№ 2-393/2021
УИД 56RS0028-01-2021-000443-40
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
«23» июня 2021 года п. Переволоцкий
Переволоцкий районный суд Оренбургской области в составе председательствующего судьи Е.И. Расчупко,
при секретаре Дударь О.В.,
с участием: представителя истца ст. помощника прокурора Переволоцкого района Босова А.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Переволоцкого района Оренбургской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования Преторийский сельсовет Переволоцкого района Оренбургской области об обязании создать маневренный жилищный фонд,
установил:
истец прокурор Переволоцкого района Оренбургской области в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с данным иском, указав, что прокуратурой Переволоцкого района проведена проверка исполнения администрацией муниципального образования Преторийский сельсовет Переволоцкого района Оренбургской области жилищного законодательства. В ходе проверки установлено, что на территории муниципального образования Преторийский сельсовет Переволоцкого района Оренбургской области маневренный жилищный фонд не создан. Обязанность по созданию маневренного жилищного фонда прямо предусмотрена законом, возложена на органы местного самоуправления и не ставится в зависимость от каких-либо условий, в том числе нуждаемости и необходимости. Отсутствие маневренного жилищного фонда создает угрозу нарушения прав граждан, как проживающих в настоящее время на территории муниципального образования, так и в последующее время, оказавшихся в ситуации, когда в силу определенных обстоятельств они становятся нуждающимися во внеочередном предоставлении жилого помещения по правилам, предусмотренным статьей 95 Жилищного кодекса Российской Федерации. Действующее законодательство не связывает выполнение органами местного самоуправления требований по созданию маневренного жилищного фонда с их финансовыми возможностями. Отсутствие финансовой возможности на их выполнение не может являться основанием для непринятия мер к созданию маневренного жилищного фонда. Просит обязать администрацию муниципального образования Преторийский сельсовет Переволоцкого района Оренбургской области в срок до ДД.ММ.ГГГГ создать маневренный жилищный фонд на территории муниципального образования Преторийский сельсовет Переволоцкого района Оренбургской области.
Представитель ответчика администрации муниципального образования Преторийский сельсовет Переволоцкого района Оренбургской области в судебное заседание не явился, извещен о рассмотрении дела надлежащим образом. В соответствии со ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие указанного лица.
В судебном заседании представитель истца ст. помощник прокурора Переволоцкого района Босов А.С иск поддержал, просил удовлетворить, обосновав доводами, изложенными в исковом заявлении.
Из письменных возражений ответчика на иск следует, что заявленные прокурором требования ответчик полагает не обоснованными и не подлежащими удовлетворению, поскольку они не содержат ссылок на нормы права, непосредственно обязывающие администрацию поселения к созданию маневренного фонда, не содержат указаний на обстоятельства, создающие угрозу нарушения жилищных прав граждан. На территории муниципального образования отсутствует категория граждан, для которой предназначен маневренный фонд в соответствии со ст. 95 ЖК РФ. Отсутствует финансовая возможность исполнить данные требования, поскольку данный вид расходов не предусмотрен бюджетом. Прокурором не обозначено, где и в каком объеме должен быть создан маневренный жилой фонд, что влечет невозможность исполнения решения суда.
Выслушав ст. помощника прокурора, изучив материалы дела, суд пришел к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 1 Жилищного кодекса Российской Федерации жилищное законодательство основывается на необходимости обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище, его безопасности, на неприкосновенности и недопустимости произвольного лишения жилища, на необходимости беспрепятственного осуществления вытекающих из отношений, регулируемых жилищным законодательством, прав, а также на признании равенства участников регулируемых жилищным законодательством отношений по владению, пользованию и распоряжению жилыми помещениями, если иное не вытекает из настоящего Кодекса, другого федерального закона или существа соответствующих отношений, на необходимости обеспечения восстановления нарушенных жилищных прав, их судебной защиты, обеспечения сохранности жилищного фонда и использования жилых помещений по назначению.
На основании части 3 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее по тексту – Федеральный закон № 131-ФЗ) к вопросам местного значения сельского поселения относятся вопросы, предусмотренные пунктами 1 - 3, 9, 10, 12, 14, 17, 19 (за исключением использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения), 20 (в части принятия в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации решения о сносе самовольной постройки, решения о сносе самовольной постройки или приведении ее в соответствие с установленными требованиями), 21, 28, 30, 33 части 1 настоящей статьи. Законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений за сельскими поселениями могут закрепляться также другие вопросы из числа предусмотренных частью 1 настоящей статьи вопросов местного значения городских поселений (за исключением вопроса местного значения, предусмотренного пунктом 23 части 1 настоящей статьи).
В статье 4 Закона Оренбургской области от 21.02.1996 «Об организации местного самоуправления в Оренбургской области» указано, что за сельскими поселениями помимо вопросов, предусмотренных частью 3 статьи 14 Федерального закона № 131-ФЗ, закрепляются вопросы, предусмотренные пунктами 4, 5, 6, 7, 7.1, 7.2, 8, 11, 13, 13.1, 15, 18, 20, 22, 24, 26, 27, 31, 32, 33.1, 33.2, 34, 37, 38 части 1 статьи 14 Федерального закона № 131-ФЗ.
По смыслу приведенных положений законов и исходя из содержания пункта 6 части 1 статьи 14 Федерального закона № 131-ФЗ, разрешение вопросов обеспечения проживающих в поселении и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством, закреплено за сельскими поселениями.
В соответствии с частью 2 статьи 19 Жилищного кодекса Российской Федерации муниципальный жилищный фонд представляет собой совокупность жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальным образованиям.
Согласно положениям частей 1, 9 статьи 14 Жилищного кодекса Российской Федерации к компетенции органов местного самоуправления в области жилищных отношений относится учет муниципального жилищного фонда и осуществление контроля за его использованием и сохранностью.
Кроме того, к компетенции органов местного самоуправления относится определение порядка предоставления жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда.
Как следует из содержания пункта 3 части 1 статьи 92 Жилищного кодекса Российской Федерации, к жилым помещениям специализированного жилищного фонда (далее - специализированные жилые помещения) относятся также жилые помещения маневренного фонда.
В качестве специализированных жилых помещений используются жилые помещения государственного и муниципального жилищных фондов. Использование жилого помещения в качестве специализированного жилого помещения допускается только после отнесения такого помещения к специализированному жилищному фонду с соблюдением требований и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, за исключением случаев, установленных федеральными законами. Включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду специализированных жилых помещений и исключение жилого помещения из указанного фонда осуществляется на основании решения органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом.
Из положений статьи 95 Жилищного кодекса Российской Федерации следует, что жилые помещения маневренного фонда предназначаются для временного проживания:
1) граждан в связи с капитальным ремонтом или реконструкцией дома, в котором находятся жилые помещения, занимаемые ими по договорам социального найма;
2) граждан, утративших жилые помещения в результате обращения взыскания на эти жилые помещения, которые были приобретены за счет кредита банка или иной кредитной организации либо средств целевого займа, предоставленного юридическим лицом на приобретение жилого помещения, и заложены в обеспечение возврата кредита или целевого займа, если на момент обращения взыскания такие жилые помещения являются для них единственными;
3) граждан, у которых единственные жилые помещения стали непригодными для проживания в результате чрезвычайных обстоятельств;
4) иных граждан в случаях, предусмотренных законодательством.
Из системного толкования приведенных выше требований закона следует, что вопросы создания маневренного жилищного фонда, порядок предоставления жилых помещений этого фонда на территории сельских поселений <адрес>, относятся к компетенции исполнительных органов названных муниципальных образований.
В соответствии со статьей 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан.
В судебном заседании установлено, что в соответствии с решением прокурора Переволоцкого района от ДД.ММ.ГГГГ прокуратурой проведена проверка соблюдения жилищного законодательства администрацией муниципального образования Преторийский сельсовет Переволоцкого района Оренбургской области.
Согласно акту проверки и представленной прокурору информации жилые помещения маневренного фонда на территории муниципального образования отсутствуют.
Согласно п.6 ст. 5 Устава муниципального образования к вопросам местного значения поселения относится, в том числе, обеспечение проживающих в поселении и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством.
Суд приходит к выводу, что отсутствие маневренного жилищного фонда на территории муниципального образования Преторийский сельсовет Переволоцкого района Оренбургской области создает угрозу нарушения прав граждан, проживающих в этом населенном пункте и оказавшихся в ситуации, когда в силу определенных обстоятельств они становятся нуждающимися во внеочередном предоставлении жилого помещения по правилам, предусмотренным статьей 95 Жилищного кодекса РФ.
Создание маневренного жилищного фонда на конкретной территории муниципального образования относится к ведению исполнительных органов местного самоуправления для целей предотвращения нарушений жилищных прав граждан, оказавшихся в ситуации, когда в силу определенных обстоятельств они становятся нуждающимися во внеочередном предоставлении жилого помещения.
Суд полагает, что обязанность по созданию маневренного жилищного фонда прямо предусмотрена законом, возложена на органы местного самоуправления и не ставится в зависимость от каких-либо условий, в том числе нуждаемости и необходимости.
Вопреки доводам ответчика действующее законодательство не связывает выполнение органами местного самоуправления требований по созданию маневренного жилищного фонда с их финансовыми возможностями.
В связи с изложенным суд находит требования истца законными и обоснованными, подлежащими удовлетворению.
Руководствуясь ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
иск прокурора Переволоцкого района Оренбургской области в интересах неопределенного круга лиц удовлетворить.
Обязать администрацию муниципального образования Преторийский сельсовет Переволоцкого района Оренбургской области в срок до ДД.ММ.ГГГГ создать маневренный жилищный фонд на территории муниципального образования Преторийский сельсовет Переволоцкого района Оренбургской области.
Решение может быть обжаловано в Оренбургский областной суд через Переволоцкий районный суд в течение месяца со дня его вынесения в окончательной форме.
Судья Е.И. Расчупко
Мотивированное решение изготовлено 29.06.2021
Судья Е.И. Расчупко