ПОСТАНОВЛЕНИЕ
по делу об административном правонарушении №
ДД.ММ.ГГГГ <адрес>
Ленинский районный суд <адрес> в составе председательствующего судьи Кузнецовой И.И., рассмотрев дело об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 8.21 КоАП РФ, в отношении юридического лица – ТСЖ «Квартал-129», зарегистрированного по адресу: 443001, <адрес>, ИНН 6315945399,ОГРН 1036300441176,
УСТАНОВИЛ:
В отношении юридического лица – ТСЖ «Квартал-129» главным специалистом отдела учета источников негативного воздействия и контроля платы Управления охраны окружающей среды Департамента городского хозяйства и экологии Администрации городского округа Самара составлен протокол об административном правонарушении № от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому указанным юридическим лицом совершено административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 8.21 КоАП РФ, выразившееся в том, что ТСЖ «Квартал-129» по объекту, расположенному по адресу: <адрес>, осуществляло выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух без специального разрешения в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ
В судебное заседание представитель ТСЖ «Квартал-129» не явился, о времени и месте судебного заседания юридическое лицо извещено надлежащим образом, о причинах неявки суд не известило, ходатайств об отложении не заявило. Суд приходит к выводу о рассмотрении дела об административном правонарушении в отсутствии лица, привлекаемого к ответственности, поскольку лицо, определив свои права, реализует их по собственному усмотрению, неявка юридического лица, извещенного в установленном порядке о времени и месте рассмотрения дела, является его волеизъявлением, свидетельствующим об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в судебном разбирательстве.
Исследовав материалы дела, суд считает, что факт совершения юридическим лицом – ТСЖ «Квартал-129», административного правонарушения установлен и доказан.
Согласно пункту 4 статьи 23 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" выбросы и сбросы химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов в окружающую среду в пределах установленных нормативов допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов, лимитов на выбросы и сбросы допускаются на основании разрешений, выданных органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.
В силу пункта 1 статьи 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха" выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарным источником допускается на основании разрешения, выданного территориальным органом федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды, в порядке, определенном Правительством Российской Федерации. Разрешением на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух устанавливаются предельно допустимые выбросы и другие условия, которые обеспечивают охрану атмосферного воздуха.
Обязанность по получению разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ в окружающую среду возложена на имеющие стационарные источники воздействия на окружающую среду субъекты хозяйственной и иной деятельности, в процессе которой эксплуатируются такие источники. Выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух требует обязательного получения разрешения независимо от вида выброса, его объема, концентрации, загрязняющей способности и других свойств.
В соответствии с частью 1 статьи 8.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях выброс вредных веществ в атмосферный воздух или вредное физическое воздействие на него без специального разрешения влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от ста восьмидесяти тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Из материалов дела следует, что в адрес Департамента городского хозяйства и экологии Администрации городского округа Самара поступило письмо из Министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования <адрес>, содержащее информацию о нарушении ТСЖ «Квартал-129», осуществившего выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в отсутствии специального разрешения по объекту, расположенному по адресу: <адрес>, требований действующего природоохранного законодательства.
Установлено, что фактически основным видом деятельности предприятия ТСЖ «Квартал-129» является управление эксплуатацией жилого фонда.
ТСЖ «Квартал-129» осуществляет свою деятельность по адресу: <адрес> <адрес>. ДД.ММ.ГГГГ выявлено, что при осуществлении юридическим лицом деятельности производились выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух от стационарных источников: от дымовой трубы котельной (2 котла марки «Compakt) в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. без соответствующего разрешения в нарушение требований пункта 1 статьи 14 Закона об охране атмосферного воздуха, пункта 4 статьи 23, пункта 1 статьи 34, пункта 1 статьи 39 Закона об охране окружающей среды. При эксплуатации котельной образуются выбросы в атмосферу следующих загрязняющих веществ: азота диоксид, азота оксид, углерода оксид, бензапирен. Суммарное количество выбросов загрязняющих веществ составляет - 1,749161 т/год.
В соответствии со ст. 39 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов, обеспечивают соблюдение нормативов качества окружающей среды на основе применения технических средств и технологий обезвреживания и безопасного размещения отходов производства и потребления, обезвреживания выбросов и сбросов загрязняющих веществ, а также иных наилучших существующих технологий, обеспечивающих выполнение требований в области охраны окружающей среды, проводят мероприятия по восстановлению природной среды, рекультивации земель, благоустройству территорий в соответствии с законодательством.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» под вредным (загрязняющим) веществом понимается химическое или биологическое вещество либо смесь таких веществ, которые содержатся в атмосферном воздухе и которые в определенных концентрациях оказывают вредное воздействие на здоровье человека и окружающую среду.
При этом нахождение (поступление, накопление и образование) такого вещества в атмосферном воздухе в концентрациях, превышающих установленные государством гигиенические и экологические нормативы качества атмосферного воздуха, влечет его загрязнение.
Факт совершения описанного нарушения подтверждены собранными и исследованными при рассмотрении дела об административном правонарушении доказательствами: протоколом об административном правонарушении № от ДД.ММ.ГГГГ.; письмом Министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования <адрес>, приказом об утверждении нормативов выбросов, разрешениями на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух сроком действия с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ., перечнем и количеством вредных веществ, разрешенных к выбросу в атмосферный воздух, протоколами результатов КХА проб промышленных выбросов в атмосферу.
Таким образом, в период со ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ юридическим лицом – ТСЖ «Квартал-129» использовались имеющиеся источники выбросов загрязняющих веществ без наличия разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ в окружающую среду.
При составлении протокола об административном правонарушении управляющий ТСЖ «Квартал-129» Симонов С.Л. не оспаривал факт совершения правонарушения, объяснив это тем, что он является единственным административном работником в ТСЖ, в период с декабря до начала января ДД.ММ.ГГГГ он находился в отпуске, после ДД.ММ.ГГГГ он приступил к оформлению продления разрешения на выброс вредных веществ.
Согласно статье 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Проанализировав положения названных выше правовых норм, исследовав и оценив имеющиеся по делу доказательства, суд приходит к выводу о том, что юридическим лицом - ТСЖ «Квартал-129» осуществлялся выброс вредных веществ в атмосферный воздух без специального разрешения, что образует объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
При определении вида административного наказания суд учитывает конкретные обстоятельства дела, характер совершенного правонарушения, положение юридического лица, привлекаемого к ответственности. Обстоятельства смягчающие и отягчающие административную ответственность, не установлены.
При этом суд принимает во внимание, что разрешительный порядок негативного воздействия на окружающую природную среду установлен в целях обеспечения рационального использования и воспроизводства природных ресурсов, восстановления природной среды, обеспечения поддержания экологического благополучия. Нарушение порядка осуществления негативного воздействия на окружающую природную среду создает угрозу общественным отношениям в сфере экологической безопасности.
Хозяйственная и иная деятельность, оказывающая негативное воздействие на окружающую среду, должна осуществляться, в частности, на основе принципов соблюдения гарантированного Конституцией Российской Федерации права каждого на благоприятную окружающую среду, обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека, платности природопользования и возмещения вреда окружающей среде.
Совершенное юридическим лицом административное правонарушение посягает на порядок охраны атмосферного воздуха, являющегося жизненно важным компонентом окружающей природной среды, и содержит существенную угрозу охраняемым общественным отношениям в части реализации конституционных прав граждан на благоприятную окружающую среду.
С учетом взаимосвязанных положений части 2 статьи 3.4 и части 1 статьи 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях возможность замены наказания в виде административного штрафа предупреждением допускается при наличии совокупности всех обстоятельств, указанных в части 2 статьи 3.4 указанного Кодекса. В рассматриваемом случае такой совокупности обстоятельств не имеется, в том числе с учетом того, что вмененное юридическому лицу нарушение требований законодательства не позволяет сделать вывод об отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда окружающей среде.
Вместе с тем, в соответствии с ч.3.2 ст.4.1 КоАП РФ при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.
Согласно ч. 3.3 ст.4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания в соответствии с ч.3.2 настоящей статьи размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса.
Принимая во внимание степень вины юридического лица в совершенном им административном правонарушении, учитывая конкретные обстоятельства дела, суд считает возможным назначить наказание в виде административного штрафа в сумме 90 000 рублей, то есть ниже минимального размера, предусмотренного санкцией статьи.
На основании изложенного и, руководствуясь ч.1 ст. 8.21, ч. 1 ст. 29.9, п. 1 ст. 29.10 КоАП РФ, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Признать юридическое лицо – ТСЖ «Квартал-129» виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 8.21 КоАП РФ, и назначить ему наказание в виде штрафа в размере 90 000 рублей.
Административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу.
Реквизиты для уплаты штрафа: Получатель: УФК по <адрес> (Министерство лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования <адрес>) ИНН: 6315800805 КПП: 631501001 р/с: 40№ Банк получателя: Отделение по <адрес> Волго-Вятского главного управления Центрального банка РФ (отделение Самара) БИК: 043601001 ОКТМО: 36701000 КБК: 80№.
При неуплате административного штрафа в срок сумма штрафа на основании ст.32.2 КоАП РФ будет взыскана в принудительном порядке.
На постановление может быть подана жалоба в Самарский областной суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления через Ленинский районный суд <адрес>.
Судья: (подпись) И.И.Кузнецова
Копия верна
Судья