Решение по делу № 2-629/2021 ~ М-505/2021 от 07.07.2021

№2-629/2021

30RS0009-01-2021-000890-65

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

16 сентября 2021 года г. Камызяк Астраханской области

Камызякский районный суд Астраханской области в составе:

председательствующего судьи          Кушалакова М.А.

при секретаре                  Ситалиевой Л.Ж.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Степанова Юрия Владимировича к индивидуальному предпринимателю Избасаровой Аделе Равилевне, ГБУЗ АО «Камызякская РБ» о возмещении затрат при неправомерном бездействии, угрожающем причинением вреда здоровью,

установил:

Степанов Ю.В. обратился в суд с иском о возмещении затрат при неправомерном бездействии, угрожающем причинением вреда здоровью, мотивируя тем, что является инвалидом <данные изъяты> группы по общему заболеванию, постоянно проживает по адресу: <адрес>. Ему установлен клинический диагноз: <данные изъяты>, экстракорпоральный диализ, назначен программный гемодиализ, получает постоянный гемодиализ в ООО «Нефромед» в режиме три раза в неделю - понедельник, среда, пятница. В соответствии с договором на оказание транспортных услуг по перевозке пациентов на гемодиализ, заключенным между ГБУЗ АО «Камызякская РБ» и ИП Избасаровой А.Р., доставку Степанова Ю.В. на гемодиализ осуществляла ИП Избасарова А.Р. В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ИП Избасаровой А.Р. транспорт для проезда в ООО «Нефромед» не предоставлялся. Просит суд взыскать с индивидуального предпринимателя Избасаровй Адели Равильевны компенсацию проезда к месту лечения и обратно за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере <данные изъяты> рублей, моральный вред в размере <данные изъяты> рублей.

В судебном заседании истец Степанов Ю.В. заявленные требования поддержал, просил их удовлетворить.

Ответчики ИП Избасарова А.Р., представитель ГБУЗ АО «Камызякская РБ» в судебном заседании возражали в удовлетворении исковых требований.

Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд считает исковые требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно ст. 39 Конституции Российской Федерации каждому гражданину гарантируется социальное обеспечение в случае болезни, инвалидности.

По ч. 1 ст. 41 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.

В соответствии со ст. 10 Федерального закона № 181 от 24 ноября 1995 г. «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» государство гарантирует инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального бюджета.

Федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утверждается Правительством Российской Федерации.

По ст. 13 указанного закона оказание квалифицированной медицинской помощи инвалидам осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в рамках программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи.

В статье 4.1 Федерального закона № 178 от 17 июля 1999 г. «О государственной социальной помощи» (далее Федеральный закон) указано, что к полномочиям Российской Федерации в области оказания государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, переданным для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации, относятся полномочия по организации обеспечения граждан, включенных в Федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи, и не отказавшихся от получения социальной услуги, предусмотренной пунктом 1 части 1 статьи 6.2 настоящего Федерального закона, лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов.

Статьей 6.1 Федерального закона предусмотрены категории граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, среди которых поименованы инвалиды (п. 8).

По п. 2 ч. 1 ст. 6.2 Федерального закона в состав, предоставляемого гражданам указанной категории набора социальных услуг включен бесплатный проезд на пригородном железнодорожном транспорте, а также на междугородном транспорте к месту лечения и обратно.

В силу ч. 5 ст. 6.3 Федерального закона, установление порядка предоставления гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг отнесено к ведению федерального органа исполнительной власти, осуществляющего выработку государственной политики и нормативное правовое регулирование в сфере здравоохранения и социального развития.

По приказу Министерства здравоохранения Российской Федерации № 254 от 13 августа 2002 г. «О совершенствовании организации оказания диализной помощи населению Российской Федерацию) (в редакции, действующей на момент возникновения спорных правоотношений), пункту 6 «Порядка организации оказания специализированной медицинской помощи», утвержденного Приказом Минздравсоцразвития РФ № 243н от 16 апреля 2010 г. «Об организации оказания специализированной медицинской помощи», действовавшего до 14 февраля 2015 г., диализ является основным методом заместительного лечения почечной недостаточности, обеспечивающим спасение жизни больных и значительное увеличение ее продолжительности и повышение качества. Диализ в Российской Федерации является одной из важных задач оказания специализированной медицинской помощи. Финансовое обеспечение мероприятий по организации оказания специализированной медицинской помощи осуществляется за счет страховых взносов и средств бюджета субъектов Российской Федерации - в учреждениях здравоохранения субъектов Российской федерации и муниципальных учреждениях здравоохранения, оказывающих специализированную медицинскую помощь в рамках переданных полномочий. Согласно п. 6 «Порядка организации оказания специализированной медицинской помощи», утвержденного Приказом Министерством здравоохранения РФ № 796н от 02 декабря 2014 г. «Об организации оказания специализированной медицинской помощи, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи», специализированная, в том числе высокотехнологичная, медицинская помощь организуется и оказывается в соответствии с порядками оказания медицинской помощи, обязательными для исполнения на территории Российской Федерации всеми медицинскими организациями, а также на основе стандартов медицинской помощи.

На уровне Российской Федерации правоотношения, связанные с социальной защитой инвалидов, регулируются Федеральным законом № 181 от 24 ноября 1995 г. «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации». Согласно преамбуле, предусмотренные настоящим Федеральным законом меры социальной защиты инвалидов являются расходными обязательствами Российской Федерации, за исключением мер социальной поддержки и социального обслуживания, относящихся к полномочиям государственной власти субъектов Российской Федерации.

При этом, под социальной защитой инвалидов понимают систему гарантированных государством экономических, правовых мер, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества, тогда как под социальной поддержкой инвалидов понимают систему мер, обеспечивающую социальные гарантии инвалидам, устанавливаемую законами и иными нормативными правовыми актами (ст. 2 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»).

Пунктом 6 ст. 5 того же Закона закреплено право субъектов Российской Федерации на предоставление дополнительных мер социальной поддержки (то есть мер, которые могут предоставляться сверх обязательных) инвалидам за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации.

С указанной нормой согласуется предусмотренное подпунктом 24 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона № 184 от 06 октября 1999 г. «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (с последующими изменениями) положение, согласно которому решение вопросов социальной поддержки инвалидов отнесено к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета).

Возмещение расходов по оплате проезда к месту лечения и обратно, исходя из определения, данного законодателем, следует отнести к дополнительным мерам социальной поддержки инвалидов, относящихся к полномочиям государственной власти субъектов Российской Федерации и реализуемых за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации.

Программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи: на 2011-2015 года, утвержденной постановлением Правительства РФ на 2011 год № 782 от 04 октября 2010 г., на 2012 год № 856 от 21 октября 2011 г., на 2013 год № 1074 от 22 октября 2012 г.; на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов, утвержденной постановлением Правительства РФ № 932 от 18 октября 2013 г.; на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов, утвержденной постановлением Правительства РФ № 1273 от 28 ноября 2014 г., на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов, утвержденной постановлением Правительства РФ № 1506 от 10 декабря 2018 г. предусмотрено бесплатное оказание гражданам, в том числе специализированной медицинской помощи. Органам государственной власти субъектов РФ рекомендовано утвердить территориальные программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на указанные периоды.

В целях обеспечения конституционных прав граждан на получение бесплатной медицинской помощи на территории Астраханской области на указанные годы были разработаны Территориальные программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в Астраханской области.Специализированная медицинская помощь оказывается бесплатно в стационарных условиях и в условиях дневного стационара врачами-специалистами и включает в себя профилактику, диагностику и лечение заболеваний и состояний, требующих использование специальных методов и сложных медицинских технологий, а также медицинскую реабилитацию. За счет бюджетных ассигнований республиканского бюджета осуществляется финансовое обеспечение специализированной медицинской помощи в части медицинской помощи и в части расходов, не включенных в структуру тарифов на оплату медицинской помощи, предусмотренную территориальной программой обязательного медицинского страхования (ОМС).

В Перечне медицинских учреждений, участвующих в реализации Территориальных программ, указано ООО «Нефромед».

Как следует из материалов дела, Степанов Ю.В. является инвалидом I группы по общему заболеванию; ему установлен клинический диагноз хроническая болезнь почек 5 стадия, экстракорпоральный диализ, назначен программный гемодиализ, получает постоянный гемодиализ в ООО «Нефромед» в режиме три раза в неделю - понедельник, среда, пятница.

Следовательно, истец относится к категории граждан, указанных в ст. 6.1 Федерального закона «О государственной социальной помощи» № 178 от 17 июля 1999 г., имеющих право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг в соответствии с нормами названного закона.

Постановлением Правительства Астраханской области №615-П от 29.12.2018 утверждена Программа государственной гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на территории Астраханской области на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов. Согласно пункту 2 Программы, организация транспортировки пациента в медицинскую организацию для получения процедуры гемодиализа и обратно осуществляется медицинской организацией, выбранной для оказания пациенту первичной медико-санитарной помощи в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Пунктом 8 Программы, установлено, что транспортировка пациента в медицинскую организацию для получения процедуры гемодиализа и обратно осуществляется учреждением от места фактического проживания пациента до медицинской организации и обратно после проведения процедуры гемодиализа до места фактического проживания пациента.

В судебном заседании установлено, что между ГБУЗ АО «Камызякская РБ» и ИП Избасаровой А.Р. заключен договор на оказание транспортных услуг по перевозке пациентов на гемодиализ ( от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ), а также контракт от ДД.ММ.ГГГГ на оказание услуг по транспортировке автомобильным транспортом пациентов с хронической почечной недостаточностью для получения медицинской помощи (процедуры гемодиализа) от мест жительства до места получения медицинской помощи и обратно.

В судебном заседании ИП Избасарова А.Р. пояснила, что Степанову Ю.В. предоставлялась услуга по транспортировке автомобильным транспортом для получения медицинской помощи (процедуры гемодиализа) от мест жительства до места получения медицинской помощи и обратно, однако Степанов Ю.В. сам отказывался от представленной услуги.

Также в судебном заседании истцом не представлено доказательств, свидетельствующих о непредоставлении ответчиком ИП Избасаровой А.Р. услуги по транспортировке к месту проведения гемодиализа в ООО «Нефромед» в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

Более того в судебном заседании представитель ГБУЗ АО «Камызякская РБ» Песчатская В.А. пояснила, что истец Степанов Ю.В. с заявлениями, жалобами на не предоставление на ИП Избасаровой А.Р. услуги по транспортировке до места проведения гемодиализа в ООО «Нефромед» в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в ГБУЗ АО «Камызякская РБ» не обращался.

Таким образом в судебном заседании достоверно установлено, что организация и осуществление транспортировки пациентов, в том числе Степанова Ю.В., от места фактического проживания до места получения медицинской услуги и обратно ДД.ММ.ГГГГ исполнялась надлежащим образом, что подтверждается заключенными договорами и спецификациями к ним, актами предоставления услуги по транспортировке.

Судом установлено, что истцу Степанову Ю.В. в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ предоставлялась услуга по транспортировке автомобильным транспортом для получения медицинской помощи (процедуры гемодиализа) от мест жительства до места получения медицинской помощи и обратно.

Заявляя требования о взыскании расходов на бензин за пользование личным автомобилем, Степановым Ю.В., не представлены доказательства, подтверждающие его приобретение, также не представлен расчет амортизации автомобиля ГАЗ 3110 на сумму <данные изъяты> рубля.

Согласно статье 151 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.

На основании статьи 1064 ГК РФ вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред. Лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине.

В силу статьи 1069 ГК РФ вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания, не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.

Статья 1070 ГК РФ устанавливает, что вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконной деятельности органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры, не повлекший последствий, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи, возмещается по основаниям и в порядке, которые предусмотрены статьей 1069 настоящего Кодекса.

Обязательства по компенсации морального вреда в общем случае возникает при наличии одновременно следующих условий: претерпевание морального вреда; неправомерное действие причинителя вреда; причинная связь между неправомерными действиями и моральным вредом, вина причинителя вреда.

Как следует из п.8 Постановления Пленума Верховного суда РФ №10 от 20.12.1994 года степень нравственных или физических страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств причинения морального вреда, индивидуальных особенностей потерпевшего и других конкретных обстоятельств, свидетельствующих о тяжести перенесенных им страданий.

Одной из важнейших специфических особенностей морального вреда является то, что сами негативные изменения происходят в сознании потерпевшего, и форма, в которой эти изменения выражаются вовне, имеет сильную зависимость от особенностей психики субъекта.

Каждая сторона должна доказывать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основание своих требований или возражений. Поскольку для доказывания факта причинения вреда, в отличие от доказывания вины, гражданское законодательство не устанавливает каких-либо особых правил, вышеуказанный принцип должен применяться в полном объеме.

Сторона должна доказать факт – реальное существование морального вреда.

Истцом не представлено доказательств факта незаконных, противоправных действий ответчиками, причинение вреда их противоправными действиями и причинной связи между указанными действиями и наступившим вредом.

Виновных действий ИП Избасаровой А.Р. и ГБУЗ АО «Камызякская РБ» не установлено, доказательств, подтверждающих факт нарушения личных неимущественных прав истца не представлено.

Не представлено истцом и доказательств, подтверждающих факт причинения ему нравственных или физических страданий действиями ответчиков, а также доказательств, достоверно подтверждающих вину ответчиков в причинении своим действием нравственных и физических страданий истцу.

Положения статьи 56 ГПК РФ были доведены в судебном заседании до истца, что подтверждается его подписью в бланке разъяснения прав и обязанностей.

В соответствии со ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.

Оценивая собранные по делу доказательства в их совокупности и в соответствии со ст.67 ГПК РФ, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований Степанова Ю.В. к ИП Избасаровой А.Р., ГБУЗ АО «Камызякская РБ» о возмещении затрат.

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд

решил:

в удовлетворении исковых требований Степанова Юрия Владимировича к индивидуальному предпринимателю Избасаровой Аделе Равилевне, ГБУЗ АО «Камызякская РБ» о возмещении затрат при неправомерном бездействии, угрожающем причинением вреда здоровью - отказать.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Астраханского областного суда в течение одного месяца со дня его вынесения в окончательной форме через Камызякский районный суд Астраханской области.

В окончательной форме решение изготовлено 21 сентября 2021 года.

Судья подпись М.А. Кушалаков

2-629/2021 ~ М-505/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Степанов Юрий Владимирович
Ответчики
Избасарова Аделя Равильевна
Суд
Камызякский районный суд Астраханской области
Судья
Кушалаков Марат Артурович
Дело на сайте суда
kamizyaksky--ast.sudrf.ru
07.07.2021Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
07.07.2021Передача материалов судье
09.07.2021Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
03.08.2021Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
03.08.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
03.08.2021Подготовка дела (собеседование)
24.08.2021Подготовка дела (собеседование)
24.08.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
25.08.2021Судебное заседание
02.09.2021Судебное заседание
14.09.2021Судебное заседание
16.09.2021Судебное заседание
21.09.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
24.09.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее