Дело №2-2722/2014
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
1 июля 2014 года г. Саранск
Ленинский районный суд г. Саранска Республики Мордовия в составе:
председательствующего – судьи Кандрина Д.И.,
с участием секретаря судебного заседания – Светкиной А.Н.,
с участием представителя истца - Министерства социальной защиты населения Республики Мордовия – Ивашкиной О.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Министерства социальной защиты населения Республики Мордовия к Демидовой В. С. об обязании предоставить отчет опекуна о хранении, об использовании имущества совершеннолетнего недееспособного гражданина и управлении этим имуществом,
установил:
Министерство социальной защиты населения Республики Мордовия (далее - Министерство) обратилось в суд с иском, в котором указало, что решением Пролетарского районного суда г. Саранска от 20.05.1998 ФИО1 признан недееспособным, в отношении которого Распоряжением Главы Администрации Пролетарского района г. Саранска от 12.12.2007 №360-рп опекуном назначена Демидова В.С. Ответчица в нарушение положений Федерального закона №48-ФЗ «Об опеке и попечительстве» не предоставляет отчет опекуна о хранении, об использовании имущества совершеннолетнего недееспособного гражданина и управлении этим имуществом за отчетный период с 01.01.2013 по 31.12.2013. Приказом Министерства от 25.04.2014 №115-оп Демидова В.С. отстранена от исполнения обязанностей опекуна в отношении ФИО1 в связи с ненадлежащим исполнением возложенных на нее обязанностей. Несмотря на неоднократные разъяснения, направления уведомления о необходимости предоставления отчета, ответчица до настоящего времени не предоставила вышеуказанный отчет опекуна. В связи с этим, на основании положений Федерального закона №48-ФЗ «Об опеке и попечительстве» истец просит суд обязать Демидову В.С. предоставить отчет опекуна о хранении, об использовании имущества совершеннолетнего недееспособного гражданина ФИО1 и управлении этим имуществом за отчетный период с 01.01.2013 по 31.12.2013, с 01.01.2014 по 25.04.2014, по утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 17.11.2010 №927 «Об отдельных вопросах осуществления опеки и попечительства в отношении совершеннолетних недееспособных или не полностью дееспособных граждан» форме, в течение 10 дней со дня вступления в законную силу решения суда.
Письменные возражения на иск, равно как и доказательства о несогласии с иском от ответчицы Демидовой В.С. в суд не поступили. В связи с этим суд рассмотрел дело по имеющимся в нем доказательствам.
В судебном заседании представитель истца Ивашкина О.П. иск поддержала по тем же основаниям, просила суд удовлетворить его в полном объеме.
Ответчица Демидова В.С., несмотря на надлежащее ее извещение судом о месте и времени судебного разбирательства, в судебное заседание не явилась. Сведений об уважительности причин неявки не представила, об отложении судебного разбирательства не просила.
Третье лицо без самостоятельных требований относительно предмета спора, ФИО2 в судебное заседание не явилась. Сведений об уважительности причин неявки не представила, об отложении судебного разбирательства не просила.
При таких обстоятельствах, судом на основании статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации принято решение о рассмотрении дела в отсутствие вышеуказанных неявившихся лиц.
Заслушав объяснения представителя истца, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующим выводам.
В судебном заседании установлено следующее:
Решением Пролетарского районного суда г. Саранска от 20.05.1998 ФИО1 года рождения признан недееспособным (л.д.5);
Демидова В. С. – ответчица по делу – Распоряжением Главы Администрации Пролетарского района г. Саранска от 12.12.2007 №360-рп назначена опекуном над ФИО1 (л.д.6);
Демидова В.С. на основании приказа Министерства социальной защиты населения Республики Мордовия от 25.04.2014 №115-оп отстранена от исполнения обязанностей опекуна над ФИО1 (л.д.8).
В соответствии с частью 1 статьи 24 Федерального закона от 24.04.2008 № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве» надзор за деятельностью опекунов и попечителей осуществляется органами опеки и попечительства по месту жительства подопечных либо, если опекуны или попечители назначены по их месту жительства, органами опеки и попечительства по месту жительства опекунов или попечителей.
В соответствии с частью 2 этой же статьи орган опеки и попечительства обязан осуществлять в порядке и в сроки, которые определяются Правительством Российской Федерации, проверку условий жизни подопечных, соблюдения опекунами и попечителями прав и законных интересов подопечных, обеспечения сохранности их имущества, а также выполнения опекунами и попечителями требований к осуществлению своих прав и исполнению своих обязанностей, определяемых в соответствии с частью 4 статьи 15 настоящего Федерального закона.
Согласно части 1 статьи 25 указанного Федерального закона опекун или попечитель ежегодно не позднее 1 февраля текущего года, если иной срок не установлен договором об осуществлении опеки или попечительства, представляет в орган опеки и попечительства отчет в письменной форме за предыдущий год о хранении, об использовании имущества подопечного и об управлении имуществом подопечного.
Согласно части 2 той же статьи отчет опекуна или попечителя должен содержать сведения о состоянии имущества и месте его хранения, приобретении имущества взамен отчужденного, доходах, полученных от управления имуществом подопечного, и расходах, произведенных за счет имущества подопечного. В отчете опекуна или попечителя также должны быть указаны даты получения сумм со счета подопечного и даты произведенных за счет этих сумм затрат для нужд подопечного.
Форма отчета опекуна или попечителя устанавливаются Правительством Российской Федерации (часть 5).
Таким образом, на орган опеки и попечительства возложена обязанность по осуществлению надзора за деятельностью опекунов и контролю за сохранностью имущества и управлению имуществом опекаемых, а на ответчицу, как опекуна, возложена обязанность по предоставлению в орган опеки и попечительства отчета о хранении, использовании имущества подопечной и об управлении этим имуществом по утвержденной Правительством Российской Федерации форме.
Форма такого отчета утверждена постановлением Правительства Российской Федерации №927 от 17.11.2010 «Об отдельных вопросах осуществления опеки и попечительства в отношении совершеннолетних недееспособных или не полностью дееспособных граждан».
Из материалов дела следует, что ответчица Демидова В.С. не исполнила свою обязанность как опекуна по предоставлению в орган опеки и попечительства отчета о хранении, использовании имущества подопечной и об управлении этим имуществом, за период с 01.01.2013 по 31.12.2013 и с 01.01.2014 по 25.04.2014. Сведений об обратном ответчицей не представлено.
В силу прямого указания закона обязанность по ежегодному предоставлению отчетов в отношении имущества подопечного в орган опеки и попечительства возложена на всех опекунов-граждан, независимо от их родства с подопечным.
Таким образом, судом установлено, что указанная обязанность ответчицей в 2013 и 2014 годах не исполнена, в связи с чем имеются основания для удовлетворения иска.
С учетом положений части 1 статьи 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд считает возможным обязать ответчицу исполнить указанную обязанность по предоставлению отчета в течение 10 дней с момента вступления решения суда в законную силу, считая данный срок достаточным.
Согласно статье 88 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела.
Статьей 89 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что льготы по уплате государственной пошлины предоставляются в случаях и порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
В соответствии с частью 1 статьи 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований.
Истец при подаче иска был освобожден от уплаты государственной пошлины.
В соответствии с пунктом 1 статьи 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации государственная пошлина при подаче искового заявления неимущественного характера, неподлежащего оценке (для физических лиц), уплачивается в размере 200 рублей.
Судом принимается решение об удовлетворении иска, в связи с чем с ответчицы Демидовой В.С. в пользу бюджета городского округа Саранска Республики Мордовия подлежат взысканию 200 рублей в счет оплаты государственной пошлины.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
исковые требования Министерства социальной защиты населения Республики Мордовия к Демидовой В. С. удовлетворить.
Обязать Демидову В. С. предоставить в орган опеки и попечительства – в Министерство социальной защиты населения Республики Мордовия - отчеты опекуна о хранении, об использовании имущества совершеннолетнего недееспособного гражданина ФИО1 и управлении этим имуществом за отчетные периодыс 01.01.2013 по 31.12.2013, с 01.01.2014 по 25.04.2014, по утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 17.11.2010 №927 «Об отдельных вопросах осуществления опеки и попечительства в отношении совершеннолетних недееспособных или не полностью дееспособных граждан» форме, в течение 10 дней со дня вступления в законную силу решения суда.
Взыскать с Демидовой В. С. в пользу бюджета городского округа Саранска Республики Мордовия 200 (двести) рублей в счет оплаты государственной пошлины.
На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в Верховный Суд Республики Мордовия через Ленинский районный суд г. Саранска Республики Мордовия в течение одного месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Судья Д.И. Кандрин