РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
06 марта 2014 года город Ставрополь
Ленинский районный суд г. Ставрополя в составе:
председательствующего судьи: Гиевой И.Л.
при секретаре: Леонтьевой М.А.
с участием:
заявителя Касперова А.В. в своих интересах и в интересах несовершеннолетних <данные изъяты>
заявителя Касперовой О.А.
представителя министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Ставропольского края по доверенности <данные изъяты>
представителя министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Ставропольского края по доверенности <данные изъяты>
представителя администрации города Ставрополя по доверенности <данные изъяты>
рассмотрев в судебном заседании в помещении Ленинского районного суда г.Ставрополя гражданское дело по заявлению Касперовой О.А., Касперова А.В. в своих интересах и в интересах несовершеннолетних <данные изъяты> с участием заинтересованного лица администрации города Ставрополя, о признании бездействия Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Ставропольского края незаконным, признании отказа Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Ставропольского края включить в списки молодых семей незаконным, обязать Министерство строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Ставропольского края включить в список молодых семей, обязании Министерство строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Ставропольского края довести до сведения Администрации г. Ставрополя выписку из утвержденного списка молодых семей, взыскании судебных расходов,
УСТАНОВИЛ:
Заявители Касперов А.В., Касперова О.А., действующие в своих интересах и в интересах несовершеннолетних детей <данные изъяты> обратились с заявлением в суд к министерству строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Ставропольского края, с участием заинтересованного лица администрации города Ставрополя, с требованиями, уточненными в ходе судебного заседания:
- признать бездействие министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Ставропольского края в части не включения молодой семьи составом 4 человека: <данные изъяты> в сводный список молодых семей – участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011 - 2015 годы, изъявивших желание получить социальную выплату в 2013 году незаконным.
- признать отказ министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Ставропольского края включить молодую семью составом 4 человека: <данные изъяты> в списки молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в соответствующем 2013 году в рамках подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011 - 2015 годы незаконным.
- обязать министерство строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Ставропольского края включить молодую семью составом 4 человека: <данные изъяты> в сводный список молодых семей – участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011 - 2015 годы.
- обязать министерство строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Ставропольского края включить молодую семью составом 4 человека: <данные изъяты> в список молодых семей - претендентов на получение социальной выплаты на приобретение жилья в 2014 году в рамках подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011 - 2015 годы.
- обязать министерство строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Ставропольского края в течение 10 дней, с даты включения молодой семьи составом 4 человека: <данные изъяты> в список молодых семей - претендентов на получение социальной выплаты на приобретение жилья в 2014 году в рамках подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011 - 2015 года, довести до сведения администрации города Ставрополя выписку из утвержденного списка молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в соответствующем 2014 году, подтверждающую включение в указанный список молодой семьи Касперовых.
- взыскать с министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Ставропольского края в пользу Касперова <данные изъяты> Касперовой <данные изъяты>, судебные расходы в виде уплаченной государственной пошлины за подачу заявления в размере <данные изъяты>
В обоснование своих требований в письменном заявлении, а также в письменных дополнениях и пояснениях суду заявители указали, что с 6 ноября 1996 года их семья состояла на учете, в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий (в соответствии со статьями 29 - 31 Жилищного кодекса РСФСР, действовавшего в то время).
С 12 июля 2010 года и по настоящее время их семья является участником муниципальной целевой программы «Обеспечение жильем молодых семей в городе Ставрополе на период 2010 года» в соответствии с постановлением администрации города Ставрополя от 12 июля 2010 № 1901 и постановлением администрации города Ставрополя от 09 декабря 2009 № 1666 «О признании граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий для участия в муниципальной целевой программе «Обеспечение жильем молодых семей в городе Ставрополе на период 2009 года».
В 2010 году администрация города Ставрополя (орган местного самоуправления), признав их семью участником муниципальной целевой программы, в нарушение требований пунктов 21, 22 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья в рамках реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 - 2010 годы, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13 мая 2006 года № 285, которые действовали в то время, до 1 сентября 2010 года не включила их семью в первую очередь в список молодых семей - участников подпрограммы, для получения социальной выплаты на приобретение жилья, как семью, поставленную на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005 года.
Заявители обжаловали бездействие администрации города Ставрополя в суд.
Решением от 6 ноября 2012 года Октябрьский районный суд города Ставрополя постановил:
- признать бездействие администрации города Ставрополя в части не включения молодой семьи составом три человека: <данные изъяты> в первую очередь в список молодых семей – участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых се-мей» федеральной целевой программы «Жилище», для получения социальной выплаты на приобретение жилья в 2010, 2011, 2012 году незаконными;
- обязать администрацию города Ставрополя включить молодую семью составом четыре человека: <данные изъяты> - участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище», для получения социальной выплаты на приобретение жилья в 2013 году.
Решение Октябрьского районного суда города Ставрополя от 6 ноября 2012 года вступило в законную силу 5 марта 2013 года.
В целях исполнения решения Октябрьского районного суда города Ставрополя от 6 ноября 2012 года, восстановления нарушенного права их семьи и получения социальной выплаты на приобретение жилья, администрация города Ставрополя направила в адрес министерства строительства и архитектуры Ставропольского края (уполномоченный орган исполнительной власти Ставропольского края, который реализует мероприятия подпрограммы по Ставропольскому краю) список молодых семей – претендентов на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения в 2013 году по городу Ставрополю, включив в данный список их семью, о чем им было сообщено письменно жилищным управлением администрации города Ставрополя (исходящий № 01/14-5-1748 от 12.09.2013).
4 ноября 2013 года, заявителями получено письмо (исходящий № 6586/10 от 24.10.2013) от министерства строительства и архитектуры Ставропольского края (в настоящее время Министерство строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Ставропольского края) (далее «Министерство строительства») о том, что их семья не может претендовать на получение социальной выплаты в рамках подпрограммы с 15 ноября 2010 года в соответствии с пунктом 6 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования (Приложение № 3 к подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011 – 2015 годы»), утвержденных Постановлением Правительства РФ от 17.12.2010 № 1050 «О федеральной целевой программе «Жилище» на 2011 - 2015 годы», то есть по причине достижения одним супругом Касперовым А.В. возрастного ограничения 35 лет на момент формирования списка молодых семей – претендентов на получение социальной выплаты в 2013 году.
Заявители считают действия министерства строительства незаконными, поскольку на момент нарушения права их семьи быть в первоочередном порядке включенной в список молодых семей участников программы для получения социальной выплаты в 2010 году (до 1 сентября 2010) и соответственно на момент формирования и утверждения министерством строительства сводного списка и списка молодых семей – претендентов на получение социальных выплат в 2010 году, их семья соответствовала всем условиям и критериям, которые были установлены действующим в то время пунктом 5 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на 2002 – 2010 годы, а именно возраст каждого из супругов их семьи в 2010 году не превышал 35 лет и соответственно если бы право их семьи не было нарушено в то время, то их семья должна была быть включена в указанные выше списки в первую очередь и реализовать принадлежащее им право получить социальную выплату еще в 2010 году. Также, заявители считают, что указанные действия министерства строительства противоречат вступившему в законную силу решению Октябрьского районного суда города Ставрополя от 06.11.2012, которое подтверждает и устанавливает право их семьи, получить социальную выплату на приобретение жилья в 2013 году, в частности обязывает администрацию города Ставрополя включить в первую очередь их семью в список молодых семей для получения социальной выплаты на приобретение жилья в 2013 году. Также заявители считают, что в соответствии с действующими Правилами предоставления молодым семьям социальных выплат на 2011 – 2015 годы, министерство строительства не наделено полномочиями, вносить изменения в список, сформированный органом местного самоуправления, в том числе не имеет право самостоятельно исключать молодые семьи признанные участниками подпрограммы, уже включенные в указанный список, а наделено полномочиями лишь формировать и утверждать сводный список и в дальнейшем утверждать список молодых семей – претендентов на получение социальных выплат в соответствующем году исключительно на основании списков, поступивших от органов местного самоуправления (пункты 20 – 23 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на 2011 – 2015 годы).
В ходе судебного разбирательства к участию в деле в качестве заинтересованного лица судом была привлечена администрация города Ставрополя, как орган местного самоуправления, участвующий в реализации указанной программы.
В судебном заседании заявители Касперов А.В., Касперова О.А. поддержали уточненные требования к министерству строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Ставропольского края, просили удовлетворить в полном объеме.
Представители министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Ставропольского края <данные изъяты> в судебном заседании возражали против удовлетворения требований заявителей, просили в удовлетворении требований отказать, пояснив, что семья заявителей не была включена в сводный список молодых семей в 2013 и список молодых семей – претендентов на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения в 2014 году, поскольку администрация города Ставрополя на основании решения Октябрьского районного суда города Ставрополя от 06 ноября 2012 предоставила в адрес министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства, дополнительный список претендентов, что не предусмотрено действующим законодательством РФ и законодательством Ставропольского края и является нарушением Правил. Кроме этого, на сегодняшний день семья заявителей не может быть включена в список молодых семей – претендентов на получение социальных выплат в соответствующем году, так как возраст супруга в данной семье достиг возрастного ограничения, установленного для участников подпрограммы пунктом 6 Правил, а также установленного приказом министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Ставропольского края от 10 июня 2013 « 168 «О порядке формирования и утверждения списка молодых семей – претендентов на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения или создание объектов индивидуального жилищного строительства в соответствующем году по Ставропольскому краю». Пунктом 4 данного Приказа установлено, что в список претендентов не включаются молодые семьи – участники Подпрограммы, если возраст одного из супругов, либо одного родителя в неполной семье превышает 35 лет.
По мнению представителей министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства <данные изъяты> включение в списки на получение социальной выплаты в планируемом году семьи при достижении одним из супругов возраста, превышающего 35 лет, не отвечает целям и задачам федеральной программы и приведет к нецелевому использованию бюджетных средств, что является нарушением бюджетного законодательства и влечет за собой ответственность, предусмотренную законодательством РФ.
Представитель заинтересованного лица администрации города Ставрополя <данные изъяты> в судебном заседании возражал против удовлетворения требований заявителей, поддержал возражения министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства, просил суд отказать заявителям в удовлетворении требований, пояснил, что решение Октябрьского районного суда г. Ставрополя от 06.11.2012 года администрация города Ставрополя исполнила и включила семью Касперовых в список – участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище», но министерство строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Ставропольского края не была участником процесса. Администрация города Ставрополя не может отказывать включать в список претендентов по причине наступления того или иного возраста, поскольку это не входит в их полномочия.
Выслушав объяснения сторон, исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства в совокупности по правилам ст. 67 ГПК РФ, суд находит требования подлежащими удовлетворению частично в связи со следующим.
В соответствии со ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.
Согласно ст. 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
В соответствии со ст. 12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется, в том числе и путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
В соответствии с ч. 2 ст. 61 ГПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица.
В судебном заседании установлено, что заявители Касперов А.В. и Касперова О.А. с 20 июля 2001 года состоят в зарегистрированном браке, имеют несовершеннолетних детей Касперова В.А. и Касперову А.А.
Судом установлено и не оспаривается участниками процесса, что семья заявителей с 12 июля 2010 года и по настоящее время является участником муниципальной целевой программы «Обеспечение жильем молодых семей в городе Ставрополе» в составе четырех человек: <данные изъяты>, что подтверждается также материалами дела.
В 2002 - 2010 годах условия предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья регулировались Постановлением Правительства РФ от 17.09.2001 № 675 «О федеральной целевой программе «Жилище» на 2002 - 2010 годы», Постановлением Правительства Российской Федерации № 285 от 13.05.2006 «Об утверждении Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья в рамках реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 - 2010 годы».
С 2011 года и по настоящее время, условия предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья регулируются Постановлением Правительства РФ от 17.12.2010 № 1050, которым утверждена Федеральная целевая программа «Жилище» на 2011 – 2015 годы», включающая подпрограмму «Обеспечение жильем мол-дых семей «Федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы», Приложением № 3 к подпрограмме являются Правила предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования.
В 2010 году администрация города Ставрополя нарушила право семьи заявителей быть включенной до 1 сентября 2010 года в первую очередь в список молодых семей – участников подпрограммы, для получения социальной выплаты на приобретение жилья, как семью, поставленную на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005 года, (пункты 21, 22 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья в рамках реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 - 2010 годы, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13 мая 2006 года № 285, которые действовали в то время).
Как следует из материалов дела, заявители, в целях восстановления нарушенного права на первоочередное получение социальной выплаты на приобретение жилья, обжаловали бездействие администрации города Ставрополя и обратились в суд.
Судом установлено, что решением от 6 ноября 2012 года Октябрьский районный суд города Ставрополя постановил:
- признать бездействие администрации города Ставрополя в части не включения молодой семьи составом три человека: <данные изъяты> в первую очередь в список молодых семей – участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище», для получения социальной выплаты на приобретение жилья в 2010, 2011, 2012 году незаконными;
- обязать администрацию города Ставрополя включить молодую семью составом четыре человека: <данные изъяты>, в первую очередь в список молодых семей - участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище», для получения социальной выплаты на приобретение жилья в 2013 году.
В судебном заседании установлено, что указанным решением от 06 ноября 2012 Октябрьский районный суд г. Ставрополя признал факт нарушения жилищного права семьи заявителей в 2010, 2011, 2012 году и подтвердил право их семьи быть включенной в первую очередь в список молодых семей – участников подпрограммы для получения социальной выплаты на приобретение жилья в 2013 году.
Решение Октябрьского районного суда города Ставрополя от 6 ноября 2012 года вступило в законную силу 5 марта 2013 года и в целях его исполнения и восстановления нарушенного права семьи заявителей, администрация города Ставрополя 31 июля 2013 года направила в адрес министерства строительства и архитектуры Ставропольского края, (уполномоченный орган исполнительной власти Ставропольского края, который реализует мероприятия подпрограммы по Ставропольскому краю) список молодых семей – претендентов на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения в 2013 году по городу Ставрополю, включив в данный список семью заявителей, что также подтверждается материалами дела и не оспаривается участниками процесса.
4 ноября 2013 года, заявителями получено письмо (исходящий № 6586/10 от 24.10.2013) от министерства строительства и архитектуры Ставропольского края (в настоящее время Министерство строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Ставропольского края) о том, что их семья не может претендовать на получение социальной выплаты в рамках подпрограммы с 15 ноября 2010 года. В качестве основания, министерство строительства указало на пункт 6 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования (Приложение № 3 к подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011 – 2015 годы»), утвержденных Постановлением Правительства РФ от 17.12.2010 № 1050 «О федеральной целевой программе «Жилище» на 2011 - 2015 годы», то есть причиной отказа явилось достижения одним супругом Касперовым <данные изъяты> возрастного ограничения 35 лет на момент формирования министерством строительства списка молодых семей – претендентов на получение социальной выплаты в 2013 году.
Суд считает, что бездействие министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Ставропольского края в части не включения в 2013 году семьи заявителей в сводный список молодых семей – участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011 - 2015 годы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, а также отказ министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Ставропольского края включить в 2013 семью заявителей в списки молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в соответствующем 2013 году в рамках подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011 - 2015 годы являются незаконными в силу следующего.
Решением от 6 ноября 2012 года Октябрьский районный суд города Ставрополя признал бездействие администрации города Ставрополя в части не включения семьи заявителей, в первую очередь в список молодых семей - участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище», для получения социальной выплаты на приобретение жилья в 2010, 2011, 2012 году незаконным.
Этим же решением от 6 ноября 2012 года Октябрьский районный суд города Ставрополя установил, что администрация города Ставрополя обязана была до 1 сентября 2010 года сформировать список молодых семей – участников подпрограмм, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году и включить семью заявителей в указанный список в первую очередь, как семью, поставленную на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005 года в соответствии с пунктом 22 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья в рамках реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 – 2010 годы, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13 мая 2006 год № 285.
Октябрьский районный суд города Ставрополя решением от 06 ноября 2012 обязал администрацию города Ставрополя включить семью заявителей в первую очередь в список молодых семей - участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище», для получения социальной выплаты на приобретение жилья в 2013 году.
Поскольку семья заявителей должна была быть включена в списки молодых семей участников подпрограммы до 1 сентября 2010 года, то соответственно эта дата имеет существенное значение для реализации их права получить социальную выплату в 2010 году, и с учетом положений ст. 12 ГК РФ и в настоящее время.
Признание судом права семьи заявителей быть включенной в первую очередь в список молодых семей для получения социальной выплаты именно с даты 1 сентября 2010 года неразрывно связано с правом их семьи быть включенной в сводный список и список молодых семей – претендентов на получение данной социальной выплаты министерством строительства в 2010 году.
Судом установлено, что Приказами Минстроя Ставропольского края от 20.07.2010 № 275 и от 29.10.2010 № 354 были утверждены, действующие в то время Административные регламенты исполнения министерством строительства и архитектуры Ставропольского края государственной функции по реализации в Ставропольском крае подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 - 2010 годы» (срок действия административных регламентов с 20.07.2010 по 29.10.2010 и с 29.10.2010 по 29.03.2012).
В соответствии с пунктом 3.3.8. Административного регламента исполнения министерством строительства и архитектуры Ставропольского края государственной функции по реализации в Ставропольском крае подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 - 2010 годы, утвержденного Приказом Минстроя Ставропольского края от 29.10.2010 № 354 (далее «Административный регламент») органы местного самоуправления до 01 сентября года, предшествующего планируемому году, формируют по дате подачи заявлений списки молодых семей - участников Подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, и представляют эти списки в срок до 25 сентября года, предшествующего планируемому году в министерство строительства.
В первую очередь в списки включаются молодые семьи - участники Подпрограммы, поставленные на учет в качестве нуждающихся на улучшение жилищных условий до 01 марта 2005 года.
Согласно пункту 3.3.9. административного регламента Министерство строительства на основании списков молодых семей - участников Подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, поступивших от органов местного самоуправления, в срок до 25 октября года, предшествующего планируемому году на основании решения комиссии, созданной для организации работы по реализации в Ставропольском крае Подпрограммы, утвержденной приказом министерства от 05 апреля 2010 г. N 196 «О создании комиссии для организации работы по реализации в Ставропольском крае подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей в Ставропольском крае на 2010 - 2012 годы» краевой целевой программы «Жилище» в Ставропольском крае на 2010 - 2012 годы» формирует и утверждает сводный список молодых семей - участников Подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году.
В соответствии с пунктом 3.6.1. административного регламента Министерство строительства в течение 20 дней, после доведения Министерством регионального развития Российской Федерации предварительных контрольных цифр, утверждает списки молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в текущем году на основании сводного списка с учетом необходимых изменений, которые вносятся на основании решения Комиссии, и с учетом предварительных контрольных цифр, определенных Министерством регионального развития Российской Федерации, и размера бюджетных ассигнований, предусмотренных в бюджете Ставропольского края и местных бюджетах на соответствующий год на софинансирование мероприятий Подпрограммы, а при наличии средств, предоставляемых организациями, участвующими в реализации Подпрограммы, за исключением организаций, предоставляющих такие жилищные кредиты и займы, с учетом указанных средств.
Суд считает, что поскольку семья заявителей на момент первоначального включения в программу и на момент, когда должна была быть включена администрацией города Ставрополя в первую очередь в список молодых семей для получения социальной выплаты (до 1 сентября 2010), а также на момент, когда должна была быть включена министерством строительства и архитектуры Ставропольского края в сводный список и в список молодых семей - претендентов на получение социальной выплаты в 2010 году в полном объеме соответствовала предъявленным требованиям, установленным Правилами, действующими в то время, в частности в соответствии с пунктом 5 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на 2002 – 2010 годы, в частности возраст каждого из супругов семьи заявителей в момент формирования министерством строительства сводного списка и списка молодых семей – претендентов на получение социальной выплаты в 2010 году не превышал 35 лет, оснований для отказа министерством строительства архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Ставропольского края от включения семьи заявителей в сводный список и список молодых семей – претендентов на получение социальной выплаты в рамках подпрограммы в 2013 году и в настоящее время не имеется.
Таким образом, при решении вопроса о включении молодой семьи в список семей на получение социальной выплаты Администрации г. Ставрополя следовало руководствоваться положениями пунктов 15, 17 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья в рамках реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 -2010 годы, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13 мая 2006 года № 285, пунктами 20, 21 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования (Приложение № 3 к подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011 - 2015 годы»), утвержденных Постановлением Правительства РФ от 17.12.2010 № 1050 «О федеральной целевой программе «Жилище» на 2011 - 2015 годы», согласно которым до 1 сентября года, Предшествующего планируемому, орган местного самоуправления муниципального образования формирует списки молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, и представляет эти списки в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
В связи с чем, достижение Касперовым А.В. предельного возраста 35 лет не являлось основанием для отказа включения молодую семью в списки молодых семей – претендентов на получение социальных выплат, поскольку в соответствии с п. "а" п. 18 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17.12.2010 N 1050, несоответствие молодой семьи требованиям, предусмотренным п. 6 настоящих Правил, в том числе и возрасту, является основанием для отказа в признании молодой семьи участницей подпрограммы. Указанными Правилами предусмотренная возможность внесения изменений в утвержденные списки молодых семей - претендентов на получение социальных выплат, а не исключения граждан из числа участников подпрограммы. Однако, достижение предельного возраста не является основанием для внесения изменений, влекущих исключение из программы.
Тот факт, что администрация города Ставрополя в 2010 году незаконно не включила семью заявителей в первую очередь в список молодых семей - участников подпрограммы, соответственно лишив их семью возможности получить социальную выплату в то время, не может являться основанием, в настоящее время, лишить семью заявителей возможности восстановить и реализовать это право (быть включенной в сводный список и списки молодых семей – претендентов и получить указанную социальную выплату).
С учетом положений ст. 12 ГК РФ регулирующей правило о способе защиты нарушенного права путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права и учитывая, что право семьи заявителей было нарушено в 2010 году, суд считает, что у министерства строительства архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Ставропольского края в настоящее время не имеется оснований отказывать от включения семьи заявителей в сводный список и список молодых семей – претендентов на получение социальной выплаты.
Довод представителя министерства строительства о том, что на сегодняшний день семья заявителей не может быть включена в список молодых семей – претендентов на получение социальных выплат в соответствующем году, так как возраст супруга в данной семье достиг возрастного ограничения (36 лет), установленного для участников подпрограммы пунктом 6 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на 2011 – 2015 годы, а также установленного пунктом 4 приказа министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Ставропольского края от 10 июня 2013 № 168 «О порядке формирования и утверждения списка молодых семей – претендентов на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения или создание объектов индивидуального жилищного строительства в соответствующем году по Ставропольскому краю» и в связи с этим, в настоящее время семья заявителей не может претендовать на получение социальной выплаты в рамках подпрограммы с 15 ноября 2010 года, судом не может быть принят во внимание, так как противоречит вступившему в законную силу решению Октябрьского районного суда города Ставрополя от 6 ноября 2012 года, которое обязывает включить в первую очередь семью заявителей в список молодых семей для получения социальной выплаты на приобретение жилья в 2013 году.
Поскольку семья заявителей в 2010 году отвечала всем требованиям, которые предъявлялись к молодым семьям, изъявившим желание быть участником подпрограммы, однако в силу незаконных действий со стороны администрации города Ставрополя выплату не получила, то это не должно каким-либо образом ущемлять право семьи заявителей получить социальную выплату в настоящее время, так как в противном случае нарушаются конституционные принципы равенства всех перед законом и возможности реализации гарантированных государством прав.
В данном случае, суд считает, что при наличии судебного акта, обязывающего включить семью заявителей в первую очередь в список молодых семей для получения социальной выплаты на приобретение жилья в 2013 году, ссылка министерства строительства на подпункт «а» пункта 6 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на 2011 – 2015 годы является неправомерной.
Подпункт «а» пункта 6 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на 2011 – 2015 годы, устанавливает, что участником, подпрограммы может быть молодая семья, в том числе молодая семья, имеющая одного и более детей, где один из супругов не является гражданином Российской Федерации, а также неполная молодая семья, состоящая из одного молодого родителя, являющегося гражданином Российской Федерации, и одного и более детей, соответствующая следующим условиям: возраст каждого из супругов либо одного родителя в неполной семье на день принятия органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации решения о включении молодой семьи - участницы подпрограммы в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году не превышает 35 лет.
То есть, указанной нормой установлено возрастное ограничение к супругам молодой семьи претендующей стать участником подпрограммы, а не возрастное ограничение к супругам молодой семьи, уже признанной участницей подпрограммы.
Согласно подпункту «а» пункта 18 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на 2011 – 2015 годы, несоответствие молодой семьи требованиям, предусмотренным пунктом 6 настоящих Правил, в том числе и возрасту, является основанием для отказа в признании молодой семьи участницей подпрограммы.
Исходя из толкования вышеуказанных норм, приведенные положения не регулируют порядок исключения молодой семьи из числа участников подпрограммы, а предусматривают требования, предъявляемые к лицам, претендующим на участие в подпрограмме. При этом возможность исключения граждан из числа участников подпрограммы указанными Правилами предоставления молодым семьям социальных выплат на 2011 – 2015 годы, в том числе в связи с достижением предельного возраста, не предусмотрена.
Суд, установил, что в настоящее время, семья заявителей является участником подпрограммы и не исключена из состава ее участников, каким либо решением (постановлением) уполномоченного органа, участвующего в реализации подпрограммы, в пределах предоставленных ему на это полномочий, в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 17.12.2010 № 1050 «О федеральной целевой программе «Жилище» на 2011 - 2015 годы».
В соответствии с ч. 1 ст. 249 ГПК РФ обязанности по доказыванию обстоятельств, послуживших основанием для принятия нормативного правового акта, его законности, а также законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих возлагаются на орган, принявший нормативный правовой акт, органы и лиц, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие).
В соответствии с пунктом 25 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 № 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих при рассмотрении дела по существу суду надлежит выяснять:
имеет ли орган (лицо) полномочия на принятие решения или совершение действия. В случае, когда принятие или непринятие решения, совершение или несовершение действия в силу закона или иного нормативного правового акта отнесено к усмотрению органа или лица, решение, действие (бездействие) которых оспариваются, суд не вправе оценивать целесообразность такого решения, действия (бездействия), например при оспаривании бездействия, выразившегося в непринятии акта о награждении конкретного лица;
соблюден ли порядок принятия решений, совершения действий органом или лицом в том случае, если такие требования установлены нормативными правовыми актами (форма, сроки, основания, процедура и т.п.). При этом следует иметь в виду, что о незаконности оспариваемых решений, действий (бездействия) свидетельствует лишь существенное несоблюдение установленного порядка;
соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного действия (бездействия) требованиям закона и иного нормативного правового акта, регулирующих данные правоотношения.
Основанием к удовлетворению заявления может служить нарушение требований законодательства хотя бы по одному из оснований, свидетельствующих о незаконности принятых решений, совершенных действий (бездействия).
Поскольку представителем министерства строительства, в судебное заседание не предоставлено каких либо доказательств, свидетельствующих о законности их действий (законном принятии решения об отказе семье заявителей от включения их в сводный список, а также в список молодых семей - претендентов на получение социальной выплаты в соответствующем году, законном исключении семьи заявителей из состава участников подпрограммы), в соответствии со ст. 249 ГПК РФ и ч. 2 ст. 6 Закона РФ «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан», то суд приходит к выводу о незаконности действий министерства строительства и считает, что семья заявителей имеет законное право быть включенной в указанные списки.
Факт нарушения прав семьи заявителей указанными выше действиями министерства строительства подтвержден письменными доказательствами представленными заявителями в судебное заседание в соответствии с ч. 1 ст. 4, ч. 1 ст. 56 ГПК РФ.
Делая вывод о нарушении прав заявителей в результате бездействия и отказа от включения в списки со стороны министерства строительства, суд оценивает и использует все доказательства в совокупности, достоверность каждого доказательства у суда не вызывает сомнений, все доказательства подтверждают и дополняют друг друга и в совокупности имеющиеся в материалах дела доказательства выявляют их однозначную связь с доказываемыми фактами.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 28 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 № 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих», исходя из положений ст. 258 ГПК РФ, суд удовлетворяет заявление об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права и свободы заявителя, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.
Суд считает, что отказ министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Ставропольского края семье заявителей от включения их в 2013 году в сводный список молодых семей – участников подпрограммы, а также отказ семье заявителей от включения их в 2013 в списки молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в рамках подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011 - 2015 годы по форме и содержанию не отвечают целям действующего законодательства, противоречат вступившему в законную силу решению Октябрьского районного суда города Ставрополя от 6 ноября 2012 года, нарушают пункты 6, 20, 21, 22, 23 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования (Приложение № 3 к подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011 – 2015 годы»), утвержденных Постановлением Правительства РФ от 17.12.2010 № 1050 «О федеральной целевой программе «Жилище» на 2011 - 2015 годы», п. 3 ч. 1 ст. 8 ГК РФ, подп. 2 ч. 2 ст. 11 ЖК РФ, ст. 6 Федерального конституционного закона «О судебной системе Российской Федерации», ч. 2 ст. 13 ГПК РФ.
В соответствии со ст. 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище.
В соответствии с п. 2 ст. 2 ЖК РФ органы государственной власти обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище путем предоставления субсидий для приобретения или строительства жилых помещений в установленном порядке.
Суд считает, что отказ министерства строительства включить семью заявителей в сводный список молодых семей – участников подпрограммы изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, а также в список молодых семей – претендентов на получение социальных выплат, является незаконным, нарушает гражданские и жилищные права семьи заявителей, подтвержденные судебным актом, препятствует семье заявителей восстановить и реализовать нарушенное в 2010 году право получить социальную выплату на приобретение жилья, установленное Подпрограммой «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011 – 2015 годы», утвержденной Постановлением Правительства РФ от 17.12.2010 № 1050 «О федеральной целевой программе «Жилище» на 2011 - 2015 годы», незаконно ограничивает семью заявителей, в том числе несовершеннолетних детей права на жилище, гарантированное статьей 40 Конституции Российской Федерации, нарушает принцип равенства участников жилищных отношений, установленный статьей 1 Жилищного кодекса РФ.
Учитывая изложенное, поскольку суд считает действия министерства строительства незаконными, в целях устранения нарушений прав заявителей, суд считает возможным возложить на министерство строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Ставропольского края обязанность включить семью заявителей составом 4 человека: <данные изъяты> в список молодых семей - претендентов на получение социальной выплаты на приобретение жилья в рамках подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011 - 2015 годы.
Требование заявителей о возложении на министерство строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Ставропольского края в течение 10 дней, с даты включения их семьи в список молодых семей - претендентов на получение социальной выплаты на приобретение жилья в 2014 году в рамках подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011 - 2015 года, довести до сведения администрации города Ставрополя выписку из утвержденного списка молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в соответствующем 2014 году, подтверждающую включение в указанный список семьи заявителей не подлежит удовлетворению в силу того, что указанная обязанность министерства строительства предусмотрена п. 24 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования (Приложение № 3 к подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011 – 2015 годы»), утвержденных Постановлением Правительства РФ от 17.12.2010 № 1050 «О федеральной целевой программе «Жилище» на 2011 - 2015 годы».
Частью 1 статьи 98 ГПК РФ предусмотрено, что стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 96 данного кодекса.
Статья 103 ГПК РФ в случае, если иск удовлетворен частично, а ответчик освобожден от уплаты судебных расходов, издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, взыскиваются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, с истца, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально той части исковых требований, в удовлетворении которой ему отказано.
Таким образом, в случае удовлетворения требований истца, она подлежит взысканию с ответчика, если последний не освобожден от уплаты судебных расходов, к которым отнесена и государственная пошлина (часть 1 статьи 88 ГПК РФ).
Министерство строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Ставропольского края, выступающее по настоящему делу в качестве заинтересованного лица, освобождено от уплаты государственной пошлины на основании подп. 19 п. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации, в связи с чем, требование заявителей о взыскании с министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Ставропольского края в пользу Касперова <данные изъяты>, Касперовой <данные изъяты>, судебные расходы в виде уплаченной государственной пошлины за подачу заявления в размере <данные изъяты> рублей не подлежит удовлетворению.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░.░., ░░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░> ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░-░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░-░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░-░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░-░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░. ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ – ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░-░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ 4 ░░░░░░░░: ░░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░> ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ - ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░» ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ «░░░░░░» ░░ 2011 - 2015 ░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ 2013 ░░░░ ░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░-░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ 4 ░░░░░░░░: <░░░░░░ ░░░░░░> ░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ - ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░» ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ «░░░░░░» ░░ 2011 - 2015 ░░░░ ░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░-░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ 4 ░░░░░░░░: ░░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░> ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ - ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░» ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ «░░░░░░» ░░ 2011 - 2015 ░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░-░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ 4 ░░░░░░░░: ░░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░> ░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ - ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░» ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ «░░░░░░» ░░ 2011 - 2015 ░░░░.
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░.░., ░░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░> ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░-░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ 10 ░░░░, ░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ 4 ░░░░░░░░: <░░░░░░ ░░░░░░> ░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ - ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ 2014 ░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░» ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ «░░░░░░» ░░ 2011 - 2015 ░░░░, ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ - ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ 2014 ░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░-░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░>, ░░░░░░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░>, ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░> - ░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ 11 ░░░░░ 2014 ░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░
░░░░░ ░░░░░:
░░░░░ ░.░. ░░░░░░