Дело №2-667/2012
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
31 октября 2012 года город Оса
Осинский районный суд Пермского края в составе судьи Пьянкова Д.А., при секретаре Качиной Е.А., с участием прокурора Белова А.В., представителя ответчика - ООО «ПГЭС-Оса» С., действующей по доверенности,
рассмотрев исковое рассмотрев заявление прокурора Осинского района к Администрации Осинского городского поселения, ООО «Пермгазэнергосервис-Оса», третьему лицу - 17 ОГПН о возложении обязанности по проведению ремонта пожарного гидранта,
УСТАНОВИЛ:
В Осинский районный суд поступило исковое заявление прокурора Осинского района к Администрации Осинского городского поселения, ООО «Пермгазэнергосервис-Оса», третьему лицу - 17 ОГПН в котором он просит:
Обязать муниципальное образование «Осинское городское поселение», ООО «Пермгазэнергосервис-Оса» произвести ремонт пожарного гидранта № 109, расположенного по адресу: <адрес>, в течение двух месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, и содержать его в исправном состоянии.
В обоснование исковых требований прокурором указано следующее:
Прокуратурой Осинского района Пермского края проведена проверка по обращению начальника ГУ «17 Отряд федеральной противопожарной службы по Пермскому краю». В ходе проверки было установлено, что на территории Осинского городского поселения по адресу: <адрес>, расположен пожарный гидрант № 109, который находится в неисправном состоянии. Согласно Акту проверки технического состояния пожарного гидранта от 04 мая 2012г. № 40 у данного ПГ нет возможности установить (накрутить) колонку. В связи с чем, в случае возникновения пожара, данный источник противопожарного водоснабжения не может быть использован по своему назначению.
На основании справки соответствия от 30.07.2009г., выданной ГУП «ЦТИ Пермского края», право собственности на водопроводные сети в г. Оса Пермского края принадлежит МО «Осинский муниципальный район» в соответствии с решением Малого Совета Осинского районного совета народных депутатов Пермской области №91 от 03.03.1992.
В соответствии с договором аренды муниципального имущества № 53 от 01.06.2004г. водопроводные сети, расположенные на территории г. Осы, были переданы администрацией Осинского муниципального района в аренду Обществу с ограниченной ответственностью «Пермгазэнергосервис-Оса». В течении всего срока действия договора арендатор муниципального имущества (ООО «ПГЭС-Оса») обязан поддерживать его техническое состояние, включая осуществление регулярного нормативного технического обслуживания, текущего ремонта и обеспечение необходимыми запасными частями.
Согласно передаточному акту имущества, находящегося в собственности Осинского муниципального района Пермского края и передаваемого в собственность Осинского городского поселения от 13 апреля 2012 года № 2, передающая сторона (администрация Осинского муниципального района) передала, а принимающая сторона (Осинское городское поселение) приняла в собственность имущество, согласно перечню, который является неотъемлемой частью указанного акта. Данный перечень составлен на основании перечня, утвержденного Законом Пермского края «О порядке разграничения имущества, находящегося в собственности муниципальных образований Пермского края» от 16.05.2011г. № 768-ПК.
На основании свидетельства о государственной регистрации права собственности от 18 мая 2012 года №, выданного Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю, с 18 мая 2012 года муниципальному образованию «Осинское городское поселение» принадлежат на праве собственности водопроводные сети на территории города Осы Пермского края, протяженностью 75816,35 метров, а также пожарные гидранты в количестве 146 штук.
На основании ст. ст. 1, 3, 22,34 Федерального закона от 21.12.1994 №69-ФЗ (ред. от 29.12.2010) "О пожарной безопасности" пожарная безопасность - состояние защищенности личности, имущества, общества государства от пожаров. Требования пожарной безопасности - специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом. Нарушение требований пожарной безопасности - невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности. Основными элементами системы обеспечения пожарной безопасности являются органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации, граждане, принимающие участие обеспечении пожарной безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Тушение пожаров представляет собой действия, направленные спасение людей, имущества и ликвидацию пожаров. Граждане имеют право на защиту их жизни, здоровья и имущества в случае пожара.
В соответствии со ст. ст. 68, 126,127 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" на территориях поселений и городских округов должны быть источники наружного или внутреннего противопожарного водоснабжения. К источникам наружного противопожарного водоснабжения относятся наружные водопроводные сети с пожарными гидрантами;
Пожарное оборудование (пожарные гидранты, гидрант-колонки, колонки) должно обеспечивать возможность подачи огнетушащих веществ к месту пожара с требуемым расходом и рабочим давлением, необходимым, для тушения пожара в соответствии с тактикой тушения пожаров. Пожарные гидранты должны устанавливаться на сетях наружного водопровода обеспечивать подачу воды для целей пожаротушения.
На основании Приказа МЧС РФ от 18.06.2003 N 313 «Об утверждении Правил пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03» (вместе с "ППБ 01-03...") сети противопожарного водопровода должны находиться в исправном состоянии и обеспечивать требуемый по нормам расход воды на нужды пожаротушения. Проверка их работоспособности должна осуществляться не реже двух раз в год (весной и осенью). Пожарные гидранты должны находиться в исправном состоянии, а в зимнее время должны быть утеплены и очищаться от снега и льда. В соответствии с п. 8.5 8.6 ГОСТ 8220-85 «Гидранты пожарные подземные» техническое состояние всех гидрантов проверяют два раза в год весной и осенью. Техническое обслуживание гидрантов включает проверку герметичности клапана.
Непринятие мер администрацией Осинского городского поселения и ООО «Пермгазэнергосервис-Оса» по содержанию пожарного гидранта в исправном состоянии, в случае возникновения пожара, может повлечь несвоевременное принятие мер к тушению пожара и наступление тяжких последствий в виде повреждения и уничтожения имущества, гибель людей. Нарушается право граждан на защиту их жизни, здоровья и имущества в случае пожара.
На основании со ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В соответствии со ст. 38 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут: собственники имущества; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом. (л.д.3-4).
Определением суда от 05 октября 2012 года к гражданскому делу №2-667/2012 были присоединены гражданские дела №2-668/2012, 2-669/2012, 2-670/2012, 2-671/2012, 2-672/2012, 2-673/2012, 2-674/2012, 2-675/2012, №2-676/2012, №2-677/2012, №2-678/2012 по искам прокурора к Администрации Осинского городского поселения, ООО «Пермгазэнергосервис-Оса», третьему лицу - 17 ОГПН по аналогичным основаниям, с аналогичными требованиями в отношении ремонта и содержания гидрантов - №106 по адресу: <адрес> (около кафе «<данные изъяты>»); №92 по адресу: <адрес>; №85 по адресу: <адрес>; №84 по адресу: <адрес>; №64 по адресу: <адрес>; №52 по адресу: <адрес>; №45 по адресу: <адрес>; №35 по адресу: <адрес>; №34 по адресу: <адрес>; №29 по адресу: г.Оса, перекресток <адрес>; №7 по адресу: <адрес>. (л.д.22-23, 30-31, 41-42, 52-53, 63-64, 74-75, 85-86, 96-97, 107-108, 118-119, 129-130, 140-141).
В предварительном судебном заседании представитель Администрации Осинского городского поселения заявила о несогласии с заявленными требованиями, сославшись на наличие договора аренды муниципального имущества, по которому ООО «Пермгазэнергосервис-Оса» осуществляет владение водопроводной сетью, и соответственно должно нести обязанность по содержанию гидрантов.
В предварительном судебном заседании Представитель ГУ «17 Отряд федеральной противопожарной службы по Пермскому краю» поддержал требования прокурора.
Представитель ООО «ПГЭС-Оса» в письменном отзыве просил отказать в требованиях прокурора, указав на то, что ООО «Пермгазэнергосервис-Оса» является арендатором муниципального имущества, предназначенного для водоснабжения и водоотведения, и действует на основании договора аренды муниципального имущества № 53 от 01.06.2004 г., заключенного между Комитетом имущественных отношений Администрации Осинского муниципального района Пермской области и ООО «Пермгазэнергосервис-Оса». Переданное муниципальное имущество по договору определено пообъектно и отражено в приложении № 1 к договору аренды № 53, которое является неотъемлемой частью договора аренды муниципального имущества. Пожарные гидранты, расположенные на территории Осинского городского поселения в аренду ООО «Пермгазэнергосервис-Оса» не передавались и соответственно полномочия по их обслуживанию, ремонту на ООО «Пермгазэнергосервис-Оса» не возлагались. (л.д. 150).
В судебное заседание не явились представитель ответчика - Администрации Осинского городского поселения, третьего лица - ГУ «17 Отряд федеральной противопожарной службы по Пермскому краю», извещенные надлежащим образом о месте и времени судебного заседания.
В судебном заседании прокурор на удовлетворении заявленных требований по доводам исковых заявлений настаивал.
Представитель ответчика - ООО «ПГЭС-Оса» просила в иске прокурора к Обществу отказать по доводам, изложенным в письменном отзыве.
Суд, заслушав мнение сторон, изучив представленные документы, приходит к следующему.
В судебном заседании установлено:
Согласно справкам соответствия, выданным Осинским филиалом ГУП «ЦТИ», передаточному акту от 13 апреля 2012 г., водопроводные сети (литер Св. протяженностью 75816,35 м.), в том числе и пожарные гидранты в количестве 146 штук принадлежали Муниципальному образованию «Осинский муниципальный район» (л.д 10,11.).
Договором аренды № 53 от 01. 06.2004 года между ООО «ПГЭС-Оса» и Комитетом имущественных отношений администрации Осинского района был заключен договор аренды, согласно которому ООО «ПГЭС-Оса» в том числе были переданы водопроводные сети протяженностью 75816,35 м. согласно приложению к договору.
Актом приема-передачи имущества по договору аренды имущество в составе водопроводных сетей и конкретного оборудования было передано ООО «ПГЭС-Оса» согласно приложению №1. Соглашениями от 30.05.2005., 20.05.2006., 20.05.2007., 25.05.2008. срок договора аренды продлялся, в настоящее время продлен до 31.05.2028.
Актом приема-передачи муниципального имущества от 25.05.2008. Комитетом имущественных отношений Осинского района имущество по договору аренды было передано ООО «ПГЭС-Оса».
В приложении к договору - Перечне муниципального имущества передаваемого в аренду по состоянию на 01.06.2008. передаваемое имущество также поименовано как собственно водопроводная сеть протяженностью 75816,35 м. так и конкретные технические объекты ее составляющие, однако пожарные гидранты, входящие в водопроводную сеть протяженностью 75816,35 м. в г.Оса в данном перечне не поименованы..
Таким образом, пожарные гидранты входящие в водопроводную сеть протяженностью 75816,35 м. в г.Оса, в перечень объектов входящих в состав передаваемого в аренду ООО «ПГЭС-Оса» не входили, не были включены в техническую документацию после заключения договора аренды из чего также следует, что они не передавались по договору аренды ответчику ООО «ПГЭС-Оса».
Доказательств того, что спорные пожарные гидранты передавался в аренду ООО «ПГЭС - Оса» по договору аренды от 01.06.2004 года, не представлены.
Согласно передаточному акту имущества от 13 апреля 2012 года в соответствии с Законом Пермского края «О порядке разграничения имущества, находящегося в собственности муниципальных образований Пермского края» от 16.05.2011г. № 768-ПК администрация Осинского муниципального района передала Осинскому городскому поселению в собственность имущество - водопроводные сету протяженностью 75816,35 м. (л.д.10).
18 мая 2012 года Муниципальному образованию «Осинское городское поселение» было выдано свидетельство о государственной регистрации права на водопроводные сети на территории города Осы Пермского края, протяженностью 75816,35 метров, а также пожарные гидранты в количестве 146 штук. (л.д.6).
Как следует из представленных суду документов, договор аренды муниципального имущества № 53 от 01. 06.2004 года заключенный между ООО «ПГЭС-Оса» и Комитетом имущественных отношений администрации Осинского района, в связи с изменением собственника имущества, не отменялся и не изменялся.
Из содержания искового заявления прокурора, актов проверки технического состояния (л.д.7, 34, 45, 56, 67, 78, 89, 100, 111, 122, 133, 144), следует, что указанные прокурором пожарные гидранты неисправны, содержится в ненадлежащем состоянии, не позволяющем их использовать при тушении пожаров:
пожарный гидрант №109, по адресу: <адрес> - у данного гидранта нет возможности установить (накрутить) головку;
пожарный гидрант №106 по адресу: <адрес> (около кафе «<данные изъяты>») - у данного гидранта слишком длинный шток;
пожарный гидрант №92 по адресу: <адрес> заглушен (ликвидирован);
пожарный гидрант №85 по адресу: <адрес> - у данного гидранта сдвинута горловина колодца;
пожарный гидрант №84 по адресу: <адрес> - у данного гидранта низко расположен стояк;
пожарный гидрант №64 по адресу: <адрес> - у данного гидранта квадрат штока не соответствует квадрату колонки;
пожарный гидрант №52 по адресу: <адрес> заглушен (ликвидирован);
пожарный гидрант №45 по адресу: <адрес> - у данного гидранта сдвинута горловина колодца;
пожарный гидрант №35 по адресу: <адрес> - данный гидрант завален мусором;
пожарный гидрант №34 по адресу: <адрес> - данный гидрант завален мусором;
пожарный гидрант №29 по адресу: г.Оса, перекресток <адрес> - у данного гидранта разбит стояк, имеется трещина в стояке;
пожарный гидрант №7 по адресу: <адрес> - у данного гидранта сдвинута горловина колодца.
Данные обстоятельства ответчиками не оспариваются.
Таким образом, что из представленных суду документов следует, что указанные прокурором пожарные гидранты неисправны и требуют проведения ремонта.
Оценивая доводы сторон и установленные обстоятельства, суд считает, что требования прокурора подлежат частичному удовлетворению по следующим основаниям.
Положениями ст. ст. 1, 3, 22, 34 Федерального закона от 21.12.1994 №69-ФЗ (ред. от 29.12.2010) "О пожарной безопасности" пожарная безопасность - состояние защищенности личности, имущества, общества государства от пожаров. Требования пожарной безопасности - специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом. Нарушение требований пожарной безопасности - невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности. Основными элементами системы обеспечения пожарной безопасности являются органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации, граждане, принимающие участие обеспечении пожарной безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Тушение пожаров представляет собой действия, направленные спасение людей, имущества и ликвидацию пожаров. Граждане имеют право на защиту их жизни, здоровья и имущества в случае пожара.
Ст.38 Федерального закона от 21.12.1994 №69-ФЗ (ред. от 29.12.2010) "О пожарной безопасности" установлено, что ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут: собственники имущества; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом.
Положениями ст. ст. 68, 126,127 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" на территориях поселений и городских округов должны быть источники наружного или внутреннего противопожарного водоснабжения. К источникам наружного противопожарного водоснабжения относятся наружные водопроводные сети с пожарными гидрантами;
Пожарное оборудование (пожарные гидранты, гидрант-колонки, колонки) должно обеспечивать возможность подачи огнетушащих веществ к месту пожара с требуемым расходом и рабочим давлением, необходимым, для тушения пожара в соответствии с тактикой тушения пожаров. Пожарные гидранты должны устанавливаться на сетях наружного водопровода обеспечивать подачу воды для целей пожаротушения.
Учитывая то, что в судебном заседании с достаточной полнотой установлено то обстоятельство, что пожарные гидранты неисправны, данное обстоятельство свидетельствует о нарушении владельцем гидрантов прав неопределенного круга лиц на пожарную безопасность, поскольку при возникновении пожара, ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций неисправность данного оборудования может повлечь несвоевременное тушение пожара и как следствие повреждение либо уничтожение имущества, вред здоровью или гибель людей.
В силу ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Согласно п. 1 ст. 615 ГКК РФ арендатор обязан пользоваться арендованным имуществом в соответствии с условиями договора аренды, а если такие условия в договоре не определены, в соответствии с назначением имущества.
Положения статьи 210 ГК РФ допускают, что бремя содержания имущества по договору может быть возложено на другое лицо (например, на арендатора в договоре аренды).
Согласно правилам п.1 ст. 615 ГК РФ арендатор должен использовать полученное имущество в соответствии с условиями, которые в этом договоре аренды содержатся. Чаще всего, они касаются целей эксплуатации, улучшений, обязанностей по уходу, ремонту и т. д.
В соответствии со ст. 606 ГК РФ по договору аренды арендодатель обязуется предоставить арендатору имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование.
В силу п.3 ст. 607 ГК РФ в договоре аренды должны быть указаны данные, позволяющие определенно установить имущество, подлежащее передаче арендатору в качестве объекта аренды. При отсутствии этих данных в договоре условие об объекте, подлежащем передаче в аренду, считается не согласованным сторонами, а соответствующий договор не считается заключенным.
Исходя из изложенного, учитывая, что собственником водопроводных сетей и дополнительного оборудования: смотровых колодцем 166 шт., задвижек - 240 шт., пожарных гидрантов - 146 шт., является Осинское городское поселение, а доказательств того, что спорные пожарные гидранты передавались в аренду ООО «ПГЭС - Оса» по договору аренды от 01.06.2004 не представлено, следовательно у данного лица не возникла обязанность по их содержанию, при таких обстоятельствах обязанность провести ремонт указанных пожарных гидрантов и содержать его в исправном состоянии должна быть возложена на собственника пожарного гидранта, то есть на администрацию Осинского муниципального района, поскольку в силу ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Поскольку ООО «ПГЭС - Оса» собственником пожарных гидрантов не является и, как установлено судом, в аренду ООО «ПГЭС - Оса» они не принимались, в иске прокурора о возложении на ООО «Пермгазэнергосервис - Оса» обязанности по проведению ремонта гидрантов и содержанию их в исправном состоянии необходимо отказать.
Пунктом 9 ч.1 ст.14 Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения поселений относятся: 9) обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения.
Согласно ч.1 ст.40 Устава Осинского городского поселения администрация поселения - исполнительно-распорядительный орган Осинского городского поселения, наделенный настоящим Уставом полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами Пермского края.
В связи с тем, что на органы местного самоуправления поселений возложена обязанность по обеспечению первичных мер пожарной безопасности, а также поскольку поселение является собственником указанных пожарных гидрантов, подлежат удовлетворению требования прокурора в части возложения обязанностей по ремонту и содержанию этого оборудования на Администрацию Осинского городского поселения.
Подлежит удовлетворению и требование прокурора в части обязать провести ремонт пожарных гидрантов в течение двух месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, поскольку в силу ч. 2 ст. 206 ГПК РФ в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Так как неисправное состояние пожарных гидрантов, в случае возникновения пожара, может повлечь несвоевременное принятие мер к тушению пожара и наступлению тяжких последствий в виде повреждения и уничтожения имущества, а также причинения вреда здоровью и гибель людей, установление срока для проведения ремонта пожарного гидранта в течение двух месяцев со дня вступления решения суда в законную силу является разумным сроком, в течение которого, можно организовать работу по ремонту вышеуказанных пожарных гидрантов.
На основании изложенного, руководствуясь ст.198, 199 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
Исковое заявление прокурора Осинского района удовлетворить частично.
Обязать Администрацию Осинского городского поселения в течение двух месяцев со дня вступления решения суда в законную силу провести ремонт пожарных гидрантов :
№109, расположенного по адресу: <адрес>;
№106 расположенного по адресу: <адрес> (около кафе «<данные изъяты>»);
№92 расположенного по адресу: <адрес>;
№85 расположенного по адресу: <адрес>;
№84 расположенного по адресу: <адрес>;
№64 расположенного по адресу: <адрес>;
№52 расположенного по адресу: <адрес>;
№45 расположенного по адресу: <адрес>;
№35 расположенного по адресу: <адрес>;
№34 расположенного по адресу: <адрес>;
№29 расположенного по адресу: г.Оса, перекресток <адрес>;
№7 расположенного по адресу: <адрес>,
и содержать их в исправном состоянии.
В удовлетворении требований прокурора к Обществу с ограниченной ответственностью «Пермгазэнергосервис - Оса» отказать.
Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Осинский районный суд в течение месяца с даты изготовления решения в окончательной форме.
С решением в окончательной форме стороны вправе ознакомиться, начиная с 06 ноября 2012 г.
Судья Д.А.Пьянков