Решение по делу № 2-1485/2017 ~ М-1439/2017 от 09.11.2017

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Нижнеудинск                                                                         27 декабря 2017г.

Нижнеудинский городской суд Иркутской области в составе председательствующего судьи Китюх В.В., при секретаре Слипченко Д.Д., с участием прокурора Демешко Ю.В., представителя ответчика          Поляковой Е.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело "номер обезличен" по иску Нижнеудинского транспортного прокурора в интересах Шатских Л.Г., Земан П.К., Земана В.К., Мустафина О.А., Кошкарбаевой Т.В., Ульянова В.А., Ульяновой В.Ф., Исаевой Л.В., Бредихина Н.А., Казаковой Т.А., Тюрюминой В.А., Сапеги В.И., Кривань Л.Н., Винцаревич А.Л. к Открытому акционерному обществу «Россиийские железные дороги» о признании незаконными действий по начислению платы за потреблённую тепловую энергию, о возложении обязанности производства перерасчёта платы за отопление,

У С Т А Н О В И Л:

Нижнеудинский транспортный прокурор в интересах Шатских Л.Г., Земан П.К., Земана В.К., Мустафина О.А., Кошкарбаевой Т.В.,           Ульянова В.А., Ульяновой В.Ф., Исаевой Л.В., Бредихина Н.А.,    Казаковой Т.А., Тюрюминой В.А., Сапеги В.И., Кривань Л.Н.,      Винцаревич А.Л. обратился в суд с иском о возложении обязанности перерасчёта платы за отопление, указав в обоснование иска, что истцы являются собственниками помещений в многоквартирном доме <адрес обезличен> и, соответственно, потребителями поставляемой ответчиком тепловой энергии. Договор на поставку тепловой энергии между сторонами отсутствует. Общедомовый прибор учёта тепловой энергии (ОДПУ) введён в эксплуатацию 07.05.2014г. Ответчик знал о наличии в доме установленного прибора учёта, однако не снимал показания счётчика тепловой энергии. Истцы ежемесячно предоставляли ответчику акты показаний прибора учёта тепловой энергии, однако ответчик необоснованно начислял плату за тепловую энергию исходя из норматива потребления. Просит суд признать незаконными действия ответчика по начислению истцам платы за потреблённую тепловую энергию за период с 10.11.2014г. по 31.12.2016г. исходя из норматива потребления; возложить на него обязанность в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу произвести истцам перерасчёт платы за отопление за вышеуказанный период, исходя из объёма потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям ОДПУ.

В судебном заседании прокурор Демешко Ю.В. настаивала на удовлетворении иска, пояснила, что в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг ответчик обязан при наличии коллективного ОДПУ ежемесячно снимать показания такого прибора в период с 23 по 25 числа текущего месяца и заносить полученные показания в журнал учёта показаний коллективных ОДПУ. Ответчик данную обязанность не выполнял, начисляя плату за потреблённую тепловую энергию исходя из норматива потребления, хотя истцы ежемесячно представляли ему справки сверки потреблённого коммунального ресурса, подписанные контролёром          Михо Ю.И. и председателем совета дома Ульяновым В.А.

Истцы Шатских Л.Г., Земан П.К., Земан В.К., Мустафин О.А., Кошкарбаева Т.В., Ульянов В.А., Ульянова В.Ф., Исаева    Л.В.,Бредихин Н.А., Казакова Т.А., Тюрюмин А.О., действующий в интересах несовершеннолетней Тюрюминой В.А., Сапеги В.И., Кривань Л.Н.,      Винцаревич А.Л. в письменном заявлении просят о рассмотрении дела в их отсутствие.

Представитель истца Полякова Е.А. заявила о непризнании иска ответчиком, пояснив, что начисление стоимости коммунальных услуг производилось истцом в спорный период на основании тарифов, установленных приказами Службы по тарифам Иркутской области, применение утверждённых тарифов истцом правомерно. Поскольку показания прибора учёта и ведомости учёта параметров теплопотребления истцами не были предоставлены, поэтому ответчик в спорный период обоснованно начислял плату за отопление по установленным законодательством нормативам потребления. Просит отказать в удовлетворении иска.

             Представитель третьего лица, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, Службы государственного жилищного надзора Иркутской области Пахолкин Н.С. в письменном заявлении просит рассмотреть дело в его отсутствие. В письменном отзыве указал, что по обращению истцов Службой государственного жилищного надзора Иркутской области проведена внеплановая документарная проверка, которая установила, что в спорный период потребителем услуг не были представлены архивные данные с прибора учёта, прошедшего поверку 03.08.2016г.

В соответствии с ч.5 ст.167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие истцов и представителя третьего лица.

Заслушав прокурора Демешко Ю.В., представителя ответчика Полякову Е.А., исследовав материалы дела, суд находит иск не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Отношения, возникающие из договоров об оказании услуг с участием граждан, регулируются Гражданским кодексом РФ, Законом РФ «О защите прав потребителей», другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В соответствии со ст.559 ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединённую сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим её потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации, находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.

Договор энергоснабжения заключается с абонентом при наличии у него отвечающего установленным техническим требованиям энергопринимающего устройства, присоединённого к сетям энергоснабжающей организации, и другого необходимого оборудования, а также при обеспечении учёта потребления энергии.

Согласно ст.540 ГК РФ в случае, когда абонентом по договору энергоснабжения выступает гражданин, использующий энергию для бытового потребления, договор считается заключённым с момента первого фактического подключения абонента в установленном порядке к присоединённой сети.

В соответствии с ч.1 ст.157 Жилищного кодекса РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объёма потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учёта, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов РФ в порядке, установленном Правительством РФ. Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством РФ.

Размер платы за коммунальные услуги, предусмотренные ч.4 ст.154 Жилищного кодекса РФ, рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов РФ.

В силу п.2 ст.1 Закона РФ «О защите прав потребителей» Правительству РФ предоставлено право издавать для исполнителя услуг правила, обязательные при заключении и исполнении публичных договоров.

К числу таких правил относятся Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утверждённые Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011г. №354, вступившие в действие 01.09.2012г. (Правила предоставления коммунальных услуг).

Согласно подп. «к(1)» п.33 вышеуказанных Правил при наличии индивидуального, общего (квартирного) или комнатного прибора учёта собственники помещений обязаны ежемесячно снимать его показания и передавать полученные показания исполнителю или уполномоченному им лицу не позднее даты, установленной договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг.

В соответствии с подп. «б» п.59 Правил в случае непредставления потребителем показаний индивидуального, общего (квартирного), комнатного прибора учёта за расчётный период в сроки, установленные настоящими Правилами, или договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, или решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, - начиная с расчётного периода, за который потребителем не представлены показания прибора учета до расчетного периода (включительно), за который потребитель представил исполнителю показания прибора учёта, но не более 6 расчётных периодов подряд.

Согласно подп. «в» п.34 тех же Правил при наличии общего (квартирного) или комнатного прибора учёта потребитель обязан ежемесячно снимать его показания в период с 23-го по 25-е число текущего месяца и передавать полученные показания исполнителю или уполномоченному им лицу не позднее 26-го числа текущего месяца, кроме случаев, когда в соответствии с настоящими Правилами, договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, и (или) решениями общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме действия по снятию показаний таких приборов учёта обязан совершать исполнитель (уполномоченное им лицо) или иная организация.

В соответствии с п.84 Правил при непредставлении потребителем исполнителю показаний прибора учёта в течение 6 месяцев подряд исполнитель не позднее 15 дней со дня истечения указанного 6-месячного срока, иного срока, установленного договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, и (или) решениями общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, обязан провести указанную в п.82 Правил проверку.

В силу п.81(14) Правил предоставления коммунальных услуг ввод в эксплуатацию прибора учёта после его ремонта, замены и поверки осуществляется в порядке, предусмотренном п.п.81-81(9) Правил. Установленный прибор учёта, в том числе после поверки, опломбируется исполнителем без взимания платы с потребителя, за исключением случаев, когда опломбирование соответствующих приборов учета производится исполнителем повторно в связи с нарушением пломбы или знаков поверки потребителем или третьим лицом.

Согласно ст.153 Жилищного кодекса РФ граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги. Обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у собственника жилого помещения с момента возникновения права собственности на жилое помещение.

По правилам п.1 ст.157 Жилищного кодекса РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объёма потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учёта, а при их отсутствии - исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов РФ в порядке, установленном Правительством РФ.

Согласно действующему законодательству ОДПУ тепловой энергии относятся к общему имуществу в многоквартирном доме. Из указанных норм права следует, что обслуживание общедомовых приборов учёта входит в состав услуг управляющей компании по содержанию жилья, которая либо своими силами, либо с привлечением иных организаций оказывает данные услуги.

В соответствие с п.59 Правил плата за коммунальную услугу, предоставленную потребителю в жилом или нежилом помещении за расчётный период, определяется исходя из рассчитанного среднемесячного объёма потребления коммунального ресурса потребителем, определённого по показаниям индивидуального или общего (квартирного) прибора учёта за период не менее 1 года (для отопления - исходя из среднемесячного за отопительный период объема потребления), а если период работы прибора учета составил меньше 1 года, - то за фактический период работы прибора учёта, но не менее 3 месяцев (для отопления - не менее 3 месяцев отопительного периода) за указанные расчётные периоды в случае выхода из строя или утраты ранее введённого в эксплуатацию индивидуального, общего (квартирного), комнатного прибора учёта либо истечения срока его эксплуатации, определяемого периодом времени до очередной проверки, - начиная с даты, когда наступили указанные события, а если дату установить невозможно, - то начиная с расчётного периода, в котором наступили указанные события, до даты, когда был возобновлён учёт коммунального ресурса путём введения в эксплуатацию соответствующего установленным требованиям индивидуального, общего (квартирного), комнатного прибора учёта, но не более 3 расчётных периодов подряд для жилого помещения и не более 2 расчётных периодов подряд для нежилого помещения.

Согласно п.60 Правил по истечении указанного в п.59 Правил предельного количества расчётных периодов, за которые плата за коммунальную услугу определяется по данным, предусмотренным указанным пунктом, плата за коммунальную услугу рассчитывается в соответствии с п.42 Правил исходя из нормативов потребления коммунальных услуг.

Пунктом 42 Правил установлено, что при отсутствии индивидуального или общего (квартирного) прибора учёта тепловой энергии размер платы за коммунальную услугу по отоплению, предоставленную потребителю в жилом помещении, определяется в соответствии с формулой 2 приложения "номер обезличен" к Правилам исходя из норматива потребления коммунальной услуги.

Разрешая спор, суд установил, что истцы являются собственниками жилых помещений, расположенных в многоквартирном доме <адрес обезличен>, что подтверждается соответствующими доказательствами в материалах дела и не оспаривается ответчиком.

Из муниципального контракта №ЭА/35 от 12.11.2012г., заключённого администрацией Нижнеудинского муниципального образования с ООО «СТРОЙСРЕДМАШ», следует, что в указанном многоквартирном доме установлен ОДПУ ТЭМ-104, который 29.10.2013г. принят администрацией, что подтверждается актом от 27.09.2013г. "номер обезличен", после чего администрацией Нижнеудинского муниципального образования выдано разрешение на ввод в эксплуатацию ОДПУ тепловой энергии в указанном доме.

Представленными доказательствами подтверждается, что в многоквартирном доме "номер обезличен" в соответствии с протоколом общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме от 28.10.2013г. "номер обезличен" осуществлялось непосредственное управление собственниками помещений.

Актом от 07.05.2014г. "номер обезличен" узел учёта расхода тепловой энергии, смонтированный в доме "номер обезличен", допущен в эксплуатацию. В акте отражены показания прибора на момент проверки.

Из руководства по эксплуатации ОДПУ следует, что прибор учёта отвечает требованиям, предъявляемым к приборам данного вида, имеет необходимые характеристики для сбора сведений о показаниях прибора учёта, о количестве поставленной, полученной тепловой энергии, теплоносителя, о количестве тепловой энергии в составе поданной, полученной горячей воды, о количестве и продолжительности нарушений, возникающих в работе прибора учёта, и иных сведений, предусмотренных технической документацией, отображающихся приборами учёта, а также для снятия показаний приборов учёта, в том числе с использованием телеметрических систем, в целях коммерческого учёта тепловой энергии.

Порядок коммерческого учёта тепловой энергии установлен Правилами коммерческого учёта тепловой энергии, теплоносителя, утверждёнными Постановлением Правительства РФ от 18.11.2013г. №1034 «О коммерческом учёте тепловой энергии, теплоносителе» (Правила коммерческого учёта).

Для этой цели в соответствии с п.37 Правил коммерческого учёта вычислитель теплосчётчика должен иметь нестираемый архив, в который заносятся основные технические характеристики и настроечные коэффициенты прибора. Данные архива выводятся на дисплей прибора или компьютер. Настроечные коэффициенты заносятся в паспорт прибора. Любые изменения в работе прибора должны фиксироваться в архиве. Оценка отклонения показателей качества теплоснабжения и теплопотребления от величин, указанных в договоре, осуществляется на основании показаний приборов учёта, входящих в состав узла учёта.

     В соответствии с п.п.23 и 24 Правил коммерческого учёта сбор сведений о показаниях приборов учёта, о количестве поставленной, полученной тепловой энергии, теплоносителя количестве тепловой энергии в составе поданной, полученной горячей воды, количестве и продолжительности нарушений, возникающих в работе прибора учёта, и иных сведений, предусмотренных технической документацией, отображающихся приборами учёта, а также снятие показаний приборов учёта, в том числе с использованием телеметрических систем, осуществляются потребителем или теплосетевой организацией, если иное не предусмотрено договором с теплоснабжающей организацией.

Вопреки доводам истцов и прокурора Демешко Ю.В. обязательное наличие архивных данных общедомовых приборов учёта для полного и точного расчёта потреблённой тепловой энергии подтверждается не только вышеуказанными Правилами коммерческого учёта, но признаётся письмами Службы жилищного надзора Иркутской области от 14.08.2015г., 10.06.2016г., от 22.05.2017г., 07.06.2017г., 08.06.20176г. о необходимости соблюдения требований п.п.23, 24, 37, 95 Правил коммерческого учёта.

Суду не представлено доказательств наличия договора теплоснабжения между сторонами. В судебном заседании прокурор    Демешко Ю.В. пояснила, что соответствующий договор не заключён, а представитель ответчика Полякова Е.А. подтвердила данные доводы, поэтому доводы прокурора о том, что поскольку ответчик знал об установке прибора учёта в доме и в силу этого обязан был самостоятельно снимать показания прибора учёта, являются необоснованными.

Придя к такому выводу, суд исходит из положений подп. «в» п.34 Правил оказания коммунальных услуг, согласно которым при наличии ОДПУ потребитель обязан ежемесячно снимать его показания в период с      23-го по 25-е число текущего месяца и передавать полученные показания исполнителю или уполномоченному им лицу не позднее 26-го числа текущего месяца, кроме случаев, когда в соответствии с настоящими Правилами, договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, и (или) решениями общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме действия по снятию показаний таких приборов учёта обязан совершать исполнитель (уполномоченное им лицо) или иная организация.

Суд отвергает утверждение прокурора Демешко Ю.В. о том, что ответчик является теплосетевой организацией и в силу этого обязан самостоятельно снимать показания прибора учёта, поскольку ответчик как организация, осуществляющая продажу потребителям и (или) теплоснабжающим организациям произведённых или приобретённых тепловой энергии (мощности), теплоносителя и владеющая на праве собственности или ином законном основании источниками тепловой энергии и (или) тепловыми сетями в системе теплоснабжения, посредством которой осуществляется теплоснабжение потребителей тепловой энергии, отвечает признакам теплоснабжающей организации, перечисленным в п.11 ст.2 Федерального закона от 27.07.2010г. №190-ФЗ «О теплоснабжении», в то время как в соответствии с п.16 данной статьи теплосетевой организацией является организация, оказывающая услуги по передаче тепловой энергии.

Согласно п.95 Правил коммерческого учёта в целях коммерческого учёта тепловой энергии, теплоносителя и контроля качества теплоснабжения осуществляется измерение времени работы приборов учёта в штатном и нештатном режимах; давления в подающем и обратном трубопроводах, температуры теплоносителя в подающем и обратном трубопроводах; расхода теплоносителя в подающем и обратном трубопроводах; расхода теплоносителя в системе отопления и горячего водоснабжения, в том числе максимального часового расхода; расхода теплоносителя, израсходованного на подпитку системы теплоснабжения, при наличии подпиточного трубопровода.

Для этой цели в соответствии с п.37 Правил вычислитель теплосчётчика должен иметь нестираемый архив, в который заносятся основные технические характеристики и настроечные коэффициенты прибора. Данные архива выводятся на дисплей прибора или компьютер. Настроечные коэффициенты заносятся в паспорт прибора. Любые изменения в работе прибора должны фиксироваться в архиве. Оценка отклонения показателей качества теплоснабжения и теплопотребления от величин, указанных в договоре, осуществляется на основании показаний приборов учёта, входящих в состав узла учёта, установленного у потребителя, или переносных средств измерений согласно п.93 Правил.

Сверка потреблённого коммунального ресурса ежемесячно оформляется справкой о теплоснабжении, являющейся двухсторонним документом, подписанным со стороны управляющей организации и ресурсоснабжающей организации об объёмах потреблённого коммунального ресурса в соответствии с показаниями ОДПУ. Справкой о теплопотреблении ежемесячно подтверждается объём потреблённого коммунального ресурса.

Проверками, проведёнными Службой государственного жилищного надзора Иркутской области установлено, что до 01.03.2015г. в многоквартирном доме осуществлялось непосредственное управление собственниками помещений, поэтому они несли обязанность по снятию и передаче ресурсоснабжающей организации архивов с обязательными для учёта параметрами и ежемесячные справки о теплопотреблении.

С марта 2015г. способ управления многоквартирным домом изменён, управляющей компанией избрано МУП «Дом», которое в соответствии с заключённым с собственниками помещений дома договором несёт обязательства по обслуживанию жилого дома.

В соответствии с подп. «е» п.31 Правил МУП «Дом» обязано при наличии коллективного прибора учёта ежемесячно снимать показания такого прибора учёта в период с 23 по 25 число текущего месяца, заносить полученные показания в журнал учёта показаний коллективных приборов учёта, предоставлять потребителю по его требованию в течение одного рабочего дня со дня обращения возможность ознакомления со сведениями о показаниях коллективного прибора учёта, обеспечивать сохранность информации о таких показаниях в течение не мене трёх лет.

В соответствии с п.п.73, 91 Правил коммерческого учёта тепловой энергии МУП «Дом» как управляющая организация, обязано перед каждым отопительным периодом и после очередной поверки и ремонта приборов учёта организовать проверку готовности узла учёта к эксплуатации с составлением соответствующего акта, подписанного теплоснабжающей организацией и потребителем, проверить работоспособность узла учёта на наличие пломб поверителя и теплоснабжающей организации; срока действия поверки; работоспособности каждого канала измерений; соответствия допустимому диапазону измерений для прибора учёта фактических значений измеряемых параметров; соответствия характеристик настроек тепловычислителя характеристикам, содержащимся во вводимой базе данных.

Вышеприведённым нормам соответствуют положения договора управления многоквартирным домом <адрес обезличен> от 26.01.2015г. №1-УК/15, заключённого с МУП «Дом».     Согласно п.1.2 данного договора управляющая организация обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему управлению многоквартирным домом, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, к которому относится ОДПУ, предоставлять коммунальные услуги собственниками помещений в доме, осуществлять иную, направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.

В силу п.1.5 договора в перечень коммунальных услуг, предоставляемых управляющей организацией, входит, в том числе, услуга по отоплению.

Подпунктом «в» п.2.1 договора подтверждается, что управляющая организация взяла на себя обязательство, в том числе, предоставлять указанные в п.1.5 услуги на основании заключённых договоров о приобретении коммунальных ресурсов с ресурсоснабжающими организациями, осуществлять контроль за соблюдением условий договоров, качеством и количеством поставляемых коммунальных услуг, и исполнением, вести их учёт.

Согласно подп. «в», «г», «е» п.2.4 договора собственник помещений в многоквартирном доме обязан при обнаружении неисправностей повреждений коллективного прибора учёта нарушении целостности их пломб немедленно сообщать в аварийно-диспетчерскую службу управляющей организации; при наличии общедомового прибора учёта ежемесячно снимать его показания в период с 23 по 25 число текущего месяца и передавать полученные показания управляющей организации не позднее 26 числа текущего месяца; допускать представителей управляющей организации в жилые и нежилые помещения для проверки состояния, в том числе, общедомовых приборов учёта коммунальных ресурсов, достоверности переданных потребителем исполнителю сведений о показаниях таких приборов учёта в заранее согласованное время, но не чаще одного раза в три месяца.

Пояснениями прокурора Демешко Ю.В. и представителя ответчика Поляковой Е.А. подтверждается отсутствие до настоящего времени соответствующего договора о приобретении коммунальных ресурсов с ресурсоснабжающей организацией.

В силу п.4.1 договора управляющая организация отвечает перед собственниками помещений за нарушение своих договорных обязательств и несёт ответственность в соответствии с законодательством РФ.

Согласно п.81(12) Правил предоставления коммунальных услуг прибор учёта считается вышедшим из строя, в том числе, в случаях неотображения приборами учёта результатов измерений; нарушения контрольных пломб или знаков поверки коммерческого учёта.

     Представленными сторонами доказательствами подтверждается, что ОДПУ в доме истцов в период с 07.05.2014г. по 03.08.2016г. был не исправен, не выдавая сведения посуточного учёта тепловой энергии (архивы), а с 03.08.2016г. по 26.12.2016г. не был опломбирован, то есть в спорный период прибор учёта находился в нерабочем состоянии, в связи с чем, руководствуясь приведёнными выше нормами закона и Правил предоставления коммунальных услуг, Правил коммерческого учёта тепловой энергии, суд приходит к выводу о наличии у ответчика оснований для расчёта платы за отопление за спорный период с 10.11.2014г. по 31.12.2016г. исходя из норматива потребления коммунального ресурса.

Суду представлены акты, подписанные контролёром ответчика       Михо Ю.И. и председателем совета дома Ульяновым В.А. за период с 25.10. по 26.11.2014г., за декабрь 2014г., за январь, февраль, март апрель, май, сентябрь, октябрь, ноябрь, 2015г., январь-май, сентябрь-декабрь 2016г., а также ведомости учёта параметров теплопотребления, среднемесячные статические данные за периоды с 01 по 30.11, с 01 по 31.12.2014г., с 01 по 31.01, с 01 по 28.02, с 01 по 31.03, с 01 по 30.04.2015г., с 01 по 31.07, с 31.08 по 01.10, с 01.09 по 02.10, с 01 по 31.10.2016г., не отображающие необходимые характеристики для сбора сведений о показаниях приборов учёта, о количестве поставленной, полученной тепловой энергии, теплоносителя, о количестве тепловой энергии в составе поданной, полученной горячей воды, о количестве и продолжительности нарушений, возникающих в работе прибора учёта, и иных сведений, предусмотренных технической документацией, отображающихся приборами учёта.

Вышеуказанные документы подписаны неразборчивой подписью со стороны абонента и не подписаны представителем ресурсоснабжающей организации, поэтому, дав им оценку в соответствии с требованиями ст.67 ГПК РФ, суд не принимает их в качестве относимых и допустимых доказательств по делу.

В силу п.81(11) Правил оказания коммунальных услуг ввод установленных приборов учёта в эксплуатацию, их надлежащая техническая эксплуатация, сохранность и своевременная замена должны быть обеспечены собственником жилого или нежилого помещения. Прибор учёта должен быть защищён от несанкционированного вмешательства в его работу, для исключения которого исполнитель при проведении очередной проверки состояния прибора учёта потребителя вправе установить контрольные пломбы и индикаторы антимагнитных пломб, а также пломбы и устройства, позволяющие фиксировать факт несанкционированного вмешательства в работу прибора учёта с обязательным уведомлением потребителя о последствиях обнаружения факта нарушения таких пломб или устройств, и поскольку в период с 03.08.2016г. по 19.12.2016г. прибор после проведения поверки не был опломбирован, ответчик был вправе начислять плату за отопление по нормативу потребления.

Уведомлениями от 17.06 и 19.09.2014г., от 24.02, 14 и 28.04, 15.09.2015г., от 29.11.2016г. ответчик ставил в известность администрацию Нижнеудинского муниципального образования о неисправности прибора учёта, в частности, об отсутствии вычислителя теплосчётчика, который должен иметь нестираемый архив с основными техническими характеристиками и настроечными коэффициентами прибора, и в подтверждение своих доводов ссылался на проведённое 10.06.2014г. обследование прибора учёта.

Из ответа главы Нижнеудинского муниципального образования Путова А.В. на данные обращения следует, что 22.10.2014г. состоялось совещание по вопросам исполнения подрядчиком муниципального контракта от 12.11.2012г. по установке приборов учёта тепловой энергии.

Поскольку информация о ненадлежащей работе ОДПУ подтвердилась, администрации Нижнеудинского муниципального образования обратилась в Арбитражный суд Иркутской области с иском к ООО «СТРОЙСРЕДМАШ» о возложении обязанности по безвозмездному устранению недостатков выполненной работы.

Решением Арбитражного суда Иркутской области от 15.12.2015г. установлен факт выполнения ООО «СТРОЙСРЕДМАШ» работ по установке приборов учёта с недостатками интегрированной системы учёта и управления используемых энергоресурсов автоматизированным сбором архивных данных с прибора учёта.

11.04.2016г. глава Нижнеудинского муниципального образования Путов А.В. обратился в службу судебных приставов с заявалением о возбуждении исполнительного производства на основании выданного Арбитражным судом Иркутской области по вышеуказанному решению исполнительного документа на предмет исполнения ООО «СТРОЙСРЕДМАШ» обязанности по безвозмездному устранению недостатков выполненных работ по муниципальному контракту от 12.11.2012г., а именно по настройке программного обеспечения «генератор счётчиков», налаживанию функции «экспорт данных», сконфигурированию контроллеров в рабочее состояние, предоставлению логин-пароля для формирования отчётов параметров энергопотребления, предоставлению исполнительной документации по выполнению работ.

Копией постановления о возбуждении соответствующего исполнительного производства подтверждается, что 27.04.2016г. в отношении ООО «СТРОЙСРЕДМАШ» было возбуждено исполнительное производство №34132/16/38021-ИП, установлен 5-дневный срок для исполнения вышеуказанных обязанностей.

Согласно информационному письму МУП «Дом» от 02.05.2017г. №440 с даты введения прибора в эксплуатацию возможность снятия архивов в виде ведомостей посуточного учёта появилась лишь в декабре 2016г., ведомости посуточного учёта стали предоставляться потребителями услуг в ответчику лишь с января 2017г.

Данным информационным письмом и информацией директора ООО «ТехноСерв-Иркутск» Короленко Э.Ф. подтверждается необходимость замены интерфейсного кабеля, который на дату обращения МУП «Дом» находился в неисправном состоянии.

Таким образом, до декабря 2016г. в работе прибора учёта имелись неисправности, которые влияли на отображение необходимых характеристик для сбора сведений о показаниях приборов учёта, о количестве поставленной, полученной тепловой энергии, теплоносителя, о количестве тепловой энергии в составе поданной, полученной горячей воды, количестве и продолжительности нарушений, возникающих в работе прибора учёта, и иных сведений, предусмотренных технической документацией, необходимых для ведения полного и точного учёта потреблённой тепловой энергии.

Таким образом, в спорный период прибор учёта не функционировал надлежащим образом, поэтому ответчик обоснованно начислял плату за отопление исходя из норматива потребления.

Доводы прокурора Демешко Ю.В. о том, что решением Арбитражного суда Иркутской области от 25.08.2016г. опровергнуты доводы ответчика о неисправности прибора учёта, отклоняются судом, поскольку данное решение принято Арбитражным судом Иркутской     области по спору между ОАО «РЖД» и ООО «Управляющая компания «Экспресс», которая обслуживанием дома <адрес обезличен> в спорный период не занималась.

Актом от 19.12.2016г. подтверждается дата поверки прибора 03.08.2016г. и дата его пломбирования 19.12.2016г., следовательно, в указанный период ОДПУ не был защищён от несанкционированного вмешательства в его работу, поэтому в соответствии с п.81(11) Правил предоставления коммунальных услуг ответчик был вправе и в данный период начислять плату за отопление по нормативу потребления.

О недостатках работы прибора учёта свидетельствует его выездная проверка с участием заинтересованных сторон и прокурора Демешко Ю.В., и актом выездной проверки ОДПУ от 28.04.2017г. подтверждается отсутствие внешних повреждений прибора учёта, однако конкретных сведений о состоянии прибора данный акт не содержит.

Доказательств о конкретной дате поломки прибора учёта истцами не представлено, в спорный период доступа к архивным данным работы узла прибора учёта тепловой энергии у ответчика не было.

Из пояснений представителя ответчика Поляковой Е.А. усматривается, что после опломбирования прибора учёта 19.12.2016г. и замены внешнего кабеля с января 2017г. жильцам дома сделан перерасчёт платы за отопление, поскольку в апреле 2017г. потребитель предоставил предусмотренные законодательством сведения об объёмах потребленной тепловой энергии.

Согласно подп. «б» п.59 Правил оказания коммунальных услуг в случае непредставления потребителем показаний индивидуального прибора учёта за расчётный период в сроки, установленные Правилами или договором, плата за коммунальную услугу, предоставленную потребителю в жилом или нежилом помещении за расчётный период, определяется исходя из рассчитанного среднемесячного объёма потребления коммунального ресурса потребителем.

Поскольку в спорный период истцы показания прибора учёта ответчику не представляли, суд приходит к выводу об обоснованности определения количества подаваемой тепловой энергии расчётным методом, и, следовательно, об отсутствии переплаты и обязанности произвести перерасчёт.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

В удовлетворении иска Нижнеудинского транспортного прокурора в интересах Шатских Л.Г., Земан П.К., Земана В.К., Мустафина О.А., Кошкарбаевой Т.В., Ульянова В.А., Ульяновой В.Ф., Исаевой Л.В., Бредихина Н.А., Казаковой Т.А., Тюрюминой В.А., Сапеги В.И., Кривань Л.Н., Винцаревич А.Л. к Открытому акционерному обществу «Россиийские железные дороги» о признании незаконными действий по начислению жильцам многоквартирного дома "номер обезличен", расположенного на <адрес обезличен> Шатских Л.Г., Земан П.К., Земану В.К., Мустафину О.А., Кошкарбаевой Т.В., Ульянову В.А., Ульяновой В.Ф., Исаевой Л.В., Бредихину Н.А., Казаковой Т.А., Тюрюминой В.А., Сапеги В.И., Кривань Л.Н., Винцаревич А.Л. платы за потреблённую тепловую энергию за период с 10.11.2014г. по 31.12.2016г. исходя из норматива потребления; о возложении обязанности в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу произвести жильцам многоквартирного дома "номер обезличен", расположенного на <адрес обезличен> Шатских Л.Г., Земан П.К., Земану В.К., Мустафину О.А., Кошкарбаевой Т.В., Ульянову В.А., Ульяновой В.Ф., Исаевой Л.В., Бредихину Н.А., Казаковой Т.А., Тюрюминой В.А., Сапеги В.И., Кривань Л.Н., Винцаревич А.Л. перерасчёт платы за отопление за период с 10.11.2014г. по 31.12.2016г., исходя из объёма потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям общедомового прибора учёта теплосчётчика ТЭМ-104 "номер обезличен", отказать.

Решение суда может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Иркутского областного суда путём подачи апелляционной жалобы через Нижнеудинский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Решение в окончательной форме изготовлено 09.01.2018г.

Председательствующий судья Китюх В.В.

09.11.2017Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
10.11.2017Передача материалов судье
10.11.2017Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
10.11.2017Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
17.11.2017Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
01.12.2017Судебное заседание
18.12.2017Судебное заседание
22.12.2017Судебное заседание
27.12.2017Судебное заседание
09.01.2018Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
02.03.2018Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
28.03.2018Дело оформлено
09.06.2018Дело передано в архив
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее