УИД 63RS0025-01-2023-002720-15
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
22 августа 2023 года г. Сызрань
Сызранский городской суд Самарской области в составе:
председательствующего судьи Демиховой Л.В.
при секретаре судебного заседания Вишневской Г.Р.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-3138/2023 по административному иску Межрайонной ИФНС России № 23 по Самарской области к Захарову ЯЭ о взыскании обязательных платежей и санкций,
У С Т А Н О В И Л:
Межрайонная ИФНС России № 23 по Самарской области обратилась в суд с административным исковым заявлением о взыскании с Захарова Я.Э. обязательных платежей и санкций, указав, что административный ответчик является плательщиком транспортного налога за 2017 год, поскольку в указанный период за ним было зарегистрировано транспортное средство, признаваемое объектом налогообложения.
В соответствии со статьей 32 НК РФ в адрес административного ответчика направлялось налоговое уведомление № 55252685 от 23.08.2018 об уплате транспортного налога за 2017 год не позднее 03.12.2018.
В нарушение статьи 45 НК РФ обязанность по уплате транспортного налога не исполнена, в связи с чем Захарову Я.Э. было направлено требование № 20409 от 06.02.2019, которое до настоящего времени не исполнено. Судебный приказ №2а-3552/2022 от 22.08.2022, выданный по заявлению налогового органа о взыскании с Захарова Я.Э. недоимки по налогу и задолженности по пени, по заявлению должника отменен. Однако задолженность до настоящего времени не погашена, в связи с чем налоговый орган обратился в суд с заявленными требованиями.
Ссылаясь на указанные обстоятельства, административный истец просил взыскать с Захарова Я.Э. недоимку по транспортному налогу за 2017 год в размере 652 руб., пени в размере 10,71 руб.
Информация о времени и месте рассмотрения дела в соответствии со статьями 14 и 16 Федерального закона от 22 декабря 2008 г. № 262-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации» размещена на интернет-сайте суда.
Представитель Межрайонной ИФНС России № 23 по Самарской области в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещался надлежащим образом, в административном исковом заявлении просил рассмотреть дело в отсутствие представителя налогового органа.
Административный ответчик – Захаров Я.Э. в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещался надлежащим образом путем направления посредством почтовой связи судебной корреспонденции по месту регистрации, уважительных причин неявки суду не сообщил, об отложении дела суд не просил, в связи с чем учитывая положения ст. 96, ст. 150 КАС РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие лиц участвующих в деле.
Суд, исследовав материалы дела, приходит к следующим выводам.
Согласно ст. 57 Конституции РФ, ст. 3, пп. 1 п. 1 ст. 23 Налогового кодекса РФ каждый налогоплательщик обязан платить законно установленные налоги и сборы.
В соответствии с пунктом 1 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.
Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщик либо в случаях, установленных настоящим Кодексом, участник консолидированной группы налогоплательщиков вправе исполнить обязанность по уплате налога досрочно.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) требования об уплате налога.
Пунктом 2 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации закреплено, что если иное не предусмотрено пунктом 2.1 настоящей статьи, в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок производится взыскание налога в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом.
Взыскание налога с физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, производится в порядке, предусмотренном статьей 48 настоящего Кодекса.
Неисполнение обязанности по уплате налога является основанием для применения мер принудительного исполнения обязанности по уплате налога, предусмотренных настоящим Кодексом (п. 6 ст. 45 НК РФ).
В соответствии с пунктом 1 статьи 357 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
В силу пункта 1 статьи 358 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 362 Налогового кодекса Российской Федерации сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиками - физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации.
Налогоплательщики - физические лица уплачивают транспортный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом - п. 3 ст. 363 Налогового кодекса РФ.
В соответствии со ст. 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.
Как видно из материалов дела, согласно сведениям, представленным регистрирующими органами на имя Захарова Я.Э. в 2017 году было зарегистрировано транспортное средство ВАЗ 21083, г/н № *** (7 месяцев).
В соответствии с главой 28 НК РФ на основании сведений
о зарегистрированных в указанном налоговом периоде объектах налогообложения налоговым органом налогоплательщику Захарову Я.Э. был начислен транспортный налог за 2017 год в размере 652 руб.
Из положений п. 4 ст. 397 НК РФ (в редакциях, действовавших на момент возникновения спорных правоотношений) налогоплательщики - физические лица уплачивают налог на основании налогового уведомления, направленного налоговым органом.
Пунктом 2 статьи 52 НК РФ установлено, что в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, обязанность по исчислению суммы налога может быть возложена на налоговый орган или налогового агента.
В случае, если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление.
Налог, подлежащий уплате физическими лицами в отношении объектов недвижимого имущества и (или) транспортных средств, исчисляется налоговыми органами не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления.
В налоговом уведомлении должны быть указаны сумма налога, подлежащая уплате, объект налогообложения, налоговая база, а также срок уплаты налога. В налоговом уведомлении могут быть указаны данные по нескольким подлежащим уплате налогам (пункт 3 статьи 52 НК РФ).
В силу п. 4 ст. 52 НК РФ налоговое уведомление может быть передано руководителю организации (ее законному или уполномоченному представителю) или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом или передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика. В случае направления налогового уведомления по почте заказным письмом налоговое уведомление считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.
В соответствии с п. 4 ст. 57 НК РФ в случаях, когда расчет суммы налога производится налоговым органом, обязанность по уплате налога возникает не ранее даты получения налогового уведомления.
Согласно пунктам 1, 2, 5 статьи 69 НК РФ требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога. Требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки. Требование об уплате налога должно содержать сведения о сумме задолженности по налогу, размере пеней, начисленных на момент направления требования, сроке исполнения требования, а также мерах по взысканию налога и обеспечению исполнения обязанности по уплате налога, которые применяются в случае неисполнения требования налогоплательщиком. Требование об уплате налога, направляемое физическому лицу, должно содержать также сведения о сроке уплаты налога, установленном законодательством о налогах и сборах.
В силу п. 6 ст. 69 НК РФ требование об уплате налога может быть передано руководителю организации (ее законному или уполномоченному представителю) или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом, передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика. В случае направления указанного требования по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.
Согласно п. 1 ст. 70 НК РФ требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено настоящей статьей. В соответствии с правовой позицией, изложенной в Постановлении Президиума ВАС РФ от 01.11.2011 № 8330/11 по делу № А23-2813/10А-21-125, пропуск налоговым органом срока, определенного статьей 70 НКРФ, не влечет изменения предельного срока на принудительное взыскание таких платежей при условии, что на момент выставления требования не утрачена возможность взыскания налоговой задолженности с учетом сроков, предусмотренных в абзаце 1 пункта 3 статьи 46 НК РФ.
Аналогичные правовые позиции изложены Конституционным Судом Российской Федерации в определении от 22 апреля 2014 года № 822-О.
Таким образом, федеральным законом установлен срок направления требования об уплате недоимки по налогам и сборам, соблюдение которого влияет на срок обращения налогового органа в суд с заявлением о вынесении судебного приказа, а после его отмены, в суд в порядке искового производства, предусмотренном главой 32 КАС РФ.
Из материалов дела следует, что Межрайонной ИФНС России № 23 по Самарской области в подтверждение заявленных требований
к административному исковому заявлению приложено, в том числе налоговое уведомление № 55252685 от 23.08.2018 об уплате транспортного налога за 2017 год не позднее 03.12.2018.
Из предоставленного налогового уведомления № 55252685 от 23.08.2018 также следует, что данное налоговое уведомление направлено в адрес Захарова Я.Э. по адресу: Самарская область, г.Сызрань, <адрес>
<адрес>, по месту фактического нахождения Захарова Я.Э.
Между тем, реестр почтовых отправлений, либо иные документы, подтверждающие факт отправления налогового уведомления № 55252685 от 23.08.2018 об уплате транспортного налога за 2017 год в размер 652 руб. по указанному адресу суду не представлены, материалы дела не содержат.
Представленный в материалы дела акт № 1 о выделении к уничтожению документов от 18.04.2023, не подлежащих хранению, не подтверждает соблюдения административным истцом досудебного порядка направления уведомлений и требований в адрес налогоплательщика
Сведения о направлении посредством информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)» налогового уведомления № 55252685 от 23.08.2018, Межрайонной ИФНС России №23 по Самарской области, суду также представлены не были.
Доказательств подтверждающих факт направления налогового уведомления № 55252685 от 23.08.2018 об уплате транспортного налога, в адрес административного ответчика, в материалах дела не имеется.
Указанные сведения также отсутствуют и в административном деле
№ 2а-3555 по заявлению Межрайонной ИФНС № 23 России по Самарской области о вынесении судебного приказа, истребованного судом.
Таким образом, оснований считать, что налоговым органом был соблюден предусмотренный Налоговым кодексом Российской Федерации порядок взыскания транспортного налога за 2017 год не имеется.
Несоблюдение налоговым органом порядка, установленного налоговым законодательством, является основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований.
Из материалов дела также следует, что в установленный в налоговом уведомлении срок Захаров Я.Э. не исполнил обязанность по уплате налога, в связи с чем налоговым органом на основании п. 2 ст. 69, п. 1 ст. 70 НК РФ в адрес налогоплательщика направлено требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов №м 20409 по состоянию на 06.02.2019, которым предлагалось погасить задолженность по транспортному налогу и пени в общей сумме 662,71 руб. в срок до 02.04.2019, что подтверждается списком почтовых отправлений № 903417 от 27.02.2019.
В добровольном порядке административный ответчик не исполнил обязанность по уплате налогов и пени.
Согласно пункту 1 статьи 48 НК РФ, в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, драгоценных металлов на счетах (во вкладах) в банке, и наличных денежных средств, этого физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
Заявление о взыскании подается налоговым органом (таможенным органом) в суд, если общая сумма налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 10 000 рублей, за исключением случая, предусмотренного абзацем третьим пункта
2 настоящей статьи.
Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом (п. 2 ст. 48 НК РФ).
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов превысила 10 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 10 000 рублей (абз.2 п.2 ст.48).
Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления
о взыскании может быть восстановлен судом (абз.4 п.2 ст.48).
Требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа (абз.2 п.3 ст. 48)
Таким образом, статья 48 Налогового кодекса РФ предусматривает два специальных срока: шестимесячный срок для подачи заявления о выдаче судебного приказа и шестимесячный срок для подачи искового заявления, который исчисляется со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Учитывая, что в течение трех лет со дня исчисления срока исполнения требования об уплате налога № 20409 от 06.02.2019, срок исполнения до 02.04.2019, при расчете общей суммы налога, сбора, пеней, штрафа подлежащей взысканию с физического лица, сумма налога не превысила 10 000 руб., требования о взыскании с ответчика Захарова Я.Э. указанных сумм недоимки были предъявлены административным истцом мировому судье 22.08.2022 (согласно отметке на заявлении о вынесении судебного приказа), т.е. в течение шести месяцев, начиная с 02.04.2022 (02.04.2019– срок исполнения по требованию № 20409 от 06.02.2019+ 3 года + 6 месяцев), со дня истечения указанного трехлетнего срока.
Таким образом, проверяя порядок обращения налогового органа в суд, установлено, что к мировому судье с заявлением о выдаче судебного приказа налоговый орган обратился, в установленный абзацем 3 пункта 2 статьи 48 НКРФ срок.
22.08.2022 мировым судьей судебного участка № 79 судебного района
г. Сызрани Самарской области вынесен судебный приказ № 2а-3552/2022 о взыскании с Захарова Я.Э. задолженности по транспортному налогу за 2017 год в размере 652 руб., пени в размере 10,71 руб.
13.01.2023 определением того же мирового судьи судебный приказ от 22.08.2022 по заявлению должника отменен. Однако обязанность по уплате налогов налогоплательщиком не исполнена, в связи с чем 06.07.2023, согласно отметке в штампе на конверте налоговый орган обратился в суд с административным иском о взыскании с Захарова Я.Э. недоимки по транспортному налогу за 2017 год и задолженности по пени в принудительном порядке.
Таким образом, налоговым органом последовательно соблюден срок установленный статьей 48 Налогового кодекса Российской Федерации как для обращения с заявлением о выдаче судебного приказа, так и для последующего обращения в суд с административным исковым заявлением.
Частью 6 статьи 289 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусмотрена обязанность суда при рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд проверять полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, выяснять, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом, и имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также проверять правильность осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы.
Вместе с тем учитывая отсутствие факта направления в адрес административного ответчика налогового уведомления, суд приходит к выводу, что у налогоплательщика не возникла обязанность по уплате налога, в связи с чем налоговый орган не вправе был направлять требование об уплате налога.
Согласно правовым позициям Конституционного Суда Российской Федерации, изложенными в определении от 8 апреля 2010 года N 468-О-О, согласно которым в соответствии со статьей 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Пункт 4 статьи 57 Налогового кодекса Российской Федерации предусматривает, что в случаях, когда расчет налоговой базы производится налоговым органом, обязанность по уплате налога возникает не ранее даты получения налогового уведомления. Такой порядок, являясь существенным элементом налогового обязательства, в частности, по транспортному налогу, направлен, прежде всего, на своевременное и безошибочное исполнение указанной конституционной обязанности в отношении данного налога, имеющего особенности исчисления и уплаты физическими лицами.
Принимая во внимание данные обстоятельства, учитывая, что налоговым органом не был соблюден предусмотренный Налоговым кодексом Российской Федерации порядок взыскания налога за 2017 год, суд полагает необходимым административные исковые требования Межрайонной ИФНС России № 23 по Самарской области в части взыскания с Захарова Я.Э. задолженности по транспортному налогу и пени за 2017 год, оставить без удовлетворения.
На основании изложенного, и руководствуясь ст. ст. 175, 178-180 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Административное исковое заявление Межрайонной ИФНС России
№ *** по Самарской области к Захарову ЯЭ о взыскании обязательных платежей и санкций, оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке
в Самарский областной суд через Сызранский городской суд Самарской области в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья Л.В. Демихова
Мотивированное решение составлено <дата>.