Дело № 2-648/17
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
25 мая 2017 года г. Ставрополь
Октябрьский районный суд г. Ставрополя в составе:
Председательствующего по делу судьи Кузнецовой Н.М.
при секретаре Алексееве Д.А.,
с участием: представителя истца по доверенности Фоменко А.В.,
представителя ответчика администрации г. Ставрополя и третьего лица Комитета городского хозяйства администрации г. Ставрополя по доверенностям Каменева А.Ю.
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску Бондаренко Н. Г. в интересах несовершеннолетнего Бондаренко С. В. к администрации г. Ставрополя о признании незаконным постановления об отказе в принятии на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, обязании администрации принять несовершеннолетнего Бондаренко С. В., страдающего тяжелой формой хронического заболевания, на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях,
У С Т А Н О В И Л:
Бондаренко Н.Г. обратилась в суд с иском в интересах несовершеннолетнего Бондаренко С.В. к администрации <адрес> о признании незаконным постановления администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «Об отказе в принятии на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях», об обязании администрации <адрес> принять ее и ее несовершеннолетнего ребенка Бондаренко С. В., страдающего тяжелой формой хронического заболевания, на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Определение суда от ДД.ММ.ГГГГ судом принят отказ от части исковых требований об обязании администрации <адрес> принять ее Бондаренко Н.Г. на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
В обоснование своих требований она указала, что она является матерью сына инвалида -Бондаренко С. В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, категории «ребенок -инвалид», что подтверждается справкой № №, страдающего заболеванием, отнесенным Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № к перечню тяжелых хронических заболеваний.
ДД.ММ.ГГГГ она представила в МКУ «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг в городе Ставрополе» все необходимые документы согласно перечню по услуге «Прием заявлений, документов, а также принятие граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях».
Постановлением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № семье Бондаренко Н.Г., имеющей ребенка-инвалида, отказано в принятии на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях в связи с непредставлением документов, предусмотренных частью 4 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации. ДД.ММ.ГГГГ ей направлено извещение № об отказе в принятии ее на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, по причине того, что в представленных документах отсутствует документ, подтверждающий право пользования указанным жилым помещением, а также, что в материалах дела отсутствуют копии страниц паспорта заявителя.
Отказ администрации <адрес> в принятии ее семьи составом 2 человека на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях является незаконным и нарушает ее права, поскольку она представила все необходимые документы, предусмотренные частью 4 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации и пунктами 2.6 раздела 2 административного регламента предоставление муниципальной услуги.
При подаче документов в офис МКУ «МФЦ в <адрес>» ей были представлены копии всех страниц паспорта, а также подлинный паспорт, свидетельство о государственной регистрации права заявителя, что подтверждается распиской о получении документов от ДД.ММ.ГГГГ.
В постановлении администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № отсутствует указание на основания отказа с обязательной ссылкой на конкретные нарушения.
Просила суд признать незаконным постановления администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «Об отказе в принятии на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях», обязать администрацию <адрес> принять ее несовершеннолетнего ребенка Бондаренко С. В., страдающего тяжелой формой хронического заболевания, на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Истец Бондаренко Н.Г. в судебное заседание не явилась, представив заявление с просьбой рассмотреть дело в ее отсутствие с участием ее представителя по доверенности ФИО5
Представитель истца по доверенности ФИО5 в судебном заседании заявленные требования поддержал по изложенным основаниям, просил суд их удовлетворить, поскольку у несовершеннолетнего ребенка-инвалида имеется законное право быть принятым на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, однако орган местного самоуправления отказал в реализации такого права. По его мнению независимо с каким заявлением обратилась его доверитель, на состав семьи или на одного человека, имеющего такое право, органу местного самоуправления следовало разрешить вопрос о постановке на учет несовершеннолетнего ребенка Бондаренко С. В., страдающего тяжелой формой хронического заболевания, на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Представитель ответчика администрации г Ставрополя и третьего лица Комитета городского хозяйства администрации <адрес>, действующий по доверенности ФИО6 возражал против удовлетворения заявленных требований, считал оспариваемое постановление законным и обоснованным, представил письменные возражения на иск, в которых указал, что Бондаренко Н.Г. не имеет права состоять на учете граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях в администрации <адрес>, в связи с непредставлением документов, предусмотренных частью 4 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации и пунктом 2.6 раздела 2 административного регламента предоставления муниципальной услуги «Прием заявлений, документов, а также принятие граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях», утвержденного постановлением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №.
В представленных документах помимо договора найма жилого помещения отсутствуют:
страницы паспорта с предыдущих мест регистрации, что не позволяет сделать вывод о том, имелась ли нуждаемость у семьи заявителя;
домовой книги, поквартирной карточки, похозяйственной книги, свидетельства о государственной регистрации права собственности по месту регистрации с ноября 2011 года по ДД.ММ.ГГГГ
Отсутствующие в материалах учетного дела документы не могли быть запрошены органом местного самоуправления в рамках межведомственного взаимодействия. Кроме того, заявитель, обращаясь с таким заявлением, просила рассмотреть вопрос о принятии на учет составом семьи из двух человек, который и разрешался по существу, с учетом порядка предоставления документов, тогда как в период судопроизводства, изменила свое решение и просит поставить на учет только ребенка инвалида. Однако с таким заявлением, она не обращалась, такой вопрос не рассматривался, и она не лишена возможности обратится с ним.
Суд, выслушав стороны, исследовав представленные доказательства в их совокупности, приходит к выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований, по следующим основаниям.
Судом установлено, что состав семьи истца Бондаренко Н.Г. 2 человека: она, сын Бондаренко С. В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, что подтверждается справкой о составе семьи от ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно справке МСЭ-2014 № Бондаренко С. В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения является ребеноком-инвалидом, страдающим заболеванием, отнесенным Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № к перечню тяжелых хронических заболеваний.
Согласно копии домовой книги <адрес> по адресу <адрес>, семья истца зарегистрирована по указанному адресу.
Свидетельством о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ <адрес> подтверждается, что <адрес> по адресу <адрес> принадлежит на праве собственности ФИО3, что также следует из выписки из ЕГРП от ДД.ММ.ГГГГ.
Площадь жилого помещения составляет 43,8 кв. м., что подтверждается также техническим паспортом квартиры.
Как усматривается из материалов учетного дела, семья Бондаренко Н.Г, проживает по адресу <адрес> на основании договора краткосрочного найма жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ.
Из выписок из ЕГРП от ДД.ММ.ГГГГ следует, что Бондаренко Н.Г. и Бондаренко С.В. собственниками недвижимого имущества не являются.
Согласно части 3 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации, принятие па учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства либо через многофункциональный центр в соответствии с заключенным ими в установленном Правительством Российской Федерации порядке соглашением о взаимодействии. С заявлением о принятии на учет должны быть представлены документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях (часть 4 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации).
В соответствии со статьей 17 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством. Инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет после ДД.ММ.ГГГГ, обеспечиваются жилым помещением в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.
В статье 54 Жилищного кодекса Российской Федерации установлены правила отказа в принятии гражданина на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, а именно если:
не были представлены документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях;
были представлены документы, которые не подтверждают право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях;
граждане, которые с намерением приобретения права состоять в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма. Как уже отмечалось, в таких случаях граждане, намеренно ухудшившие свои жилищные условия, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее, чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий. Если этот срок не истек, то соответствующим гражданам будет отказано в принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях на основании п.3 ч.1 статьи 54 Кодекса.
Прием заявлений, документов, а также принятие граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях регламентируется также административным регламентом предоставления муниципальной услуги «Прием заявлений, документов, а также принятие граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях», утвержденным постановлением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №.
К числу граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, пунктом 4 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации отнесены граждане, являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Данная норма направлена на защиту интересов указанных в ней граждан и охрану здоровья иных лиц, проживающих с ними в одной квартире.
Согласно части первой статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 указанной статьи случаев.
Между тем для отдельных категорий граждан законодатель предусмотрел возможность предоставления жилого помещения по договорам социального найма во внеочередном порядке.
Согласно пункту 3 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, при которых совместное проживание с ними в одной квартире невозможно и указанных в перечне, утверждаемом уполномоченным Правительством Российской Федерации органом.
Таким образом, эта норма устанавливает особый (льготный) порядок реализации жилищных прав указанных в ней категорий граждан.
Статьей 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" определено, что инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации
Статья 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" подлежит применению в системной взаимосвязи с положениями этого же федерального закона и нормами жилищного законодательства.
Внеочередной (льготный) порядок обеспечения жилым помещением инвалидов, страдающих тяжелой формой хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание, Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" не устанавливает.
Пунктом 2 Правил предоставления льгот инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27 июля 1996 г. N 901, определены основания признания инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающимися в улучшении жилищных условий для принятия их на учет.
Согласно пункту 6 указанных выше правил жилые помещения инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, предоставляются на каждого члена семьи в пределах нормы, устанавливаемой органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Дополнительная жилая площадь в виде отдельной комнаты предоставляется инвалидам в соответствии с перечнем заболеваний, утвержденным Правительством Российской Федерации. Предоставление инвалиду жилого помещения в домах государственного или муниципального жилищного фонда осуществляется с учетом его права на дополнительную жилую площадь.
Данный пункт также не устанавливает права внеочередного предоставления жилого помещения членам семьи инвалида, а лишь разъясняет, какой размер и вид жилой площади (в виде отдельной комнаты) подлежит предоставлению инвалиду.
К такой категории граждан, имеющих право на внеочередное обеспечение жилой площадью по договору социального найма, относится исключительно несовершеннолетний Бондаренко С.В.. Иные члены семьи таким правом не обладают, в связи с чем, суд пришел к выводу о том, что Бондаренко С.В., являясь получателем жилищной льготы, вправе претендовать на отдельное жилое помещение во внеочередном порядке по договору социального найма с учетом имеющегося у него права на дополнительную жилую площадь, тогда как иные члены семьи, в частности Бондаренко Н.Г., таким правом внеочередного порядка обеспечения жилым помещением не обладают, поэтому обоснованно отказано в постановке на учет по данным основаниям на семью из 2-х человек. При этом, следует учесть, что истец обращалась о постановке на учет именно семьи из двух человек, что следует из заявления, полагая о наличии права на постановку на учет с целью получения жилого помещения в будущем именно составом семьи 2-х человек. С требованием о постановке на учет непосредственно сына Бондаренко С.В., 2003 года рождения заявитель не обращалась, что прямо следует из материалов. Доводы, представителя истца, о том, что независимо с каким заявлением обратилась ФИО8, на состав семьи или непосредственно для реализации права её несовершеннолетнего ребенка, то орган местного самоуправления обязан был рассмотреть вопрос относительно постановки на учет в качестве нуждающегося, в данном случае является не состоятельным, поскольку это право граждан обращаться с конкретным заявлением, а соответствующий орган разрешает их в соответствии с Порядком и наличием такого права для реализации.
Кроме того, следует учесть, что для постановки на учет Бондаренко Н.Г. и несовершеннолетнего Бондаренко С.В., 2003 года рождения по основаниям, предусмотренным ч.1 ст.51 ЖК РФ, то для реализации данного права в порядке ст.52 ЖК РФ заявителю необходимо было представить пакет документов.
Из материалов учетного дела по заявлению Бондаренко Н.Г, следует, что в пакете предоставленных ею документов для постановки на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях отсутствуют страницы паспорта с предыдущих мест регистрации, что не позволяет сделать вывод о том, имелась ли нуждаемость у семьи заявителя; домовой книги, поквартирной карточки, похозяйственной книги, свидетельства о государственной регистрации права собственности по месту регистрации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии с ч. 4 ст. 52, п. 1 ч. 1 ст. 54 ЖК РФ отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается в случае, если не представлены подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Таким образом, требования, предусмотренные частью 4 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации и пунктом 2.6 раздела 2 административного регламента предоставления муниципальной услуги «Прием заявлений, документов, а также принятие граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях», утвержденного постановлением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №, Бондаренко Н.Г. при обращении в администрацию <адрес> за муниципальной услугой, соблюдены не были. Вопрос о постановке на учет, разрешался непосредственно на состав семьи.
Системное толкование норм закона и обстоятельства конкретного дела приводят суд к выводу, что отказ администрации муниципального образования в постановке семьи Бондаренко Н.Г. в качестве нуждающихся в жилых помещениях составом семьи два человека, она и несовершеннолетний ребенок-инвалид, в связи с непредставлением ею документов, предусмотренных ч. 4 ст. 52 ЖК РФ, является правомерным, соответствует нормам закона и не нарушает права заявителя, поскольку не лишает заявителя возможности при предоставлении полного пакета документов, соответствующих требованиям Регламента, обратиться в орган местного самоуправления повторно с заявлением о постановке на учет непосредственно лица, обладающего таким правом, в частности Бондаренко С.В., 2003 года рождения, о чем указано выше.
Таким образом, оснований для признания незаконным постановления муниципального органа от ДД.ММ.ГГГГ № «Об отказе в принятии на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях»», судом не установлено, в связи с чем, в данной части требования подлежат оставлению без удовлетворения.
Требование истца об обязательстве принять на учет граждан в качестве нуждающихся в жилом помещении ее несовершеннолетнего сына, которое неотъемлемо связано с требованием об оспаривании указанного решения, признанного судом обоснованным, подлежит оставлению без удовлетворения.
На основании вышеизложенного и руководствуясь ст.ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд,
РЕШИЛ:
исковые требования Бондаренко Н. Г. в интересах несовершеннолетнего Бондаренко С. В. к администрации <адрес> о признании незаконным постановления администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «Об отказе в принятии на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях», об обязании администрации <адрес> принять ее несовершеннолетнего ребенка Бондаренко С. В., страдающего тяжелой формой хронического заболевания, на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях- оставить без удовлетворения.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ставропольский краевой суд через Октябрьский районный суд г. Ставрополя в течение месяца.
Мотивированное решение суда изготовлено 30 мая 2017 года.
Судья подпись Н.М. Кузнецова
подлинник решения подшит в материалы гражданского дела № 2-648/17
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.