дело № 2-12/2015
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
п. Суксун 13 января 2015 года
Суксунский районный суд Пермского края в составе:
председательствующего судьи Ярушиной А.А.,
зам. прокурора Суксунского района Мартюшевой Т.И.,
с участием представителя истца – Малининой Н.П., Козеловой Н.А., действующих по доверенности,
ответчика Обвинцева С.В.,
при секретаре Вязовиковой О.Б.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Администрации Суксунского муниципального района Пермского края к Обвинцеву С.В. о прекращении права собственности на жилое помещение в связи со сносом жилого помещения и предоставлении в собственность другого благоустроенного жилого помещения,
У С Т А Н О В И Л:
Администрация Суксунского муниципального района Пермского края обратилась в суд с иском к Обвинцеву С.В. о прекращении его права собственности на квартиру № № общей площадью <данные изъяты> кв.м., расположенную по адресу: <адрес>, в связи со сносом жилого помещения, признании права собственности на данную квартиру за МО «Суксунское городское поселение», прекращении права собственности МО «Суксунское городское поселение» и соответственно признании права собственности за Обвинцевым С.В. на квартиру № № в доме № №, общей площадью <данные изъяты> кв.м. по адресу: <адрес>.
В обоснование исковых требований администрация сослалась на то, что Обвинцеву С.В. принадлежит вышеуказанная квартира на основании договора передачи дома доли дома в собственность граждан от ДД.ММ.ГГГГ № №, регистрационного удостоверения от ДД.ММ.ГГГГ № № ДД.ММ.ГГГГ двухэтажный многоквартирный дом, расположенный по адресу: <адрес>, в котором расположена указанная квартира, был признан аварийным, и было принято решение о сносе многоквартирного дома.
Если аварийный дом, в котором находится жилое помещение собственника, включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, то собственник жилого помещения имеет право на предоставление другого жилого помещения либо его выкуп. При этом собственник имеет право выбора любого из названных способов обеспечения его жилищных прав.
ДД.ММ.ГГГГ состоялось собрание собственников помещений в многоквартирном дома, расположенном по адресу: <адрес>, и по результатам голосования общее собрание собственников и нанимателей помещений количеством голосов 82,14 % от общего числа всех собственников и нанимателей помещений в многоквартирном дома, утвердило следующий способ переселения граждан из аварийного жилищного фонда: по площади – мена на другое вновь построенное жилое помещение.
От переселения в жилое помещение общей площадью <данные изъяты> кв.м. по адресу: <адрес> ответчик Обвинцев С.В. отказался, в связи с чем истец просит выселить Обвинцева С.В. из квартиры № в аварийном многоквартирном доме N №, расположенном в <адрес>, прекратить право собственности на указанную квартиру, признать за ними право собственности на квартиру № в доме № по <адрес> и переселить его в данную квартиру.
В судебном заседании представители истца на исковых требованиях настаивали.
Ответчик с заявленными требованиями не согласен, в обоснование своих доводов указал, что собственник жилого помещения в признанном аварийным и подлежащим сносу многоквартирном доме, если такой дом включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, вправе требовать либо выплаты выкупной цены за изымаемое жилое помещение, либо предоставления другого благоустроенного жилого помещения на праве собственности. Жилищные права собственника жилого помещения в доме, признанном в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу, обеспечиваются в порядке, предусмотренном статьей 32 ЖК РФ, т.е. в случае, когда собственники жилых помещений в таком доме в предоставленный им срок не осуществили его снос или реконструкцию, органом местного самоуправления принимается решение об изъятии земельного участка, на котором расположен указанный аварийный дом, для муниципальных нужд и, соответственно, об изъятии каждого жилого помещения в доме путем выкупа.
Другое жилое помещение взамен изымаемого в таком случае может быть предоставлено собственнику только при наличии соответствующего соглашения, достигнутого с органом местного самоуправления, и только с зачетом его стоимости в выкупную цену (часть 8 статьи 32 ЖК РФ).
Вместе с тем, если жилой дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, то собственник жилого помещения в таком доме в силу пункта 3 статьи 2, статьи 16 Федерального закона от 21 июля 2007 года N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" имеет право на предоставление другого жилого помещения либо его выкуп.
При этом собственник жилого помещения имеет право выбора любого из названных способов обеспечения его жилищных прав.
Требование органа местного самоуправления, принявшего решение об изъятии жилого помещения, о выселении собственника такого жилого помещения и членов его семьи с предоставлением другого жилья на праве собственности не может быть удовлетворено, если между этими органом власти и собственником не достигнуто соглашение о предоставлении иного жилого помещения взамен изымаемого. Право выбора того или иного способа обеспечения жилищных прав ему обеспечено не было. Общее собрание собственников жилья не полномочно решать вопрос выбора того или иного способа за конкретного собственника жилого помещения. Письменное волеизъявление на переселение я не изъявлял, иного в материалы дела не представлено. Таким образом, предварительные процедуры, возложенные на ОМСУ, соблюдены не были.
Кроме этого, квартира, предлагаемая ему взамен ветхой (аварийной) равнозначной не является. Так, жилая площадь предлагаемой ему квартиры составляет <данные изъяты> кв.м., в то время как площадь квартиры расположенной по адресу: <адрес>, составляет около <данные изъяты> кв.м. Предоставляемое жилое помещение находится на окраине населенного пункта, в то время как квартира, принадлежащая ему на праве собственности, расположена в центре поселка Суксун.
Предоставляемое взамен жилое помещение по адресу <адрес> пригодным для проживания не является. Предоставляемое взамен жилое помещение по адресу <адрес> не оборудовано ванной или душевой кабиной, даже не предусмотрено место для их установки, а так же отсутствует минимальный участок земли возле дома для строительства бани. В данном случае предложенное ему жилое помещение адресу <адрес> не соответствует Основным целям и задачам программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда.
Прокурор находит иск подлежащим удовлетворению.
Суд, заслушав стороны, заключение прокурора, изучив материалы дела, приходит к следующему.
В силу статьи 35 Конституции Российской Федерации право частной собственности охраняется законом (часть 1); никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения (часть 3).
В соответствии со статьей 32 Жилищного кодекса РФ жилое помещение может быть изъято у собственника путем выкупа в связи с изъятием соответствующего земельного участка для государственных или муниципальных нужд. Выкуп части жилого помещения допускается не иначе как с согласия собственника. В зависимости от того, для чьих нужд изымается земельный участок, выкуп жилого помещения осуществляется Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием (ч. 1).
Решение об изъятии жилого помещения принимается органом государственной власти или органом местного самоуправления, принявшими решение об изъятии соответствующего земельного участка для государственных или муниципальных нужд. Порядок подготовки и принятия такого решения определяется федеральным законодательством (ч. 2).
Решение органа государственной власти или органа местного самоуправления об изъятии жилого помещения подлежит государственной регистрации в органе, осуществляющем государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним (ч. 3).
Выкупная цена жилого помещения, сроки и другие условия выкупа определяются соглашением с собственником жилого помещения. Соглашение включает в себя обязательство Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования уплатить выкупную цену за изымаемое жилое помещение (ч. 6).
По соглашению с собственником жилого помещения ему может быть предоставлено взамен изымаемого жилого помещения другое жилое помещение с зачетом его стоимости в выкупную цену (ч. 8).
Если собственник жилого помещения не согласен с решением об изъятии жилого помещения либо с ним не достигнуто соглашение о выкупной цене жилого помещения или других условиях его выкупа, орган государственной власти или орган местного самоуправления, принявшие такое решение, могут предъявить в суд иск о выкупе жилого помещения. Иск о выкупе жилого помещения может быть предъявлен в течение двух лет с момента направления собственнику жилого помещения уведомления, указанного в части 4 настоящей статьи (ч. 9).
Признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном частями 1 - 3, 5 - 9 настоящей статьи (ч. 10).
Таким образом, обеспечение жилищных прав собственника жилого помещения, расположенного в доме, признанном аварийным и подлежащим сносу, производится путем его выкупа либо предоставления другого жилого помещения с зачетом его стоимости в выкупную цену по соглашению с собственником.
Согласно п.22 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 г. N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации", в силу части 10 статьи 32 ЖК РФ признание в установленном порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является, по общему правилу, основанием для предъявления органом, принявшим такое решение (то есть межведомственной комиссией, создаваемой исходя из принадлежности жилого дома федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления), к собственникам жилых помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок за счет их собственных средств.
В том случае, если собственники жилых помещений в предоставленный им срок не осуществили снос или реконструкцию многоквартирного дома, органом местного самоуправления принимается решение об изъятии земельного участка, на котором расположен указанный аварийный дом, для муниципальных нужд (они заключаются в том, чтобы на территории муниципального образования не было жилого дома, не позволяющего обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан) и, соответственно, об изъятии каждого жилого помещения в доме путем выкупа, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию. К порядку выкупа жилых помещений в аварийном многоквартирном доме в этом случае согласно части 10 статьи 32 ЖК РФ применяются нормы частей 1 - 3, 5 - 9 статьи 32 ЖК РФ. При этом положения части 4 статьи 32 ЖК РФ о предварительном уведомлении собственника об изъятии принадлежащего ему жилого помещения применению не подлежат.
Согласно подпункту "и" пункта 20 указанного Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации требование органа государственной власти или органа местного самоуправления, принявшего решение об изъятии жилого помещения, о переселении собственника изымаемого жилого помещения в другое жилое помещение не может быть удовлетворено, если собственник жилого помещения возражает против этого, так как в соответствии с частью 8 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление собственнику жилого помещения взамен изымаемого другого жилого помещения допускается только по соглашению сторон.
Суд также не вправе обязать указанные органы обеспечить собственника изымаемого жилого помещения другим жилым помещением, поскольку из содержания статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации следует, что на орган государственной власти или орган местного самоуправления, принявшие решение об изъятии жилого помещения, возлагается обязанность лишь по выплате выкупной цены изымаемого жилого помещения.
Таким образом, собственник жилого помещения, находящегося в жилом доме, признанном аварийным и подлежащим сносу, имеет право выбора любого из вышеупомянутых способов обеспечения его жилищных прав: предоставление другого жилого помещения либо его выкуп.
При этом решение вопроса о выкупе жилого помещения либо предоставлении взамен изымаемого жилого помещения другого жилого помещения требует соблюдения предварительной процедуры, как по направлению органом местного самоуправления собственникам жилых помещений требования о сносе аварийного дома либо его реконструкции, так и последующему принятию органом местного самоуправления решения об изъятии земельного участка, на котором расположен аварийный дом, если собственники жилых помещений в этом доме не выполнили требование о его сносе или реконструкции.
Пунктом 7 Постановления Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 г. N 47 "Об утверждении положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции" признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляется межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях (далее - комиссия), на основании оценки соответствия указанных помещения и дома установленным в настоящем положении требованиям.
Обеспечение жилищных прав собственника жилого помещения, проживающего в доме, признанном аварийным и подлежащим сносу, осуществляется в зависимости от включения либо не включения такого дома в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2007 г. N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства".
Если аварийный многоквартирный дом, в котором находится жилое помещение собственника, включен в указанную адресную программу, то собственник жилого помещения в силу ст. 16, п. 3 ст. 2 Федерального закона от 21 июля 2007 г. N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" имеет право на предоставление другого жилого помещения либо его выкуп (ст. 32 ЖК РФ). При этом собственник имеет право выбора любого из названных способов обеспечения его жилищных прав.
В случае не включения многоквартирного дома, признанного аварийным и подлежащим сносу, в адресную программу жилищные права собственника жилого помещения обеспечиваются в порядке, предусмотренном ст. 32 ЖК РФ.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Обвинцев С.В. является собственником квартиры № в доме № расположенном в <адрес> края по <адрес>, на основании договора передачи дома (доли дома) в собственность граждан № от ДД.ММ.ГГГГ, зарегистрированного в Районном бюро технической инвентаризации ДД.ММ.ГГГГ в реестровой книге под № (л.д.4-5).
Согласно акту обследования многоквартирного дома № № от ДД.ММ.ГГГГ, составленного межведомственной комиссии о признании жилых помещений пригодными (непригодными) для постоянного проживания, назначенной на основании Распоряжения главы администрации МО «Суксунское городское поселение» от ДД.ММ.ГГГГ № №, было проведено обследование двухэтажного многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес> (л.д.7-8).
По заключению № от ДД.ММ.ГГГГ межведомственной комиссией указанный дом признан аварийным и подлежащим сносу (л.д.6).
Согласно постановлению № от ДД.ММ.ГГГГ утверждена муниципальная адресная программа «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда» на территории Суксунского городского поселения на 2011-2012 г. (л.д.53). Из приложения к указанной муниципальной адресной программе следует, что в перечень аварийных многоквартирных домов, внесенных в муниципальную адресную программу «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда» на территории Суксунского городского поселения на 2011-2012 г. вошел дом по <адрес> (л.д. 54-63).
Сообщением администрации МО «Суксунское городское поселение» Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ ответчику Обвинцеву С.В. в добровольном порядке было предложено переселиться в жилое помещение по адресу: <адрес>, общей площадью <данные изъяты> кв.м., принадлежащее МО «Суксунское городское поселение», также было предложено в 30-дневный срок дать письменное согласие или несогласие на приобретение путем заключения договора мены в собственность указанного жилого помещения (л.д.9).
Согласно направленному Обвинцевым С.В. ответу от ДД.ММ.ГГГГ на данное сообщение он отказался от предложенного ему жилого помещения в связи с неравнозначностью предоставляемого ему жилья по общей площади (л.д.12).
Поскольку, как установлено судом, жилой дом включен в региональную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, то в силу п. 3 ст. 2, ст. 16 Федерального закона от 21 июля 2007 г. N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства", то собственник имеет право на предоставление другого жилого помещения или его выкуп.
Таким образом, собственник жилого помещения имеет право выбора любого из названных способов обеспечения его жилищных прав.
Из возражений Обвинцева С.В. на иск следует, что администрация не предлагала выплатить ему выкупную цену изымаемой квартиры, данное обстоятельство подтверждено им и в судебном заседании (л.д. 41).
В судебном заседании установлено, что процедура, предшествующая изъятию жилого помещения у собственника, администрацией МО «Суксунское городское поселение» Пермского края не соблюдена. Со стороны истца Обвинцеву С.В. не было предложено выплатить выкупную цену изымаемой квартиры, а соглашения по поводу его переселения в другую квартиру по адресу: <адрес>, между сторонами, как это требуется в соответствии с ч. 8 ст. 32 Жилищного кодекса РФ, не достигнуто.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу о том, что Обвинцев С.В., являясь собственником жилого помещения, признанного в установленном законом порядке непригодным для проживания и включенного в региональную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, имеет право выбора на предоставление другого жилого помещения, которое должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в черте данного населенного пункта, или его выкуп.
Поскольку законом установлен специальный порядок, предусматривающий возможность выкупа жилого помещения у собственника в случае признания многоквартирного жилого дома аварийным и подлежащим сносу, довод истца о том, что выбор способа переселения граждан из аварийного дома посредством заключения договора мены принят путем голосования собственников и нанимателей, является несостоятельным, поскольку не основан на положениях указанного выше действующего законодательства.
Ссылка представителя администрации на то, что Обвинцеву С.В. предоставляется равноценная компенсация в виде другого благоустроенного жилого помещения, право собственности Обвинцева С.В. на квартиру может быть прекращено с возникновением у нее такого же права в отношении предоставленного взамен жилого помещения, поэтому его право собственности подлежит прекращению, не может быть принята во внимание, поскольку предоставляемое взамен квартиры, принадлежащей ответчику на праве собственности, жилое помещение является муниципальным, а соглашение о согласии Обвинцева С.В. на такой обмен в порядке ч. 8 ст. 32 ЖК РФ, как было указано выше, суду не представлено.
Отселение граждан из сносимых жилых домов и прекращение их права собственности на эти дома может быть осуществлено только с согласия собственника путем заключения договора, что соответствует положениям ст. 235 ГК РФ, устанавливающей основания прекращения права собственности.
Данный договор с ответчиком заключен не был, в связи с чем суд приходит к выводу, что право собственности Обвинцева С.В. на принадлежащую ему квартиру в аварийном доме не может быть прекращено.
Таким образом, правовых оснований для принудительного прекращения права собственности ответчика на принадлежащую ему квартиру, находящуюся в аварийном жилом доме, который подлежит сносу, с предоставлением иного жилого помещения, в отсутствие обязанности администрации по соблюдению процедуры выкупа, суд не находит, в связи с чем исковые требования удовлетворению не подлежат в полном объеме.
Руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ суд,
Р Е Ш И Л:
Администрации Суксунского муниципального района Пермского края в иске к Обвинцеву С.В. о прекращении его права собственности на квартиру № № общей площадью <данные изъяты> кв.м., расположенную по адресу: <адрес>, в связи со сносом жилого помещения, признании права собственности на данную квартиру за МО «Суксунское городское поселение», прекращении права собственности МО «Суксунское городское поселение» и соответственно признании права собственности за Обвинцевым С.В. на <адрес>, общей площадью <данные изъяты> кв.м. по адресу: <адрес> отказать в полном объеме.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пермский краевой суд через Суксунский районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий А.А. Ярушина
Мотивированное решение составлено 19 января 2015 года.