Дело № 2-2400/2015
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
30 июля 2015 года г. Пермь
Свердловский районный суд г. Перми в составе:
Председательствующего судьи И.И.Толмачевой,
при секретаре Нургалиевой К.Р., с участием представителя прокурора <адрес> Поносова А.В., представителя ответчика ООО «ПСК», третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, ОАО «Волжская ТГК» Вяткиной В.В., представителя третьего лица Администрации <адрес> Степановой Е.П., представителя третьего лица Администрации <адрес> Ланцовой Т.А., представителя третьего лица Департамента жилищно-коммунального хозяйства администрации г.Перми Букреевой Ю.А., представителя третьего лица Департамента имущественных отношений администрации г.Перми Луц Ю.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Прокурора <адрес> к Обществу с ограниченной ответственностью "Пермская сетевая компания" (в порядке ст.45 ГПК РФ) о признании бездействия, выразившееся в непринятии для содержания и обслуживания бесхозяйных сетей теплоснабжения до момента регистрации права муниципальной собственности в соответствии с распоряжениями начальника Департамента имущественных отношений Администрации г.Перми незаконными, возложении обязанности по содержанию и обслуживанию бесхозяйных сетей теплоснабжения до момента регистрации права муниципальной собственности,
у с т а н о в и л:
Прокурор <адрес> обратился в суд с иском к ООО "Пермская сетевая компания", в порядке ст.45 ГПК РФ, о признании бездействия выразившееся в непринятии для содержания и обслуживания бесхозяйных сетей теплоснабжения до момента регистрации права муниципальной собственности в соответствии с распоряжениями начальника Департамента имущественных отношений Администрации г.Перми незаконными, возложении обязанности по содержанию и обслуживанию бесхозяйных сетей теплоснабжения до момента регистрации права муниципальной собственности.
В обоснование требований истец указал, что прокуратурой <адрес> проведена проверка исполнения законодательства в сфере управления, распоряжения бесхозяйным имуществом жилищно-коммунального комплекса. Постановлением Администрации г. Перми от ДД.ММ.ГГГГ № утвержден Регламент взаимодействия функциональных и территориальных органов администрации города Перми по выявлению объектов бесхозяйного недвижимого имущества на территории города Перми и подготовке документов для их приобретения в муниципальную собственность города Перми.
Регламент определяет порядок взаимодействия и разграничивает функции функциональных и территориальных органов администрации города Перми по выявлению объектов бесхозяйного недвижимого имущества на территории города Перми и подготовке документов для приобретения права муниципальной собственности на выявленный бесхозяйный объект (п. 1.1 Регламента).
В соответствии с п. 3.4.2 Регламента Департамент имущественных отношений администрации города Перми в рамках полномочий, установленных Положением о департаменте имущественных отношений администрации города Перми, утвержденных решением Пермской городской Думы от 12.09.2006г. № 210, в течение 5 рабочих дней с момента получения заключения, предусмотренного п. 3.3.1 настоящего Регламента, в соответствии с п. 6 ст. 15 Закона о теплоснабжении в отношении бесхозяйных тепловых сетей (тепловых сетей, не имеющих эксплуатирующей организации) направляет в теплосетевую организацию, тепловые сети которой непосредственно соединены с выявленными бесхозяйными тепловыми сетями, или в единую теплоснабжающую организацию в системе теплоснабжения, в которую входят указанные бесхозяйные тепловые сети, копию распоряжения начальника Департамента о закреплении (передаче) бесхозяйных тепловых сетей для их содержания и обслуживания до момента регистрации права муниципальной собственности на такие объекты в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним или до принятия их во владение, пользование и распоряжение оставившим такие объекты собственником в соответствии с гражданским законодательством. Пунктом 3.3.1 настоящего
Пунктом 3.3.1 Регламента предусмотрено направление функциональным органом в Департамент имущественных отношений администрации города Перми заключения об обоснованности и целесообразности либо нецелесообразности приобретения бесхозяйного объекта в муниципальную собственность города Перми; определении особых условий и параметров технической инвентаризации бесхозяйного объекта (при необходимости); определении специализированной организации, которая будет содержать и обслуживать (эксплуатировать) бесхозяйный объект.
Следовательно, основанием для закрепления в соответствии с п. 6 ст. 15 федерального закона от 07.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» бесхозяйного объекта теплоснабжения за теплосетевой организацией для содержания и обслуживания до момента регистрации на указанный объект права муниципальной собственности является соответствующее положительное заключение функционального органа администрации города Перми.
Проведенной проверкой установлено, что начальником Департамента имущественных отношений администрации города Перми на основании положительных заключений Департамента жилищно-коммунального хозяйства администрации города Перми изданы распоряжения от ДД.ММ.ГГГГ №, от ДД.ММ.ГГГГ №, от ДД.ММ.ГГГГ № (в редакции от ДД.ММ.ГГГГ №), от ДД.ММ.ГГГГ №, от ДД.ММ.ГГГГ № (в редакции от ДД.ММ.ГГГГ №) о закреплении бесхозяйных объектов теплоснабжения за ООО «ПСК», для содержания и обслуживания до момента регистрации права муниципальной собственности. Департаментом имущественных отношений администрации города Перми в адрес общества направлены акты приема-передачи имущества к указанным распоряжениям.
Письмами ООО «ПСК» от ДД.ММ.ГГГГ №, от ДД.ММ.ГГГГ №, от ДД.ММ.ГГГГ №, от ДД.ММ.ГГГГ №, от ДД.ММ.ГГГГ № указанные распоряжения и акты приема-передачи без подписания возвращены в Департамент имущественных отношений администрации города Перми со ссылкой на необходимость предоставления полного пакета документов согласно протоколу Региональной службы по тарифам Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ (копии технических паспортов объектов, копии свидетельств Управления Федеральной регистрационной службы по Пермскому краю о регистрации объектов в Едином государственном реестре прав на объекты недвижимости как бесхозяйных).
Обязанность органа местного самоуправления по передаче теплосетевой организации в связи с закреплением за ней бесхозяйной тепловой сети документов, необходимых для идентификации объекта и подтверждения того, что объект не имеет собственника (копия технического паспорта, копия свидетельства Управления Федеральной регистрационной службы кадастра и картографии по Пермскому краю о регистрации объектов в Едином государственном реестре прав на объекты недвижимости как бесхозяйный) Федеральным законом от 07.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» и Регламентом не предусмотрена.
Таким образом, возврат ООО «ПСК» документов по передаче для содержания и обслуживания бесхозяйных тепловых сетей в Департамент имущественных отношений администрации города Перми с указанием на возможность подписания актов приема-передачи после направления в теплосетевую организацию документов, предоставление которых действующим законодательством не предусмотрено, является необоснованным и незаконным.
Бездействие ООО «ПСК» по принятию для содержания и обслуживания бесхозяйных сетей теплоснабжения приводит к отсутствию должного контроля за состоянием работоспособности сетей, надлежащему их содержанию и ремонту.
Так, согласно информации, предоставленной администрацией <адрес>, в связи с порывом на участке тепловой сети от <адрес> до <адрес>, закрепленной за ООО «ПСК» на основании распоряжения начальника Департамента имущественных отношений от ДД.ММ.ГГГГ №) ДД.ММ.ГГГГ произошло отключение от горячего водоснабжения тринадцати многоквартирных жилых домов микрорайона «Парковый», горячее водоснабжение восстановлено в домах ДД.ММ.ГГГГ
Согласно сведениям, предоставленным администрацией <адрес>, ДД.ММ.ГГГГ на участке теплотрассы по <адрес>, закрепленной за ООО «ПСК» на основании распоряжения от ДД.ММ.ГГГГ №, произошел порыв, в результате которого дорога по <адрес> залита горечей водой. Аварийная ситуация ликвидирована ДД.ММ.ГГГГ года.
Бездействие ООО «ПСК» по принятию для содержания и обслуживания бесхозяйных сетей теплоснабжения является незаконным и нарушает права неопределенного круга лиц на бесперебойное получение коммунальной услуги отопления надлежащего качества.
На основании изложенного истец с учетом уточнений требований просит признать бездействие ООО «Пермская сетевая компания», выразившееся в непринятии для содержания и обслуживания бесхозяйных сетей теплоснабжения до момента регистрации права муниципальной собственности в соответствии с распоряжениями начальника Департамента имущественных отношений администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №, от ДД.ММ.ГГГГ №, от ДД.ММ.ГГГГ № (в редакции от ДД.ММ.ГГГГ №), от ДД.ММ.ГГГГ №, от ДД.ММ.ГГГГ № (в редакции от ДД.ММ.ГГГГ №), незаконным; обязать ООО «Пермская сетевая компания» в течение 1 месяца с момента вступления решения суда в законную силу принять для содержания и обслуживания бесхозяйные сети теплоснабжения до момента регистрации права муниципальной собственности в соответствии с распоряжениями начальника Департамента имущественных отношений администрации города Перми от ДД.ММ.ГГГГ №, от ДД.ММ.ГГГГ №, от ДД.ММ.ГГГГ № (в редакции от ДД.ММ.ГГГГ №), от ДД.ММ.ГГГГ № от ДД.ММ.ГГГГ № (в редакции от ДД.ММ.ГГГГ №).
В судебном заседании представитель прокурора Свердловского района г. Перми исковые требования поддержал.
Представитель ответчика исковые требования не признала и с учетом письменного отзыва (л.д.89-94, том 1) пояснила, что с распоряжением № не согласна.
Представители третьих лиц в судебном заседании просят удовлетворить исковые требования прокурора <адрес>.
Представители третьих лиц Департамента имущественных отношений г.Перми, Администрации <адрес> Департамента жилищно-коммунального хозяйства г.Перми представили отзывы на иски (л.д.98, том 1, л.д.123-126, том 2, л.д.13 том2), в которых просят удовлетворить исковые требования по доводам, изложенным в отзыве.
Представитель третьего лица Администрации <адрес> в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, представил заявление о рассмотрении дела в отсутствии представителя.
Заслушав лиц, участвующих в деле, проверив материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Согласно п.п. 1, 3 ст. 225 Гражданского кодекса РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен, либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.
Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.
По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.
В силу ч. 6 ст. 15 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-Ф3 «О теплоснабжении» в случае выявления бесхозяйных тепловых сетей (тепловых сетей, не имеющих эксплуатирующей организации) орган местного самоуправления поселения или городского округа до признания права собственности на указанные бесхозяйные тепловые сети в течение тридцати дней с даты их выявления обязан определить теплосетевую организацию, тепловые сети которой непосредственно соединены с указанными бесхозяйными тепловыми сетями, или единую теплоснабжающую организацию в системе теплоснабжения, в которую входят указанные бесхозяйные тепловые сети и которая осуществляет содержание и обслуживание указанных бесхозяйных тепловых сетей. Орган регулирования обязан включить затраты на содержание и обслуживание бесхозяйных тепловых сетей в тарифы соответствующей организации на следующий период регулирования.
Согласно п. 4.2 ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 06.10.2013 № 131-ФЭ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных, районов и городских округов обладают полномочиями по организации теплоснабжения, предусмотренными Федеральным законом «О теплоснабжении».
Как установлено в судебном заседании, начальником Департамента имущественных отношений администрации города Перми на основании положительных заключений Департамента жилищно-коммунального хозяйства администрации города Перми изданы распоряжения от ДД.ММ.ГГГГ №, от ДД.ММ.ГГГГ №, от ДД.ММ.ГГГГ № (в редакции от ДД.ММ.ГГГГ №), от ДД.ММ.ГГГГ №, от ДД.ММ.ГГГГ № (в редакции от ДД.ММ.ГГГГ №) о закреплении бесхозяйных объектов теплоснабжения за ООО «ПСК», для содержания и обслуживания до момента регистрации права муниципальной собственности (л.д., л.д.10,12,15-17,20,22,26).
Департаментом имущественных отношений администрации города Перми в адрес ответчика направлены также акты приема-передачи имущества к указанным распоряжениям (л.д.13,18,27).
Письмами ООО «ПСК» от ДД.ММ.ГГГГ № (л.д.9), от ДД.ММ.ГГГГ № (л.д.11), от ДД.ММ.ГГГГ № (л.д.14), от ДД.ММ.ГГГГ № (л.д.19), от ДД.ММ.ГГГГ № (л.д.21) указанные распоряжения и акты приема-передачи без подписания возвращены в Департамент имущественных отношений администрации города Перми со ссылкой на необходимость предоставления полного пакета документов согласно протоколу Региональной службы по тарифам Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ (копии технических паспортов объектов, копии свидетельств Управления Федеральной регистрационной службы по Пермскому краю о регистрации объектов в Едином государственном реестре прав на объекты недвижимости как бесхозяйных) (л.д.28-31).
Решением Арбитражного суда Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ ООО «Пермская сетевая компания» отказано в удовлетворении требования о признании недействительным распоряжения №, вынесенного Департаментом имущественных отношений администрации г.Перми ДД.ММ.ГГГГ (л.д.128-130 том 2).
Согласно информации, предоставленной администрацией <адрес>, в связи с порывом на участке тепловой сети от <адрес> до <адрес> закрепленной за ООО «ПСК» на основании распоряжения начальника Департамента имущественных отношений от ДД.ММ.ГГГГ №, ДД.ММ.ГГГГ произошло отключение от горячего водоснабжения тринадцати многоквартирных жилых домов микрорайона «Парковый», горячее водоснабжение восстановлено в домах ДД.ММ.ГГГГ (л.д.63). Согласно сведениям, предоставленным администрацией <адрес>, Прокуратурой <адрес>, ДД.ММ.ГГГГ на участке теплотрассы по <адрес>, закрепленной за ООО «ПСК» на основании распоряжения от ДД.ММ.ГГГГ № СЭД-19-09-1591, произошел порыв, в результате которого дорога по <адрес> залита горечей водой. Аварийная ситуация ликвидирована ДД.ММ.ГГГГ (л.д.41-46). ДД.ММ.ГГГГ прокуратурой <адрес> в адрес ответчика направлено представление об устранении нарушений прав граждан в жилищно-коммунальной сфере, указано, что ООО «ПСК» не принимает необходимых мер, направленных на надлежащее содержание принадлежащего на праве собственности имущества, а также имущества, переданного организации для обслуживания, что приводит к нарушению интересов граждан, проживающих в многоквартирных домах № по <адрес>, № по <адрес> (л.д.69-71).
Постановлением Администрации г. Перми от 22.02.2008 N 130 (ред. от 24.08.2012) утвержден Регламент взаимодействия функциональных и территориальных органов администрации города Перми по выявлению объектов бесхозяйного недвижимого имущества на территории города Перми и подготовке документов для их приобретения в муниципальную собственность города Перми.
Регламент определяет порядок взаимодействия и разграничивает функции функциональных и территориальных органов администрации города Перми по выявлению объектов бесхозяйного недвижимого имущества на территории города Перми и подготовке документов для приобретения права муниципальной собственности на выявленный бесхозяйный объект (п. 1.1 Регламента).
Пунктом 3.3.1 Регламента предусмотрено направление функциональным органом в Департамент имущественных отношений администрации города Перми заключения об обоснованности и целесообразности либо нецелесообразности приобретения бесхозяйного объекта в муниципальную собственность города Перми; определении особых условий и параметров технической инвентаризации бесхозяйного объекта (при необходимости); определении специализированной организации, которая будет содержать и обслуживать (эксплуатировать) бесхозяйный объект.
В соответствии с п. 3.4.2 Регламента Департамент имущественных отношений администрации города Перми в рамках полномочий, установленных Положением о департаменте имущественных отношений администрации города Перми, утвержденных решением Пермской городской Думы от 12.09.2006г. № 210, в течение 5 рабочих дней с момента получения заключения, предусмотренного п. 3.3.1 настоящего Регламента, в соответствии с п. 6 ст. 15 Закона о теплоснабжении в отношении бесхозяйных тепловых сетей (тепловых сетей, не имеющих эксплуатирующей организации) направляет в теплосетевую организацию, тепловые сети которой непосредственно соединены с выявленными бесхозяйными тепловыми сетями, или в единую теплоснабжающую организацию в системе теплоснабжения, в которую входят указанные бесхозяйные тепловые сети, копию распоряжения начальника Департамента о закреплении (передаче) бесхозяйных тепловых сетей для их содержания и обслуживания до момента регистрации права муниципальной собственности на такие объекты в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним или до принятия их во владение, пользование и распоряжение оставившим такие объекты собственником в соответствии с гражданским законодательством.
В судебных заседаниях представитель ответчика не оспаривал факт присоединения спорных тепловых сетей к сетям, принадлежащим ООО «ПСК», по распоряжениям начальника Департамента имущественных отношений от ДД.ММ.ГГГГ №, от ДД.ММ.ГГГГ №, от ДД.ММ.ГГГГ № (в редакции от ДД.ММ.ГГГГ №), от ДД.ММ.ГГГГ №, за исключением объектов, указанных в распоряжении от ДД.ММ.ГГГГ № (в редакции от ДД.ММ.ГГГГ №) (л.д. 129-133, 199-204) и расположенных в районе Пермского государственного национального исследовательского университета.
Из представленных суду доказательств Администрацией <адрес>, Департаментом жилищно-коммунального хозяйства (договора на снабжение тепловой энергией, горячей водой и (или) теплоносителем между «Теплоснабжающей организацией ООО «ПСК» и «потребителем» -ОРГАНИЗАЦИЯ- №, схемой расположения сетей от тепловой камеры № писем, актов обследования бесхозяйных объектов инженерной инфраструктуры) следует, что указанные в распоряжении начальника ДИО от ДД.ММ.ГГГГ № (в редакции от ДД.ММ.ГГГГ №) (л.д. 129-133, 199-204) тепловые сети, в том числе расположенные в районе Пермского государственного национального исследовательского университета, технически присоединены к сетям, обслуживаемым ООО «ПСК» с точкой присоединения - тепловая камера 931 (ТК 931).
Как установлено пунктом 4 ст. 8 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ (ред. от 29.12.2014) "О теплоснабжении", в случае, если организации, осуществляющие регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения, осуществляют эксплуатацию тепловых сетей, собственник или иной законный владелец которых не установлен (бесхозяйные тепловые сети), затраты на содержание, ремонт, эксплуатацию таких тепловых сетей учитываются при установлении тарифов в отношении указанных организаций в порядке, установленном основами ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Согласно пунктам 5, 6, 7 ст. 8 Федеральный закон от 07.12.2011 N 416-ФЗ (ред. от 29.12.2014) "О водоснабжении и водоотведении" в случае выявления бесхозяйных объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, в том числе водопроводных и канализационных сетей, путем эксплуатации которых обеспечиваются водоснабжение и (или) водоотведение, эксплуатация таких объектов осуществляется гарантирующей организацией либо организацией, которая осуществляет горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение и водопроводные и (или) канализационные сети которой непосредственно присоединены к указанным бесхозяйным объектам (в случае выявления бесхозяйных объектов централизованных систем горячего водоснабжения или в случае, если гарантирующая организация не определена в соответствии со статьей 12 настоящего Федерального закона), со дня подписания с органом местного самоуправления поселения, городского округа передаточного акта указанных объектов до признания на такие объекты права собственности или до принятия их во владение, пользование и распоряжение оставившим такие объекты собственником в соответствии с гражданским законодательством.
Расходы организации, осуществляющей горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, на эксплуатацию бесхозяйных объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, учитываются органами регулирования тарифов при установлении тарифов в порядке, установленном основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Оценивая в совокупности собранные по делу доказательства и, исходя из положений действующего законодательства, указанного выше, обязанность органа местного самоуправления по передаче тепловой организации, в связи с закреплением за ней бесхозяйных тепловых сетей для их обслуживания, документов, необходимых для идентификации объекта и подтверждения того, что объект не имеет собственника, не предусмотрена, ООО «Пермская сетевая компания» как организация, эксплуатирующая спорные тепловые сети, должна нести бремя по их содержанию и обслуживанию. Руководствуясь ст. ст. 194- 199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
р е ш и л:
Признать бездействие ООО «Пермская сетевая компания», выразившееся в непринятии для содержания и обслуживания бесхозяйных сетей теплоснабжения до момента регистрации права муниципальной собственности в соответствии с распоряжениями начальника Департамента имущественных отношений администрации города Перми от ДД.ММ.ГГГГ №, от ДД.ММ.ГГГГ №, от ДД.ММ.ГГГГ № (в редакции от ДД.ММ.ГГГГ №), от ДД.ММ.ГГГГ № от ДД.ММ.ГГГГ № (в редакции от ДД.ММ.ГГГГ №), незаконным.
Обязать ООО «Пермская сетевая компания» в течение 1 месяца с момента вступления решения суда в законную силу принять для содержания и обслуживания бесхозяйные сети теплоснабжения до момента регистрации права муниципальной собственности в соответствии с распоряжениями начальника Департамента имущественных отношений администрации города Перми от ДД.ММ.ГГГГ №, от ДД.ММ.ГГГГ №, от ДД.ММ.ГГГГ № (в редакции от ДД.ММ.ГГГГ №), от ДД.ММ.ГГГГ №, от ДД.ММ.ГГГГ № (в редакции от ДД.ММ.ГГГГ № Решение в апелляционном порядке может быть обжаловано сторонами в Пермский краевой суд через Свердловский районный суд города Перми в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья: И.И.Толмачева
Решение в полном объеме изготовлено 05.08.2015г.