РЕШЕНИЕ
Именем Российской федерации
23 июля 2014 года
Клинский городской суд Московской области в составе
председательствующего судьи Иоффе Н.Е.
при секретаре Гусевой А.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2- 2108\14 по заявлению Савиной И. В. об оспаривании действий Администрации Клинского муниципального района,
УСТАНОВИЛ:
Савина И.В. обратилась в суд с заявлением об оспаривании действий Администрации Клинского муниципального района,ссылаясь на следующие обстоятельства.
Она является инвалидом I группы по общему заболеванию, полученному в результате аварии на Чернобыльской АЭС.Во время аварии на Чернобыльской АЭС она проживала в /адрес/ в течение 5-ти лет и подвергалась вредному радиационному воздействию, что подтверждается удостоверением исполнительного комитета /адрес/ совета народных депутатов РСФСР, выданным В., ее отцу /дата/ г., а также бессрочным удостоверением от 11.10.2001г., предоставляющим право на льготы и компенсации, установленные Законом РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации, вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».
В рамках реализации программы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» она обратилась в Администрацию Клинского муниципального района с заявлением о выдаче ей и членам ее семьи (сыну) жилищного сертификата.
Однако, Администрация Клинского муниципального района в выдаче жилищного сертификата отказала, мотивировав отказ № от /дата/. отсутствием обязательства о сдаче или безвозмездном отчуждении жилого помещения.
Савиной И.В. от себя и от сына было подано обязательство о сдаче квартиры по адресу: /адрес/ Администрацию Клинского муниципального района, необходимое для участия в Федеральной целевой программе «Жилище».
Однако, А. К. муниципального района в выдаче жилищного сертификата повторно отказала, мотивировав отказ № от /дата/. тем, что бывший супруг А., являющийся нанимателем указанной квартиры, обязательств о сдаче указанной квартиры по адресу: /адрес/, не подписывал.
Данный отказ Администрации Клинского муниципального района считает незаконным и необоснованным.
Ею представлен полный комплект документов, необходимый для выдачи государственного жилищного сертификата. Соответственно требование Администрации Клинского муниципального района о предоставлении дополнительных документов, а именно обязательство от лиц, не являющихся членами семьи Савиной И.В. необоснованно и незаконно.
Из содержания письма от /дата/ № Администрации Клинского муниципального района, адресованного Савиной И.В. следует, что выдать ей сертификат возможно только в случае предоставления обязательства о сдаче (передаче) всеми членами семьи, в том числе бывшим супругом А. Таким образом, Администрация Клинского муниципального района фактически отказала ей в выдаче жилищного сертификата.
Между нею и А. брак расторгнут, общего хозяйства они не ведут. А. не является членом семьи заявителя. Более того, членом семьи Савиной И.В. в судебном порядке он не признан.
Права и законные интересы А. при предоставлении данного обязательства будут нарушены, так как жилищный сертификат будет выдан на двух членов семьи (Савиной И.В. и сына), заявителем будет приобретено жилье для Савиной И.В. и Д.(сына), а А.останется без жилья.
В случае предоставления Администрацией жилищного сертификата на членов семьи Савиной И.В. (и сына), а также на бывшего супруга нарушат ее права и законные интересы, так как данная программа нацелена на улучшение жилищных условий граждан. А в данном случае их условия не будут улучшены.
Между нею и А. брак был расторгнут. Кроме того, А. (бывший супруг) не заявлен в качестве члена ее семьи для получения жилищного сертификата.
Следовательно, поскольку она просила о предоставлении жилищного сертификата только на себя и на члена семьи (сына) Д., а в занимаемой ими квартире проживает также бывший член семьи (бывший супруг) А., у нее отсутствует обязанность предоставить обязательство А. о сдаче указанной квартиры для получения жилищного сертификата.
При таких обстоятельствах, отказ Администрации Клинского муниципального района по основаниям, указанным в письме от 03.06.2014г. № является необоснованным, а отказ в выдаче ей жилищного сертификата - незаконным.
Просит признать отказ А. К. муниципального района в выдаче государственного жилищного сертификата Савиной И. В. на семью из двух человек незаконным, обязать А. К. муниципального района выдать ей государственный жилищный сертификат на семью из двух человек Савину И. В. и ее сына Д., на жилое помещение, площадью /площадь/
В судебном заседании заявительница поддержала заявление по изложенным в нем доводам.
Представитель Администрации Клинского муниципального района ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие, возражений по заявлению не представил.
Заинтересованное лицо, А. возражений по заявлению не имел, пояснив, что квартира, в которой они проживают, была получена им по обмену с матерью, после чего он зарегистрировал в ней жену и сына. Брак между ними в настоящее время расторгнут.Совместное проживание в квартире невозможно.
Проверив материалы дела, выслушав объяснения участвующих лиц, суд приходит к следующему.
Гражданин, организация вправе оспорить решение, действия (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного служащему (часть 1 статьи 254 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации ).
К решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности (статья 255 ГПК РФ).
В соответствии с ч. 1 ст. 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище, никто не может быть произвольно лишен жилища.
Никто не может быть выселен из занимаемого жилого помещения или ограничен в праве пользования жилым помещением иначе как по основаниям и в порядке, предусмотренных законом (ч. 4 ст. 3 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Согласно ч. 2 ст. 1 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане по своему усмотрению и в своих интересах осуществляют принадлежащие им жилищные права.
В соответствии с частью 1 статьи 69 Жилищного кодекса Российской Федерации, к членам семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма относятся проживающие совместно с ним его супруг, а также дети и родители данного нанимателя. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы признаются членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, если они вселены нанимателем в качестве членов его семьи и ведут с ним общее хозяйство.
Согласно части 4 статьи 69 ЖК РФ, если гражданин перестал быть членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, но продолжает проживать в занимаемом жилом помещении, за ним сохраняются такие же права, какие имеют наниматель и члены его семьи.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.12.2010 N 1050 утверждена федеральная целевая программа "Жилище" на 2011 - 2015 годы, в состав которой входит подпрограмма "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" и установлено, что выпуск и реализация государственных жилищных сертификатов в рамках подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы осуществляется в порядке, установленном Правилами выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 года N 153 "О некоторых вопросах реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 годы".
В соответствии с пунктом 1 указанного Постановления Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 года N 153 формой государственной финансовой поддержки обеспечения граждан жильем в рамках реализации названной подпрограммы является предоставление им за счет средств федерального бюджета социальной выплаты на приобретение жилья, право на получение которой, удостоверяется государственным жилищным сертификатом.
Названным Постановлением Правительства Российской Федерации утверждены Правила выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы”.
Согласно пп. «г» п. 19 Правил для участия граждан указанных в подпункте "е" пункта 5 настоящих Правил предусмотрена подача заявления с приложением следующих документов;
документ, подтверждающий право гражданина на обеспечение жилым помещением за счет средств федерального бюджета;
(в ред. Постановления Правительства РФ от 12.07.2011 N561)
выписка из домовой книги и копия финансового лицевого счета;
выписка из решения органа по учету и распределению жилых помещений о постановке на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий (в жилых помещениях);
(в ред. Постановления Правительства РФ от 12.07.2011 N 561)
копия документа, подтверждающего право на дополнительную площадь жилого помещения (в случаях, когда такое право предоставлено законодательством Российской Федерации).
Подпунктом "ж" пункта 44 Правил предусмотрено, что для получения сертификата гражданин - участник подпрограммы представляет, в том числе, обязательство о сдаче или о безвозмездном отчуждении жилого помещения - в случаях, указанных в подпунктах "б" и "в" пункта 16.1 настоящих Правил.
Согласно подпункту "б" пункта 16.1 Правил, гражданином - участником подпрограммы и членами его семьи, проживающими на основании договора социального найма в жилом помещении, находящемся в государственном или муниципальном жилищных фондах, принимается обязательство о расторжении указанного договора и об освобождении занимаемого жилого помещения.
Согласно п. п. "а" п. 17 указанного постановления Правительства РФ от 21 марта 2006 г. N 153 применительно к условиям подпрограммы членами семьи гражданина - участника подпрограммы признаются следующие граждане: постоянно проживающие совместно с ним супруга (супруг), их дети и родители гражданина - участника подпрограммы. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы, а в исключительных случаях и иные лица, постоянно проживающие совместно с гражданином - участником подпрограммы, учитываются при расчете социальной выплаты в случае признания их в судебном порядке членами его семьи - для граждан, указанных в подпунктах "а" - "е" пункта 5 настоящих Правил.
Из представленных заявительницей документов не следует, что бывший супруг А. включен в состав семьи заявительницы в целях выдачи на него жилищного сертификата.
Как следует из материалов дела, заявительница и член ее семьи, включенные в списки на получение государственного жилищного сертификата, обязательство об освобождении занимаемого жилого помещения оформили, получение такого обязательства от лица, не являющегося по смыслу применяемого закона членом семьи гражданина - участника подпрограммы, данным законом не предусмотрено. Поэтому, обязательство А. об освобождении занимаемого жилого помещения и расторжении договора социального найма истребованию от заявительницы не подлежит.
Руководствуясь ст.ст. 198, 254 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:Признать отказ Администрации Клинского муниципального района в выдаче государственного жилищного сертификата Савиной И. В. на семью из двух человек, незаконным, обязав Администрацию Клинского муниципального района устранить нарушение прав Савиной И. В., и обязав выдать Савиной И. В. государственный жилищный сертификат на семью из двух человек : Савину И. В. и ее сына Д. в соответствии с условиями, предусмотренными Постановлением Правительства РФ от 21 марта 2006 г. N 153 "О некоторых вопросах реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы".
Решение может быть обжаловано в Мособлсуд через Клинский городской суд в течение одного месяца со дня изготовления мотивированного решения.
Мотивированное решение изготовлено /дата/
Судья Клинского горсуда Иоффе Н.Е.