СУД ЯМАЛО-НЕНЕЦКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА

дело № 3а-22/2019

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Салехард                                                                                                               7 февраля 2019 г.

Суд Ямало-Ненецкого автономного округа в составе:

председательствующего Домрачева И.Г.

рассмотрел в судебном заседании в порядке упрощенного (письменного) производства дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью «Ноябрьскторгнефть» об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельных участков,

установил:

к участию в деле привлечены: Департамент имущественных отношений Ямало-Ненецкого АО в качестве административных ответчиков; ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации и картографии» в лице его филиала по Ямало-Ненецкому АО в качестве административных ответчиков; Управление федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Ямало-Ненецкому АО -департамент имущественных отношений администрации города Ноябрьск - в качестве заинтересованных лиц.

Предметом пересмотра кадастровой стоимости являются:

- земельный участок с кадастровым номером , расположенный по адресу: <адрес>, в размере его рыночной стоимости - 3 370 000 рублей (кадастровая стоимость - 9 110 777,72 рублей) по состоянию на 03.07.2018;

- земельный участок с кадастровым номером , <адрес>, в размере - 4 885 000 рублей (кадастровая стоимость - 13 206 937,46 рублей) по состоянию на 12.07.2018;

- земельный участок с кадастровым номером , <адрес>, в размере - 19 472 000 рублей (кадастровая стоимость - 59 820 743,27 рублей) по состоянию на 16.07.2018;

- земельный участок с кадастровым номером , <адрес>, в размере - 11 843 000 рублей (кадастровая стоимость - 33 702 087,07 рублей) по состоянию на 26.07.2018;

- земельный участок с кадастровым номером , <адрес>, в размере - 3 510 000 рублей (кадастровая стоимость - 9 490 051,77 рублей) по состоянию на 09.08.2018;

- земельный участок с кадастровым номером , <адрес> в размере - 2 254 000 рублей (кадастровая стоимость - 6 092 986,36 рублей) по состоянию на 03.09.2018;

- земельный участок с кадастровым номером , <адрес>, в размере - 4 461 000 рублей (кадастровая стоимость - 11 952 257,9 рублей) по состоянию на 14.11.2018.

В обоснование административного искового заявления приведены доводы о том, что установленная кадастровая стоимость объектов, превышающая их рыночную стоимость, нарушает права и законные интересы административного истца - арендатора земельных участков.

С административным иском представлены отчёты о рыночной стоимости земельных участков ООО «Экспертное бюро Ямала», согласно которым:

размер рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером , на дату оценки 03.07.2018 составляет 3 370 000 рублей (отчет № 149 от 05.08.2019, л.д. 44-101 том 1);

размер рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером , на дату оценки 12.07.2018 составляет 4 885 000 рублей (отчет № 148 от 05.08.2019, л.д. 115-171 том 1);

размер рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером , на дату оценки 16.07.2018 составляет 19 472 000 рублей (отчет № 154 от 05.08.2019, л.д. 185-246 том 1);

размер рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером , на дату оценки 26.07.2018 составляет 11 843 000 рублей (отчет № 151 от 05.08.2019, л.д. 14-71 том 2);

размер рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером , на дату оценки 09.08.2018 составляет 3 510 000 рублей (отчет № 152 от 05.08.2019, л.д. 85-143 том 2);

размер рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером , на дату оценки 03.09.2018 составляет 2 254 000 рублей (отчет № 153 от 05.08.2019, л.д. 157-215 том 2);

размер рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером , на дату оценки 14.11.2018 составляет 4 461 000 рублей (отчет № 150 от 05.08.2019, л.д. 14-72 том 2).

Согласно отзывам участников дела:

Департамент имущественных отношений Ямало-Ненецкого АО не оспаривает наличие у административного истца права на пересмотр кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества, не оспаривает и представленные административным истцом доказательства по делу;

Департамент имущественных отношений Администрации муниципального образования город Ноябрьск просил в удовлетворении административного иска отказать.

Иные участники правом предоставления отзыва на административный иск не воспользовались, на наличие либо отсутствие в деле правового интереса суду не указали, заявлений и ходатайств в его адрес не направили.

Участники в суд представителей не направили при отсутствии предусмотренных статьёй 152 КАС РФ оснований для отложения судебного заседания.

В соответствии с частью 7 статьи 150 КАС РФ, если в судебное заседание не явились все лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте его рассмотрения, явка которых не является обязательной или не признана судом обязательной, или представители этих лиц, суд рассматривает административное дело в порядке упрощенного (письменного) производства, предусмотренного главой 33 настоящего Кодекса.

Решение суда, принятое по результатам рассмотрения административного дела в порядке упрощенного (письменного) производства, может быть обжаловано в апелляционном порядке в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня получения лицами, участвующими в деле, копии решения (статья 294 КАС РФ).

Исследовав и оценив письменные доказательства в административном деле, суд пришёл к выводу об удовлетворении административного искового заявления, исходя из следующих установленных обстоятельств и норм закона.

На основании договоров аренды земельных участков между департаментом имущественных отношений Администрации города Ноябрьска и ООО «Ноябрьскторгнефть», административный истец выступает арендатором:

земельного участка с кадастровым номером . Срок действия договора по 03.07.2067 (22.11.2018 № 157-18 л.д. 39-42 том 1);

земельного участка с кадастровым номером . Срок действия договора по 12.07.2067 (22.11.2018 № 156-18 л.д. 106-114 том 1);

земельного участка с кадастровым номером . Срок действия договора по 16.07.2067 (22.11.2018 № 158-18 л.д. 176-184 том 1);

земельного участка с кадастровым номером . Срок действия договора по 26.07.2067 (20.11.2018 № 150-18 л.д. 3-11 том 2);

земельного участка с кадастровым номером . Срок действия договора по 09.08.2067 (20.11.2018 № 149-18 л.д. 76-84 том 2);

земельного участка с кадастровым номером . Срок действия договора по 03.09.2067 (20.11.2018 № 151-18 л.д. 148-156 том 2);

земельного участка с кадастровым номером . Срок действия договора по 14.11.2067 (25.12.2018 № 176-18 л.д. 5-13 том 3).

Размер и условия внесения арендной платы определены договоров, из которых следует, что в формулу расчёта включена кадастровая стоимость земельных участков.

Компетентным органом в установленном законом порядке определена кадастровая стоимость каждого земельного участка:

с кадастровым номером , на дату оценки 03.07.2018 - 9 110 777,72 рублей; с кадастровым номером , на дату оценки 12.07.2018 - 13 206 937,46 рублей; с кадастровым номером , на дату оценки 16.07.2018 - 59 820 743,27 рублей; с кадастровым номером , на дату оценки 26.07.2018 - 33 702 087,07 рублей; с кадастровым номером , на дату оценки 09.08.2018 - 9 490 051,77 рублей; с кадастровым номером , на дату оценки 03.09.2018 - 6 092 986,36 рублей; с кадастровым номером , на дату оценки 14.11.2018 - 11 952 257,9 рублей.

В соответствие с пунктом 5 статьи 65 Земельного кодекса РФ кадастровая стоимость земельного участка устанавливается для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных Земельным кодексом РФ, федеральными законами, а также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.

Согласно пункту 24 постановления Пленума Верховного Суда РФ № 28 от 30.06. 2015 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» (далее- постановление Пленума ВС РФ № 28 от 30.06.2015) законодательство о налогах и сборах предполагает установление налогов, имеющих экономическое основание.

Статьей 24.18 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее - Закон об оценочной деятельности) определено, чторезультаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц… в суде и комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости.

Обязанность доказать наличие недостоверных сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости, а также обоснованность размера рыночной стоимости, устанавливаемой в качестве кадастровой, лежит на административном истце.

В соответствии с частью 1 статьи 59 КАС РФ доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела.

Суд, с учётом фактических обстоятельств дела, признаёт надлежащими по критериям относимости, допустимости и достаточности, представленные административным истцом доказательства, в частности отчёты №№ 149,148,154,151,152,153,150 ООО «Экспертное бюро Ямала», согласно которым размер рыночной стоимости земельных участков:

с кадастровым номером , на дату оценки 03.07.2018 составил 3 370 000 рублей; с кадастровым номером , на дату оценки 12.07.2018 составил 4 885 000 рублей; с кадастровым номером , на дату оценки 16.07.2018 составил 19 472 000 рублей; с кадастровым номером , на дату оценки 26.07.2018 составил 11 843 000 рублей; с кадастровым номером , на дату оценки 09.08.2018 составил 3 510 000 рублей; с кадастровым номером , на дату оценки 03.09.2018 составил 2 254 000 рублей; с кадастровым номером , на дату оценки 14.11.2018 составил 4 461 000 рублей.

При этом, суд исходит из того, что согласно общему правилу бремени доказывания каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений; суд определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне надлежит их доказывать (статья 62 КАС РФ).

В силу статьи 12 Закона об оценочно й деятельности отчет независимого оценщика, составленный по основаниям и в порядке, которые предусмотрены названным Законом, признается документом, содержащим сведения доказательственного значения, а итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в таком отчете - достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки.

Согласно пункту 3 федерального стандарта оценки «Требования к отчету об оценке (ФСО № 3)» утв. Приказом Минэкономразвития России от 20.05.2015 № 299 отчет об оценке представляет собой документ, содержащий сведения доказательственного значения, составленный в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности, в том числе настоящим Федеральным стандартом оценки, нормативными правовыми актами уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, а также стандартами и правилами оценочной деятельности, установленными саморегулируемой организацией оценщиков, членом которой является оценщик, подготовивший отчет.

В соответствии с пунктом 11 федерального стандарта оценки «Общие понятия оценки, подходы к оценке и требования к проведению оценки (ФСО № 1)», утв. Приказом Минэкономразвития и торговли РФ от 20.05.2015 № 297, основными подходами, используемыми при проведении оценки, являются сравнительный, доходный и затратный подходы. При выборе используемых при проведении оценки подходов следует учитывать не только возможность применения каждого из подходов, но и цели и задачи оценки, предполагаемое использование результатов оценки, допущения, полноту и достоверность исходной информации. На основе анализа указанных факторов обосновывается выбор подходов, используемых оценщиком.

Как усматривается из отчетов, оценщик обосновал отказ от использования доходного и затратного метода, использовал сравнительный метод, на основе выполненных расчётов рыночная стоимость объектов оценки составляет:

с кадастровым номером , на дату оценки 03.07.2018 - 3 370 000 рублей;

с кадастровым номером , на дату оценки 12.07.2018 - 4 885 000 рублей;

с кадастровым номером , на дату оценки 16.07.2018 - 19 472 000 рублей;

с кадастровым номером , на дату оценки 26.07.2018 - 11 843 000 рублей;

с кадастровым номером , на дату оценки 09.08.2018 - 3 510 000 рублей;

с кадастровым номером , на дату оценки 03.09.2018 - 2 254 000 рублей;

с кадастровым номером , на дату оценки 14.11.2018 - 4 461 000 рублей.

Отчёты мотивированы, отвечают критерию достоверности, их содержание соответствует статье 11 Закона об оценочной деятельности.

Согласно пункту 19 постановления Пленума ВС РФ № 28 от 30.06.2015, если заинтересованное лицо (административный ответчик) возражает против удовлетворения заявления, оно обязано доказать достоверность сведений об объекте, использованных при определении его кадастровой стоимости, недостоверность сведений о величине рыночной стоимости, представленных заявителем, а также иные обстоятельства, подтверждающие его доводы.

Таких доказательств участники дела суду не представили.

Само по себе несогласие с административным иском участвующих в деле лиц, без предоставления надлежащих доказательств, подтверждающих возражения на иск, не может являться как основанием к отказу в иске, так и основанием к сбору иных доказательств.

В ситуации, когда кадастровая стоимость земельного участка, установленная по результатам государственной кадастровой оценки земель, превышает его рыночную стоимость на одну и ту же дату, что противоречит положениям пункта 3 статьи 66 Земельного кодекса РФ и нарушает права и законные интересы административного истца, суд удовлетворяет требование административного иска.

Положениями статьи 24.20 Закона об оценочной деятельности предусмотрено, что сведения об изменении кадастровой стоимости на основании решения суда, подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости в соответствии с пункта 11 части 2 статьи 7 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости».

Согласно пункту 25 постановления Пленума ВС РФ № 28 от 30.06.2015, поскольку сведения о дате подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости и применяются для иных установленных законодательством целей, в резолютивной части решения указывается дата подачи соответствующего заявления. Законом об оценочной деятельности для юридических лиц, органов государственной власти и органов местного самоуправления установлен обязательный досудебный порядок урегулирования спора, в связи с этим датой подачи заявления для указанных лиц является дата обращения в Комиссию.

Из материалов дела следует, что административный истец обращался 07.10. 2019 в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Ямало-Ненецкому АО, заявления были рассмотрены 23.10.2019 с принятием решений об их отклонении.

Следовательно, датой подачи заявлений следует считать 07.10.2019.

Руководствуясь статьями 175-180, 249 КАС РФ, суд

решил:

административный иск удовлетворить.

Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>, в размере, равной его рыночной стоимости - 3 370 000 по состоянию на 03.07.2018.

Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером расположенного по адресу: <адрес>, в размере, равной его рыночной стоимости - 4 885 000 рублей по состоянию на 12.07.2018.

Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: Ямало<адрес>, в размере, равной его рыночной стоимости - 19 472 000 рублей по состоянию на 16.07.2018.

Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>, в размере, равной его рыночной стоимости - 11 843 000 рублей по состоянию на 26.07.2018.

Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>, в размере, равной его рыночной стоимости - 3 510 000 рублей по состоянию на 09.08.2018.

Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес> в размере, равной его рыночной стоимости - 2 254 000 рублей по состоянию на 03.09.2018.

Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>, в размере, равной его рыночной стоимости - 4 461 000 рублей) по состоянию на 14.11.2018.

Дата подачи заявления - 7 октября 2019 г.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня получения лицами, участвующими в деле, копии решения.

Председательствующий                 Домрачев И.Г.

3а-22/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
ООО "Ноябрьскторгнефть"
Ответчики
Департамент имущественных отношений ЯНАО
ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии»
Другие
Управление Росреестра по ЯНАО
Департамент имущественных отношений г.Ноябрьск
Суд
Суд Ямало-Ненецкого автономного округа
Судья
Домрачев Иван Гарриевич
Дело на сайте суда
oblsud.ynao.sudrf.ru
23.12.2019Регистрация административного искового заявления
23.12.2019Передача материалов судье
24.12.2019Решение вопроса о принятии к производству
24.12.2019Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
16.01.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
07.02.2020Судебное заседание
07.02.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
03.03.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
03.03.2020Дело оформлено
18.05.2020Дело передано в архив
07.02.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее