Дело № 2-2503/2015
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Саранск 20 июля 2015 года
Ленинский районный суд г. Саранска Республики Мордовия
в составе:
судьи Бурлакова И.И.,
при секретаре Кувакиной И.А.,
с участием:
истца Герасимовой О. М.,
истца Тумайкиной Т. Г.,
истца Асташкиной Т. И.,
истца Цапко А. АлексА.а,
представителя истцов – Пазухина К. А., действующего на основании доверенностей от 03 апреля 2015 года, от 15 апреля 2015 года, от 10 апреля 2015 года, от 09 апреля 2015 года,
ответчика Администрации городского округа Саранск,
представителя ответчика Администрации городского округа Саранск – Тараскова И. Ю., действующего на основании доверенности от 15 октября 2014 № 128-д,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Герасимовой О. М., Тумайкиной Т. Г. Асташкиной Т. И., Цапко А. АлексА.а к Администрации городского округа Саранск о возложении обязанности организовать газоснабжение до границ земельных участков, систему отвода дренажных вод и поверхностного стока (ливневой канализации) от границ земельных участков, водоснабжения и водоотведения до границ земельных участков, наружного освещения до границ земельных участков по улицам Родниковая, Сосновая, Рябиновая, 1-я Набережная г. Саранска,
у с т а н о в и л:
Истцы обратились в суд с иском к ответчику о возложении обязанности организовать газоснабжение до границ земельных участков, систему отвода дренажных вод и поверхностного стока (ливневой канализации) от границ земельных участков, водоснабжения и водоотведения до границ земельных участков, наружного освещения до границ земельных участков по улицам Родниковая, Сосновая, Рябиновая, 1-я Набережная г. Саранска.
В обоснование исковых требований указано, что Асташкина Т.И. является собственником земельного участка общей площадью 1 000 кв.м. расположенного по адресу: <адрес> категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для размещения дома индивидуальной жилой застройки, кадастровый номер земельного участка: №.
Герасимова О.М. является собственником земельного участка общей площадью 1 222 кв.м. расположенного по адресу: <адрес> категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для размещения дома индивидуальной жилой застройки, кадастровый номер земельного участка: №.
Тумайкина Т.Г. является собственником земельного участка общей площадью 1 500 кв.м. расположенного по адресу: <адрес> категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенною использования: для размещения дома индивидуальной жилой застройки, кадастровый номер земельного участка: №.
Цапко А.А. является арендатором земельного участка кадастровый номер № общей площадью 1000 кв.м, расположенного по адресу: <адрес> категория земель: земли населенных пунктов.
Как укачано выше, все земельные участки истцов находятся в одном кадастровом квартале – 13:23:0914110 и имеют общий интерес в защите своих прав.
Земельные участки, которые используются соистцами, предназначены для индивидуальной жилой застройки. Земли, на которых расположены земельные участки, относятся к категории земель населенных пунктов, и входят в состав земель городского округа Саранск. До настоящего времени к участкам не проведены коммуникации по газоснабжению, водоснабжению и водоотведению (канализация и дренаж). Такая ситуация делает невозможным проживание в построенных домах, приводит к порче строений в результате промерзания и подтопления грунтовыми водами.
Согласно «Правилам землепользования и застройки города Саранск, рабочих поселков Николаевка и Ялга, как части городского округа Саранск» при предоставлении земельных участков, в частности под индивидуальное жилищное строительство Администрация городского округа Саранск обязана была провести инженерную подготовку территории для обеспечения пригодности территории для индивидуального жилищного строительства.
Зная о высоком залегании грунтовых вод, Администрация городского округа Саранск не предприняла никаких мер по подготовке участков под индивидуальное жилищное строительство. Согласно ответу из Администрации городского округа Саранск от 07.03.2013 № Пр-1858 на коллективное письмо, только еще изыскиваются денежные средства на проектирование системы дренажа. Согласно данному письму, в 2008 году был разработан проект на строительство инженерных коммуникаций (водопровод, канализация, газопровод).
На сегодняшний момент, у соистцов нет возможности заключения договоров на подключение к сетям инженерно - технического обеспечения ввиду их отсутствия.
Из-за этого, построенные дома ввиду отсутствия тепла в зимний сезон, в совокупности с высоким уровнем грунтовых вод, промерзают. Это может привести к необратимым последствиям для строений.
Осенью и весной происходит подтопление фундаментов жилого дома атмосферными сточными водами ввиду отсутствия наружной ливневой канализации и организационной системы ливневой канализации и организованной системы водоотводных канав.
Указанные земельные участки находятся в массиве поселка земельных участков «Чистые пруды», расположенных в границах улиц Родниковая. Сосновая. Рябиновая. 1-я Набережная (место расположения указанных участков установлено согласно решению Совета депутатов городского округа Саранск от 05 марта 2014 года № 313).
В указанном поселке земельных участков «Чистые пруды», расположенных в границах улиц Родниковая. Сосновая. Рябиновая. 1-я Набережная, отсутствует централизованная система ливневой канализации, ливневые стоки не очищаются, их сброс осуществляется по рельефу местности в водные объекты ниже по уровню рельефа. Бездействие ответчика не соответствует положениям ст. 42. 58 Конституции РФ. нормам природоохранного и водного законодательства.
Отсутствие у ответчика финансовой возможности организовать функционирование системы приема дренажных вод и поверхностного стока (ливневой канализации) не может являться основанием к устранению его от выполнения установленных законом обязанностей
Газоснабжение района до настоящего времени не организовано.
На основании изложенного просили обязать Администрацию городского округа Саранск организовать газоснабжение до границ земельных участков, систему отвода дренажных вод и поверхностного стока (ливневой канализации) от границ земельных участков, водоснабжения и водоотведения до границ земельных участков, наружного освещения до границ земельных участков по улицам Родниковая, Сосновая, Рябиновая, 1-я Набережная в поселке «Чистые пруды» г. Саранска.
03 июля 2015 года представителем истцов Пазухиным К.А. представлено заявление об уточнении исковых требований, в котором он просит суд организовать газоснабжение до границ земельных участков, систему отвода дренажных вод и поверхностного стока (ливневой канализации) от границ земельных участков, водоснабжения и водоотведения до границ земельных участков, наружного освещения до границ земельных участков по улицам Родниковая, Сосновая, Рябиновая, 1-я Набережная в поселке г. Саранска.
В судебное заседание истцы Герасимова О.М., Тумайкина Т.Г., Асташкина Т.И., Цапко А.А, не явились по неизвестной причине, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежаще и заблаговременно по правилам статьи 113 ГПК Российской Федерации, заявления об отложении судебного заседания не представили. Судом дело рассмотрено в отсутствие указанных лиц в порядке статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Представитель истцов Пазухин К.А. исковые требования поддержал, просил суд их удовлетворить по основаниям, изложенным в исковом заявлении с учетом уточнения.
Представитель ответчика Администрации городского округа Саранск Тарасков И.Ю. исковые требования не признал, возражал против их удовлетворения по тем основаниям изложенным в письменных возражениях, дополнениям к письменным возражениям.
Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные доказательства по делу, суд приходит к выводу о том, что исковые требования истцов не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Как установлено материалами дела, Асташкина Т.И. и Герасимова О.М. стали собственниками земельных участков на основании договоров купли-продажи от 13.04.2013 года и от 11.04.2013 года. Согласно свидетельствам о праве собственности земельные участки Асташкиной Т.И. (кадастровый номер №) и Герасимовой О.М. (кадастровый номер №) в настоящее время имеют вид разрешенного использования для размещения дома индивидуальной жилой застройки (л.д. 18, 27). Данный вид разрешенного использования был установлен по заявлению собственников. Первоначальный вид разрешенного использования данных земельных участков был установлен для ведения огородничества, садоводства и расположены указанные земельные участки на землях садоводческого товарищества «Зеленое хозяйство». Данный вид использования земельных участков не предполагает возведение жилой застройки, наличие инженерной инфраструктуры.
Тумайкина Т.Г. является собственником земельного участка № по Генплану (кадастровый номер №) (л.д. 23). При этом собственником Тумайкина Т.Г. стала на основании договора купли-продажи земельного участка от 05.06.2013 г. Так согласно Постановлению Главы Администрации городского округа Саранск от 24 ноября 2010 года № 3247 на основании Федерального закона от 15 января 1993 года № 4301-1 «О статусе Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации и полных кавалеров ордена Славы» первоначально указанный земельный участок № был предоставлен лицу, относящемуся к льготной категории, имеющему право на бесплатное приобретение земельного участка - ФИО1 Данный земельный участок был предоставлен по заявлению ФИО1 от 29 октября 2010 года по адресу: <адрес> для индивидуального жилищного строительства. После формирования земельного участка ФИО1 был предложен земельный участок № по Генплану. 17 ноября 2010 года ФИО1 представил письменное заявление, о том, что он согласен на предоставление предложенного земельного участка.
Распоряжением Главы Администрации города Саранска от 31 декабря 2004 года № 2761-р земельный участок с кадастровым номером № был предоставлен ФИО2 на праве аренды как лицу льготной категории граждан на основании Федерального закона от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах». После предоставления земельного участка на основании указанного распоряжения ФИО2 представила письменное заявление об оформлении договора аренды земельного участка. 30 мая 2005 года, оформлен договор аренды земельного участка № 9340 на срок - 3 года. Постановлением Главы Администрации городского округа Саранск от 29 октября 2007 года ФИО2 продлен срок аренды земельного участка до 31 декабря 2014 года. 08 декабря 2011 г. ФИО2 уступила свои права аренды по договору № 9340 Цапко А.А.
Таким образом, истцы по настоящему делу являются приобретателями земельных участков, добровольно в силу статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации заключившие договора купли-продажи и аренды, и, соответственно принявшие предмет договора в том состоянии, в котором он находился.
Положения ст.258 ГПК РФ предусматривают, что основанием для возложения на орган местного самоуправления обязанности устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод лиц, в чьих интересах подано заявление, является признание незаконным оспариваемого решения, действий (бездействия) указанного органа местного самоуправления.
Положения статей 1065, 1069 ГК РФ также предполагают наличие вины органа местного самоуправления для возложения на них обязанности по возмещению причиненного их действиями (бездействием) вреда.
В соответствии со статьей 16 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относится организация в границах городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом только в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
В силу части 5 статьи 18 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее Закон № 416-ФЗ) при отсутствии технической возможности подключения (технологического присоединения) к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) системе водоотведения вследствие отсутствия свободной мощности, необходимой для осуществления холодного водоснабжения и (или) водоотведения на момент обращения заявителя, но при наличии в утвержденной в установленном порядке инвестиционной программе мероприятий, обеспечивающих техническую возможность подключения (технологического присоединения), организация, осуществляющая холодное водоснабжение и (или) водоотведение, не вправе отказать заявителю в заключении договора о подключении (технологическом присоединении).
Согласно части 7 указанной выше статьи Закона № 416-ФЗ при отсутствии технической возможности подключения (технологического присоединения) вследствие отсутствия свободной мощности, необходимой для осуществления холодного водоснабжения и (или) водоотведения, и при отсутствии в инвестиционной программе мероприятий, обеспечивающих техническую возможность подключения (технологического присоединения), организация, осуществляющая холодное водоснабжение и (или) водоотведение, в течение 30 дней со дня поступления обращения заявителя обращается в уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации (орган местного самоуправления в случае передачи полномочий по утверждению инвестиционных программ) с предложением о включении в инвестиционную программу мероприятий, обеспечивающих техническую возможность подключения (технологического присоединения) объекта капитального строительства заявителя, и об учете расходов, связанных с подключением (технологическим присоединением), при установлении тарифов этой организации на очередной период регулирования.
В соответствии со статьей 23.2. ФЗ от 31.03.1999 № 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации» затраты газораспределительной организации на проведение мероприятий по технологическому присоединению, в том числе расходы на строительство и (или) реконструкцию необходимых для технологического присоединения объектов газового хозяйства, включаются в расходы газораспределительной организации, учитываемые при установлении тарифов на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям и (или) предусмотренных частью второй статьи 17 настоящего Федерального закона специальных надбавок к указанным тарифам, а также платы за технологическое присоединение и (или) стандартизированных тарифных ставок, определяющих ее величину, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Согласно статье 26 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам (далее также - технологическое присоединение), осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и носит однократный характер.
Технологическое присоединение осуществляется на основании договора об осуществлении технологического присоединения к объектам электросетевого хозяйства, заключаемого между сетевой организацией и обратившимся к ней лицом. Указанный договор является публичным.
Технологическое присоединение осуществляется в сроки, определяемые в порядке, установленном Правительством Российской Федерации или уполномоченным им федеральным органом исполнительной власти. При этом, если для обеспечения технической возможности технологического присоединения и недопущения ухудшения условий электроснабжения присоединенных ранее энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики необходимы развитие (модернизация) объектов электросетевого хозяйства и (или) строительство, реконструкция объектов по производству электрической энергии, сроки технологического присоединения определяются исходя из инвестиционных программ сетевых организаций и обязательств производителей электрической энергии по предоставлению мощности, предусматривающих осуществление указанных мероприятий.
По договору об осуществлении технологического присоединения сетевая организация принимает на себя обязательства по реализации мероприятий, необходимых для осуществления такого технологического присоединения, в том числе мероприятий по разработке и в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации об электроэнергетике, согласованию с системным оператором технических условий, обеспечению готовности объектов электросетевого хозяйства, включая их проектирование, строительство, реконструкцию, к присоединению энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики, урегулированию отношений с третьими лицами в случае необходимости строительства (модернизации) такими лицами принадлежащих им объектов электросетевого хозяйства (энергопринимающих устройств, объектов электроэнергетики).
Приведенные нормативные акты не возлагают на органы местного самоуправления обязанность обеспечить газификацию каждого населенного пункта и жилого квартала путем строительства газопровода и разводящих сетей за счет бюджетных средств. Строительство соответствующих инженерных коммуникаций осуществляется соответствующими «сетевыми» организациями с включением понесенных расходов в регулируемые тарифы.
В соответствии со статьей 16 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относится организация в границах городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом только в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
Организация системы дренажных вод и поверхностного стока (ливневая канализация) не отнесено к вопросам местного самоуправления
Вместе с тем, Согласно ст.9, 139, 140 Бюджетного кодекса РФ, органы местного самоуправления вправе устанавливать и исполнять расходные обязательства муниципального образования, а при отсутствии требуемых для их осуществления денежных средств осуществлять муниципальные заимствования, инициировать привлечение межбюджетных субсидий и субвенций из других бюджетов бюджетной системы РФ.
Таким образом, разрешение относящего в силу п.4 ч.1 ст.14, п.4 ч.1 ст.15 Федерального закона «Об общих принципах местного самоуправления» от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ к компетенции органов местного самоуправления муниципальных районов и сельских поселений вопроса местного значения об организации газоснабжения подлежит осуществлению в рамках утвержденных уполномоченными на то органами целевых программ.
Согласно ответу Администрации городского округа Саранск от 14 июля 2015 года № 5083-Исх существующий проект строительства инженерных коммуникаций был выполнен в 2007 году. По причине отсутствия средств в бюджете городского округа Саранск на данные цели он не был реализован. В связи с тем, что на сегодняшний день выросло количество земельных участков, представленных под индивидуальное жилищное строительство, требует корректировки (разработки новой) проектно-сметной документации на всю территорию (ориентировочная стоимость 8 млн. руб.). В 2015 году Администрация городского округа Саранск обращалась на имя Главы Республики Мордовия, Правительства Республики Мордовия с просьбой предусмотреть возможность включения данных сумм в расходную часть бюджета.
Решением Совета депутатов городского округа Саранск от 23.04.2014 № 333 утвержден Генеральный план городского округа Саранск. Данным Генеральным планом предусмотрено размещение инженерных сетей в районе ул. Родниковая, Сосновая, Рябиновая, 1-я Набережная г. Саранска. Срок реализации Генерального плана разбит на два периода: расчетный срок - 2035 год, первая очередь - 2020 год.
Кроме того, на основании муниципального контракта № 433 от 23 октября 2009 года,, муниципального контракта № 119 от 31 октября 2006 года, муниципального контракта № 173-4 от 21 декабря 2006 года, муниципального контракта № 132-1 от 20 июля 2007 года разработаны рабочие проекты строительства внеплощадочных инженерных коммуникаций по проектам планировки территории на участке по ул. 1-я Набережная (в районе станции юннатов) г. Саранска (наружные сети газоснабжения, водоснабжения и канализации. Данными проектами также предусмотрено размещение сетей по ул. Родниковая, Сосновая, Рябиновая, 1 -я Набережная г. Саранска.
Таким образом, факт незаконного бездействия Администрация городского округа Саранск в ходе рассмотрения дела не подтвердился.
Ссылка представителя истцов на статью 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131 -ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», в соответствии с которой к вопросам местного значения городского округа относится организация в границах городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации несостоятельна. Поскольку соответствующие положения статьи 16 указанного закона являются отсылочной нормой. Органы местного самоуправления праве выполнять организационные действия только в пределах полномочий, установленных федеральными законами, которые являются специальными, в частности Федеральным законом от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», Федеральным законом от 31.03.1999 № 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации» и Федеральным законом от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике».
В Постановлении Конституционного Суда РФ от 29.03.2011 № 2-П «По делу о проверке конституционности положения пункта 4 части 1 статьи 16 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в связи с жалобой муниципального образования - городского округа «Город Чита» указано, что положение пункта 4 части 1 статьи 16 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», возлагающее на городские округа организацию теплоснабжения населения в границах городского округа, имеет характер общей нормы - оно устанавливает соответствующее направление деятельности данных муниципальных образований, но не объем полномочий, которыми они обладают для решения этого вопроса местного значения.
Такие полномочия, как и обусловленные ими финансовые обязательства городских округов в сфере теплоснабжения определяются в системе правового регулирования (включающей помимо Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» специальные федеральные законы, регулирующие правоотношения в этой сфере, а также бюджетное законодательство) и с учетом соответствующей компетенции иных территориальных уровней публичной власти, что следует из части 2 статьи 16.1 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», по смыслу которой органы местного самоуправления городского округа не вправе в случаях, не предусмотренных федеральным законом, решать вопросы, не отнесенные к вопросам местного значения городского округа, участвовать в осуществлении иных государственных полномочий (не переданных им в соответствии со статьей 19 того же Федерального закона), как не вправе решать иные вопросы, отнесенные к компетенции органов местного самоуправления других муниципальных образований, органов государственной власти либо, напротив, исключенные из их компетенции федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации».
Довод представителя ответчика о том, что данный спор должен рассматриваться в порядке Главы 25 ГПК РФ, в соответствии с этим на основании статьи 220, пункта 1 части 1 статьи 134 ГПК производство по настоящему гражданскому делу подлежит прекращению, суд не принимает во внимание, поскольку оснований, предусмотренных ст. 134 ГПК РФ, для прекращения производства по делу, не имеется.
В соответствии с п. 9 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10 февраля 2009 года N 2 судам следует иметь в виду, что правильное определение ими вида судопроизводства (исковое или по делам, возникающим из публичных правоотношений), в котором подлежат защите права и свободы гражданина или организации, несогласных с решением, действием (бездействием) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, зависит от характера правоотношений, из которых вытекает требование лица, обратившегося за судебной защитой.
При таких обстоятельствах исковые требования Герасимовой О. М., Тумайкиной Т. Г. Асташкиной Т. И., Цапко А. АлексА.а к Администрации городского округа Саранск о возложении обязанности организовать газоснабжение до границ земельных участков, систему отвода дренажных вод и поверхностного стока (ливневой канализации) от границ земельных участков, водоснабжения и водоотведения до границ земельных участков, наружного освещения до границ земельных участков по улицам Родниковая, Сосновая, Рябиновая, 1-я Набережная г. Саранска, являются необоснованными и не подлежит удовлетворению.
В соответствии со статьей 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы.
Исходя из изложенного и руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
р е ш и л:
исковые требования Герасимовой О. М., Тумайкиной Т. Г. Асташкиной Т. И., Цапко А. АлексА.а к Администрации городского округа Саранск о возложении обязанности организовать газоснабжение до границ земельных участков, систему отвода дренажных вод и поверхностного стока (ливневой канализации) от границ земельных участков, водоснабжения и водоотведения до границ земельных участков, наружного освещения до границ земельных участков по улицам Родниковая, Сосновая, Рябиновая, 1-я Набережная г. Саранска, оставить без удовлетворения.
На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в Верховный Суд Республики Мордовия через Ленинский районный суд г. Саранска Республики Мордовия в течение месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.
Судья Ленинского районного суда
г. Саранска Республики Мордовия И.И. Бурлаков
Мотивированное решение суда изготовлено 27 июля 2015 года.
Судья И.И. Бурлаков