании внести изменения в резолютивную часть служебной проверки, обязании внести в раздел медицинских указание причины получения инвалидности «военная травма»,
УСТАНОВИЛ:
Вандышев И.Ф. обратился в суд с иском к <ФИО>1, <ФИО>2, в котором просит с учетом уточнений (л.д. 54) признать отсутствие фамилии в резолютивной части служебной проверки от 04.06.2000 технической ошибкой (опечаткой), обязать МВД России внести изменения в резолютивную часть служебной проверки от 04.06.2000, обязать ФКУЗ МСЧ МВД России по Свердловской области указать в медицинских документах «причина получения инвалидности» - «военная травма».
В обоснование иска указано, что в период прохождения службы в органах внутренних дел Российской Федерации, истец был направлен в служебную командировку в Северо - Кавказский регион, где проходил службу с 10.05.2000 по 23.08.2000.
04.07.2000 принимал участие в боевых действиях, во время которых, находясь в автомобиле попал под обстрел, в результате чего Вандышев И.Ф. и иные сотрудники, получили контузию (акубаротравма), в связи с чем на следующий день после окончания спецоперации обратились в госпиталь. После прохождения амбулаторного лечения, и окончании командировки весь комплект документов оригиналы и заверенные копии по окончанию служебной командировки были представлены в ГУВД России Свердловской области. После увольнения и оформления инвалидности выяснился факт отсутствия материалов служебной проверки по факту получения военной травмы в личном деле истца. В период времени с августа 2000 года по декабрь 2016 года, истец неоднократно устно и письменно обращался в различные инстанции. С целью восстановления утраченных документов. В декабре 2016 года ему стало известно об обнаружении копии заключения служебной проверки от 04.06.2000. Однако военно-врачебная комиссия, не изменяет основание получения инвалидности и отказывает в пересмотре в связи с тем, что в описательной части заключения служебной проверки ссылка на ФИО истца имеется, а в резолютивной части отсутствует, однако факт получения военной травмы подтверждается справкой формы № 100 от 01.07.2000, справкой № 14 от 16.09.2000, копией записи из журнала приема больных и раненых военного госпиталя № 412.
Отсутствие причины инвалидности «военная травма» препятствует истцу в получении мер социальной поддержки, что послужило поводом для обращения в суд за защитой нарушенного права.
В судебном заседании представитель истца поддержал исковые требования, просил удовлетворить.
Ответчик ФКУЗ МСЧ МВД России по Свердловской области в лице представителей заместителя начальника ВВК Токарева И.К., действующего по доверенности от 20.01.2018 и главного специалиста правовой группы Лисовская Н.Б., действующая по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, исковые требования не признали, ссылаясь на то, что изменить причинную связь инвалидности с «общее заболевание» на «военная травма» не представляется возможным в виду отсутствия первичных медицинских документов.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора ГУ МВД России по Свердловской области и <ФИО>2 – Речнова О.В., действующая по доверенности от третьего лица от ДД.ММ.ГГГГ № и ответчика от № поддержала позицию ФКУЗ МСЧ МВД России по Свердловской области, МВД России, дополнив, что истец не обращался по месту службы с заявлением о проведении повторной служебной проверки, в связи с чем внесение изменений в заключение служебной проверки не возможно.
Заслушав представителей лиц, участвующих в деле, исследовав доказательства по делу, суд приходит к следующему.
Причинную связь телесных повреждений сотрудника органов внутренних дел с исполнением служебных обязанностей в соответствии с Положением о военно-врачебной экспертизе, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 565, можно установить лишь посредством проведения военно-врачебной экспертизы.
Для проведения военно-врачебной экспертизы в Вооруженных Силах, других войсках, воинских формированиях, органах и учреждениях создаются военно-врачебные комиссии (пункт 2 Положения о военно-врачебной экспертизе).
В силу подпункта "г" пункта 3 Положения о военно-врачебной экспертизе на военно-врачебную комиссию возлагается определение причинной связи увечий, заболеваний у военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел, граждан, проходящих военные сборы, граждан, проходивших военную службу (приравненную службу), граждан, проходивших военные сборы, прокуроров, научных и педагогических работников органов и организаций прокуратуры Российской Федерации, граждан, уволенных из органов и организаций прокуратуры, пенсионное обеспечение которых осуществляется в соответствии с Законом Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей", а также увечий, заболеваний, приведших к смерти военнослужащих, сотрудников, граждан, проходящих военные сборы, прокурорских работников, в том числе приведших к смерти лиц, застрахованных по обязательному государственному страхованию в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 94 Положения о военно-врачебной экспертизе военно-врачебная комиссия выносит заключение о причинной связи увечья с формулировкой "военная травма", если увечье получено освидетельствуемым при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей). Возникновение же у освидетельствуемого в период прохождения военной службы заболевания, увечья в результате несчастного случая является основанием для заключения о причинной связи с формулировкой "заболевание получено в период военной службы".
Военно-врачебная комиссия выносит заключение о причинной связи увечья, заболевания освидетельствуемого на основании справки о травме, выданной командиром воинской части (руководителем органа, подразделения, организации или учреждения), в которой гражданин проходил военную службу (приравненную службу), службу в органах и организациях прокуратуры, военные сборы в момент получения увечья, заболевания (пункт 96 Положения о военно-врачебной экспертизе).
Под формулировку "военная травма" подпадает увечье, заболевание, если оно получено освидетельствуемым при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей) (абзац первый подпункта "а" пункта 94 Положения о военно-врачебной экспертизе).
Аналогичный порядок установления причинной связи увечья, заболевания с прохождением службы был установлен и ранее действовавшим Положением о военно-врачебной экспертизе, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 25 февраля 2003 N 123.
Пунктом 354 Инструкции, утвержденной приказом МВД России от 14.07.2010 N 523 "Об утверждении Инструкции о порядке проведения военно-врачебной экспертизы и медицинского освидетельствования в органах внутренних дел Российской Федерации и внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации", установлено, что при установлении причинной связи увечья, заболевания ВВК выносит заключение на основании справки о травме (приложение N 10 к настоящей Инструкции) и (или) заключения служебной проверки об обстоятельствах получения увечья, заболевания, а также первичных медицинских документов, составленных на момент получения увечья, заболевания.
В справке о травме на основании материалов служебной проверки указываются обстоятельства, при которых сотрудник получил увечье, и его связь с исполнением служебных обязанностей.
Таким образом, право устанавливать причинную связь полученного сотрудником органов внутренних дел увечья с формулировкой "военная травма" принадлежит исключительно военно-врачебной комиссии.
Заключение, вынесенное военно-врачебной комиссией, в отношении гражданина может быть обжаловано им согласно пункту 8 Положения о военно-врачебной экспертизе в вышестоящую военно-врачебную комиссию или в суд.
По заявлению от 03.02.2016 сержант милиции Вандышев И.Ф., был освидетельствован ВВК ФКУЗ «МСЧ МВД России по Свердловской области» на момент фактического увольнения 06.06.2001 (заключение ВВК №№ от 09.02.2016) (л.д. 13 обратная сторона).
Согласно заключению ВВК от 09.02.2016 № № по установленному диагнозу: «Остаточные явления закрытой черепно-мозговой травмы (04.09.1999г. - сотрясение головного мозга) с церебрастеническим посттравматическим синдромом», на основании статьи 23-г, графы III Расписания болезней (Приказ МВД России от 02.10.1995 №) был признан «А» - годен к военной службе (годность по 1,2 группам предназначения - индивидуально). Годен к службе в должности младшего инспектора по связи и специальной технике группы по связи и специальной технике ОБ полка ППСМ при УВД Верх-Исетского района на момент увольнения 06.06.2001, с формулировкой причинной связи - «Заболевание получено в период военной службы».
При медицинском освидетельствовании Вандышев И.Ф. представил первичную медицинскую карточку № от 01.07.2000 (форма 100) по диагнозу: «Акубаротравма, НЦД по гипертоническому типу», при этом заключение служебной проверки представлено не было. Данные обстоятельства сторонами не оспариваются.
Из ответа ГУ МВД России по Свердловской области от 29.12.2016 (л.д. 9) следует, что в архивном деле иного сотрудника обнаружено заключение служебной проверки от 04.06.2000, где в описательной части заключения, утвержденного начальником Ленинского ВОВД подполковником милиции В.П. Алексеевым указано, что 04.06.2000 сотрудники взвода ППСМ Ленинского ВОВД в составе командира отделения Кичигина О.В., водителя Терентьева В.И. и милиционеров Курбанова 3.3., Вандышева И.Ф., Норицына В.М., Иустовалова Е.В., направлялись на автомашине «Урал» на блок-пост. По автомашине был произведен выстрел из гранатомета «Шмель», заряд которого разорвался в 10-15 метрах от автомобиля.
Однако в полагающей части не указано, что Вандышев И.Ф. в результате обстрела получил травму (л.д. 10).
Вместе с тем, как указал представитель истца, с рапортом о проведении повторной служебной проверки, либо внесении изменений в заключение от 04.06.2000 Вандышев И.Ф. по месту службы не обращался, соответственно оснований для возложения на ответчика МВД России обязанности внесения исправления в заключение служебной проверки у суда не имеется.
Что касается требований заявленных к ФКУЗ МСЧ МВД России по Свердловской области суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 1, 7 и 8 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" установление инвалидности, ее причин, сроков, времени наступления инвалидности возлагается на федеральные учреждения медико-социальной экспертизы.
Медико-социальная экспертиза осуществляется исходя из комплексной оценки состояния организма на основе анализа клинико-функциональных, социально-бытовых, профессионально-трудовых, психологических данных освидетельствуемого лица с использованием классификации и критериев, разрабатываемых и утверждаемых в порядке, определяемом уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Порядок и условия признания лица инвалидом устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Правила признания лица инвалидом приняты и утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 20.02.2006 N 95 "О порядке и условиях признания лица инвалидом" (далее Правила).
Согласно абз. 1 п. 14 Правил признания лица инвалидом в случае признания гражданина инвалидом в качестве причины инвалидности указываются общее заболевание, трудовое увечье, профессиональное заболевание, инвалидность с детства, инвалидность с детства вследствие ранения (контузии, увечья), связанная с боевыми действиями в период Великой Отечественной войны, военная травма, заболевание, полученное в период военной службы, инвалидность, связанная с катастрофой на Чернобыльской АЭС, последствиями радиационных воздействий и непосредственным участием в деятельности подразделений особого риска, а также иные причины, установленные законодательством Российской Федерации.
При отсутствии документов, подтверждающих факт профессионального заболевания, трудового увечья, военной травмы или других предусмотренных законодательством Российской Федерации обстоятельств, являющихся причиной инвалидности, в качестве причины инвалидности указывается общее заболевание. В этом случае гражданину оказывается содействие в получении указанных документов. При представлении в бюро соответствующих документов причина инвалидности изменяется со дня представления этих документов без дополнительного освидетельствования инвалида (абз. 2 п. 14 Правил).
Пунктами 39 и 41 Правил определено, что переосвидетельствование гражданина, инвалидность которому установлена без указания срока переосвидетельствования, может проводиться по его личному заявлению (заявлению его законного представителя), либо по направлению организации, оказывающей лечебно-профилактическую помощь, в связи с изменением состояния здоровья, либо при осуществлении главным бюро, Федеральным бюро контроля за решениями, принятыми соответственно бюро, главным бюро.
Из положений указанных выше норм закона и Правил следует, что установление причинной связи развившихся заболеваний и инвалидности с травмой осуществляется экспертной комиссией на основании представленных в учреждение медико-социальной экспертизы соответствующих документов о заболеваниях приведших к инвалидности (о причине инвалидности).
В соответствии с п. 2 разъяснений об определении Федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы причин инвалидности, утвержденных Постановлением Минтруда России от 15.04.2003 N 17, федеральные государственные учреждения медико-социальной экспертизы определяют причины инвалидности, применяя, в том числе следующие формулировки, предусмотренные законодательством Российской Федерации: заболевание получено в период военной службы; военная травма.
Из положений абз. 1 п. 7 данных разъяснений следует, что причина инвалидности с формулировкой "военная травма" определяется гражданам, уволенным с военной службы (далее - бывшим военнослужащим), в случаях, если инвалидность бывших военнослужащих наступила вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания, полученных при защите Родины, в том числе в связи с пребыванием на фронте, прохождением военной службы на территориях других государств, где велись боевые действия, или при исполнении иных обязанностей военной службы.
Причина инвалидности с формулировкой "военная травма" определяется как по прямым последствиям вышеуказанных увечий (ранений, травм, контузий) или заболеваний, так и по различным их осложнениям и последствиям, отдаленным по времени от увечий (ранений, травм, контузий), заболеваний, независимо от срока обращения гражданина в федеральное государственное учреждение медико-социальной экспертизы (абз. 2 п. 7 разъяснений).
Факт получения увечья (ранения, травмы, контузии), заболевания в период прохождения военной службы, в том числе в действующих частях, может быть подтвержден военно-медицинскими документами: свидетельством о болезни, справкой военно-врачебной комиссии, справкой по форме N..., справками военно-медицинских учреждений, а также справками Центрального архива Министерства обороны Российской Федерации, Архива военно-медицинских документов Военно-медицинского музея Министерства обороны Российской Федерации, Российского государственного военного архива (абзац 3 пункта 7 разъяснений).
Бывшим военнослужащим, проходившим освидетельствование в военно-врачебных комиссиях (далее - ВВК) и имеющим врачебно-экспертные документы (свидетельство о болезни, справка ВВК) с заключением ВВК о причинной связи увечий (ранений, травм, контузий), заболеваний, при установлении инвалидности по тому увечью (ранению, травме, контузии), заболеванию, которое указано в заключении ВВК, причина инвалидности определяется федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы в точном соответствии с формулировкой заключения ВВК о причинной связи увечий (ранений, травм, контузий), заболеваний (абз. 5 п. 7 разъяснений).
Если увечье (ранение, травма, контузия), заболевание бывшего военнослужащего, ставшие причиной инвалидности, не упоминаются в заключении ВВК о причинной связи увечий (ранений, травм, контузий), заболеваний, то причина инвалидности устанавливается с формулировкой "общее заболевание" (абз. 6 п. 7 разъяснений).
Таким образом, поскольку истец настаивал на иске в заявленной формулировке требования, суд не усматривает оснований для удовлетворения требования истца об обязании ФКУЗ МСЧ МВД России по Свердловской области указать в медицинских документах «причина получения инвалидности» - «военная травма», поскольку последнее не является надлежащим ответчиком в данной части требований.
Кроме того, суд считает необходимым отметить, что при обжаловании гражданином заключения военно-врачебной комиссии в соответствии с пунктом 8 Положения о военно-врачебной экспертизе суд проверяет его законность, не устанавливая самостоятельно причинную связь полученного гражданином увечья с исполнением обязанностей военной службы (служебных обязанностей).
Более того, из справки формы 100, выданной 106 ОМедБ в/ч 94645, указано, что Вандышев И.Ф. заболел 04.06.2000, обратился за медицинской помощью только 01.07.2000 (л.д. 6), тогда как Пояснением к разделу II Перечня увечий (ранений, травм, контузий).. ., утвержденного постановлением Правительства РФ от 29.07.1998 N 855 "О мерах по реализации Федерального закона "Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, сотрудников войск национальной гвардии Российской Федерации" установлено, что закрытые травмы черепа с сотрясением головного мозга должны быть подтверждены медицинским документом об обращении к врачу в первые 3 суток с момента получения травмы.
Учитывая изложенное оснований для удовлетворения иска не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 194-198, Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л :
░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ <░░░>1, <░░░>2 ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░ ░░░░░░» – ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░-░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░.