Судья Исакова Н.Н.
Судья-докладчик Усова Н.М. № 33а-4280/2019
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
11 июня 2019 г. г. Иркутск
Судебная коллегия по административным делам Иркутского областного суда в составе:
судьи-председательствующего Туглаковой Л.Г.,
судей Усовой Н.М., Харина Р.И.,
при секретаре Орловой Е.Д.,
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Коновалова Сергея Владимировича к начальнику департамента жилищной политики аппарата администрации
г. Иркутска Высоцких Е.Н., администрации города Иркутска о признании незаконным решения об отказе в постановке на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, возложении обязанности устранить допущенные нарушения прав
по апелляционной жалобе административного истца Коновалова С.В. на решение Кировского районного суда г. Иркутска от 20 февраля 2019 г.,
установила:
в обоснование административного иска указано, что 23.04.2018
Коновалов С.В., в лице представителя по доверенности адвоката Василенко И.В., через ГАУ «Иркутский областной многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг» обратился в администрацию г.Иркутска с заявлением принять его составом семьи 1 человек, на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма. 30.05.2018, по указанному заявлению принят отказ в предоставлении муниципальной услуги № 082-74-2740/18. Не согласившись с вынесенным отказом, он обжаловал его в суд в порядке, определенном главой 22КАС РФ. Решением Кировского районного суда г.Иркутска от 20.09.2018 требования удовлетворены и на администрацию г. Иркутска была возложена обязанность повторно рассмотреть заявление Коновалова С.В. от 23.04.2018, поданное представителем Василенко И.В. о постановке на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.
В целях исполнения решения Кировского районного суда г.Иркутска от 20.09.2018 администрацией г. Иркутска повторно рассмотрено заявление от 23.04.2018, по результатам которого 06.12.2018 вновь вынесен отказ в предоставлении муниципальной услуги № 082-74-6976/18, в котором указано, что он в течение 3-х лет сможет самостоятельно накопить денежные средства, для обеспечения себя жилым помещением по нормам, установленным действующим законодательством. Кроме того, причиной отказа стало то обстоятельство, что согласно решения Куйбышевского районного суда г. Иркутска от 25.06.2014, вступившего в законную силу 30.07.2014, он добровольно признал иск о признании его утратившим право пользования жилым помещением, в связи с чем умышленно ухудшил свои жилищные условия и не может быть принят на учет, нуждающихся в жилых помещениях до истечения пятилетнего срока с момента вступления решения суда в законную силу.
Полагает, что решение муниципального служащего об отказе административному истцу в принятии на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, по указанным основаниям незаконно, и нарушает его право на обеспечение отдельным жилым помещением.
Просил признать решение начальника департамента жилищной политики аппарата администрации г. Иркутска Высоцких Е.Н. от 06.12.2018
№ 082-74-6976/18 об отказе в предоставлении муниципальной услуги в постановке на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма незаконным и нарушающим права и законные интересы Коновалова Сергея Владимировича, 24.06.1964 года рождения; обязать администрацию г. Иркутска повторно рассмотреть заявление Василенко И.В. от 23.04.2018, поданное в интересах Коновалова С.В., о принятии его, составом семьи 1 человек, на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.
Решением Кировского районного суда г. Иркутска от 20.02.2019 в удовлетворении административного иска Коновалова С.В. отказано.
Не согласившись с постановленным решением суда, административный истец обратился с апелляционной жалобой, указав в обоснование доводов, что судом первой инстанции не применены положения ч. 2 ст. 58 ЖК РФ, предусматривающие предоставление жилого помещения по договору социального найма общей площадью, превышающей норму предоставления на одного человека, но не более чем в два раза, если такое жилое помещение представляет собой одну комнату или однокомнатную квартиру. Также указывает, что вывод суда о намеренном создании административным истцом нуждаемости в жилом помещении, в связи с признанием иска бывшей супруги о признании его утратившим право пользования жилым помещением, не соответствует обстоятельствам, установленным тем же решением суда.
Просит решение суда по данному административному делу отменить, принять по делу новое решение, в котором заявленные требования удовлетворить в полном объеме.
Административные ответчики в судебное заседание судебной коллегии не явились, о времени и месте рассмотрения дела судом апелляционной инстанции извещены своевременно путем направления почтовой связью, в том числе посредством публикации информации на официальном интернет-сайте Иркутского областного суда. Учитывая изложенное, руководствуясь положениями ч. 2 ст. 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ), судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие указанных лиц.
Выслушав доклад судьи Усовой Н.М., объяснения административного истца и его представителя Василенко И.В., доводы апелляционной жалобы поддержавших, обсудив доводы жалобы, проверив материалы дела, решение суда первой инстанции, судебная коллегия не находит оснований для его отмены.
В соответствии со ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения органа, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет, нарушены ли права и законные интересы административного истца, соблюдены ли сроки обращения в суд, имел ли административный ответчик полномочия на принятие оспариваемого решения, соблюден ли порядок его принятия, соответствуют ли нормативным актам основания для принятия оспариваемого решения и его содержание.
При разрешении административного иска Коновалова С.В. суд первой инстанции все указанные обстоятельства проверил и не установил каких-либо нарушений, допущенных при разрешении вопроса о постановке на учет Коновалова С.В. в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, возложении обязанности устранить допущенные нарушения прав
Судом установлено, что Коновалов С.В. решением Куйбышевского районного суда г. Иркутска от 25.06.2014 признан утратившим право пользования жилым помещением – трехкомнатной квартирой, расположенной по адресу: <адрес изъят>
23.04.2018 Коновалов С.В., посредством представителя по доверенности адвоката Василенко И.В., через ГАУ «Иркутский областной многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг» обратился в Администрацию г. Иркутска с заявлением принять его составом семьи 1 человек, на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.
Решением администрации г. Иркутска от 30.05.2018 № 82-74-2740/18 в предоставлении Коновалову С.В. муниципальной услуги отказано. Указанное решение было обжаловано административным истцом в суд.
Решением Кировского районного суда г. Иркутска от 20.09.2018 требованияКоновалова С.В. удовлетворены.
Администрация г. Иркутска повторно рассмотрела заявление КоноваловаС.В. от 23.04.2018 и отказала в постановке на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, возложении обязанности устранить допущенные нарушения прав.
В обосновании отказа администрацией г. Иркутска указано на непредставление документов, предусмотренных подпунктом 8.1.1. пункта 8.1. раздела 8 главы II административного регламента предоставления муниципальной услуги «Принятие граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма», утвержденного Постановлением администрации г. Иркутска от 06.12.2011 № 031-06-2786/11, из представленных документов и (или) ответа на межведомственные запросы, и (или) документов, имеющихся в распоряжении структурных подразделений администрации города Иркутска, следует, что заявитель не может быть отнесен ни к одной из категорий граждан, установленных пунктом 3.1 раздела 3 главы I настоящего административного регламента, а также в соответствии с подпунктом 8.1.2 пункта 8.1 главы 8 раздела II регламента в предоставлении муниципальной услуги отказывается, в случае если не истек предусмотренный статьей 53 ЖК РФ срок.
Принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства.
С заявлениями о принятии на учет должны быть представлены документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях (ч. ч. 3-4 ст. 52 ЖК РФ).
Согласно п. 6 ч.1 ст. 14, ч. 2 ст.50 ФЗ от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» обеспечение малоимущих граждан, проживающих в поселении и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством, является вопросом местного значения поселения, для решения которого в собственности поселения может находиться жилищный фонд социального использования для обеспечения малоимущих граждан, проживающих в поселении и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями на условиях договора социального найма.
Постановлением администрации г. Иркутска от 06.12.2011 № 031-06-2786/11, утвержден административный регламент предоставления муниципальной услуги «Принятие граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма».
В силу п. 6.1 административного регламента для получения муниципальной услуги заявитель или его представитель подает в отдел учета и предоставления жилья, в многофункциональный центр в соответствии с заключенным администрацией города Иркутска в установленном законодательством порядке соглашением о взаимодействии либо в Единое окно заявление по форме согласно Приложению № 1 к настоящему административному регламенту.
Согласно п. 6.1 административного регламента, для принятия малоимущих граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, к заявлению прилагаются соответствующие документы, предусмотренные законом, подтверждающие право заявителя состоять на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении, в том муниципальном образовании, в котором он проживает.
Подпунктом 8.1.1. пункта 8.1. раздела 8 главы II административного регламента предоставления муниципальной услуги «Принятие граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма», утвержденного Постановлением администрации г. Иркутска от 06.12.2011 г. № 031-06-2786/11, предусмотрено, что в предоставлении муниципальной услуги отказывается в случаях, если из представленных документов и (или) ответа на межведомственные запросы, и (или) документов, имеющихся в распоряжении структурных подразделений администрации города Иркутска, следует, что заявитель не может быть отнесен ни к одной из категорий граждан, установленных пунктом 3.1 раздела 3 главы I настоящего административного регламента.
Порядок признания граждан малоимущими, порядок определения размера дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению, в целях предоставления гражданам по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда в Иркутской области устанавливается Законом Иркутской области от 17.12.2008 № 125-оз (ред. от 28.06.2016) «О порядке признания граждан малоимущими, порядке определения размера дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению, в целях предоставления гражданам по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда в Иркутской области», принятым Постановлением Законодательного Собрания Иркутской области от 05.12.2008 № 4/14-ЗС.
Согласно ст. 3 Закона Иркутской области от 17.12.2008 № 125-оз, признание граждан малоимущими в целях предоставления им по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда производится органами местного самоуправления на основании документов о составе семьи, доходах членов семьи и принадлежащем им имуществе на праве собственности.
Перечень документов, представляемых гражданами в орган местного самоуправления для признания граждан малоимущими, определяется законом области о порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.
Граждане признаются малоимущими, если стоимость имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению, и размер денежных средств, которые члены семьи способны совместно накопить в течение трех лет, меньше рыночной стоимости приобретения жилого помещения, сложившейся в соответствующем муниципальном образовании Иркутской области, по норме предоставления площади жилого помещения по договору социального найма.
Судебная коллегия приходит к выводу о законности оспариваемого отказа по основаниям подпункта 8.1.1. пункта 8.1. раздела 8 главы II административного регламента предоставления муниципальной услуги «Принятие граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма», утвержденного Постановлением администрации г. Иркутска от 06.12.2011 № 031-06-2786/11, когда из представленных документов и (или) ответа на межведомственные запросы, и (или) документов, имеющихся в распоряжении структурных подразделений администрации города Иркутска, следует, что заявитель не может быть отнесен ни к одной из категорий граждан, установленных пунктом 3.1 раздела 3 главы I настоящего административного регламента.
Довод административного истца о том, что судом первой инстанции не применены положения ч. 2 ст. 58 ЖК РФ, предусматривающие предоставление жилого помещения по договору социального найма общей площадью, превышающей норму предоставления на одного человека, но не более чем в два раза, если такое жилое помещение представляет собой одну комнату или однокомнатную квартиру, является несостоятельным. При определении малоимущности в расчете применяются нормы закона, устанавливающие учетную норму жилья, а не размер жилого помещения, которое гражданин желает для себя.
Судом первой инстанции обоснованно принято во внимание решение Куйбышевского районного суда г. Иркутска от 25.06.2014, вступившее в законную силу 30.07.2014, согласно которому, жилое помещение, расположенное по адресу: г. Иркутск, мкр. Зеленый, д. 48 кв. 12, на основании договора социального найма жилого помещения № 4370, как нанимателю было предоставлено Коновалову С.В. В судебном заседании Коновалов С.В. требования Коноваловой Ю.Л. признал в полном объеме, в связи с чем, Коновалов С.В. был признан утратившим право пользования вышеуказанным жилым помещением.
Соответственно, административный истец своими действиями по отказу от права пользования жилым помещением намеренно привел свои жилищные условия к состоянию, требующему участия со стороны органов государственной власти в обеспечении его жильем, в связи с чем, решение административного ответчика об отказе в предоставлении услуги и по этим основаниям, также законно.
Принимая во внимание изложенное, судебной коллегией не установлено нарушений прав административного истца оспариваемым отказом, правовых оснований для признания решения администрации г. Иркутска об отказе в предоставлении муниципальной услуги от 06.12.2018 № 082-74-6976/18 начальника департамента жилищной политики аппарата администрации города Иркутска Высоцких Е.Н. незаконным, нет.
Разрешая спор, суд правильно определил правоотношения сторон и установил все юридически значимые обстоятельства. Нормы материального права применены судом правильно. Процессуальных нарушений, влекущих отмену судебного постановления, допущено не было.
Доводы апелляционной жалобы, по существу аналогичны доводам административного иска, которые исследованы судом полно, всесторонне и объективно, оснований не согласиться с оценкой суда первой инстанции у судебной коллегии не имеется.
При таких обстоятельствах судебная коллегия не усматривает оснований для отмены по доводам апелляционной жалобы постановленного судом решения.
Руководствуясь ст. 309, ст. 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Кировского районного суда г. Иркутска от 20 февраля 2019 г. по настоящему административному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Судья-председательствующий Л.Г. Туглакова
Судьи Н.М. Усова
Р.И. Харин