Гражданское дело № 2-388/2016
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
город Енисейск 24 июня 2016 года
Енисейский районный суд Красноярского края в составе:
председательствующего Яковенко Т.И.,
с участием представителя истца Черноусовой Т.В. – Матюшкина Д.А.,
при секретаре Енговатых А. С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Черноусовой Т.В. к Министерству обороны Российской Федерации в лице Департамента имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации, о признании проживающей в жилом помещении на условиях социального найма, признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации,
УСТАНОВИЛ:
Черноусова Т.В., в лице своего представителя Матюшкина Д.А., действующего на основании нотариально удостоверенной доверенности <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ, обратилась в суд с иском к Министерству обороны Российской Федерации в лице Департамента имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации, о признании проживающей на условиях социального найма в жилом помещении, расположенном по адресу: <адрес>, кадастровый номер <данные изъяты>, признании права собственности на данное жилое помещение в порядке приватизации.
Требования мотивированы тем, что Черноусова Т.В. была вселена в квартиру в ДД.ММ.ГГГГ вместе с супругом ФИО1 относящимся к гражданскому персоналу войсковой части 14058; в ДД.ММ.ГГГГ на квартиру был выдан ордер. Квартира была предоставлена на состав их семьи, состоящей из четырех человек. На основании Распоряжения Правительства РФ от 17 апреля 2012 г. № 487-р, военный городок № 1, в котором расположена спорная квартира, исключен из перечня имеющих жилищный фонд закрытых военных городков Министерства обороны Российской Федерации. По мнению истицы, квартира на момент предоставления ее их семье не являлась и не является служебной и, поскольку, ранее Черноусова Т.В. участие в приватизации не принимала, ссылаясь на положения Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», просит признать за нею право собственности в порядке приватизации на указанную квартиру.
Истец – Черноусова Т.В., извещавшаяся о разбирательстве дела, в судебное не явилась, в представленном заявлении просила о рассмотрении дела в свое отсутствие, делегировала представление своих интересов Матюшкину Д.А.
Представитель истца Матюшкин Д.А. в судебном заседании настаивал на удовлетворении исковых требований по изложенным в нем основаниям, и уточнениях к нему.
Ответчики - Министерство обороны РФ, Департамент имущественных отношений МО РФ, а также соответчик ФГКУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ (ФКГУ «Центррегионжилье» МО РФ), привлеченное к участию в деле по инициативе суда, извещенные надлежащим образом о дате и времени рассмотрения дела, в суд своих представителей не направили, возражений против рассмотрения дела в отсутствие таковых не представили, об уважительности причин неявки не уведомили, о рассмотрении дела в отсутствие представителей не просили.
Представитель соответчика ФГКУ «Сибирское территориальное управление имущественных отношений», привлеченного к участию в деле по инициативе суда, - Новицкая С.О., действующая на основании доверенности № 08 от 11.01.2016 года, в связи с территориальной отдаленностью просила рассмотреть дело в своё отсутствие, при этом представила возражения по существу заявленных требований, мотивированные тем, что жилое помещение, расположенное по адресу: Красноярский край, г. Енисейск-4, ДОС 12 кв. 18, было предоставлено супругу истицы Черноусовой Т.В. – ФИО1 на основании ордера № хх от ДД.ММ.ГГГГ, в качестве служебного. В соответствии с Постановлением администрации города Енисейска от 14 июля 2000 года № 386-п жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, является служебным; решения о предоставлении данного жилого помещения на условиях социального найма уполномоченным органом не принималось. Спорное жилое помещение является федеральной собственностью, находится в оперативном управлении Министерства обороны Российской Федерации, передано на баланс в ФГКУ «Сибирское территориальное управление имущественных отношений» МО РФ. Решения о передаче жилого помещения в муниципальную собственность Министерством обороны Российской Федерации не принималось.
Третьи лица - администрация г. Енисейска, войсковая часть 14058, извещенные о дате, времени и месте рассмотрения дела, своих представителей для участия в судебном заседании, не направили, возражений против рассмотрения дела в отсутствие таковых не предоставили.
Ранее, в ходе досудебной подготовки, командиром войсковой части 14058 Шияном А. представлен отзыв на иск, в котором он полагал исковые требования не подлежащими удовлетворению, настаивая на служебном статусе спорного жилого помещения.
В соответствии со ст.167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся участников процесса.
Выслушав доводы представителя истца – Матюшкина Д.А., исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Статьей 35 Конституции РФ гарантировано, что каждый вправе иметь имущество в собственности.
В силу ст.1, 2 Закона Российской Федерации от 04.07.1991 N 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" приватизация жилых помещений - бесплатная передача в собственность граждан Российской Федерации на добровольной основе занимаемых ими жилых помещений в государственном и муниципальном жилищном фонде. Граждане Российской Федерации, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в собственность на условиях, предусмотренных указанным Законом, иными нормативными актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Жилые помещения передаются в общую собственность либо в собственность одного из совместно проживающих лиц, в том числе несовершеннолетних.
На основании ст.4 приведенного Закона не подлежат приватизации жилые помещения, находящиеся в аварийном состоянии, в общежитиях, в домах закрытых военных городков, а также служебные жилые помещения, за исключением жилищного фонда совхозов и других сельскохозяйственных предприятий, к ним приравненных, и находящийся в сельской местности жилищный фонд стационарных учреждений социальной защиты населения.
Собственники жилищного фонда или уполномоченные ими органы, а также предприятия, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, и учреждения, в оперативное управление которых передан жилищный фонд, с согласия собственников вправе принимать решения о приватизации служебных жилых помещений и находящегося в сельской местности жилищного фонда стационарных учреждений социальной защиты населения.
Постановлением Конституционного Суда РФ от 30.03.2012 N 9-П часть вторая статьи 4 Закона Российской Федерации от 047.07.1991 N 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» признана не противоречащей Конституции РФ, поскольку данное нормативное положение - по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования - не предполагает издание субъектами РФ нормативных правовых актов, непосредственно регулирующих право собственника муниципального жилищного фонда принимать решения о приватизации входящих в него служебных жилых помещений, в том числе устанавливающих основания и условия ее осуществления, и не препятствует собственнику муниципального жилищного фонда при реализации данного права по основаниям, на условиях и в порядке, установленных федеральным законодательством, издавать нормативные правовые акты, касающиеся принятия решений о приватизации отдельных служебных жилых помещений, при том, что такие решения принимаются в порядке исключения и позволяют сохранять массив служебных жилых помещений.
Таким образом, законодатель, определяя круг объектов, не подлежащих приватизации, в качестве общего правила ввел запрет на приватизацию служебных жилых помещений.
Статьей 6 Жилищного кодекса РСФСР, действовавшего на момент предоставления спорного жилого помещения, было установлено, что государственный жилищный фонд находится в ведении местных Советов народных депутатов (жилищный фонд местных Советов) и в ведении министерств, государственных комитетов и ведомств (ведомственный жилищный фонд).
В соответствии со статьями 28 - 31, 33, 42, 43 Жилищного кодекса РСФСР основанием предоставления гражданину, нуждающемуся в улучшении жилищных условий, жилого помещения по договору найма (социального найма) являлось принятое с соблюдением требований Жилищного кодекса РСФСР решение органа местного самоуправления, а в домах ведомственного жилищного фонда - совместного решения администрации и профсоюзного комитета предприятия, утвержденного решением органа местного самоуправления.
В силу статьи 101 Жилищного кодекса РСФСР служебные жилые помещения предназначались для заселения гражданами, которые в связи с характером их трудовых отношений должны проживать по месту работы или вблизи от него. Жилое помещение включалось в число служебных решением исполнительного комитета районного, городского, районного в городе Совета народных депутатов.
Согласно статье 105 Жилищного кодекса РСФСР порядок предоставления служебных жилых помещений и пользования ими устанавливается законодательством Союза ССР, настоящим Кодексом и другим законодательством РСФСР.
Служебные жилые помещения предоставляются по решению администрации предприятия, учреждения, организации, правления колхоза, органа управления другой кооперативной и иной общественной организации, в ведении которых находятся эти помещения. На основании принятого решения исполнительным комитетом соответствующего местного Совета народных депутатов гражданину выдается ордер на служебное жилое помещение.
Форма ордера на служебное жилое помещение устанавливается Советом Министров РСФСР.
В силу статьи 47 Жилищного кодекса РСФСР на основании решения о предоставлении жилого помещения в доме государственного или общественного жилищного фонда исполнительный комитет районного, городского, районного в городе, поселкового, сельского Советов народных депутатов выдает гражданину ордер, который является единственным основанием для вселения в предоставленное жилое помещение. Форма ордера устанавливается Советом Министров РСФСР. Выдача ордеров на жилые помещения в военных городках производится в порядке, предусмотренном законодательством Союза ССР.
В соответствии с пунктом 2 Постановления Совета Министров СССР от 6 мая 1983 г. № 405 «О порядке предоставления жилых помещений в военных городках и выдачи ордеров на эти помещения» ордера на жилые помещения, в том числе на служебные и в общежитиях, находящиеся в закрытых и обособленных военных городках, выдаются квартирно- эксплуатационными органами Министерства обороны, Министерства внутренних дел, руководством органов и командованием воинских частей (по принадлежности жилищного фонда) на основании принятых в установленном порядке решений о предоставлении жилой площади.
В п.20 Постановления Пленума Верховного Суда РСФСР от 26 декабря 1984 г. N 5 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса РСФСР» судам разъяснялось, что помещения в домах государственного, муниципального и общественного жилищного фонда считаются служебными со времени вынесения решения местной администрации о включении их в число служебных.
Аналогичные правила были подтверждены и в ст. ст. 101 - 102 Жилищного кодекса РСФСР. Назначение служебных жилых помещений заключалось в заселении их гражданами, которые в связи с характером их трудовых отношений должны проживать по месту работы или вблизи от него. Жилые помещения включались в число служебных решением исполнительного комитета районного, городского, районного в городе совета народных депутатов.
Исходя из анализа вышеназванных норм права, признаком служебного жилого помещения (до 1 марта 2005 года) являлось обязательное наличие решения администрации органов местного самоуправления о включении конкретного жилого помещения в число служебных, причем независимо от того, к какому жилищному фонду принадлежало жилое помещение.
Статьей 5 Федерального закона № 189-ФЗ от 29.12.2004 г. «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» предусмотрено, что к жилищным отношениям, возникшим до введения в действие Жилищного кодекса РФ, Жилищный кодекс РФ применяется в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
В соответствии с п. 2 ст.92Жилищного кодекса Российской Федерации, действующего с 1 марта 2005 года, включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду специализированных жилых помещений и исключение жилого помещения из указанного фонда осуществляются на основании решений органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом.
Вместе с тем, каких-либо положений, позволяющих в случае нарушения порядка отнесения жилого помещения к специализированному жилому фонду, безусловно отнести такое жилое помещение к жилищному фонду социального использования и признать за гражданами, проживающими в таком жилом помещении на основании договора найма служебного жилого помещения, право пользования им на условиях договора социального найма, равно как и признать право собственности, законодательство не содержит.
В соответствии со ст.15 Федерального закона от 27.05.1998 N 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» к закрытым военным городкам относятся расположенные в населенных пунктах военные городки воинских частей, имеющие систему пропусков, а также отдельные обособленные военные городки воинских частей, расположенные вне населенных пунктов. Перечни закрытых военных городков утверждаются Правительством Российской Федерации по представлению Министерства обороны Российской Федерации (иного федерального органа исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба).
Действовавшим на момент предоставления спорной квартиры ФИО1 (супругу истицы) приказом Министра обороны СССР от 10 ноября 1975 г. N 288 (аналогичные положения содержатся в приказе Министра обороны Российской Федерации от 15 февраля 2000 г. N 80) было установлено, что гражданский персонал обеспечивался на период работы только служебными помещениями.
Инструкцией о порядке обеспечения жилыми помещениями в Вооруженных Силах Российской Федерации, утвержденной приказом Министра обороны РФ от 15.02.2000 №80, предусмотрено, что работники из числа гражданского персонала Вооруженных Сил, непосредственно связанные с обслуживанием и эксплуатацией казарменно-жилищного фонда и коммунальных сооружений, обеспечиваются служебными жилыми помещениями. На эти цели выделяется 3% от общей площади жилых помещений, закрепленных за Министерством обороны (п.20). Все жилые помещения учитываются в квартирно-эксплуатационной части (КЭЧ) района (гарнизона) в книге учета жилых помещений, подлежащих заселению (п. 23). Предоставление жилых помещений гражданскому персоналу Вооруженных Сил осуществляется в соответствии с жилищным законодательством (п. 43).
В силу ст. 99 ЖК РФ специализированные жилые помещения предоставляются на основании решений собственников таких помещений (действующих от их имени уполномоченных органов государственной власти или уполномоченных органов местного самоуправления) или уполномоченных ими лиц по договорам найма специализированных жилых помещений. Специализированные жилые помещения предоставляются по установленным настоящим Кодексом основаниям гражданам, не обеспеченным жилыми помещениями в соответствующем населенном пункте.
В соответствии с п.12 ст.1 ФЗ «Об обороне» имущество Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов является федеральной собственностью и находится у них на правах хозяйственного ведения или оперативного управления.
На основании Положения о Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденного Указом Президента РФ от 16.08.2004 г. N 1082, Министерство обороны РФ осуществляет в пределах своей компетенции правомочия собственника имущества, закрепленного за Вооруженными Силами РФ.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2008 г. N 1053 «О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом» Министерство обороны Российской Федерации наделено полномочиями по управлению федеральным имуществом, находящимся у Вооруженных Сил Российской Федерации на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.
Согласно подпункту "м" пункта 2 названного Постановления Министерство обороны Российской Федерации в целях управления имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций принимает решения о включении жилых помещений в специализированный жилищный фонд с отнесением таких помещений к определенному виду жилых помещений специализированного жилищного фонда, а также об исключении жилых помещений из указанного фонда.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, ДД.ММ.ГГГГ Красноярской КЭЧ Сибирского военного округа ФИО1 (супругу истицы) был выдан ордер № хх, на состав семьи из трех человек (в том числе на супругу и сына), согласно которому ему предоставлена трёхкомнатная квартира, расположенная по адресу: <адрес> Из пояснений представителя истицы следует, что данная квартира фактически была предоставлена семье Черноусовых еще в ДД.ММ.ГГГГ, в связи с его работой в <данные изъяты> в войсковой части 14058, а ордер был выдан позднее – в ДД.ММ.ГГГГ; на дату его выдачи ФИО1 уже являлся пенсионером по возрасту, но продолжал работать в войсковой части 14058 в <данные изъяты>; к числу военнослужащих он никогда не относился. В настоящее время Черноусова Т.В. одна проживает и пользуется спорной квартирой, поскольку ДД.ММ.ГГГГ ее супруг ФИ1 умер, а дети выехали их квартиры и снялись с регистрационного учета.
Согласно выпискам из домовой книги и финансово-лицевого счета, выданных <данные изъяты>, Черноусова Т.В. зарегистрирована в вышеуказанном жилом помещении с ДД.ММ.ГГГГ, иных лиц на регистрационном учёте не значится.
По мнению суда, с учетом выше указанных требований законодательства, данная квартира была предоставлена ФИО1 и членам его семьи в качестве служебной, как лицу из числа гражданского персонала войсковой части 14058, в связи с его работой в <данные изъяты> данной войсковой части.
Постановлением администрации города Енисейска №386-п от 14 июля 2000 года весь жилищный фонд закрытого военного городка №1 (дома №1-14, 22) был признан служебным. Данное постановление является действующим и в настоящее время не отменено; иных постановлений, вынесенных до 01.03.2005 года, то есть до вступления в силу Жилищного кодекса РФ, отменяющих служебный статус жилых домов, расположенных в военном городке Енисейске-1 (почтовый адрес Енисейск-4), не издавалось.
В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 июня 2000 года № 752-р был утвержден Перечень имеющих жилой фонд закрытых военных городков Вооруженных Сил Российской Федерации, Пограничной службы Российской Федерации и органов ФСБ России, в который был включен и военный городок №1 в г. Енисейске Красноярского края. До издания распоряжения Правительства Российской Федерации № 752-р от 01.06.2000 г. этот военный городок был признан закрытым Приказом командующего войсками Сибирского военного округа № 2 от 10.01.1998 года. До 1998 года статус закрытых военных городков также существовал, однако утверждались соответствующие перечни приказами командующих военных округов. Такой порядок был установлен приказами Министра обороны СССР № 75 от 22.02.1977 года и № 363 от 23.12.1980 года.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.04.2012 г. № 487-р в указанное постановление были внесены изменения, которым военный городок № 1 в г. Енисейске исключен из перечня закрытых военных городков.
Вместе с тем, сам по себе факт исключения спорного жилого помещения из перечня закрытых военных городков не свидетельствует об изменении правого режима находящегося там жилого фонда, поскольку сведений о передаче его в муниципальный жилищный фонд в деле не имеется.
Как следует из материалов дела и установлено судом, ДД.ММ.ГГГГ на основании распоряжения ТУ Росимущества по Красноярскому краю и передаточного акта ФГУ «Красноярская квартирно-эксплуатационная часть района», Министерства обороны РФ передало ФГУ «Сибирское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны РФ имущество, документацию, а также все права и обязанности ФГУ «Красноярская квартирно-эксплуатационная часть района» Министерства обороны РФ, в том числе основные средства (земельные участки, здания, сооружения), в перечень которого вошел и жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>
Спорное жилое помещение является федеральной собственностью, находится в оперативном управлении и передано на баланс ФГКУ «Сибирское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации, возражавшего против передачи квартиры в собственность истцу.
Решения об исключении спорного жилого помещения из числа служебных жилых помещений уполномоченным органом не принималось.
Решения о передаче жилого помещения в муниципальную собственность Министерством обороны Российской Федерации также не принималось. Спорное жилое помещение в муниципальную собственность не передавалось, в реестре муниципальной собственности органов местного самоуправления не числится. В Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, сведения о зарегистрированных правах на спорную квартиру отсутствуют.
ФИО1, а также его супруга Черноусова Т.В. не состояли на учете нуждающихся в жилых помещениях; решение о предоставлении ФИО1 спорного жилого помещения, как лицу, признанному в установленном порядке имеющим право на обеспечение жилым помещением на условиях договора социального найма, не принималось; доказательств тому стороной истца не предоставлено.
Таким образом, спорное жилое помещение было предоставлено ФИО1 и членам его семьи от имени собственника Министерства Обороны РФ на основании ордера в качестве служебного жилого помещения, сведений об изменении правового режима квартиры в деле не имеется, следовательно, отсутствуют правовые основания для удовлетворения требования о передаче квартиры в собственность в порядке приватизации в силу прямого указания ст.4Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда», поскольку спорная квартира сохраняет статус служебной и доказательств иному не предоставлено.
То обстоятельство, что спорная квартира не состоит на учете в ЕГРП не означает, что она не обладает статусом служебной. В отношении государственной регистрации прав Федеральный закон «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» предусматривает, что права на недвижимое имущество, возникшие до момента вступления в силу закона, признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации, введенной настоящим Федеральным законом. Государственная регистрация таких прав проводится по желанию их обладателей.
При таких обстоятельствах исковые требования удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований к Министерству обороны Российской Федерации в лице Департамента имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации, о признании проживающей в жилом помещении на условиях социального найма, признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизацииф,Черноусовой Т.В. отказать.
Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме, путем подачи апелляционной жалобы через Енисейский районный суд.
Председательствующий Т.И. Яковенко
Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ