г. Шатура Московской области 14 августа 2013 года
Шатурский городской суд Московской области в составе:
председательствующего Жигаревой Е.А.,
при секретаре Кирсановой А.А.,
с участием помощника Шатурского городского прокурора Кошелевой О.И., заявителя Янина Д.Ю., представителей территориальной избирательной комиссии города Рошаль - председателя Кузнецовой О.О., по доверенности Акаевой И.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Янина Д.Ю. об оспаривании решения территориальной избирательной комиссии города Рошаль об отказе в регистрации кандидатом в депутаты Совета депутатов городского округа Рошаль по избирательному округу № 2, возложении обязанности по регистрации в качестве кандидата,
установил:
Янин Д.Ю. обратился в суд с заявлением об оспаривании решения территориальной избирательной комиссии города Рошаль об отказе в регистрации кандидатом в депутаты Совета депутатов городского округа Рошаль по избирательному округу № 2, возложении обязанности по регистрации в качестве кандидата, указывая, что решением территориальной избирательной комиссии города Рошаль от ДД.ММ.ГГГГ № заявителю отказано в регистрации кандидатом в депутаты Совета депутатов городского округа Рошаль по избирательному округу №. Считает указанное решение незаконным по следующим основаниям. В подписном листе, подписи избирателей в котором признаны территориальной комиссией недействительными, стоит подпись кандидата, а также подпись лица, осуществляющего сбор подписей. Данная подпись выполнена в единственном экземпляре в связи с тем, что кандидат и лицо, осуществлявшее сбор подписей, является одним и тем же лицом. Следовательно, подписной лист оформлен в соответствии с п. п. 5.2, 7, 8 ст. 27 Закона Московской области «О муниципальных выборах в Московской области». Итоговый протокол об итогах проверки подписей избирателей от ДД.ММ.ГГГГ, положенный в основу решения, оформлен с нарушением действующего законодательства. Рабочая группа заседала в составе Кузнецовой О.О., Акаевой И.В., ФИО4, ФИО5, при этом, подпись члена комиссии ФИО4 в протоколе отсутствует. Вместо нее имеется подпись лица, не привлеченного к проверке подписей избирателей, и не участвовавшего в ней, что нарушает п. 4 ст. 28 указанного Закона. Просит признать решение территориальной избирательной комиссии города Рошаль об отказе в регистрации кандидатом в депутаты Совета депутатов городского округа Рошаль по избирательному округу № 2 № от ДД.ММ.ГГГГ незаконным и отменить его, зарегистрировать Янина Д.Ю. в качестве кандидата в депутаты.
В судебном заседании заявитель Янин Д.Ю. поддержал требования по основаниям, изложенным в заявлении.
Представители территориальной избирательной комиссии города Рошаль председатель Кузнецова О.О., по доверенности Акаева И.В. возражали против удовлетворения заявления, пояснив, что решение является законным и обоснованным, в силу чего оснований для его отмены не имеется.
Прокурор в своем заключении считал необходимым отказать в удовлетворении заявленных требований.
Исследовав материалы дела, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, заключение прокурора, суд приходит к следующему.
Решения и действия (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц, а также решения и действия (бездействие) комиссий и их должностных лиц, нарушающие избирательные права граждан и право граждан на участие в референдуме, могут быть обжалованы в суд (п. 1 ст. 75 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»).
В соответствии с п. 1 ст. 259 ГПК РФ избиратели, участники референдума, кандидаты и их доверенные лица, избирательные объединения и их доверенные лица, политические партии и их региональные отделения, иные общественные объединения, инициативные группы по проведению референдума и их уполномоченные представители, иные группы участников референдума и их уполномоченные представители, наблюдатели, прокурор, считающие, что решениями или действиями (бездействием) органа государственной власти, органа местного самоуправления, общественных объединений, избирательной комиссии, комиссии референдума, должностного лица нарушаются избирательные права или право на участие в референдуме граждан Российской Федерации, вправе обратиться с заявлением в суд.
Граждане вправе обратиться за судебной защитой активного избирательного права (например, в связи с неправильностями в списках избирателей, непредставлением возможности получить информацию или проголосовать на избирательном участке), а также своего пассивного избирательного права (в частности, в связи с отказом в регистрации кандидатом), если считают эти права нарушенными.
Основания отказа в регистрации кандидата отражены в п. 24 ст. 38 Федерального закона от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ.
Решением Совета депутатов городского округа Рошаль № от ДД.ММ.ГГГГ, назначены выборы депутатов в Совет депутатов городского округа Рошаль на ДД.ММ.ГГГГ.
К данным правоотношениям применим Закон Московской области от 11.07.2006 № 101/2006-ОЗ «О муниципальных выборах в Московской области».
Правила оформления подписных листов предусмотрены статьей 37 Федерального закона от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ.
Согласно п. 1 ст. 27 Закона Московской области от 11.07.2006 № 101/2006-ОЗ «О муниципальных выборах в Московской области» в поддержку выдвижения кандидатов могут собираться подписи избирателей в порядке, установленном настоящим Законом.
После окончания сбора подписей кандидат подсчитывает общее число собранных подписей избирателей и составляет в двух экземплярах протокол об итогах сбора подписей по форме, установленной комиссией, организующей выборы. Каждый экземпляр протокола подписывается кандидатом (п. 5.2 ст. 27 Закона Московской области от 11.07.2006 № 101/2006-ОЗ).
Пунктом 7 ст. 27 указанного Закона Московской области предусмотрено, что каждый подписной лист должен быть заверен подписью лица, осуществлявшего сбор подписей избирателей. При заверении подписного листа лицо, осуществлявшее сбор подписей избирателей, собственноручно указывает свои фамилию, имя и отчество, дату рождения, адрес места жительства, серию, номер и дату выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, наименование или код выдавшего его органа, а также ставит свою подпись и дату ее внесения.
Каждый подписной лист с подписями избирателей в поддержку выдвижения (самовыдвижения) кандидата должен быть заверен кандидатом. При заверении подписного листа кандидат напротив своей фамилии, имени, отчества собственноручно ставит свою подпись и дату ее внесения (п. 8 ст. 27 Закона Московской области от 11.07.2006 № 101/2006-ОЗ).
ДД.ММ.ГГГГ Янин Д.Ю. обратился в ТИК города Рошаль с заявлением, в котором уведомил ее о согласии баллотироваться кандидатом в депутаты Совета депутатов городского округа Рошаль по избирательному округу № 2 в порядке самовыдвижения.
Решением ТИК № от ДД.ММ.ГГГГ установлено количество подписей избирателей, необходимое для регистрации кандидата, и количество подписей, подлежащих проверке - 14.
ДД.ММ.ГГГГ заявителем в территориальную избирательную комиссию были сданы заявление кандидата о согласии баллотироваться, копия паспорта, копия сведения об образовании, копия справки с основного места работы.
ДД.ММ.ГГГГ Яниным Д.Ю. сданы протокол об итогах сбора подписей избирателей в поддержку выдвижения, подписные листы с подписями избирателей на трех листах, с числом действительных подписей 14, первый финансовый отчет.
В соответствии с п. 4 ст. 28 Закона Московской области от 11.07.2006 № 101/2006-ОЗ «О муниципальных выборах в Московской области» соответствующая избирательная комиссия для проведения проверки достоверности подписей и соответствующих им данных, содержащихся в подписных листах, может своим решением создавать рабочие группы из числа членов избирательной комиссии, привлеченных специалистов. К проверке могут привлекаться члены нижестоящих избирательных комиссий, эксперты из числа специалистов органов внутренних дел, учреждений юстиции, военных комиссариатов, органов регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, а также иных государственных органов. Письменные заключения экспертов могут служить основанием для признания недостоверными и (или) недействительными содержащихся в подписных листах сведений об избирателях и их подписей. Заключения экспертов излагаются в письменной форме в ведомостях проверки подписных листов или ином документе.
Решением территориальной избирательной комиссии города Рошаль № от ДД.ММ.ГГГГ в целях проверки подписей избирателей, оформления подписных листов создана рабочая группа в составе: руководителя рабочей группы - председателя территориальной избирательной комиссии ФИО9, членов рабочей группы - Акаевой И.В. (секретарь ТИК), ФИО8, ФИО4, ФИО5 (начальник ОУФМС ТП в г. Рошаль).
ДД.ММ.ГГГГ решением ТИК города Рошаль № внесены изменения в составы рабочих групп: из состава исключена ФИО9, включена Кузнецова О.О.
В соответствии с п. 6.1 ст. 38 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» по результатам проверки подписей избирателей, участников референдума и соответствующих им сведений об избирателях, участниках референдума, содержащихся в подписных листах, подпись избирателя, участника референдума может быть признана достоверной либо недостоверной и (или) недействительной.
Основания для признания подписей недействительными и (или) недостоверными установлены п. 6.4 ст. 38 ФЗ РФ № 67-ФЗ и ч. 12 ст. 28 Закона МО от 11.07.2006 № 101/2006-ОЗ «О муниципальных выборах в Московской области».
Согласно подп. 3, 8 п. 12 ст. 28 Закона Московской области от 11.07.2006 № 101/2006-ОЗ недействительными признаются подписи избирателей, указавших в подписном листе сведения, не соответствующие действительности. В этом случае подпись может быть признана недействительной только при наличии официальной справки органа, осуществляющего регистрацию граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, либо заключения эксперта, привлеченного к работе по проверке подписей избирателей в соответствии с частью 4 настоящей статьи; все подписи избирателей в подписном листе в случае, если подписной лист не заверен собственноручно подписями лица, осуществлявшего сбор подписей избирателей, кандидата, либо если хотя бы одна из этих подписей недостоверна, либо если подписной лист заверен лицом, осуществлявшим сбор подписей избирателей, не достигшим к моменту сбора подписей возраста 18 лет, и (или) указанное лицо признано судом недееспособным, либо если не указана или не внесена собственноручно хотя бы одна из дат заверения подписного листа, либо если в сведениях о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей и (или) в дате внесения подписи указанным лицом, кандидатом имеются исправления, специально не оговоренные соответственно лицом, осуществлявшим сбор подписей избирателей, кандидатом, либо если сведения о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей, о кандидате указаны в подписном листе не в полном объеме или не соответствуют действительности, либо если сведения о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей, не внесены им собственноручно.
Данное положение отражено также в подп. «з» п. 6.4 ст. 38 ФЗ РФ № 67-ФЗ.
Основаниями отказа в регистрации кандидата в силу подп. 5 п. 22 ст. 28 Закона Московской области от 11.07.2006 № 101/2006-ОЗ, подп. «д» п. 24 ст. 38 Федерального закона № 67-ФЗ являются недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата, либо выявление 10 и более процентов недостоверных и (или) недействительных подписей от общего количества подписей, отобранных для проверки, если иное не установлено Федеральным законом. Выявление 10 и более процентов недостоверных и (или) недействительных подписей от общего количества подписей, отобранных для проверки, не является основанием для отказа в регистрации кандидата в случае, когда для его регистрации требуется представить менее 200 подписей, если достоверных подписей достаточно для регистрации кандидата.
Согласно ведомости проверки подписных листов в поддержку кандидата Совета депутатов городского округа Рошаль недействительными признаны подписи избирателей, указавших в подписном листе сведения, не соответствующие действительности (подп. 3 п. 12 ст. 28 Закона Московской области) - лист № 2, строка № 5; все подписи избирателей на листе № 3, строки № 1, 2, 3, 5 (подп. 8 п. 12 ст. 28 Закона Московской области).
Решением ТИК города Рошаль от ДД.ММ.ГГГГ № Янину Д.Ю. отказано в регистрации кандидатом в депутаты Совета депутатов городского округа Рошаль по избирательному округу № 2. При этом в решении указано, что комиссией проверены 14 подписей; в результате проверки установлено количество недействительных подписей - 5.
В ходе судебного разбирательства нашел свое подтверждение довод ТИК города Рошаль, что число недействительных подписей в поддержку выдвижения Янина Д.Ю. среди подлежащих проверке превысило необходимые по закону 10 %.
Так, в подписном листе 2 (строка 5) имеется подпись избирателя, указавшего в подписном листе сведения, не соответствующие действительности (справка ОУФМС), в подписном листе 3 отсутствует подпись лица, осуществляющего сбор подписей.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что решение ТИК города Рошаль от ДД.ММ.ГГГГ является законным, поскольку из представленных Яниным Д.Ю. в избирательную комиссию 14 подписей в поддержку своего самовыдвижения действительными являются только 9 подписей, что является недостаточным для регистрации в качестве кандидата.
Довод заявителя о том, что достаточно однократной его подписи в подписном листе, поскольку он одновременно являлся и сборщиком подписей и кандидатом, является несостоятельным: в силу закона каждый подписной лист должен быть заверен личной подписью сборщика и личной подписью кандидата на выборную должность; исключений для случаев, когда кандидат и сборщик являются одним лицом, закон не содержит. Вышеназванное требование является императивным и подлежит безусловному исполнению всеми участниками избирательной кампании.
Положенный заявителем в основу своих доводов итоговый протокол ни решением, ни действием (бездействием) территориальной избирательной комиссии не является, а является лишь текстовым носителем информации о деятельности рабочей группы по проверке подписных листов, содержащих подписи избирателей, собранных в поддержку самовыдвигающегося кандидата.
Доводы Янина Д.Ю. о том, что итоговый протокол оформлен с нарушением действующего законодательства, рабочая группа заседала в составе Кузнецовой О.О., Акаевой И.В., ФИО4, ФИО5, при этом, подпись члена комиссии ФИО4 в протоколе отсутствует, вместо нее имеется подпись лица, не привлеченного к проверке подписей избирателей, и не участвовавшего в ней, является несостоятельным, и противоречит представленным материалам дела.
В силу ч. 1 ст. 261 ГПК РФ суд признает оспариваемое решение или действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, общественного объединения, избирательной комиссии, комиссии референдума, должностного лица незаконным, если установлена обоснованность заявления.
Оснований для удовлетворения заявленных требований суд не усматривает.
Руководствуясь ст. ст. 194-198, 261 ГПК РФ, суд
решил:
В удовлетворении заявления Янина Д.Ю. об оспаривании решения территориальной избирательной комиссии города Рошаль об отказе в регистрации кандидатом в депутаты Совета депутатов городского округа Рошаль по избирательному округу № 2, возложении обязанности по регистрации в качестве кандидата отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московский областной суд через Шатурский городской суд в течение пяти дней.
Председательствующий Е.А. Жигарева
Мотивированное решение составлено 15.08.2013
Председательствующий Е.А. Жигарева