Дело № 2-412/2013 года
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
город Ленинск 10 июня 2013 года
Ленинский районный суд Волгоградской области
в составе председательствующего судьи Беликова Н.М.
при секретаре Крамской А.И.
с участием истца ФИО1, действующей в интересах малолетнего ФИО1
представителя ответчика - Администрации <данные изъяты> муниципального района <адрес> ФИО6, действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, действительной по ДД.ММ.ГГГГ
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Кузьмина Т.В. в интересах малолетнего ФИО1 к администрации <данные изъяты> муниципального района <адрес> об обязании предоставить общедоступное бесплатное дошкольное образование в муниципальном дошкольном образовательном учреждении района,
У С Т А Н О В И Л:
ФИО1 в интересах малолетнего ФИО1 обратилась в суд с иском к администрации <данные изъяты> муниципального района <адрес> об обязании предоставить общедоступное бесплатное дошкольное образование в муниципальном дошкольном образовательном учреждении района, указывая, что ДД.ММ.ГГГГ её малолетний сын ФИО1 постановлен на очередь в отделе образования администрации <данные изъяты> муниципального района <адрес> для определения в дошкольное образовательное учреждение.
В апреле 2013 года она обратилась с заявлением в администрацию <данные изъяты> муниципального района по вопросу оформления её сына в МКОУ «Детский сад № «<данные изъяты>», однако, в предоставлении места ребёнку в дошкольном учреждении ей было отказано.
Истец полагает, что в данном случае администрацией <данные изъяты> муниципального района <адрес> были нарушены как её права, так и права её ребенка.
Она как законный представитель своего ребенка изъявила желание воспользоваться правом предоставленным Конституцией Российской Федерации, Федеральными законами Российской Федерации, на получение её сыном бесплатного дошкольного образования. Следовательно, администрация <данные изъяты> муниципального района <адрес> обязана была принять все меры, чтобы данное право реализовывалось без нарушения прав, как её ребенка, так и его законных представителей (родителей). Однако на данный момент этой государственной поддержки её семья лишена.
Реализуя своё право законного представителя на выбор формы получения образования и образовательного учреждения для своего ребенка, она заблаговременно известила об этом учредителя данных учреждений, путем обращения в отдел образования в соответствии с принятым регламентом. Однако до сих пор, место её ребенку в МДОУ не предоставляется из-за отсутствия (нехватки) свободных мест.
Таким образом, ответчик, не обеспечивая её ребенка свободным местом в дошкольном образовательном учреждении по месту жительства и вынуждая, таким образом, Отдел образования фактически отказывать ей в поступлении в МДОУ на основании отсутствия свободных мест, уклоняется от исполнения обязанностей, возложенных на него законодательством.
Истец считает бездействие ответчика, выразившееся в не обеспечении её ребенка возможности своевременно получить направление для получения дошкольного образования в МДОУ незаконным и просит суд обязать администрацию <данные изъяты> муниципального района <адрес> в месячный срок с момента вступления решения суда в законную силу предоставить малолетнему ФИО1 место в дошкольном образовательном учреждении по месту жительства на территории <адрес>.
В судебном заседании истица ФИО1 заявленные исковые требования поддержала в полном объёме, просит суд возложить обязанность на администрацию <адрес> <адрес> в месячный срок с момента вступления решения суда в законную силу предоставить её малолетнему сыну ФИО1 место в дошкольном образовательном учреждении по месту жительства на территории <адрес>. Доводы, изложенные в исковом заявлении, подтвердила, считает незаконным отказ в предоставлении её сыну места в дошкольном образовательном учреждении. Полагает, что данный отказ нарушает право её ребенка на общедоступное дошкольное образование.
Представитель ответчика - администрации <данные изъяты> муниципального района <адрес> ФИО6, действующая на основании доверенности, иск не признала и пояснила суду, что на основании федерального законодательства администрацией <данные изъяты> муниципального района ДД.ММ.ГГГГ утвержден Порядок комплектования муниципальных образовательных учреждений, реализующих основную программу дошкольного образования на территории ФИО2 муниципального района <адрес>. На основании данного Порядка комплектование дошкольных учреждений осуществляет комиссия, созданная администрацией <данные изъяты> муниципального района. При комплектовании дошкольного учреждения, учитываются дети, которые имеют право на внеочередное и первоочередное место и только потом дети, состоящие на общей очередности. Если малолетнему ФИО1 предоставить место в дошкольном учреждении, то будут нарушены права детей, имеющих внеочередное и первоочередное право. Нарушение права малолетнего ФИО1 будет начинаться с того момента, когда подойдет его очерёдность на предоставление места в дошкольном учреждении, поэтому нарушений со стороны Администрации района по предоставлению мест в дошкольные учреждения не имеется и в иске ФИО1 следует отказать.
Выслушав истицу, представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу ст. 43 Конституции РФ каждому гражданину гарантируется общедоступность и бесплатность дошкольного образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях.
Положения ч.1 и ч.2 ст.43 Конституции РФ гарантирующей право на дошкольное образование, находится во взаимосвязи с положениями её статьи 38, согласно которой материнство и детство, семья находятся под защитой государства, а забота о детях, их воспитание – равное право и обязанность родителей.
В соответствии с п.11 ч.1 ст.15 Федерального закона от 06.10.2003 года №131-ФЗ (редакции от 06.12.2011 г., с изменениями от 07.12.2011 г.) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»- к вопросам местного значения муниципального района относится организация предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам, за исключением полномочий по финансовому обеспечению образовательного процесса, отнесенных к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации; организация предоставления дополнительного образования детям (за исключением предоставления дополнительного образования детям в учреждениях регионального значения) и общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории муниципального района, а также организация отдыха детей в каникулярное время.
В соответствии с ч. 1 ст. 31 Закона РФ от 10.07.1992 N 3266-1 "Об образовании" к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относятся:
1) организация предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам, за исключением полномочий по финансовому обеспечению образовательного процесса, отнесенных к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации;
2) организация предоставления дополнительного образования детям (за исключением предоставления дополнительного образования детям в учреждениях регионального значения) и общедоступного бесплатного дошкольного образования;
3) создание, реорганизация и ликвидация муниципальных образовательных учреждений;
4) обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений, обустройство прилегающих к ним территорий;
5) учет детей, подлежащих обязательному обучению в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования.
Часть 3 статьи 18 этого же Федерального закона предусматривает, что для воспитания детей дошкольного возраста, охраны и укрепления их физического и психического здоровья, развития индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений развития этих детей в помощь семье действует сеть дошкольных образовательных учреждений.
По настоящему делу судом установлено, что родившийся ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 был поставлен ДД.ММ.ГГГГ на учёт в отделе образования администрации <адрес> муниципального района <адрес> для определения в дошкольное образовательное учреждение.
ДД.ММ.ГГГГ истица ФИО1 обратилась с заявлением в ФИО2 муниципального района <адрес> о рассмотрении вопроса о зачислении её ребенка в ясельную группу МБДОУ «Детский сад № «<данные изъяты>», однако в этом ей было отказано.
В ответе администрации <данные изъяты> муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ указано, что ФИО1 состоит в «Едином электронном реестре учёта очерёдности зачисления детей в муниципальные образовательные учреждения, реализующие основную образовательную программу дошкольного образовании» с ДД.ММ.ГГГГ. В данном реестре ФИО1 поставлен в очередь на зачисление в МБДОУ «Детский сад № «<данные изъяты>». На данный момент очередь в первой младшей группе МБДОУ «Детский сад № «<данные изъяты>» составляет 34 человека, позиция очерёдности ФИО1 – 5. На сегодняшний момент открытие группы для детей 1 младшего возраста в МБДОУ «Детский сад № «<данные изъяты>» не предполагается.
Однако данных об очерёдности в других дошкольных образовательных учреждениях <адрес> ответчиком не предоставлено.
Постановлением Главы Администрации <адрес> муниципального района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № утвержден Порядок комплектования муниципальных образовательных учреждений, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования на территории <адрес> муниципального района <адрес>.
Таким образом, на основании вышеизложенного, организация предоставления дошкольного образования относится к вопросам местного значения муниципального района.
Доводы ответчика об отсутствии свободных мест в дошкольных учреждениях <адрес> для предоставления места малолетнему ФИО1 не могут быть приняты во внимание, так как не имеют правового значения, поскольку реализуя предоставленные Законом РФ № «Об образовании», Законом РФ №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», Уставом ФИО2 муниципального района, полномочия, администрация <данные изъяты> муниципального района обязана предвидеть существующую потребность в местах в дошкольных образовательных учреждениях <адрес> и района и своевременно принимать меры к увеличению вместимости существующих образовательных учреждений, создании новых. Доказательств того, что ответчиком принимались действенные меры по обеспечению права малолетнего ФИО1 на получение дошкольного образования суду не предоставлено.
Доводы ответчика о том, что предоставление малолетнему ФИО1 места в дошкольном учреждении повлечёт нарушение прав третьих лиц, также не может быть принят во внимание, поскольку является предположительным, а нарушенное право малолетнего ФИО1 на общедоступность дошкольного образования, нравственное и интеллектуальное развитие личности ребенка в раннем детском возрасте, подлежит судебной защите.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что исковые требования ФИО1 следует удовлетворить.
Руководствуясь ст. ст. 194, 198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Кузьмина Т.В. удовлетворить.
Обязать администрацию <данные изъяты> муниципального района <адрес> в месячный срок с момента вступления решения суда в законную силу предоставить малолетнему ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения место в дошкольном образовательном учреждении по месту жительства на территории <адрес>.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Волгоградского областного суда через Ленинский районный суд в месячный срок со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Н.М. Беликов
Копия верна. Судья: