РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
11ноября 2021 года г. Самара
Советский районный суд г.о. Самары в составе:
председательствующего судьи: Селезневой Е.И.,
при секретаре судебного заседания: Жирухиной Я.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело №2а-3616/21 по административному исковому заявлению Бибина Сергея Парфеновича к Департаменту градостроительства г.о. Самара о признании незаконным отказа в заключении соглашения о перераспределении земельных участков,
УСТАНОВИЛ
Бибин С.П. обратился в суд с вышеуказанным иском, указав в обоснование заявленных требований, что он является собственником земельного участка площадью 300 кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: под индивидуальное жилищное строительство, расположенного по адресу: <адрес>, с к.н. 63:01:0905002:614.
Право собственности истца на вышеуказанный земельный участок подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 26.06.2009г., номер государственной регистрации права: 63-63-01/146/2009-284309 от 26.06.2009г. На протяжении длительного периода времени истец добросовестно пользуется вышеуказанным земельным участком, осуществляет уход, участок полностью огорожен.
Согласно схеме расположения земельного участка, площадь образуемого земельного участка составляет 362 кв.м, т.е. на 62 кв.м больше земельного участка, принадлежащего истцу на праве собственности.
В августе 2021 года административный истец обратился в Департамент градостроительства г.о. Самары с заявлением о заключении соглашения о перераспределении земельных участков.
Распоряжением №РД-1437 от 10.09.2021г. истцу отказано в перераспределении земельного участка с к.н. 63:01:0905002:614 с землями, государственная собственность на которые не разграничена, на основании под. 3 п. 9 ст. 39.29 Земельного кодекса РФ, со ссылкой на то, что по топографическим материалам Департамента градостроительства г.о. Самара, на указанном в заявлении земельном участке расположено строение, право собственности на которое не зарегистрировано.
По мнению административного истца, указанное в распоряжении основание для отказа является незаконным, так как факт отсутствия регистрации прав на данное строение не является основанием для отказа в перераспределении земельных участков.
Строение (хозяйственная постройка - баня) построено административным истцом более 10 лет назад. Он непрерывно владел, пользовался, а также нес расходы по содержанию данного строения.
Также, согласно плану БТИ от 03.08.1999г. из землеустроительного дела земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, Советский р-он, <адрес>, на перераспределяемом земельном участке отображены принадлежащие административному истцу хозяйственные постройки, на месте которых и была построена хозяйственная постройка - баня.
Испрашиваемый земельный участок площадью 62 кв.м находился в фактическом пользовании административного истца с 1989года, с момента покупки ? доли в праве собственности на жилой дом по договору от 04.01.1989г., был предоставлен в аренду на основании договора №з от 20.10.2000г. с правом выкупа, но своевременно не был выкуплен. Спора с соседями по порядку пользования указанной хозяйственной постройкой-баней и земельным участком площадью 62 кв.м не имеется.
Ссылаясь на указанные обстоятельства, Бибин С.П. просит суд признать незаконным распоряжение Департамента градостроительства
г.о. Самара от 10.09.2021г. №РД-1437 об отказе в заключении соглашения о
перераспределении земельных участков, обязать Департамент градостроительства г.о. Самара в течение 30 дней после вступления судебного решения в законную силу возобновить рассмотрение заявления Бибина Сергея Парфеновича о перераспределении земельных участков в установленном законом порядке.
В судебном заседании представитель истца - Поляков С.А., действующий на основании доверенности, исковые требования поддержал в полном объеме по изложенным выше основаниям.
Представитель административного ответчика – Департамента градостроительства г.о. Самара в судебное заседание не явился, о месте и времени слушания дела извещен надлежащим образом. Ранее в судебном заседании представитель административного ответчика Жукова М.Б. исковые требования не признала, указала, что оспариваемое распоряжение принято в рамках действующего законодательства РФ, доказательств, свидетельствующих о незаконности данного распоряжения, со стороны административного истца не представлено, право собственности на строение ни за кем не зарегистрировано.
Исследовав материалы административного дела, выслушав объяснения представителя административного истца, суд приходит к следующему.
Как следует из положений п. 1 ст. 218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Из содержания п. 1 ч. 2 ст. 227 КАС РФ следует, что решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными возможно при установлении судом совокупности таких условий, как несоответствие этих действий, решений нормативным правовым актам и нарушение ими прав, свобод и законных интересов административного истца.
Обязанность доказывания законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо (ч.2 ст.62, ч.11 ст.226 КАС РФ).
В соответствии с п. 1 ст. 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации, земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Согласно пунктам 1, 3 ст. 11.7 ЗК РФ, при перераспределении нескольких смежных земельных участков образуются несколько других смежных земельных участков, и существование таких смежных земельных участков прекращается. При перераспределении земель и земельного участка существование исходного земельного участка прекращается и образуется новый земельный участок.
Перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, между собой и таких земель и (или) земельных участков и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется в случаях и в порядке, которые предусмотрены главой V.4 настоящего Кодекса.
Перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется на основании соглашения между уполномоченными органами и собственниками земельных участков, и в соответствии с утвержденным проектом межевания территории либо при отсутствии такого проекта в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка. При этом указанное соглашение должно содержать сведения о возникновении права государственной или муниципальной собственности и (или) права частной собственности на образуемые земельные участки (пункты 2, 3 статьи 39.28 ЗК РФ).
В целях заключения соглашения о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, гражданин или юридическое лицо - собственники таких земельных участков обращаются с заявлением о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, в уполномоченный орган (пункт 1 статьи 39.29 ЗК РФ ).
В соответствии с п. 8 ст. 39.29 ЗК РФ, в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о перераспределении земельных участков уполномоченный орган по результатам его рассмотрения совершает одно из следующих действий: принимает решение об утверждении схемы расположения земельного участка и направляет это решение с приложением указанной схемы заявителю; направляет заявителю согласие на заключение соглашения о перераспределении земельных участков в соответствии с утвержденным проектом межевания территории; принимает решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков при наличии оснований, предусмотренных п. 9 ст. 39.29 ЗК РФ.
Из материалов дела следует, что Бибину С.П. принадлежит на праве собственности земельный участок площадью 300 кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: под индивидуальное жилищное строительство, расположенного по адресу: <адрес>, с к.н. 63:01:0905002:614.
Право собственности истца на вышеуказанный земельный участок подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 26.06.2009г., номер государственной регистрации права: 63-63-01/146/2009-284309 от 26.06.2009г.
Установлено, что 11.08.2021г.административный истец обратился в адрес Главы г.о.Самара Лапушкиной Е.В. с заявлением о перераспределении принадлежащего ему земельного участка с к.н.63:01:0905002:614 и земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, площадью 62 кв.м в соответствии с прилагаемой схемой расположения земельного участка на кадастровом плане территории, согласно которой предполагается образование земельного участка площадью 362кв.м.
Распоряжением Департамента градостроительства г.о.Самара №РД-1437 от 10.09.2021г. в заключении соглашения о перераспределении земельных участков истцу отказано на основании подп. 3 п. 9 ст. 39.29 ЗК РФ, со ссылкой на то, что по топографическим материалам Департамента на испрашиваемом земельном участке расположено строение, право собственности на которое не зарегистрировано. Указано, что отсутствие информации о государственной регистрации права на объект не исключает возможности признания права собственности на объект в судебном порядке.
В соответствии с подп. 3 п. 9 ст. 39.29 ЗК РФ, уполномоченный орган принимает решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков в случае, если на земельном участке, на который возникает право частной собственности, в результате перераспределения земельного участка, находящегося в частной собственности, и земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, будут расположены здание, сооружение, объект незавершенного строительства, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, в собственности других граждан или юридических лиц.
Исходя из буквального толкования данной нормы, для ее правильного применения юридически значимым обстоятельством является установление факта нахождения на испрашиваемом земельном участке объектов недвижимого имущества, принадлежащих каким-либо иным лицам.
Согласно объяснениям представителя административного истца, расположенное на испрашиваемом земельном участке строение – баня находится в пользовании Бибина С.П., построено им более 10 лет назад. Испрашиваемый земельный участок площадью 62 кв.м находился в фактическом пользовании административного истца с 1989 года, с момента покупки им ? доли в праве собственности на жилой дом по договору от 04.01.1989г. Согласно землеустроительному делу по состоянию на 2008г. данная постройка имелась, указывалась Бибиным С.П. (л.д. 33 – оборот). На плане границ земельного участка для индивидуального жилищного строительства данная постройка также отмечена (л.д. 25). Указанный участок предоставлялся в аренду на основании договора №з от 20.10.2000г. с правом выкупа, но своевременно не был выкуплен. Спор с соседями по порядку пользования указанной хозяйственной постройкой - баней и земельным участком площадью 62 кв.м отсутствует.
Доказательства того, что расположенное на испрашиваемом земельном участке строение находится в государственной или муниципальной собственности, в собственности других граждан или юридических лиц, что является условием применения подп. 3 п. 9 ст. 39.29 ЗК РФ, административным ответчиком не представлены.
Учитывая данные обстоятельства, суд приходит к выводу, что отказ административного ответчика в заключении соглашения о перераспределении земельных участков по тому основанию, что на земельном участке расположено строение, право собственности на которое не зарегистрировано, не соответствует положениям подп. 3 п.9 ст. 39.29 ЗК РФ, вследствие чего требование административного истца о признании распоряжения Департамента градостроительства г.о.Самара от 10.09.2021г. №РД-1437 незаконным подлежит удовлетворению.
Согласно ст. 227 КАС РФ, в случае признания решения, действия (бездействия) незаконными на соответствующий орган или должностное лицо возлагается обязанность принять решение по конкретному вопросу, совершить определенные действия либо иным способом устранить допущенные нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца.
Поскольку суд не может подменять орган, в чью компетенцию входит разрешение поставленного вопроса, и обязывать его принять то или иное решение без соблюдения порядка и установленных действующим законодательством процедур, в целях восстановления нарушенных прав истца на административного ответчика следует возложить обязанность заново рассмотреть заявление о перераспределении земельных участков.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175, 178-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление Бибина Сергея Парфеновича к Департаменту градостроительства г.о. Самара о признании незаконным отказа в заключении соглашения о перераспределении земельных участков -удовлетворить.
Признать незаконным распоряжение Департамента градостроительства г.о.Самара от 10.09.2021г. №РД-1437 об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков.
Обязать Департамент градостроительства г.о.Самара в течение 30 дней после вступления судебного решения в законную силу возобновить рассмотрение заявления Бибина Сергея Парфеновича о перераспределении земельных участков от 11.08.2021г. в установленном законом порядке.
Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через Советский районный суд <адрес>.
Мотивированное решение изготовлено 25.11 2021 года.
Судья Селезнева Е.И.
Копия верна.
Судья:
Секретарь: