Судья 1 инстанции Седых Д.А.
Судья–докладчик Туглакова Л.Г. № 33а-1846/2019
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
19 марта 2019 г. г. Иркутск
Судебная коллегия по административным делам Иркутского областного суда в составе:
судьи-председательствующего Туглаковой Л.Г.,
судей Бутиной Е.Г. и Гусаровой Л.В.,
при секретаре Орловой Е.Д.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению исполнительного директора ООО «Тепловодоканал» Мясникова В.Ю. к прокуратуре Киренского района о признании предостережения незаконным,
по апелляционной жалобе исполнительного директора ООО «Тепловодоканал» Мясникова В.Ю. на решение Киренского районного суда Иркутской области от 19 декабря 2018 года,
УСТАНОВИЛА:
Исполнительный директор ООО «Тепловодоканал» Мясников В.Ю. обратился в суд с административным исковым заявлением, в обоснование указал, что 18.09.2018 ему вручено предостережение № 07-24-18 и.о. прокурора Киренского района Зограбяна А.Д. о недопустимости нарушений законодательства в жилищно-коммунальной сфере, в котором указано, что на котельных № 5, № 14 введено полное ограничение режима потребления водоснабжения в объеме ограничения 100%, в связи с чем к началу отопительного периода 2018-2019г.г. теплоснабжение отсутствует, т.к. холодное водоснабжение в котельные № 5, № 14 необходимо для заполнения сетей и подготовки к отопительному сезону. Указанное предостережение не отвечает требованиям Указания генеральной прокуратуры Российской Федерации от 06.07.1999г. № 39/7 «О применении предостережения о недопустимости нарушения закона», ограничивает право на реализацию положений Федерального закона от 07.12.2011г. № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении». Оспариваемым предостережением нарушены права и законные интересы, как исполнительного директора Общества, так и законные интересы юридического лица ООО «Тепловодоканал», поскольку в случае неисполнения указанных в нем требований, административный истец – исполнительный директор ООО «Тепловодоканал» может быть привлечен к административной ответственности. В предостережении отсутствуют сведения о неправомерных действиях должностного лица, наименование закона, которому они противоречат, наступившие последствия, что является обязательным требованием к прокурорскому акту в силу приложения к Указанию Генеральной прокуратуры РФ от 06.07.1999г. № 39/7 «О применении предостережения о недопустимости нарушения закона», кроме того, нарушает право на прекращение или ограничение холодного водоснабжения, предусмотренное п. 8 ч. 3 ст. 21 Федерального закона от 07.12.2011г. № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» в определенных случаях, ограничивает административного истца как исполнительного директора на принятие законных решений в интересах управляемого им предприятия и применению предусмотренных Федеральным законом прав.
Просил суд признать незаконным и отменить предостережение прокурора Киренского района № 07.24.18 от 18.09.2018 о недопустимости нарушения законодательства в жилищно-коммунальной сфере.
Решением Киренского районного суда Иркутской области от 19 декабря 2018 года в удовлетворении административного искового заявления исполнительного директора ООО «Тепловодоканал» Мясникова В.Ю. к прокуратуре Киренского района о признании предостережения незаконным и его отмене отказано.
В апелляционной жалобе исполнительный директор ООО «Тепловодоканал» Мясников В.Ю. просит решение суда отменить и принять по делу новое решение, ссылаясь на обстоятельства и правовые нормы, изложенные в административном исковом заявлении.
Письменных возражений на апелляционную жалобу не поступило.
Заслушав доклад судьи Туглаковой Л.Г., объяснения представителя прокуратуры Иркутской области Дудиной В.П., согласившейся с решением суда, проверив материалы дела, законность и обоснованность принятого судебного акта, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
В силу ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 1 ФЗ от 17 января 1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» в целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства прокуратура Российской Федерации осуществляет надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина федеральными органами исполнительной власти, Следственным комитетом Российской Федерации, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов.
В силу части 1 статьи 25.1 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» в целях предупреждения правонарушений и при наличии сведений о готовящихся противоправных деяниях, прокурор или его заместитель направляет в письменной форме должностным лицам, а при наличии сведений о готовящихся противоправных деяниях, содержащих признаки экстремистской деятельности, руководителям общественных (религиозных) объединений и иным лицам предостережение о недопустимости нарушения закона.
Из положений ст. ст. 22, 25.1 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» следует, что предостережение о недопустимости нарушения закона является документом прокурорского реагирования, мерой профилактического воздействия.
Предостережение - это правовое средство особой целевой направленности, оно имеет превентивный (предупредительный, профилактический) характер. Цель предостережения - предупреждение правонарушений путем официального указания на необходимость изменения модели своей юридически значимой деятельности.
Предостережение о недопустимости нарушения закона никаких юридических последствий для лица, которому оно объявлено, не влечет. Если лицо, которому ранее было объявлено предостережение, все же совершит в дальнейшем правонарушение, о недопустимости которого оно предостерегалось, то правовые последствия для него породят иные меры прокурорского реагирования, принятые в связи с последним нарушением законности, а не это предостережение.
Судом установлено, что отопительный сезон 2018-2019гг. на территории муниципального района Киренский район начат с 17.09.2018.
В ходе заседания оперативного штаба по контролю за ходом подготовительных работ к очередному отопительному сезону 2018-2019гг. 17.09.2018г. обсуждалась информация о том, что на котельных №№ 5 и 14 отсутствует водоснабжение для заполнения сетей и как следствие отсутствует теплоснабжение. От данных котельных зависит теплоснабжение жилищного фонда и социально значимых объектов микрорайона Центральный г. Киренска (МКОУ СОШ № 1, ОГБУЗ «Киренская РБ», МКОУ ДО «ДШИ им А.В.Кузакова г. Киренска»). Несвоевременная подача теплоснабжения в жилые дома, такие социально-значимые объекты, как школьные, дошкольные учреждения, создает угрозу нарушения прав и законных интересов граждан на обеспечение бесперебойным предоставлением коммунальных услуг, а также возникновение чрезвычайных ситуаций и происшествий на котельных.
Ограничение водоснабжения котельных №№ 5, 14 г. Киренска осуществлено ООО «Тепловодоканал», которое эксплуатирует сети водоснабжения.
18 сентября 2018 года и.о. прокурора Киренского района Зограбяном А.Д. в адрес исполнительного директора ООО «Тепловодоканал» Мясникова В.Ю. внесено оспариваемое предостережение № 07-24-18 о недопустимости нарушения требований Федеральных законов РФ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», «О теплоснабжении» и разъяснено, что в случае наступления последствий, указанных в предостережении будет поставлен вопрос о привлечении исполнительного директора ООО «Тепловодоканал» Мясникова В.Ю. к установленной законом ответственности.
Порядок применения прокурором предостережения о недопустимости нарушения закона определен Указанием Генпрокуратуры РФ от 06.07.1999 № 39/7, в соответствии с которым основанием для предостережения должностного лица могут быть только достоверные сведения о готовящихся противоправных деяниях, могущих привести к совершению правонарушения и причинению вреда государственным или общественным интересам либо охраняемых законом правам и свободам граждан, не влекущих уголовную ответственность.
Поскольку прекращение водоснабжения на котельных № 5 и 14 г. Киренска могло привести к возникновению чрезвычайной ситуации, то есть к причинению вреда государственным или общественным интересам, общественной безопасности, выводы суда первой инстанции о законности оспариваемого предостережения и.о. прокурора г. Киренска являются верными.
Учитывая установленные по делу обстоятельства, судебная коллегия соглашается с такими выводами суда первой инстанции.
Доводы апелляционной жалобы о незаконности вынесенного предостережения и возможном нарушении прав административного истца по существу повторяют аргументы, приводимые в обоснование требований заявления и при рассмотрении дела судом первой инстанции, которым была дана надлежащая оценка, не соглашаться с которой у суда апелляционной инстанции оснований не имеется.
Доводы жалобы об ограничении прав со стороны прокуратуры путем вмешательства в хозяйственную деятельность Общества необоснованны, поскольку действия прокурора по вынесению предостережения соответствуют его полномочиям, определенным Законом «О прокуратуре Российской Федерации». Ссылка на нарушение прав административного истца также несостоятельна, поскольку фактов, свидетельствующих о нарушении прав заявителя, не установлено.
Как верно указано судом, такая процессуальная форма реагирования должностными лицами прокуратуры, как предостережение о недопустимости нарушения закона, является профилактической мерой предупреждения правонарушений, неисполнение которого не влечет за собой нарушение прав лиц, в адрес которых такое предостережение вынесено.
При рассмотрении дела судом не допущено нарушения или неправильного применения норм материального или процессуального права, повлекших вынесение незаконного решения, а поэтому оснований к отмене решения суда не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 309 - 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам
О П Р Е Д Е Л И Л А:
Решение Киренского районного суда Иркутской области от 19 декабря 2018 года по настоящему делу - оставить без изменения, апелляционную жалобу исполнительного директора ООО «Тепловодоканал» Мясникова В.Ю. - без удовлетворения.
Председательствующий Л.Г. Туглакова
Судьи Е.Г. Бутина
Л.В. Гусарова