Судья Рехтина Е.А. Дело №33а-4340/2019
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
21 мая 2019 года г. Барнаул
Судебная коллегия по административным делам Алтайского краевого суда в составе:
председательствующего Новиковой Н.В.,
судей Романютенко Н.В., Скляр А.А.,
при секретаре Клименко А.Н.,
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе административного ответчика Б.Я.С. на решение Железнодорожного районного суда г.Барнаула от 19 февраля 2019 года по делу по административному иску Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы *** по Алтайскому краю к Б.Я.С. о взыскании недоимки по налогу, пени.
Заслушав доклад судьи Романютенко Н.В., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы *** по Алтайскому краю обратилась в суд с административным иском к Б.Я.С. о взыскании недоимки земельному налогу, налогу на имущество, пени.
Требования мотивированы тем, что Б.Я.С. в 2015 - 2016 годах являлся собственником земельного участка по адресу: <адрес>, кадастровый ***, земельного участка по адресу: <адрес>, кадастровый ***, иных строений и помещений по адресу: <адрес>, по адресу: <адрес>. В связи с ненадлежащим исполнением обязанности по уплате налогов, недоимка по земельному налогу составляет <данные изъяты> рубля, пени – <данные изъяты> рублей, недоимка по налогу на имущество – <данные изъяты> рубля, пени – <данные изъяты> рублей.
Административному ответчику направлялось налоговое уведомление, а также требование о необходимости уплатить недоимку по налогам и пеней, которые своевременно не исполнены.
Судебный приказ о взыскании недоимки и пени отменен по заявлению Б.Я.С. 13 сентября 2018 года.
Решением Железнодорожного районного суда г.Барнаула от 19 февраля 2019 года исковые требования удовлетворены в полном объеме.
В апелляционной жалобе административный ответчик Б.Я.С. просит решение отменить, оставить административное исковое заявление без рассмотрения в связи с нарушением досудебного порядка разрешения спора, указывая, что он не был извещен о времени и месте рассмотрения дела, что лишило его возможности предоставлять доказательства, судом необоснованно не учтена стоимость земельных участков, определенная решением Алтайского краевого суда от 18 декабря 2018 года, что привело к значительному превышению размера земельного налога.
В дополнениях к апелляционной жалобе Б.Я.С. настаивая на отмене решения, указал на то, что кадастровая стоимость принадлежащих ему земельных участков изменена решением суда, которое вступило в законную силу 19 января 2019 года.
В возражениях на апелляционную жалобу представитель административного истца Межрайонной ИФНС России *** по Алтайскому краю просит оставить решение суда без изменения.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции административный ответчик Б.Я.С. просил отменить решение суда, на доводах жалобы настаивал.
Представитель административного истца, уведомленный о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в судебное заседание не явился, сведений о причинах неявки не представил, об отложении судебного заседания не ходатайствовал.
На основании статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие административного ответчика.
Рассмотрев административное дело в полном объеме в соответствии с частью 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, выслушав объяснения административного ответчика, судебная коллегия приходит к выводу о наличии оснований для изменения решения.
Статьей 57 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
Как установлено судом, Б.Я.С. является собственником двух земельных участков по адресам: <адрес>, кадастровый ***, <адрес>, кадастровый ***, двух объектов недвижимости: здания по адресу: <адрес>, кадастровый ***, сооружения по адресу <адрес>, кадастровый ***. Доля ответчика в праве собственности составляет по всем объектам – 2088/10000 (или 989/1250).
В силу статьи 388 Налогового кодекса налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом.
Объектом налогообложения в силу пункта 1 статьи 389 Налогового кодекса Российской Федерации признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя), на территории которого введен налог.
На основании статей 399, 400, 401 Налогового кодекса Российской Федерации налог на имущество физических лиц устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
Налогоплательщиками налога признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 настоящего Кодекса, к которому отнесены иные здание, строение, сооружение, помещение.
Согласно статье 404 названного Кодекса налоговая база определяется в отношении каждого объекта налогообложения как его инвентаризационная стоимость, исчисленная с учетом коэффициента-дефлятора на основании последних данных об инвентаризационной стоимости, представленных в установленном порядке в налоговые органы до 1 марта 2013 года.
На основании пункта 2 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
В силу пункта 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации рассмотрение дел о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица производится в соответствии с законодательством об административном судопроизводстве.
Требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Налоговым уведомлением *** от ДД.ММ.ГГ административному ответчику Б.Я.С. сообщено о необходимости уплатить не позднее ДД.ММ.ГГ земельный налог и налог на имущество физических лиц на общую сумму <данные изъяты> рублей.
Сумма земельного налога, начисленная налоговым органом исходя из кадастровой стоимости земельных участков (кадастровый *** – стоимость <данные изъяты> рубля, кадастровый *** – стоимость <данные изъяты> рубля), за 2016 года составила <данные изъяты> рубля. Налог на имущество физических лиц составил <данные изъяты> рубля.
В связи с неуплатой налога в адрес Б.Я.С. направлено требование *** по состоянию на 11 декабря 2017 года об уплате в срок до 19 января 2018 года недоимки по налогам в размере <данные изъяты> рублей, пени – <данные изъяты> рублей.Налоговое уведомление и требования направлены в адрес налогоплательщика, что подтверждается списком на отправку почтовой корреспонденции, данными о присвоении почтовых идентификаторов.
13 сентября 2018 года мировым судьей судебного участка №5 Железнодорожного района г.Барнаула отменен судебный приказ от 18 июня 2018 года о взыскании с Б.Я.С. недоимки по налогам, пени.
В установленный срок административным истцом подано административное исковое заявление в суд.
Удовлетворяя требования, суд первой инстанции пришел к выводу о наличии у административного ответчика задолженности по налогу и соблюдении административным истцом порядка и сроков для принудительного взыскания обязательных платежей и санкций.
Довод административного ответчика о недоказанности направления налогового уведомления и требования является несостоятельной, поскольку в соответствии с требованиями пункта 4 статьи 52 Налогового кодекса Российской Федерации налоговое уведомление было направлено административному ответчику заказным письмом, и считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.
Не влекут отмену решения суда доводы о ненадлежащем уведомлении административного ответчика о подаче административного искового заявления в суд, а также о времени и месте рассмотрения дела, поскольку в материалах дела имеются доказательства направления административного материала, извещения о времени и месте проведения судебного заседания, почтовой корреспонденцией в адрес Б.Я.С., почтовые конверты возвращены без вручения адресату (л.д.6, 43).
Вместе с тем, заслуживают внимание доводы жалобы о неверном определении налоговой базы для расчета земельного налога.
Из материалов дела и содержания обжалуемого решения следует, что при рассмотрении дела расчеты административного истца не проверены, сведения о кадастровой, инвентаризационной стоимости объектов налогообложения не истребованы и не исследованы.
В силу статьи 390 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса.
Согласно части 1 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость, внесенная в Единый государственный реестр недвижимости и подлежащая применению с 1 января года, являющегося налоговым периодом, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей.
Федеральным законом от 03 августа 2018 года №334-ФЗ введен пункт 1.1 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации, согласно которому изменение кадастровой стоимости земельного участка в течение налогового периода не учитывается при определении налоговой базы в этом и предыдущих налоговых периодах, если иное не предусмотрено настоящим пунктом. В случае изменения кадастровой стоимости земельного участка на основании установления его рыночной стоимости по решению комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или решению суда сведения о кадастровой стоимости, установленной решением указанной комиссии или решением суда, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости, учитываются при определении налоговой базы начиная с даты начала применения для целей налогообложения кадастровой стоимости, являющейся предметом оспаривания.
Пунктом 6 статьи 3 Федеральным законом от 03 августа 2018 года №334-ФЗ определено, что положения пункта 1.1 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона), устанавливающие порядок применения измененной в течение налогового периода кадастровой стоимости, подлежат применению к сведениям об изменении кадастровой стоимости, внесенным в Единый государственный реестр недвижимости по основаниям, возникшим с 1 января 2019 года.
Основанием для осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав в силу пункта 5 части 2 статьи 14 Федерального закона от 13 июля 2015 года №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» является вступивший в законную силу судебный акт.
В суде апелляционной инстанции административным ответчиком представлено решение Алтайского краевого суда от 18 декабря 2018 года, вступившее в законную силу 19 января 2019 года, которым кадастровая стоимость земельных участков по адресам: <адрес>, кадастровый ***, <адрес>, кадастровый ***, определена по состоянию на ДД.ММ.ГГ в размере <данные изъяты> рублей и <данные изъяты> рублей соответственно. Определенная в судебном порядке стоимость земельных участков внесена в Единый государственный реестр прав недвижимости 24 апреля 2019 года.
Таким образом, применению для расчета земельного налога за 2016 года подлежит кадастровая стоимость земельных участков, принадлежащих административному ответчику, установленная решением суда, вступившим в законную силу после 01 января 2019 года, и внесенная на его основании в Единый государственный реестр недвижимости.
Земельные участки, принадлежащие ответчику, отнесены к категории земель населенных пунктов, для размещения производственной базы по переработке древесины (***), и для эксплуатации здания электроцеха (***), что в силу статьи 394 Налогового кодекса Российской Федерации и постановления Новоалтайского городского собрания депутатов от 18 октября 2005 года №43 «О введении земельного налога на территории муниципального образования городского округа города Новоалтайска» требует применения налоговой ставки в размере 1,5%.
Размер земельного налога за 2016 год составит <данные изъяты> рублей ((<данные изъяты> рублей) + (<данные изъяты> рублей ).
Сумма пеней за несвоевременную уплату земельного налога, рассчитанная исходя из указанной недоимки, за период со 2 декабря 2017 года по 10 декабря 2017 года составит <данные изъяты> рублей.
Проверяя расчет недоимки по налогу на имущество физических лиц за 2015 и 2016 года и пени по двум объектам налогообложения, судебная коллегия с учетом представленных сведений об инвентаризационной стоимости здания электроцеха (кадастровый ***) и воздушной линии электропередач (кадастровый ***) признает его верным.
С учетом изложенного, решение суда подлежит изменению в части размера взысканной недоимки по земельному налогу за 2016 год путем уменьшения до <данные изъяты> рублей и суммы пени по данному налогу путем уменьшения до <данные изъяты> рублей.
В соответствии с частью 1 статьи 111 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации сумма взысканной с административного ответчика государственной пошлины подлежит уменьшению.
Руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Железнодорожного районного суда г.Барнаула от 19 февраля 2019 года изменить.
Изложить резолютивную часть решения в следующей редакции:
Административные исковые требования Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы *** по Алтайскому краю к Б.Я.С. о взыскании недоимки по налогу, пени удовлетворить частично.
Взыскать с Б.Я.С., проживающего по адресу <адрес>, в пользу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы *** по Алтайскому краю недоимку по земельному налогу за 2016 года в размере – <данные изъяты> рублей, пени за период с 2 декабря 2017 года по 10 декабря 2017 года - <данные изъяты> рублей <данные изъяты> копейки, недоимку по налогу на имущество физических лиц за 2015, 2016 годы в размере <данные изъяты> рубля, пени за период с 2 декабря 2017 года по 10 декабря 2017 года - <данные изъяты> копеек, всего на общую сумму <данные изъяты> копеек.
В остальной части административные исковые требования оставить без удовлетворения.
Взыскать с Б.Я.С. в доход бюджета муниципального образования город Барнаул государственную пошлину в размере <данные изъяты> копейки.
Председательствующий:
Судьи: